ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН Башкирские поселения 12 страница




БИРСКИЙ УЕЗД


355


 


который держитца в Казани, испод караула освободить»102. В самом деле, из-под караула он был освобожден.

Еще в 1713 г. башкиры-вотчинники Ельдякской волости Бекчура Безергенов, Токай Игимметов, Топас Доб-рынкин «с товарыщи» по договорной записи припустили служилых татар из д. Кулаево Имая и Усмана Кулаевых, Сулеймана и Тикея Келмаевых на свою вотчину и дали землю «под усад и под пашню и сенные покосы» в границах «с вершины речки Малой Евбазы по ту левую сторону до Ямансазу и по тому Ямансазу вверх на Волховое озеро, и от того озера вверх по сухому логу до перевесья, и от того перевесья по арке до вершины р. М. Евбазою и до Шамшадинской межи». На р. Евбаза они получили возможность навечно поселиться «усадьбою 10-ми дворами с условием уплаты по 8 гривен в год в помочь башкирского ясака»103. По-видимому, так возникло поселение Имай-Утар.

Такого характера выезды части жителей Кулаево и Имай-Утарово в другие места из-за «недорода хлеба» и «размножения роду» продолжались и в последующее время, в частности, в 1760 г. они выехали в мишарские деревни нынешнего Чишминского района104.

О правах кулаевцев на землю и о времени появления поселения мишарей на р. Сибирган имеется глухое упоминание в одном сборнике, по которому мишарские дд. Улеево, Берлячево и Кулаево возникли на основе жалованных грамот. Если дата грамоты, предоставленной первым двум деревням, известна (1650 г.), то о грамоте для кулаевцев не только ничего не известно, но и ее существование оспаривалось башкирами д. Большебадраково. Как доверенное лицо от своих сельчан башкир Габбас Карышев с документом в руках доказал, что кулаевцы осели здесь не на основе жалованной грамоты, а по договорной записи от башкир от 1 мая 7177 (1669) г. как при-пущенники — пользователи земли, за что ежегодно платили владельцам земли оброк105.

В 1795 г. здесь проживало по 119 мужчин и женщин. Среди них были старшина поручик 57-летний Абдулкарим Максютов (с 1798 г. его сын Абдулкадыр стал кантонным начальником 4-го мишарского кантона), 73-летний Арс-лан Аптикеев и его 103-летний отец Аптикей Сеитов106. В 1816 г. было 308, в 1834 г. - 360, в 1859 г. - 654 мишаря, в 1920 г. — 1223 татарина. Как видно, мишари в начале 20-х гг. XX в. полностью вошли в татарский этнос.

В 1842 г. на 360 мишарей было засеяно 1408 пудов озимого и 2648 пудов ярового хлеба. Имели мельницу. На 49 дворов приходилось 100 лошадей, 140 коров, 250 овец, 110 коз, а также 50 ульев. Была мечеть.

Следует отметить, что в Эске-Еланской волости была одноименного названия и башкирская деревня, которая в 1795 г. состояла из 7 дворов с 41 жителем. В 1920 г. она находилась в 3 верстах от центра Калмыковской волости д. Чалкаково (мишарская д. Кулаево от нее — в 10 верстах) и имела 25 дворов с 116 башкирами. Она известна и под именем Кулево (Кулаево).

МИБ. Ч. 1.С. 291.

Там же. Т. 3. С. 96.

Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 34.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362. Л. 2.

Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 31. Л. 91.


Сегодняшняя д. Сибирганово возникла как хутор кантонного начальника 4-го мишарского кантона Абдул-кадыра Абдулкаримова сына Максютова, жителя д. Кулаево. Право на владение землей мишари связывали с договорной записью башкир Эске-Еланской волости от 1 мая 7177 (1669) г., данной мишарям Кулаево107.

Хутор впервые был учтен VIII ревизией 1834 г., когда в нем насчитывалось 18 мишарей. Затем в 1859 г. они ошибочно были названы башкирами (48 человек), точно так же, как и в 1920 г. (201 человек).

Татарско-тептярские деревни

Сначала обратим внимание на раннюю историю селений, возникших на территории Ельдякской волости.

