ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Европейская цивилизация основана на достижениях античной[1] культуры. В античности – корни европейского искусства, античные шедевры – эталон красоты для всех последующих эпох. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что именно Древняя Греция оказала наиболее сильное влияние на культуру народов Европы.

Замечательному культурному подъему способствовало само государственное устройство Древней Греции – рабовладельческая демократия, на основе которой греки построили самое просвещенное и свободное общество Древнего мира.

Греческая демократия была ограниченной, обеспечивавшей интересы только свободных граждан. Однако по сравнению с общественным укладом восточных деспотий она вмела огромное прогрессивное значение. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. Они активно участвовали в управлении государством: все государственные вопросы решались на общенародном собрании.

Греки создали уникальную систему образования, направленную не на воспитание «узкого» профессионала в той или иной области, а на формирование человека как гармонично развитой личности. Суть этой идеи – в классическом равновесии тела и духа, физического и морального совершенства.

Огромную роль в жизни древних греков играл принцип состязательности, борьбы за первенство. По самым многочисленным поводам устраивались всевозможные соревнования – атлетические, поэтические, музыкальные и т.д. Они были неотъемлемой частью общегреческих игр и праздников.

Агоны – общегреческие игры:
Олимпийские игры, собиравшие лучших атлетов со всего эллинского мира; Великие Дионисии, давшие импульс развитию античного театра; Пифийские (или дельфийские)игры в честь Аполлона в Дельфах, в которых ведущую роль играли соревнования музыкантов.

Как состязания драматургов проходили в Древней Греции и театральные представления. Они давались по большим праздникам и были доступны тысячам людей.

Важнейшая особенность древнегреческой культуры – приобщение к искусству широких слоев населения, их участие во всевозможных культурных празднествах, соревнованиях, театральных действах. Она была ориентирована не на царей и их приближенных, а на большой круг свободных граждан, и в этом ее резкое отличие от культуры Древнего Востока.

 

Основой древнегреческой культуры была мифология.

Мифология – представления о мире, свойственные человеку первобытнообщинной формации и передаваемые в форме устных повествований – мифов.

Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления объяснить окружающий мир. Её особенности:

· политеизм (буквально – многобожие) – почитание многих богов;

· вера во  всеобщую одушевленность природы.

По мифологическим представлениям, место пребывания верховных греческих богов – гора Олимп (отсюда понятие олимпийские боги). Олимпийские боги антропоморфны, то есть созданы по образу и подобию человека. Отличаясь от простых людей бессмертием и могуществом, они подвластны человеческим страстям.

По мере развития греческих полисов оформляются представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным городом-государством: Зевса – с Олимпией, Аполлона – с Дельфами и т.д. Кроме того, боги становятся покровителями всех видов человеческой деятельности. Так, Деметра почиталась как богиня земледелия, Гермес – бог торговли, Гефест – покровитель кузнечного ремесла.

Особую роль в греческой мифологии играют музы – богини, покровительницы искусства и науки (кстати, именно с музами связано древнегреческое слово «музыка», в буквальном переводе означающее «искусство муз»). Их девять:

Музы Древней Греции
Урания – покровительница астрономии  Клио – истории Каллиопа – эпической поэзии                   Эрато – любовной поэзии Эвтерпа – лирической поэзии (музыки)  Мельпомена – трагедии Талия – комедии                                            Терпсихора – танца Полигимния – священных гимнов.                                                                                  

Возглавлял группу муз Аполлон – древнегреческий бог, покровитель знаний, науки и искусства. Все музы – сёстры, и в их родстве заключается глубокий смысл: в Древней Греции музыка возникла не как самостоятельное искусство, а в триединстве с поэзией и танцем. Древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Так исполнялись произведения всех родов литературы.

Три главных рода литературы

Эпос (греч. – повествование) Драма (греч. – действие) Лирика (термин связан с лирой)
о событиях рассказывается. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий. события изображаются на сцене. Для того чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт. события переживаются. Главным событием являются личные переживания человека.

