КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
– это культура эпохи феодализма, которая начала складываться после падения Западной Римской империи (476 год). Ее основная черта – господство христианской религии. Римско-католическая церковь была главной опорой нового феодального общества. Она обладала монополией грамотности, держала в своих руках основные нити культурного развития, выступала главным заказчиком произведений искусства. Закономерно, что огромная часть средневекового искусства была культовой по назначению и религиозной по тематике.
Эстетический идеал средневековья противоположен античной гармонии души и тела. В христианстве высшей ценностью выступает душа человека. Поэтому средневековое искусство главное внимание уделяло миру потустороннему, Божественному. Оно рассматривалось как средство приобщения к Богу. Главным видом искусства стала церковная архитектура. Убранство церквей играло роль «Библии для неграмотных», приобщая прихожан к сюжетам Священного писания.
В эпоху раннего средневековья на территории Западной Европы царили смута и войны. Продолжалось «великое переселение» народов, возникали и распадались всё новые «варварские» королевства, самым жизнеспособным из которых оказалось государство франков. Франкский король Карл Великий (742–814) был главой и основателем Каролингской династии, с которой связан первый расцвет средневекового искусства (т.н. «каролингское Возрождение»). Карл Великий стремился к возрождению образования и культуры, устроил при своем дворе «Академию» – школу, где он сам и его приближённые могли заниматься науками. Самым замечательным в художественном наследии каролингов стала книжная миниатюра – живописные рисунки в рукописных книгах.
|
|
В результате распада Каролингской империи образовалось три новых государства – Франция, Германия и Италия. В средневековом искусстве этих стран последовательно сменяются два художественных стиля – романский и готический.
Распространение романского стиля связано с эпохой феодальной раздробленности и междоусобных войн, когда европейские страны были ещё лишены внутреннего единства. В те беспокойные времена о необходимости обороны не забывали даже в церковном строительстве, поэтому романские постройки похожи на крепости.
Основной тип романского храма – базилика. Главное её помещение всегда ориентировано с запада на восток, на «гроб господень». Оно состоит из центрального и двух (или четырех) боковых нефов, разделённых колоннадами. Центральный неф шире и выше боковых: в его верхней части находятся окна. По центру храма, ближе к алтарной части, располагается поперечный неф – трансепт, благодаря которому здание приобретает форму креста.
| |||
← Конструкция романского храма: 1 – центральный неф 2 – боковой неф 3 – арка 4 – свод |
Переход к готике совпал с началом формирования централизованных государств и подъёмом средневековых городов. В городах возникают первые частные школы, первые европейские университеты (в Болонье, Кембридже, Оксфорде, Париже). Образованность перестала быть привилегией церкви (тогда как в эпоху раннего Средневековья вся письменность была сосредоточена в монастырях). Творческая деятельность также переходит в руки светских мастеров, объединяющихся в цехи и гильдии. В цехе начинающий художник обучался ремеслу, перенимал традиции.
От романского стиля готическое искусство унаследовало главенство архитектуры, особое место в которой занял городской собор. Собор был важнейшим центром общественной жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но и происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам средневековых университетов, разыгрывались культовые драмы.
|
|
Готический собор, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструктивную основу. Тяжесть сводов принимают на себя вынесенные наружу мощные столбы – контрфорсы (внешняя система опор)и аркбутаны (соединительные арки), а также пересекающиеся по диагоналям нервюры (каркас свода). Стена же, как таковая, ничего не несет.