Тептяри д. Тугаево (в переводе на русский язык — луг) на пользование землей ельдякских башкир в 30-х гг. XIX в. представили комиссии по наделению землей башкирских припущенников договорную запись от 20 мая 1726 г., по которой вотчинники припустили ясачного татарина Иткиню Сулеева (тамга V) на свою землю «поселитца усадьбою одним двором» с условием «ясаку в казну ее императорского величества платить с нами, башкирцами, ему, Иткине 20 по 2 куницы да по 9 батман ... меду на всякой год»108.

Здесь жили и мишари, однако время их припуска нам не известно.

В 1748 г. здесь проживало 26 ясачных татар, ставших тептярями к 1795 г. В 1774 г. было 128 пугачевцев из ясачных татар. По V ревизии их насчитывалось 313 человек; в 1816 г. — 372 тептяря, 14 мишарей; в 1834 г. — 483 теп-тяря, 44 мишаря; в 1859 г. — всех 711 человек; в 1870 г. — 728 татар, в том числе 60 башкир (скорее всего, мишари); в 1920 г. — 908 мишарей. В последнем случае вернее было бы показать их тептярями.

В 1842 г. мишари (44 человека) сеяли 216 пудов озимого и 192 пуда ярового хлеба. 483 тептяря (76 дворов) имели 272 лошади, 238 коров, 410 овец, 255 коз. У пчеловодов было 63 улья и 2 борти. Деревне принадлежали мечеть и мельница.

Д. Утяганово (название от антропонима) в 1747 г. имела 4 двора с 30 мишарами и 8 дворов с 68 ясачными татарами, что свидетельствует о сравнительно давнем ее основании. Они могли здесь обосноваться в начале XVIII в. Среди пугачевцев можно было найти 45 ясачных татар. В 1795 г. здесь насчитывалось 126 тептярей (бывшие ясачные татары), 45 мишарей, 13 башкир (из д. Чишма-Бураево); в 1834 г. — 200 тептярей, 95 мишарей, 19 башкир; в 1859 г. — 489 припущенников и 21 башкир-вотчинник; в 1870 г. — 359 тептярей, 171 мишар; в 1920 г. — 505 тептярей и мишарей.

В 1842 г. 95 мишарей сеяли 480 пудов озимого и 160 пудов ярового хлеба. Они имели 20 лошадей, 22 коровы, 26 овец, 26 коз. На 200 тептярей при 37 дворах приходилось 151 лошадь, 111 коров, 149 овец, 76 коз. В деревне была мечеть.

На земле Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости возникла д. Кадырметово, впоследствии названная Ишма-

Там же. Д. 585. Л. 1-2.

МИБ. Т. 3. С. 237; ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145. Л. 4.


356


БУРАЕВСКИЙ РАЙОН


 


метово. Башкиры д. Унлар Кыр-Унларской тюбы дали мишарю этой же деревни Кадырмету Самойлову сыну Чекмарову договорную запись от 10 октября 1710 г. о припуске его для поселения в свою вотчину на правах общего владения. В ней записано, что «Кадырметю з женою и з детьми и со внучеты поселитца с нами, вотчинниками, в нашей вотчине юртом вместе и пашенною землею ... и всеми угодьи... владеть ему с нами ... вопче. А ясак в казну и всякие подати и подводы гонять ему с нами вопче ж»109.

Еще одно договорное письмо от 1 ноября 1737 г., по которому кыр-унларцы дали «пахотную землю и сенные покосы» по р. Кизган ясачным татарам из д. Имаково Сибирской дороги Осману Азметову, Алкею Бикметову, Биккулу Кадерметову, Муртазе Ибрагимову, Танбулату Тогаеву «с товарыщи». Так формировалось население поселения.

В 1811 г. эта деревня названа Ишмет Тузла («Ишма-меттож»).

В 1795 г. здесь было 28 тептярей; в 1811 г. — 32 тептяря, 18 мишарей; в 1816 г. — 31 тептярь, 22 мишаря; в 1834 г. — 36 тептярей, 23 мишаря; в 1859 г. — всех 134 припущен-ника, 4 башкира-вотчинника; в 1870 г. — 80 тептярей, 60 башкир (вместо мишарей, часть действительно башкиры), в 1920 г. — 406 башкир, что не соответствует действительности. Они были тептярями и мишарями. Крайне незначительна доля башкир.

