Идея общечеловеческого братства и искушение человеческой души в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».



Для воплощения любой идеи необходим деятель. Достоевский указывает этого деятеля: в образе его предначертан новый тип христианской духовности – иноческого служения в миру. “Русский инок”, Алексей Карамазов, не является “описанием существующего идеала”, он не столько обобщающее итоговое изображение, а скорее выступает “заданием и проектом” (по выражению Л.А. Зандера) предстоящего восстановления образа Христа в человеке. Роман говорит именно о “возможном значении” А. Карамазова. Реализоваться полностью ему надлежит в будущем (в предполагавшемся “втором”, главном романе), поэтому он деятель “пока неопределенный, невыяснившийся”.

Пройдя через монастырскую аскезу, Алексей Карамазов совершает жертву, заключающуюся в “отдаче своего малого я, – неполного, ограниченного, закованного своекорыстием”. Эта жертва есть великое освобождение, необходимое для всякого творчества, “она есть выход из порочного круга эгоизма и солипсизма”. Алеша выходит в мир; старец Зосима говорит перед смертью своему ученику: “Мыслю о тебе так – изыдешь из стен сих, а в миру прибудешь как инок. Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь и жизнь благословишь и других благословить заставишь, – что важнее всего. ” Таков замысел Достоевского об Алеше: предсказания старца должны были исполниться во втором романе.

Достоевский, по мнению Бердяева, верит в искупающую и возрождающую силу страдания. Поэтому жизнь есть “искупление вины через страдание”, а свобода связана с искуплением. “Свобода привела человека на путь зла. Зло было испытанием свободы. Зло же должно привести к искуплению”, которое “восстанавливает свободу человека”. “Христос-Искупитель и есть свобода. Достоевский во всех своих романах проводит человека через этот духовный процесс, через свободу, зло и искупление”.

Алексей Карамазов проходит этот “духовный процесс”. “Юный человеколюбец” сталкивается с атеистом, “ученым братом”. “Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить. Полюбить прежде логики – и тогда, только я и смысл пойму”, – говорит он Ивану. Алеша приемлет мир Божий по вере своей, Иван в Бога не верит (или принимает его с убийственной насмешливостью, что одно и то же) и, прежде чем полюбить мир, хочет понять его смысл. Для “евклидова ума” Ивана идея свободы “иррациональная тайна” (словами Бердяева). Бунт “евклидова ума” против Бога связан с отрицанием, непониманием свободы. “Если нет свободы как последней тайны миротворения, то мир этот, с его муками и страданиями, со слезами невинно замученных людей не может быть принят”. Не может быть принят и Бог, сотворивший “такой ужасный, безобразный мир”. Безбожному разуму противопоставляется любовь. “Pro и contra” входит в самую душу Алеши, становится его искушением и победой над искушением.

Умирает старец; ученик ждал прославления учителя, но вместо этого присутствует при его бесславии – от гроба почившего исходит “тлетворный дух”, “соблазн” охватывает и монахов, и богомольцев; “соблазняется и “твердый в вере” “реалист” Алеша. Алексей Карамазов восстает на Провидение, требует от него “справедливости”, его “бунт” – отзвук бунта Ивана. Но “не чудес ему нужно было, – объясняет автор, – а лишь “высшей справедливости”, которая была, по верованию его нарушена и чем так жестко и внезапно было поражено сердце его. Ну и пусть бы не было чудес вовсе, пусть бы ничего не объявилось чудного и не оправдалось немедленно ожидаемое, – но зачем же объявилось бесславие, зачем попустился позор, зачем это поспешное тление, “предопределившееся естество”?. Где же Провидение и перст его? К чему сокрыло оно свой перст в самую нужную минуту (думал Алеша) и как бы само захотело подчинить себя слепым, немым, безжалостным законам естественным?”. В этом, по словам Вяч. Иванова, “недолгом, но страшном люциферическом бунте” заключается познание зла Алешей. В то же самое время душа “юного человеколюбца” “стремится к Богу и Его добру, веря в Него незыблемо”. Поэтому Иван Карамазов, “заметивший, что его брат “твердо стоит”, за-вел с ним разговор о своем “бунте” против Бога, пояснив ему, что “я, может быть, себя хотел бы исцелить тобою”.

Старец Зосима и Алеша изображены Достоевским как люди, “которые познали зло и пришли к высшему состоянию”, – пишет Бердяев. Высшее состояние заключается в соприкосновении, близости с горним. “Еще среди несовершенного настоящего Алеша, “русский инок” уже явно отмечен совершенным будущим”. На пороге этого будущего дух инока “возбужден до степени восторга, близкого к молитвенному экстазу исихастов” – такого состояние Алеши в главе “Кана Галилейская”. Алексей Карамазов в своем религиозно-мистическом прозрении подходит к ощущению “мира иного”, который есть духовно существующее Царство Божие.