Романский стиль (от лат. romanus – римский) | Готический стиль (от ит. gotico, goten – варварский, варвары) |
Охватывает период с X по XII века; | Получил распространение с XII по XIV века; |
При необходимости здание могло выполнять оборонительную функцию; | |
Небольшие объёмы здания; | Собор может иметь колоссальные размеры; |
Преобладание горизонтальных линий, потолки не очень высокие, арки полукруглые; | Акцент на вертикали: остроконечные стрельчатые арки, ряды стройных колонн, вознесшиеся на высоту 40 метров каменные своды создают ощущение неудержимого движения ввысь; |
Вся тяжесть каменного свода ложится на стены → отсюда их массивность, внушительная толщина (до нескольких метров); | Нагрузка распределяется равномерно на все элементы каркасной конструкции. Тонкие стены играют роль ненесущих перегородок; |
Узкие оконные проёмы (чтобы не уменьшать несущую способность стены), ступенчато углублённые порталы (от лат. «порта» – дверь), подчеркивающие тяжеловесность и толщину стен; | Вытянутые вверх огромные окна, которые могут занимать весь простенок между колоннами; |
Колонны не имеют особенного значения; | Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами являются главными несущими элементами здания; |
Декоративные элементы: обилие плоскостей в романских храмах способствовало развитию фресковой живописи, сюжеты которой имели назидательный характер. Над порталами располагались скульптурные рельефы. | Декоративные элементы: красочные витражи, огромное количество разнообразной скульптуры. Западный фасад часто украшает большое круглое окно – «готическая роза». |
Примеры: Германия – соборы в Шпейере, Вормсе, Майнце. | Примеры: Франция – соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Париже (Notre Dame de Paris – собор Парижской Богоматери), парижская часовня Сент-Шапель («Святая капелла»); Италия – Миланский собор; Германия – соборы в Кёльне, в Наумбурге; Великобритания – Вестминстерское аббатство в Лондоне. |
|
|
Скульптура готического периода сильно отличалась от романской:
а) большей объемностью, приближением к круглой статуе;
б) «осовремениванием» священных персонажей (например, на рельефе «Тайная вечеря в Наумбургском соборе Христос и ученики напоминают крестьян в минуты отдыха).
в) разнообразием тематики. Наряду с образами священного писания часто встречаются светские мотивы – сцены ремесленного и крестьянского труда, фигуры королей и портреты конкретных исторических персонажей. Особенно это характерно для Германии (например, в соборе Наумбурга было установлено 12 статуй основателей храма, среди которых – скульптурные изображения маркграфа Эккехарда и его жены Уты).
Основными жанрами средневековой литературы были героический эпос, куртуазная лирика и рыцарский роман. К наиболее ранним образцам средневекового эпоса относятся предания древних ирландцев – ирландские саги, исполнявшиеся народными певцами (бардами) и скандинавская (северогерманская) «Старшая Эдда» – цикл мифологических и героических песен. Из героических песен «Эдды» выделяется цикл песен о нифлунгах, сказочных карликах, обладающих золотым кладом. Коварный бог огня Локки отнял этот клад, в результате чего золото нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причиной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу более поздней средневековой поэмы – «Песни о нибелангах».
Памятники средневекового героического эпоса |
Немецкая эпическая поэма «Песнь о нибелунгах». Французская эпическая поэма «Песнь о Роланде». Здесь прославляются подвиги благородного рыцаря, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля. |
В XII веке одно из самых видных мест в средневековой литературе заняла куртуазная лирическая поэзия. «Куртуазный» (от французского «cour» – двор) – значит придворный, рыцарский. Куртуазная рыцарская культура родилась на юге Франции, в Провансе. Провансальские трубадуры (поэты-рыцари) стали первыми светскими лириками Европы. В центре их творчества – влюбленный поэт и объект его восторженного поклонения, Прекрасная дама. Обычно трубадуры были одновременно авторами и текста, и музыки, а также исполнителями своих стихов. Они не декламировали, а пели их под аккомпанемент арфы или цитры. Если рыцарь не располагал вокальными данными, он нанимал народного музыканта (менестреля), который исполнял его песни. Нередко трубадуры подбирали к своим текстам бытующие народные мелодии.
Песня – кансона (канцона) – стала основной, наиболее универсальной формой лирики трубадуров. Разновидностями кансоны были альба (утренняя песня), серенада (вечерняя песня), баллада (плясовая песня), пасторела (о встрече рыцаря с пастушкой) и т. д. Воспевая земные чувства, средневековые поэты часто основывались на народной музыке.
Выдающимися представителями рыцарской поэзии были Бертран де Борн, Бертран де Вен-тадорн, Джауфре Рюдель (трубадуры), Кретьен де Труа, Адам де ла Аль (труверы), Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах (миннезингеры).
Рядом с рыцарской лирикой расцвел рыцарский роман, который, как и лирическая поэзия, широко разрабатывал темы военных подвигов и любви. Главным источников рыцарских романов были кельтские народные сказания, в первую очередь, легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Начиная с XIII века параллельно с рыцарской литературой развивается литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос, она ближе к быту. Диапазон жанров городской литературы простирается от своеобразного аллегорического эпоса о животных (знаменитый «Роман о Лисе», где в качестве героев выведены звери), до небольших стихотворных рассказов (французские фаблио, немецкие шванки и. т. д.).