В 1842 г. на 23 мишаря было засеяно 96 пудов озимого и 160 пудов ярового хлеба. Им принадлежало 20 лошадей, 20 коров, 9 овец, 1 коза.

А теперь очередь дошла до сел, находящихся на вотчинной земле Эске-Еланской волости.

Д. Бигенеево возникла на основании договорного письма башкир от 2 февраля 1741 г. «1741 г. февраля 2-го дня Уфимского уезда Казанской дороги Иланской волости отдали мы, вотчинники, Юсуп Ишмурзин, Казак Калканов, Сарбай Гайнунов, Ишбулда ... свою землю ясачным татарам на 10 дворов Ишбулату Альметеву, Тюменею Ишимкаеву, Усману Кутлину, Абтюкею Бикметову, Арслану Юлкееву, Бикею Ишкакову с товарыщи на реке Уяды селить»110. Среди пугачевцев был 21 человек. В 1748 г. было 30 ясачных татар, в 1795 г. — 93 тептяря, в 1816 г. - 92, в 1834 г. - 134, в 1859 г. - 203, в 1920 г. -412 тептярей.

В 1842 г. на 26 дворов приходилось 40 лошадей, 68 коров, 26 овец, 33 козы. Она имела мечеть, 2 мельницы.

О времени основания д. Карабаево (название от антропонима) имеются два документа с двумя разными датами: первый опубликован, по нему ясачные татары, ставшие тептярями, обосновались здесь по договору 7186 (1678) г., данному им эске-еланцами111; второй, выявленный в архиве, свидетельствует о том, что «из татар тептяри получили от башкирцев Ички-Еланской волости договорную запись 14 июня 7204 (1696) г.»"2. Как бы то ни было, последний стал основанием для наделения тептярей землей после издания закона о земле 1832 г.

В 1758 г. «поверенный» башкир д. Калмаш Дуваней-ской волости Казанской дороги Кусядык Юмакаев, «имея

109 МИБ. Т. 3. С. 64-65.

110 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 3; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4571.

111 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 141.

112 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 7.


у себя довольную землю», припустил ясачных татар д. Карабаево Абдрахмана Аблизова, Тюмекея Килмекеева, Ишбулды Солтанова, Аймана Айтуганова «на старинную празднолежащую землю поселитца 4-мя дворами в деревне Ишметовой, жить, землю пахать и в наших дачах сено косить, лес рубить и скота всякого водить, зверей, лисиц гонять и самосадки, приискивая, с ними, башкирцами, делить пополам». Вотчина, где они были поселены на 20 лет, находилась по pp. Сырыш, Каран и Чермасан113.

При проведении II ревизии в 1748 г. здесь проживало 200 ясачных татар, из которых 57 стали пугачевцами. По рапорту повстанческого атамана Адиля Бигашева полковнику Бахтияру Канкаеву от 1774 г. видно, что он, направляясь для организации обороны Ангасякского винокуренного завода, остановился в д. Карабаево114.

В 1795 г. было 193, в 1816 г. - 269, в 1834 г. - 408, в 1859 г. — 630 тептярей, в 1920 г. — 1232 татарина. Этническую принадлежность определили правильно, поскольку ясачные татары в конце XVIII в. перешли в тептярское сословие, затем вернулись в свой этнос.

Тептярь Сабак Ракаев — долгожитель, его сын Муха-метсадык, внук Мифтахитдин (1834 г.)

О состоянии земледелия материалов по тептярям еще не обнаружено. Приводим несколько цифр о животноводстве (на 66 дворов с 408 тептярями приходилось 95 лошадей, 197 коров, 324 овцы, 26 коз) и пчеловодстве (250 ульев, 15 бортей). Была мельница. У мусульман была своя мечеть.

Д. Абдуллино (название от антропонима) возникла на основании двух договорных записей от 17 мая 1782 и 8 апреля 1786 гг., данных тептярям башкирами-эске-еланцами115. Другое ее название Кучукбай.

В 1795 г. здесь проживали 15 мужчин и 4 женщины из тептярей, в 1816 г. — 30, в 1834 г. — 61 тептярь и 13 башкир, в 1859 г. — 182 тептяря и 32 башкира, в 1870 г. — 361 тептярь, в 1920 г. — 300 тептярей.