Для греков главным событием, о котором повествует эпос, стала 10-летняя осада и взятие Трои. Ему посвящён гомеровский эпос.

Гомеровский эпос
Вершина древнегреческого эпоса – «Илиада» и «Одиссея». Создание этих эпических поэм связано с именем Гомера – поэта, стоявшего у истоков всей европейской литературы (8 век до н.э.). Обе поэмы содержат энциклопедически широкий материал о жизни греческого общества на переходном этапе от родового строя к рабовладельческому. В связи с этой всеохватностью гомеровского эпоса период с 11 по 9 века до н.э. называют гомеровским

Гомеровский эпос отличает величественный, монументальный характер. Этому способствует замедленный темп повествования, а также особый стихотворный размер – гекзаметр (шестистопный). Например:

«Знаменье лучшее всех – лишь одно: за отчизну сражаться!»

                                                                                 («Илиада»).

Древнейшей эпической формой были хвалебные песни аэдов в честь мифологических героев.

Аэды – профессиональные певцы-сказители, исполнявшие героические песни. В музыкальном отношении повествование аэдов представляло напевную декламацию в сопровождении лиры или кифары. На более позднем этапе героический эпос лишился музыкального сопровождения и исполнялся рапсодами – чтецами-декламаторами.

Рождение античной лирики относится к VII веку до н.э. (это период греческой архаики).

Общее название песенной лирики древних греков – мелика (от греческого слова «melos» – песня, мелодия).

Выдающиеся поэты–лирики

Сапфо (или Сафо)

представители древнегреческой мелики

Алкей
Анакреонт
Архилох изобретатель ямбической лирики[2]

Неразрывный синтез поэзии и музыки характерен и для античного театра. Он тоже был музыкальным.

Рождение греческого театра связано с религиозно-культовыми обрядами, посвященными умирающим и воскрешающим богам плодородия, прежде всего Дионису, богу виноградарства и виноделия. С древних времен на празднествах в его честь устраивались торжественные процессии к храму. Люди наряжались в козлиные шкуры, подвязывали рога, копыта и хвосты, изображая сатиров, спутников Диониса, и хором исполняли тор­жественные гимны – дифирамбы. Отсюда произошло название «тра­гедия», в буквальном переводе означающее «песнь козлов». Постепенно из пляшущего хора ряже­ных выделился запевала – корифей, партия которого все более разрасталась.

Со временем эти театрализованные представления стали частью государственных праздников, на одном из которых афинский поэт Феспид впервые в дополнение к хору ввел одного актера- декламатора. Актер вступал в диалог с хором и запевалой, давал пояснения по ходу представления, изображал различных героев, то есть стал носителем действия. Кульминации своей греческая трагедия достигла в Афинах в 5 веке до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил увеличил число актеров до двух, а Софокл – до трех. Так стало возможным драматичес­кое действие, независимое от хора. Хор же начинал и завершал пред­ставление, а также комментировал события по ходу действия. Важно подчеркнуть, что в 5 веке до н.э. – классическом веке трагедии – хор собирался из люби­телей, то есть из самих афинских граждан.

Унисонное пение хора в сопровождении музыкальных инструментов, прежде всего флейт, чередовалось с разговорными диалогами и речевой декламацией, которая тоже могла иметь музыкальное сопровождение. В произведениях Еврипида появляется уже сольное пение, так называемая монодия («песнь одного») под аккомпанемент флейты или кифары.

В античном театре обычно не повторяли старых трагедий, поэтому число написанных произведений огромно: каждый из афинских трагиков создал около 100 трагедий. Однако время сохранило только малую часть написанного.