Лирическая поэзия города представлена творчеством вагантов (буквально - «бродячие люди»), озорных школяров, беглых монахов, безработных клириков, пополнивших ряды бродячих музыкантов примерно с XII века. В отличие от рядовых жонглеров, как правило неграмотных, ваганты знали латынь, и на этом ученом языке слагали свои песни, совершенно далекие от куртуазной манеры. Без всякого жеманства здесь воспевалась плотская любовь, радости винопития, азартные игры, а зачастую высмеивалась знакомая вагантам церковная среда.
Театр и музыка
Истоки средневекового театра связаны с древними обрядовыми играми, с фольклором, с творчеством странствующих актеров – менестрелей, жонглёров, шпильманов. Обычно они объединялись в группы, и, странствуя с места на место, устраивали весёлые представления в сёлах, на городских площадях, в феодальных замках и даже в монастырях. «Бродячие люди», как говорили в те времена, были мастерами на все руки. Они пели и танцевали, исполняли героические поэмы и разыгрывали балаганные сценки, играли на различных музыкальных инструментах, рассказывали смешные анекдоты, дрессировали животных. Популярность этих зрелищ была столь велика, что духовенство стало включать театральные формы в церковную службу в виде литургической драмы (музыкально-театрализованное представление, являющееся частью литургии). Литургическая драма представляла собой инсценировку евангельского текста. Ее действующими лицами были Иисус, дева Мария, ангелы, апостолы. Вершина средневекового театра – мистерия. Это массовое самодеятельное искусство, в котором участвовали сотни людей. Исполнение мистерий приурочивалось к ярмарке, празднику, торжественному случаю. Оно продолжалось несколько дней. На деревянном помосте сооружались беседки, в каждой из которых происходили свои события. Мистериальную драматургию составляли инсценировки библейских сюжетов, которые прослаивались интермедиями с участием ярмарочных героев.
Популярны были и нравоучительные моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры – Скупость, Себялюбие и пр., и миракли – религиозно-назидательные представления, где все конфликты разрешались благодаря чудесному вмешательству божественных сил (святых, девы Марии и др. Само слово «миракль» означает «чудо»).
Единственным официально признанным музыкальным жанром в эпоху средневековья был григорианский хорал (по имени римского папы Григория I Великого).
Григорианский хорал |
– весь круг молитвенных песнопений, специально отобранных католической церковью для своих богослужений. Григорианский хорал исполнялся мужским хором в унисон на латинском языке. Типичные его обороты – размеренно плавные, поступенные, строго диатонические. Пение других молитвенных напевов преследовалось и каралось. |
В IX веке унисонное исполнение григорианского хорала стало иногда заменяться двухголосным (в октаву, кварту или квинту), что положило начало профессиональной европейской полифонии. Постепенно голос, сопровождающий григорианский хорал, становился все более самостоятельным. Подобный стиль двухголосия получил название дискантового (в переводе – «пение врозь»). Впервые такие сочинения стал писать Леонин, первый известный композитор-полифонист. Он служил регентом в соборе Парижской Богоматери, где сложилась крупная полифоническая школа. В начале XIII века традиции этой школы продолжил Перотин, прозванный Великим. Он сочинял уже не двухголосные, а 3-х и 4-х-голосные композиции. Параллельно с развитием полифонии шел процесс становления мессы – многоголосного циклического произведения на текст главного богослужения католической церкви.
Больших успехов достигла в средние века теория музыки. Главными ее достижениями стали разработка учения о ладах и реформа музыкальной письменности. Её осуществил итальянский теоретик Гвидо Аретинский.
[1] Латинское antiquus (антиквус) значит древний.
[2]для ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно
[3] самая ранняя стадия античности
[4] Портик – выступающая часть здания, открытая на 1 или 3 стороны, образуемая колоннами. Часто оформляет центральный вход.
[5] Кариатиды – мраморные изваяния в виде женских фигур, заменяющие колонны.
Пинакотека – помещение для хранения картин, принесённых в дар богине Афине.
[6] Статуя обнаженного юноши-атлета.
[7] Статуя стройной девушки в длинных одеждах.
[8] Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.
[9] Особую славу Праксителю принесла его «Афродита Книдская», одно из первых в греческом искусстве изображений обнаженной женской фигуры.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!