В 1842 г. на 13 башкир сеяли 48 пудов озимого и 120 пудов ярового хлеба. На 61 тептяря и 13 башкир, проживающих в 9 дворах, приходилось 20 лошадей, 30 коров, 8 овец, 32 козы.

Название д. Бустанаево от антропонима: известен сын первопоселенца Сатыш Бустанаев X, эске-еланский вотчинник, участвовавший с башкиром Сармашем Курмана-евым и другими в отдаче в 1710 г. служилому татарину Мусею Кинзебаеву мельничного места на р. Гарейка с правом поселения «усадьбою 4-ми дворами»"6. Впоследствии здесь обосновались по припуску ясачные татары и мишари. Однако ни тептяри из ясачных татар, ни мишари «не знали время появления здесь своих предков» и заявляли, что они «на землю прав не имеют»117.

В восстании Пугачева участвовало 28 ясачных татар. В 1795 г. здесь было 108 тептярей из татар, в 1816 г. — 142 тептяря, 30 мишарей, 26 башкир118; в 1834 г. — 220 тептярей, 45 мишарей, 37 башкир; в 1859 г. — 336 припущен-

113 МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 160.

1,4 Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений. С. 137.

115 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 175. Л. 16; Малоизученные ис
точники по истории Башкирии. С. 140.

116 МИБ. Т. 3. С. 57-58.

117 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 3.

118 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.


БИРСКИИ УЕЗД


357


 


ников (тептяри и мишари) и 84 башкира-вотчинника; в 1920 г. — 741 тептярь и башкир.

На 37 башкир в 1842 г. было засеяно 144 пуда озимого и 192 пуда ярового хлеба. 45 мишарей имели посев 296 пудов озимого и 40 пудов ярового хлеба. 220 тептярей при 36 дворах владели 80 лошадьми, 101 коровой, 120 овцами, 85 козами. На 37 башкир при 6 дворах приходилось 15 лошадей, 16 коров, 12 овец, 15 коз. В деревне были мечеть и кузница.

Хотя в одном опубликованном документе о припуске тептярей эске-еланскими башкирами указана дата 1750 г., д. Каратамак"9 при одноименной речке возникла гораздо раньше. Обратимся к содержанию другой договорной записи от 17 мая 1713 г.: «Майя в 17 день писана запись: Уфимского уезду, Осинские дороги, деревни Кошмана-ковы* башкирцы Биймет Кудашев , Тергов Килеев , Сулемен Алмаков с товарыщи дали есьми в Бирску сию на себя запись тое же Осинские дороги татарам деревни Ямяшяды Литве Емелькину да тое ж деревни Кошманаковы Роману Трабаеву с товарыщи ж в том: отдали мы, Биймет с товарыщи, в вотчине своей им, Литве с товарыщи, под усад и под пашню земли и сенные покосы. А межи и урочища в той вотчине вышеписанной земле и сенным покосам: от речки Каратамаку по арке на сломленную березу и до Янышевой городьбы, и подле той городьбы до болота, а от того болота до осиного куста и до Тялялина колка, и от того колка через лес до вышеписанной речки Каратамаку. И им, Литве с товарыщи, в той нашей, Бийметеве, вотчине, в вышеписанных межах поселитца усадьбою 8-мью дворами пашня пахать, и сено косить, и зверя ловить. А с тое пахатной земли и сенных покосов с них, Литвы с товарыщи, и з детей их и со внучат нам. и детям нашим и внучатам имать в помочь великому государю в ясак по 4 гривны на всякой год беспереводно»120. Таким образом, 1713 г. является временем возникновения д. Каратамак. 1750 г. следует считать ошибочной датой еще и потому, что в 1760 г. ее жители мишари Юзей Адилев и Мустафа Муксинов , проживая в своей деревне, попали на учет II ревизии 1748 г. («по минувшей генеральной ревизии они написаны»), где из-за «распашки земли хлеба мало родится и по недороду трав» они переехали на жительство по припуску башкир Султанму-рата Кинзегулова «с товарыщи» в д. Каратяки (ныне Кушнаренковский район)|2'.