Древнегреческие трагики

Эсхил стал основоположником гражданской по своему звучанию трагедии. Среди дошедших до нас произведений (7 трагедий) особое место занимает «Прикованный Прометей».
Софокл больше интересовался нравственными проблемами. Его ге­рои – это воплощение нравственного идеала античности. Таковы Эдип («Царь Эдип», «Эдип в Колоне»), Антигона, идущая ради любви к брату на подвиг и смерть («Антигона»).
Еврипид Его герои одержимы любовью, ревностью, порой ради лично­го счастья они идут на преступления. Наиболее выразительны у него женские образы – Медея, Федра, Электра, Ифигения. Особенно выделяется в этом ряду возвышенно-героический образ юной Ифигении («Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде») – дочери, приносимой в жертву родным отцом.

Театр в Древней Греции устраивался под открытым небом.

Древнегреческий театр
Ис­полнители выступали на круглой утрамбованной площадке – орхестре. Она располагалась у подножия холма, по склону которого полукру­гом спускались скамейки для зрителей – театрон. Позади орхестры находилась скена – небольшое деревянное или каменное строение, где хранились костюмы и актеры готовились к новой роли. Главное, что отличало древнегреческого актера – маска, за­крывавшая почти всю голову. Для каждой роли имелась особая маска, по которой зритель догадывался, кто перед ним: царь или жрец, мужчи­на или женщина. Женские роли исполнялись мужчинами. Чтобы выделяться из хора, актеры надевали особую обувь на высо­ких платформах – котурны.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относится рождение «науки всех наук» – философии.

Древнегреческая философия
Возникновение философии (буквально – «любовь к мудрости») означало качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества. Древние мыслители, постигая законы вселенной, впервые заговорили о мироздании не на языке мифа, а на основе логического анализа. Ранние греческие философы – Фалес (один из «семи мудрецов»), Анаксимандр, Анаксимен искали первоначало всего сущего и усматривали его в отдельных природных стихиях. Их искания продолжил Гераклит, о котором принято говорить как об «отце» античной диалектики. «Диалектика» буквально означает искусство диалога или спора. По Гераклиту, жизнь природы это непрерывный процесс движения («всё течет» говорил он). Все античные философы, начиная с Фалеса, наряду с философскими вопросами занимались изучением астрономических, математических, географических проблем. Сильное воздействие на развитие различных научных дисциплин оказали Пифагор и пифагорейцы (основанное Пифагором религиозно-философское братство). Основой всего сущего пифагорейцы считали числа и числовые отношения. Постепенно древнегреческая философия отходит от проблем изучения при­роды. На первый план выдвигаются идеи, связанные с человеческим соз­нанием, политикой, этикой. Первыми, кто осознал необходимость их по­становки, были софисты – учителя красноречия. Возникновение софистики связано с развитием рабовладельческой демократии в 5 веке до н.э., когда умение говорить красноречиво являлось необходимым условием для участия в политической деятельности. Софисты утверждали, что увлекательной речью можно одинаково успешно доказывать вещи прямо противоположные. Принципиальным противником софистики был Сократ. Метод его философствования заключался в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию. Известный тезис Сократа – «истина рождается в споре».

Создание классических систем античной философии связано с име­нами величайших мыслителей древности – Демокрита, Платона, Аристотеля.

Демокрит – считал, что весь мир состоит из движущихся атомов, ко­торые воздействуют на все жизненные процессы.
Платон – ученик Сократа, великий политический мыслитель. Пытался сформулировать важнейшие принципы организации «идеального» общественного строя. Основал в Афинах Академию, где занимались, главным образом, математикой. Платоновская Академия была прообразом европейского университета, высшей школы с регулярным обучением.
Аристотель – наиболее универсальный ученый древности. Получил образование в Академии Платона. Изучал почти все проблемы развития природы и общества, сумел свести всю массу знаний в единую научно-­философскую систему. Создал в Афинах собственную школу – Ликей.

Одним из наиболее ранних памятников древнегреческой архитектуры является Кносский дворец на острове Крит, который в древности отождествлялся с мифическим Лабиринтом. Это грандиозное сооружение очень замысловатой планировки со сложной системой всевозможных переходов и коридоров. Парадные залы украшали великолепные росписи, воспроизводящие бытовые сцены, окружающую природу и ее обитателей.

