Рекомендуемые источники и исследования



Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993.

Курбский А. История о великом князе Московском // Библиотека лите-ратуры Древней Руси (далее — БЛДР). Т. 11. СПб., 2001.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским // Там же.

Повесть временных лет // Там же. Т. 1. СПб., 2000.

Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху о вере латин­ской // Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси (XI-XIII вв.). Исследования, тексты, переводы / отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., 1992.

535


Раздел VI _____ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВП^рг

Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху о посте // Там ж

Послания старца Филофея // БЛДР. Т. 9. СПб., 2000.

Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т. 1.

Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // Там ж

* * *

Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мип

М., 1988. № 7, 9.                                          Р-

Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти-Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг„ 1916.                               "

Громов М. Н. Структура и типология русской средневековой филосо­фии. М., 1997.

Громов М. Н., МилъковВ. В. Идейные течения древнерусской мысли.

v^'l 10. у ^UUI.

Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневеко­вой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998.

Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цик­ла». Лекция // Правоведение. 2005. № 4.

Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М.,2000.

Чичуров И. С. Политическая идеология Средневековья (Византия и Русь). М, 1991.


Раздел VII

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

XVIII век, традиционно называемый веком Просвещения, в истории русской культуры ознаменовал начало ее секуляризации, инициированной, главным образом, государственной властью. Се­куляризация прежде всего нашла свое выражение в стремлении вла­сти к абсолютизму. Как отмечает в связи с этим историк русской культуры Г. Флоровский, в эпоху Петра I «государственная власть самоутверждается в своем самодовлении, утверждает свою суверенную самодостаточность», прежде всего свою независимость от Церкви, с которой она так или иначе была связана на протяжении долгих веков. «Государство утверждает себя самое как единственный, безуслов­ный и всеобъемлющий источник всех полномочий и всякого законо­дательства, и всякой деятельности... Все должно стать и быть государ­ственным... У Церкви не остается... самостоятельного и независимого круга дел, ибо государство все дела считает своими... Именно в этом вбирании всего в себя государственной властью и состоит замысел того "полицейского государства", которое заводит и утверждает в России Петр...».' «Духовный регламент», написанный главным идео­логом петровского «полицейского государства» Феофаном Проко-повичем, стал своего рода программой русской Реформации.^ по­литической философии Прокоповича при сохранении богословской зргументации получают права гражданства неизвестные политической Мысли предшествующего периода понятия «естественного разума», ^всенародной пользы», «общего блага», забота о котором составляет "взусловную привилегию суверена, для чего он наделяется неограни-бнными, абсолютными правами, исключающими права подданных. Вместе с тем XVIII век может быть назван веком Просвещения акже в связи с учреждением Московского университета и Академии ^к, что положило начало формированию в России юридической уки, одним из первых представителей которой был С. Е. Десницкий.

, Боровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 83. " Там же. С. 84.

537


ГЛАВА 1. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Феофан Прокопович (1681-1736)— церковный и госудао-ственный деятель, главный идеолог петровских реформ. Прокопович закончил Киево-Могилянскую духовную академию, затем, перейдя в униатство, продолжил обучение в католических учебных заведе­ниях Европы. Вернувшись на родину, он некоторое время преподает в Киевской духовной академии. В 1704 г. Прокопович возвращается в православие, принимает монашеский постриг и становится впослед­ствии архиепископом новгородским и первым вице-президентом Святейшего Синода — созданного по его проекту учреждения, за­менившего каноническое патриаршее управление Церковью. В его политическом учении было дано идеологическое обоснование абсо­лютистских тенденций в эволюции российской монархии, проявив­шихся в эпоху правления Петра I. Основные труды Прокоповича:

«Слово о власти и чести царской» (1718), «Духовный регламент» (1720), а также «Правда воли монаршей в определении наслед­ника державы своей» (1722) — политический трактат, написанный мыслителем с целью обоснования Указа Петра I о престолонасле­дии (1722) и включенный впоследствии в Полное собрание законов Российской империи.3


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!