Д. Каратамак имела и другое название Кангильдино, как и Новоалтыбаево («Новокангильдино тож»). Была Староалтыбаево, раннее название которой было Старо-кангильдино. Одним словом, здесь следует искать родственную связь, она есть.

По V ревизии 1795 г. у нас нет сведений о численности жителей. В 1816 г. тептярей из татар было 200 человек при 23 дворах, в 1834 г. — 232, в 1859 г. - 369 тептярей, в 1920 г. — 663 татарина.

В 1842 г. 232 тептяря имели 79 лошадей, 89 коров, 121 овцу, 150 коз. Была мечеть.


История башкирской д. Кушманаково уходит в глубь XVII в. Об этом уже говорилось, когда речь шла о д. Ша-баево. В 1712 г. было две деревни: Кушманаково и Старо-кушманаково. Кроме того, в тот год возобновили припуск служилого татарина Шабая Кинтудина сына Биягина. Выходит, что первый раз Шабай был припущен еще в конце XVII в.122

О припуске тептярей в эту деревню можно найти сведения в одном сборнике, где под 1790 г. сказано, что по договору башкир Эске-Еланской волости от 14 мая тептяри получили право на пользование землей123. Однако среди участников Крестьянской войны 1773—1775 гг. были и ясачные татары (18 человек) из этой деревни. Кроме того, еще в 1748 г. в Кушманаково по р. Сибирган было 69 ясачных татар, в Новокушманаково — 60124. Все это свидетельствует о поселении их в Кушманаково между ревизиями 1721 и 1748 гг. А вот мишари были припущены действительно в 1790 г., через 5 лет их оказалось здесь 7 мужчин и 5 женщин125, а тептярей 82 человека. В 1816 г. было 94 тептяря, 8 мишарей; в 1834 г. — 134 тептяря, 4 мишаря, 22 башкира; в 1859 г. — всех 299 человек; в 1920 г. — все 465 человек ошибочно показаны башкирами вместо тептярей из ясачных татар.

В 1842 г. на 160 тептярей, мишарей, башкир при 28 дворах приходилось 99 лошадей, 123 коровы, 126 овец, 372 козы. У пчеловодов было по 25 бортей и ульев. Деревня имела мечеть, а также 2 мельницы.

Д. Новоалтыбаево тесно связана с д. Кангильдино («Алтыбаево тож»). 30 июня 1731 г. житель д. Кангильдино татарин Баймет Мухаметов объявил в Уфимской провинциальной канцелярии крепостных дел и просил следующую запись подтвердить: «Се яз Кудаш Кашпер-дин сын и Киле Кашпердин сын Уфимского уезда Осинской дороги Иланской волости д. Кошманакова башкирцы дали на Уфе сию запись тое же дороги д. Кангильдино ясачному татарину Тойгузе Толубаеву сыну в том, что в нынешнем 7204-м (1696) году июня 14 дня отдали мы, Кудаш и Киле ... владеть ему вечно вотчиною свою в Уфимском уезде Осинской дороги в межах Танаша ... вотчина смежна Учпилинской (т.е. Эске-Еланской) волости з башкирцы меж речки Аралачи и меж речки Узи и Кодушлею ... Платить Тойгузе нам по кунице (в год)»126.

Д. Новоалтыбаево («Новокангильдино тож») возникла как выселок из коренной д. Старокангильдино (Алтыбаево) и ее жители на право владения или пользования землей представили договорную запись 1696 г., но получили отказ от губернских властей, которые признали законным актом для этого запись 30 июня 1731 г., утвержденную или засвидетельствованную в 1746 г.127

А теперь о времени возникновения дочерней деревни. Впервые она упоминается в материалах V ревизии 1795 г., когда в ней насчитывалось 46 тептярей. В 1920 г. проживало 307 татар при 59 дворах.

Из новых деревень отметим Абдрашбаш, или Новый Тукран (в 1920 г. 474 тептяря), Кутлиярово, возникшую


 


119 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 141.
* Еще в 1730 г. башкиры д. Кушманаково Самау и Таукай

Кудашевы, д. Кузбаево Биимбет Уразметов «с товарищи» припустили тептярей д. Каратамак на свою вотчину «из оброку в год по два рубля». ЦГИАРБ.Ф. 172. Оп. 1.Д. 175. Л. 4.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!