В сложном, глубоком, восторженном состоянии духа Алеши выражена мысль Достоевского, проходящая сквозь всю тему иночества в романе – мысль о том, что “через иноческий подвиг деятельной, всецелой и всемирный любви восстанавливается единство космического и земного, вечного и временного, единство Бога и человека”, что в конечном счете дает роману оптимистичное звучание.

По замыслу писателя, А. Карамазов – “сердцевина целого” – не только в композиции романа, но и по отношению к русской действительности. Действенная любовь Алеши становится основой братства духовного; она – движение, которое идет от него ко всем. “Юный человеколюбец” видит свое дело в активных отношениях с братьями Иваном и Дмитрием, со связанными с ними женщинами, с детворой. Проповедь Алеши – проповедь делами. Вся его жизнь – служение ближнему. И это роднит Алешу с первыми христианами. Как и они, А. Карамазов стоит на пороге новой эра в истории человечества.

Роман “Братья Карамазовы” – последнее произведение Ф. М. Достоевского. Вероисповедание писателя. Христианство автора “Братьев Карамазовых” – пусть “розовое” христианство, но оно дает силы жить. “Не очевидна ли некая доля истинности в нем?” (с) Розанов.

Человек должен выйти из пассивного состояния, стать “деятелем” – “вера без дел мертва”. Братство явится тогда, когда человек почувствует себя братом ближнему своему; и тогда создастся бытие, исполненное благодати. Ибо “рай в каждом из нас затаен. и захочу, завтра же настанет он для меня в самом деле и уже на всю мою жизнь”. Христианство Достоевского – “белое, иоанново христианство”, чему и является свидетельством последний роман писателя.

ИЗ СЕМИНАРА

В предисловии противоречие между заголовком и предисловием. В Алёше есть нечто цельное.

Карамазовы - "черная грязь/земля" (тюрк.) или кармазин - вид материи, сукно красного цвета. Почва, на которой что-то должно родиться. Яркое, алое, которое выявляет что-то в человеке. Выросли сами по себе, как сорная трава.

Дмитрий - Деметрия, богиня плодородия (сила, страсть, телесная страсть); Иван - слишком много ума (через ум пытается понять жизнь, приходя к тупику, голова заболевает из-за этого); Алёша - внешне кроткий, но внутри противоречие страстей (духовный тупик). 

Братство у Достоевского - понимание соборности. Как увидеть и почувствовать это состояние? Истинного братства нет в начале. Это должно быть конечной целью. Братство - духовные и душевные отношения людей. Духовное единение людей, которое основано не на материальных началом.

Душевный - то, что связано с чувствами. Духовное - нечто более высокое; метафизика, высшие состояния человека.

Много похожего с "Господами Головлёвыми".

Если есть привычка ко злу, значит должна быть и привычка к добру. К привычке совершать добро ведут духовники, монахи, старцы. С богом они говорят иначе, чем светские люди. Внешними силами нельзя заставить появиться привычку к добру.

Миусов описывает старца. Это контраст. Совершенно другой тип, провокация.

 

Учение любви связано с образом старца Зосимы. Деятельная любовь.

Петруша Калганов не хочет выделяться, хочет вести себя "подобающе". Миусов неверующий, он далек от святости, для него монастырь не имеет никакого смысла.

Слово является характеристикой героя.

Федор Палыч - старый шут, хочет только обратить на себя внимание. Он хорошо чувствует своего собеседника. Научился чувствовать людей. Хочешь подразнить Миусова. нарушает все нормы приличия. Делает пакости для того, потому что привык ощущать в себе эти состояния. У него и Миусова нет внутреннего стержня, позволяющего понять, как вести себя в той или иной ситуации. Один аристократ, другой никто. Один образованный, другой никто - приживальщик. При этом оказывается, что они похожи друг на друга. Миусов - либерал, носитель этой идеи.

Идея синтеза всех религий. Уважение к религиям и к людям. Знаки человеческой близости.

Какие мы, такими мы видим окружающих людей. Старец некрасив внешне, но красив душой. С каким мы близки сознанием?

Хохлакова ищет веры, но не может верить. Эгоизм.

КАК МОЖНО ПОЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Кана галиллейская. мотив молитвы. молитва - особое состояние, особое чувство. отсылки к романтической традиции.

"драгоценного мертвеца" - сочетание несочетаемого. грань 2х миров.

Вот тут есть полезная инфа: https://www.fedordostoevsky.ru/works/lifetime/karamazov/

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!