Другими центрами эгейской цивилизации[3] были Микены, Тиринф, Пилос, населенным греками-ахейцами. Ахейские поселения представляли собой мощные крепости на высоких холмах, окруженные неприступными стенами циклопической кладки (считалось, что их воздвигали гиганты-циклопы).

Микены славились своим могуществом и богатством, Гомер называл их «златообильными». Эту славу подтвердило огромное количество изделий из золота, обнаруженное в гробницах микенских царей: погребальные маски, сосуды (часто в виде голов животных), украшения, оружие с искусной отделкой.

Единственный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве – «львиные ворота» в Микенах. Это рельеф с изображением двух львов, застывших по обе стороны от колонны – священного символа правителей Микен, который украшал вход в крепость.

 

Временем самого блистательного расцвета греческой культуры считается 5 век до н.э. – это классический период в истории Эллады. В это время политическим и культурным центром Греции стали Афины, особенно в годы правления Перикла, выдающегося государственного деятеля афинской демократии. Перикл думал не только об усилении военно-политической мощи Афин, но и о превращении своего города в центр просвещения Эллады. При Перикле сюда съезжались философы, художники, поэты со всей Греции. Друзьями Перикла были скульптор Фидий, трагик Софокл, «отец истории» Геродот, философ Анаксагор.

Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях – укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях.

Основной тип древнегреческого храма – периптер, храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой.

Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер.

Ордер (от латинского «ordo» – «порядок») – система пропорционального соотношения между частями постройки.

Греческий архитектурный ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом: Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны – капитель – состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание – базу, капитель украшена двумя изящными завитками – волютами.

Великолепный образец дорического стиля – Парфенон, мраморный храм Афины Парфенос (Девы). Он был воздвигнут зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города – Акрополе. На первый взгляд Парфенон очень прост – мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в гениальной соразмерности частей.

 

Величавой монументальности Парфенона контрастирует подчеркнутая легкость и изящная утонченность храма Эрехтейон. Это небольшой ионический храм, украшенный знаменитым портиком[4] кариатид[5].

Скульптура греческой классики, основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве, явилась большим шагом вперед, по сравнению с куросами[6] и корами[7] архаической эпохи. В 5 веке до н.э. ее развитие определяло творчество трех выдающихся мастеров – Мирона, Поликлета, Фидия[8].

Великие скульпторы периода греческой классики

Мирон его любимая тема – совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения сил. Таков знаменитый Дискобол, самая прославленная работа этого скульптора. Дискобол запечатлен в тот момент, когда его мускулы предельно напряжены перед метанием диска. Движение – вот то новое, что дал скульптуре Мирон.
Поликлет младший современник Мирона. Его статуи Дорифор («Копьеносец») и Диадумен (юноша, увенчивающий себяповязкой победителя) стали классическим образцом человеческой красоты в мировом искусстве.
Фидий украсил мраморной скульптурой Парфенон. Лучше всего сохранился фриз Парфенона. Это полоса скульптурного рельефа, которая опоясывает верхнюю часть храма. В изображенной на ней праздничной процессии афинян более 500 фигур, и ни одна из них не повторяет другую. Самая знаменитая из круглых статуй Фидия – «Афина Парфенос», которая находилась внутри храма и была выполнена из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе.

Прекрасные произведения искусства были созданы и в IV веке до н.э., в период поздней классики. В это время работали такие великолепные мастера скульптуры, как Скопас, Пракситель[9] и Лисипп. Их произведения известны, главным образом, по описаниям античных авторов и римским копиям.

