ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН Башкирские поселения 8 страница




12        Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362. Л. 29.

13        Там же.

14        Там же. Ф. 1.Д. 355.Л. 39.


БИРСКИЙ УЕЗД


343


 


Галин сын Муслюмов «находился у препровождения пожертвованных башкирцами армии лошадей до г. Вильно в 1812 г.»15. Юртовым старшиной был зауряд-хорунжий Ахметулла Тажбулатов сын Смаков; его сыновья Арсланга-рей, Лукман.

Имена и тамги башкир: Мухаметрахим Загитов , Мамет Бикбавов . .", Субханкул Биккулов V, Муталлап Бикбавов , Динмухамет Алишев , Зайсан Типеев , Абряш Абдалов , Хисамутдин Шамаев

Башкиры занимались земледелием (в 1842 г. на 790 человек было засеяно 3840 пудов озимого и 2120 пудов ярового хлеба, имели 4 мельницы), животноводством (243 лошади, 230 коров, 153 овцы, 304 козы), пчеловодством (100 ульев, 5 бортей).

Было 2 мечети. В земском училище в 1909 г. обучалось 8 башкирских и 3 русских мальчика, 1 русская девочка.

Лишь один хутор Камелево из всех поселений двух юрт (3—4) относится к Ельдякской волости. В 1834 г. состоял из двух дворов с 7 мужчинами и 11 женщинами. Его основал и здесь жил кантонный начальник 14-го класса Зубаир Му-каевич Кутлубаев. В 1817 г. добился дворянского звания. По X ревизии здесь было 4 двора с 12 мужчинами и 15 женщинами. И в 1870 г. было столько же дворов и жителей, но количество мужчин уменьшилось до 8. Была мельница. 137 башкир при 25 дворах было в 1920 г. Все переписи показали жителей башкирами-вотчинниками. В 1842 г. управляющим 10-м башкирским кантоном являлся хорунжий Раян Зубаирович Кутлубаев. Жена его — дочь штаб-офицера Фатима Резяпова16. У Раяна в 1857 г. имелось 3 поташных завода: первый приносил доход от продажи шадрика (использовался для мыловаренной промышленности) 1350, второй — 25000, третий — 900 руб.17 Затем эти 3 завода перешли к его брату Нугуману Кутлубаеву18.

В одной ведомости за 1859 г. эти заводы характеризуются следующим образом. Завод при д. Измарино имел 14 чанов, 4 печи, 4 котла. Работные люди из мусульман 8 человек: 1 мастер, 6 чернорабочих, 1 сборщик щелоков. Производит в год 300 пудов шадрика на 564 руб. На заводах при дд. Камелево и Казанцево (Вострецово) находилось 14 чанов, 4 печи, 2 котла «водогрейных» и 2 — «поташеваренных», по 8 рабочих из башкир, 2-й выплавлял 800, 3-й — 200 пудов шадрика19.

В 1842 г. на 18 человек сеяли 192 пуда озимого и 360 пудов ярового хлеба.

Остальные деревни 3-й юрты относятся сегодня к Дюртюлинскому району.

* * *

Охарактеризуем поселения 4-й юрты. Название д. Чалкаково при р. Шулей происходит от древнебашкир-ского — голая, жесткая, каменистая (местность)20.

Она известна с начала XVIII в.

Опубликован интересный документ от 1 июля 1732 г., говорящий о повышении роли родословной в поземель-

5 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

16 Там же.

17 Там же. Ф. 6. Оп. 2. Д. 67. Ведомость 18.

18 Там же. Д. 174. Л. 73.

19 Там же. Д. 505. Л. 399-404.

20 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 125.


ных делах наряду с официальными жалованными и сберегательными грамотами жителей данного селения. Башкиры Чалкаково Ишперда Баканов , Бускун Исен-гулов , сотник Кошар Теуков , Сарбай Зиянов , Усман Исенов , Абдулсалам мулла Исенов вместе с вотчинниками дд. Ерми, Кулево, Старый Каинлык, Кангышево Эске-Еланской волости («Успюля тож»), изучив свою родословную («исследовав мы меж собою от прапращурского поколения») и шежере прибывших к ним башкир Сулеймана, Тляса, Тляка, муллы Юзея Бикметевых, установили с последними свое общее происхождение — родство: «Истари прапращур наш, также и прапращур их, Сулеймана с братьями, были братья родные и одновотчинники ... волости, и владели вотчинною землею прапращуры наши вообще ис платежа ясака. И ныне мы ... с общего согласия им, Сулейману з братьями, отделили ... ис платежа ясака как из вотчинной земли, так и из лесу и из рыбных ловель и изо всяких угодьев жеребий в общее с нами владение». Границы их вотчины: «по Большой речке Беркати с вершины левою стороною до устья, по которой речке с вершины правая сторона вотчина Бадряковская до смежной Ельдятской вотчиной межи к Ыраузу, от вершины же речки Большой Беркати правою стороною, а от тое межи к Ыраузу подле смежна Ельдяцкой вотчиной же межи правою стороною до большей аремы, а от той аремы по р. Букалязе с устья до вершины правою ж стороною, а от вершины речки Букалязы до озера Ямчитау, подле соснового бору». Из общего ясака в размере 20 куниц и 13 батманов меда Сулей ман с братьями должны были внести в казну по кунице и 2 батмана меда в год21.

А теперь несколько данных о развитии деревень. Несмотря на то, что деревня упоминается в договорной записи 1732 г., мы не располагаем статистическими сведениями о башкирах за XVIII в. Коренные жители между 1783 и 1794 гг. приняли к себе на поселение ясачных татар, перешедших в тептяри и в 1795 г. насчитывающих 18 мужчин и 15 женщин22.

Несмотря на это, сами тептяри (Сафаргали, Мухамет-гали Салиховы, Сабит Салимов, Абдулбасир Баязитов, Шигабутдин Абсаламов, Хисамутдин Сайфутдинов, Кур-бангали Сайфаргалеев, Загидулла Мухаметгалин) в 1839 г. заявили, что «на владеемую землю прав письменных никаких не имеем и, когда предки наши поселились, не припоминаем»23.

В 1816 г. в 35 дворах проживали 232 башкира, 50 теп-тярей из татар, в 1834 г. было 365 башкир и 99 тептярей при 80 дворах. В 1859 г. отмечено 723 вотчинника (131 двор) и 135 припущенников при 21 дворе. Перепись 1920 г. взяла на учет 2287 башкир и татар при 439 дворах.

В 1842 г. юртовым старшиной 4-й юрты служил внук вышеупомянутого Бускуна зауряд-есаул Иттисам Байтов сын Бускунов, отслуживший в 1815 г. этапную службу в Тобольской губернии и в 1820 г.— линейную службу в Красногорской крепости; его сыновья Миргаязитдин (17 лет), Фазлитдин (9 лет), Назметдин (6 лет). Кто-то из жителей сегодня сможет составить свою родословную до

21 МИБ. Т. 3. С. 302-304.

22 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 30.

23 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 12.


344


БУРАЕВСКИИ РАЙОН


 


отца Бускуна24: Исянгул — Бускун — Байт — Игтисам и его 3 сына.

Приведем еще две тамги: Амир и Амиркан Азнаевы , Мухаметкунафия Ишалин (1812г.)25.

365 башкир в 1842 г. засеяли 276 пудов озимого и 600 пудов ярового хлеба. Имели 2 водяные мельницы. Башкирам с тептярами (364 человека в 1834 г.) принадлежало 213 лошадей, 241 корова, 225 овец, 277 коз. Пчеловоды имели 194 улья и 109 бортей. Действовала мечеть.

Д. Каинлыково первый раз упоминается в договорной записи за 1732 г., где названы ее жители Юртукей Юсупов ' ,, Ишбулды Ишиммятов , Карабай Етемов , Са-банчи Кашеваров . , Азиммат Чюрегеев , Юзюкей Кусекеев , а так же житель д. Старый Каинлык Арыкбай Сатлыганов '.26. Выходит, что уже тогда эске-еланцы имели коренное и дочернее поселения.

В дальнейшем упоминается д. Ирзимяс («Каинлык тож»), 18 ясачных татар которой стали пугачевцами. В 1834 г. показаны Ирзимяс (34 тептяря) и Новокаинлы-ково (301 башкир, 95 тептярей, припущенных по договору эске-еланцев 1746 г.)27. Еще в 1816 г. здесь отмечено наличие 220 башкир. Перепись 1859 г. учитывает две деревни Каинлыково: в одной в 82 дворах проживали 564 башкира и 47 припущенников при 6 дворах, во второй — 271 башкир (47 домов) и 30 припущенников при 3 дворах. В 1920 г. в Каинлыково 708 башкир при 137 дворах.