Греческая живопись широко представлена в росписях глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных, наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Музыкальная культура античной Греции
Греки вкладывали в понятие музыки более широкий смысл, чем принято сегодня. Музыка в неразрывной связи с поэзией (лирика) и эпосом, непременная участница трагедии и комедии – характерные явления древнегреческой культуры. Наряду со спортивными соревнованиями существовали состязания музыкальные. В истории античной музыки сохранились имена музыкантов – победителей таких состязаний: Терпандр, живший в Спарте (ему приписывается усовершенствование кифары, создание жанра застольной песни); Сакад из Аргоса, который на Пифийских играх в Дельфах исполнил на авлосе пьесу о борьбе Аполлона со змеем Пифоном (это самый древний образец програм­мной музыки). Прославленным музыкантам на городских площадях устанавливались памятники, в их честь слагались хвалебные гимны. Расцвет музыкального искусства в античной Греции способствовал разработке нотной записи. Известны две системы античной нотации – инструментальная и вокальная. И та, и другая являются буквенными.

О музыке в Древней Греции много рассуждали, охотно писали. Ведущими фигурами античной музыкальной эстетики были величайшие философы – Пифагор, Платон, Аристотель.

Учение об этосе
Учение об этическом (моральном) смысле музыкаль­ного искусства. Учение об этосе получило особое развитие у Платона и Аристотеля, которые считали, что музыка способна воздействовать на волю и сознание слушателей, влиять на процесс воспитания личности. С этой точки зрения Платон, например, делил музыкальные лады на по­лезные и вредные.

Пифагор и пифагорейцы сосредоточили основное внимание на вопро­сах музыкальной акустики, на физических явлениях, поддающихся математическому исчислению. Особое значение имеют изобретение древнейшего музыкального строя – «пифагорейского», разработка учения об интервалах. Кроме того, Пифагор и его школа выдвинули идею «гармонии сфер», полагая, что небесные светила, находясь между собой в определенных числовых соотношениях, производят при движении «небесную гармонию».

Музыкальные инструменты Древней Греции
В древнегреческой музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов. Струнные инструменты представлены лирой, кифарой, формингой (древ­нейшая разновидность лиры), самбикой. Из духовых инструментов известен авлос (сравнимый с го­боем), сиринга (многоствольная флейта); среди ударных – тимпан (напоминает барабан с широким ободом), систр (древнеегипетская храмовая трещетка).

 

 


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

    История Древнего Рима охватывает период с 8 века до н.э. по 5 век н.э. (476 – год падения Западной Римской империи). В течение этого времени Рим последовательно был царской монархией, затем рабовладельческой республикой и, наконец, империей (с 27 г. до н.э., когда Октавиан Август, фактически, осуществил государственный переворот). Время правления Августа считается золотым веком римской культуры.

История государства наполнена непрерывными войнами за господство во всем Средиземноморье. Покорив множество народов, Рим стал центром великой мировой державы.

    Подчиняя своей власти многие страны, римляне перенимали всё лучшее, что было создано более развитыми цивилизациями, в первую очередь этрусской и греческой.

Этрусские и греческие традиции в римской культуре

от этрусков римляне заимствовали многие ремесла, строительную технику городов и архитектуру храмов. Храмы в Этрурии, в отличие от греческих, стояли на высоком пьедестале – подиуме. Для них характерна подчеркнутая фасадность: в храм входили только спереди по крутой многоступенчатой лестнице. Колонны обычно тоже украшали только переднюю сторону.
от греков восприняли: мифологию, литературные жанры и формы, традицию музыкального исполнения поэзии. Уже в 3 веке до н.э. в Риме стали играть театральные спектакли по греческому образцу. В области архитектуры переняли греческие колонны (дорические, ионические, коринфские). В огромном количестве в Рим вывозились греческие статуи и картины, на которых затем учились римские мастера.

Своеобразие римской культуры      

Несмотря на все заимствования, римская культура глубоко своеобразна. Ее своеобразие во многом связано с повышенным вниманием римлян к практической стороне жизни. В сравнении с грека­ми у них иной склад ума – более деловитый, прагматичный. Если в Греции главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то в Древнем Риме на первый план выступили его прикладные функции, в частности, проблема удобств и комфорта в быту. Римская культура была гораздо более рациональной и заземленной, чем греческая. Во всем царил культ полезности.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!