В 1842 г. 55 дворов башкир (301 человек в 1834 г.) владели 193 лошадьми, 217 коровами, 117 овцами, 122 козами. При 2-мечетной д. Каинлыково была водяная мельница.

В Ирзимясе 16 дворам с 95 тептярями принадлежали 46 лошадей, 38 коров, 22 овцы, 37 коз.

В земском училище д. Каинлыково в 1909 г. обучались из башкир 29 мальчиков и 4 девочки, а также по одному мальчику и девочке из русских.

Название д. Саитбаево от антропонима. Вотчинники Учбулинской тюбы Эске-Еланской волости по договору 1790 г. приняли к себе мишарей на правах припущенников28.

В 1816 г. насчитывалось 150 башкир (18 дворов), 20 мишарей (4), в 1834 г. — 220 башкир (32), 21 мишар (4), в 1859 г. - 271 башкир (47) и 25 мишарей (3), в 1920 г. -682 башкира и тептяря (должно быть: мишаря) при 133 дворах.

В 1842 г. на 220 башкир было засеяно 360 пудов озимого и 456 пудов ярового хлеба. Имели 2 мельницы. 34 дворам принадлежали 140 лошадей, 98 коров, 118 овец, 94 козы, а также 43 улья и 7 бортей. Была мечеть.

Деревень под названием Курзя было 4—5.

Д. Курзя (название означает в коми, удмуртском языках «залив»)29 упоминается в документах за 1711 г., когда ее житель мариец Тимофей Янымов занял у башкира Алтынбая Актуганова из д. Шукеево Казанской дороги 27 руб.30

24 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 23.

25 Там же. Д. 362. Л. 3.
26МИБ. Т. 3. С. 302.

27 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 142;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4619.

28 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4571. Л. 3; Ф. 172. Оп. 1. Д. 175.
Л. 7.

29 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 61.

30 МИБ. Т. 3. С. 72.


В 1748 г. взяли на учет две деревни: Курзя (21 мужчина из удмуртов, 4 татарина, 4 марийца м.п.) и Старокурзя при р. Шулей (20 мужчин из ясачных татар, 8 душ м.п. марийцев)31.

Д. Старокурзя упоминается в заемной записи за 26 октября 1764 г. татарина этого поселения Ишбулата Арсланова в связи с тем, что он занял 30 руб. у мишара д. Балышлыбаш Шарипа Бикмаева. За это он отдал «Шарипу 2-х своих родных дочерей Минлибику осьми, Фейхану 6-ти лет, с таким обязательством, чтоб ему, Шарипу, тех моих дочерей до настоящего возраста держать при себе, поить и кормить и одеждою безнедостаточно снабдевать. А егде в возраст придут, тогда их по согласию ему, Шарипу, и за мужев выдать, за кого они пожелают. За которые и колымные по нашему мусульманскому обыкновению деньги, сколько по уговорам причтется, взять ему одному, а мне до того уже дела нет и не вступаться»32.

В д. Старокурзя в 1795 г. в 10 дворах проживал 101 башкир. Особо показаны тептяри из вотяков (33 человека). По VII ревизии 1816 г. здесь было 100 башкир, 50 тептярей из удмуртов, 35 мишарей33. В 1834 г. взято на учет 104 башкира, 33 мишаря, 29 тептярей-удмуртов. 302 башкира (55 дворов), 98 припущенников (7) было в 1859 г. Перепись 1920 г. показала 786 башкир и мишарей при 150 дворах. Из статистических данных, как видно, исчезли марийцы, затем — удмурты. Следует думать, что такие изменения произошли ввиду переселения их в другие поселения (например, в д. Воткурзя, т.е. Вотская или Удмуртская Курзя).

Время поселения удмуртов, марийцев, мишарей, ясачных татар (последние, кроме второй ревизии 1748 г., больше не учитывались) по источникам не известно. Мишари Ямлиха Халитов, Мухтар Мурзакаев, Абдулнасыр Латипов, тептярь из удмуртов Абдулвахит Абтыкаев в 1839 г. по этому поводу свидетельствовали следующее: «Мы на владеемую нами землю прав никаких не имеем, и когда предки наши поселились, не припоминаем»34. Все-таки это время относится к началу XVIII в. Имеется любопытный документ за 20 августа 1781 г. о припуске новой группы удмуртов в эту деревню. Это договорная запись: «Припустили в деревню Курзу вотяков Явгильду Ямеева, Яркея Ягышева с товарыщи для жительства во оной деревне как прежде отцы их владели сенными покосами с пашенною землею со хмелевым щипанием тако ж владеть, и им же вотякам в лесу зверей ловить, тако ж мост мостить, в том тамги свои приложили Тимаш Сай-дяков , Байрамля Заитов , Ибраш Чюракаев , Абуюс Иманов , Масягут Балтии , Акманай Акба-шев , Абдул Ишалин , Кузбай Ахмеров , Сарыбаш Аитов , Сагит Сарбашев , Абдулла Аитов , Кузбай Муслюмов , Баис Биктин , Салим Сусеев »35.

В 1842 г. на 104 башкира было засеяно по 160 пудов озимого и ярового хлеба.

В 1909 г. в земском училище обучались башкиры (7 мальчиков) и русские (13 мальчиков и 2 девочки).

31 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 301-305. 32МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 301-302.

33 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.

34 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 5.

35 Там же. Л. 27.


БИРСКИЙ УЕЗД


345


 


Д. Саит-Курзя в конце XVIII в. была известна как Габ-басово-Курзя. В 1795 г. она состояла из 6 дворов башкир (39 человек) и 4 дворов тептярей (33 человека). В 1816 г. было 136 башкир и 20 тептярей из татар, в 1834 г. 225 башкир проживало в 42 домах, 18 тептярей — в 2 дворах. 428 башкир (67 домов), 19 тептярей (3 двора) показала Хревизия 1859 г. В 1920 г. учтено 883 башкира в 165 дворах.

В 1842 г. на 42 двора и 225 башкир приходилась 101 лошадь, 71 корова, 146 овец, 123 козы. Учтено 47 ульев, 3 борти. Они засевали 264 пуда озимого и 240 пудов ярового хлеба. Были мельницы и мечеть.

О землепользовании тептяри из татар Басир , Муха-метзян , Хабир Газикеевы в 1839 г. писали, что пользуются землей эске-еланцев «без актов»36.

Д. Тангатарово с 5 дворами и 33 башкирами и 29 тептя-рями в конце XVIII в. называли Курзи. Курзи-Тангатарово в 1816 г. имела 18 дворов с 80 башкирами и 40 тептярями. 103 башкира, 88 тептярей было в 1834 г. Взято на учет в 1859 г. 234 башкира при 39 дворах и 54 тептяря при 6 дворах. Башкир и тептярей в 1920 г. насчитывалось 763 человека (132 двора).

Жители занимались земледелием (в 1842 г. на 103 человека сеяли по 124 пуда озимого и ярового хлеба), животноводством (91 лошадь, 73 коровы, 91 овца, 87 коз), пчеловодством (70 ульев, 40 бортей). Была мечеть.

Д. Аитово в конце XVIII в. знали как Курзи-Аитово, состоящую из 10 дворов с 39 мужчинами и 26 женщинами из башкир. Эти цифры свидетельствуют о недавнем ее основании. Деревня и в дальнейшем оставалась однонациональной: в 1816 г. — 88 башкир (11 дворов), в 1834 г. — 123, в 1859 г. - 221, в 1920 г. - 400 башкир.

Среди эске-еланцев, припустивших новую группу удмуртов в д. Старокурзя по договору от 20 марта 1781 г., были сыновья и внуки первопоселенца д. Аитово Сары-баш Аитов , его сын Сагит , Абдулла Аитов 37. Выходит, что Аитово — выселок из д. Старокурзя.

Жители (223 человека) в 1842 г. сеяли по 144 пуда озимого и ярового хлебов. На 22 двора имели 72 лошади, 58 коров, 72 овцы, 61 козу. Пчеловодам принадлежали 34 улья и 26 бортей.

* * *

Эске-еланские поселения находились и в составе 23-й и 27-й юрт 10-го башкирского кантона. К Ванышской тюбе относились Байсакино, Минлино, Ваныш-Алпау-тово, Каразириково.

Д. Байсакино зафиксирована ревизией 1795 г. Первопоселенцем ее был известный среди эске-еланцев башкир-вотчинник Байсакай Аккушев. Вотчинник волости Иманай Козебахтин (его дед Ишимбай — прадед Ишим-бет — прапрадед Чапай — прапрапрадед Елгыш) в 1746 г. писал, что он и его родственники являются «природными Ички-Еланской волости башкирцами и платят ясак за 15 куниц и за мед 3 батмана деньгами по 10 рублей по тридцати по одной копейки на год», что они «имеют в той волости старинную родовую вотчинную землю, которая состоит отсель на другой стороне Таныпу реки по разным


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!