Движение как философская категория и его основные виды.



Предмет философии и ее функции.

Предмет изменяется с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Философия участвует и в формировании матер. и духовной кульуры. Философия отличается от науки тем, что пытается понять мир в целом, а не дать частичные знания о нём.

Функции философии

1)Мировоззренческие.

Гуманистическая - проблематика человечности и социальной гармонии. Информационно-отражательная - простой и ясный способ выразить все сложное бесконечное многообразие мира (символы). Идеологическая - на соц. уровне вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов. Социально-нравственная - отношения между людьми (объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). Художественно-эстетическая - образы и понятия

2)Методологические (предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. методы познания.).

Логическая состоит в использовании философских идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении. Эвристическая организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них. Селективная - решение проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности. Интеграционная направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в разнообразнойу деятельности.

 

3. Философия и наука. Научная картина мира.

Философия как и наука является знанием теоретического характера (теоретическое знание – это знание, которое не только описывается но и объясняется) У философии и у науки существует свой язык состоящий из абстрактных понятий или категорий. И философия, и наука построена на размышлениях человека, причем эти рассуждения построены по закону логики. Различия: философия не привязана к практике. философские идеи и теории не устаревают. в философии существует плюрализм. даже ошибочные предположения могут дать в результате философскую теорию. философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. философия ставит и решает проблемы мировоззрения.в философии совпадение теорий невозможно, так как они индивидуальны. Научная картина мира (НКМ) – системное видение мироздания, его основ возникновения, организации, и ее структуры, динамики во времени и пространстве. Научная картина мира – широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Научные картины мира выполняют три взаимосвязанные функции в процессе исследования: Систематизируют научные знания Выступают в качестве исследовательских программ Обеспечивают объективность научных знаний Структура картины мира: Центральное теоретическое ядро, Фундаментальные допущения Частные теоретические модели, Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.

 

4. Философская и религиозная картины мира.

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

 

5. Основной вопрос философии.

«ОВФ» - вопрос о соотношении или первичности бытия или сознания. Формулировка принадлежит Ф.Энгельсу, 2 половина 19 века, причина желание классифицировать философские учения.

Бытие – философская категория, которая охватывает все существующее объективно (независимо от человека) в прошлом, настоящем и будущем.

Сознание – мышление, субъективное пространство мысли.

Он считал, что история философии свидетельствует о том, что существенным стержнем всех философских систем был и является вопрос о соотношении бытия и мышления, духовного и материального. По этому основанию происходит самое фундаментальное разделение философии на материализм и идеализм. Если философское учение признает первичным бытие, то оно относится к материализму. Материализм – общее название философских учении, признающих первичность материального начала и зависимость о него начала идеального (духовного). Материя – философская категория, обозначающая любое вещество или субстанцию из которой состоит бытие. Качество: быть воспринимаемой чувствами или фиксируемая приборами.

Если философское учение признает первичным сознание, то оно относится к идеализму. Идеализм – общее название философских учений признающих первичность идеального духа.

Идеализм может быть объективным и субъективным, в зависимости от того, как понимается духовное начало мира.

Объективный идеализм утверждает приоритет надындивидуального духового начала: абсолют, Бог и источником мира считает нематериальные начала вне человека.

Субъективный идеализм – индивидуально-личностное: душа, сознание, ощущение и весь мир это создание человеческого сознания.

Иной вариант основного вопроса философии строился как раз наоборот, от человека. И. Кант полагал, что существуют три основных философских вопроса: «Что я могу знать?» «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

 

6. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом. Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. Иными словами, индетерминизм отвергает какую-либо связь между явлениями во времени. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).Динамические и статистические закономерности Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

 

7. Материя и ее свойства.

Материя (от лат. materia — вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это — категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.

3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент — понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов — индивидов и одновременно элемент более крупной системы — общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи — от неживой природы до общества — могут рассматриваться как особые материальные системы.

4. Способность к самоорганизации — неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917—2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы.

 

Пространство и время.

Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временных характеристик объектов.

Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем.

Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством.

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства).

 

Движение как философская категория и его основные виды.

Движение - любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.

Одним из первых движение как философскую категорию подвергнул анализу Зенон Элейский. (Апории Зенона – "Движущаяся стрела" Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда). Он считал, что движение это одно за другим состояние покоя: движения не существует.

В диалектико-материалистической концепции, движение - это важнейший атрибут (неотъемлемое свойство) материи, как способ ее существования. Это означает, что вне движения нельзя даже мысленно представить себе ни один материальный объект. Все, что мы можем сказать об объекте, в конечном итоге сводится к раскрытию присущих ему движений. (Энгельс, Ленин, может быть Маркс).

Метафизическая концепция делится на метафизический субстанциализм и идеалистический релятивизм.

Метафизический субстанциализм рассматривает движение как нечто внешнее, налагающееся на объект. А объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений (абсолютизация субстанции). Эта точка зрения характерна для старого материализма, основанного на механике Ньютона.

Идеалистический релятивизм отрицает субстанции вообще. Провозглашение чистого движения, существующего без носителя (абсолютизация движения). Разновидностью идеалистического релятивизма можно считать «энергетизм». Представители энергетизма отрицали необходимость материального носителя для энергии, тем самым они считали, что преодолевают односторонность материализма и идеализма. (Освальд).

Ф.Энгельсу создал концепцию о формах движения материи. Выделив эти формы и расположив их по степени сложности, Энгельс пришел к следующей классификации форм движения материи:

1. Механическое движение, рассматриваемое как перемещение земных и небесных масс.

2. Физическое движение, которое сводится к молекулярным процессам.

3. Химическое движение – в виде разъединения и соединения атомов в молекулы.

4. Биологическое движение, специфическое для органического мира, для явлений жизни (по определению Энгельса, жизнь есть способ существования особо сложных химических соединений – белковых тел).

5. Социальное движение, возникшее в связи с появлением человека и развитием его отличной от поведения животных целенаправленной трудовой деятельности.

Взаимосвязь основных форм движения материи:

С точки зрения Метафизики - Высшие формы(биологическая и социальная) сводимы к низшим (механическая, физическая, химическая). При изучении высших форм движения не учитывают действия в них низших.

С точки зрения Диалектики - Низшие формы входят в высшие, но высшая форма не простая сумма низших, а новое качество.

Созданная Энгельсом концепция форм движения материи содержала следующие важные положения.

1. Формы движения материи имеют своих материальных носителей.

2. Формы движения материи различаются по степени сложности. Поэтому различают низшие формы движения (механическая, физическая, химическая) и высшие формы (биологическая и социальная). 3. Будучи качественно различными, формы движения материи взаимосвязаны.

4. Формы движения в неорганической и живой природе при определенных условиях могут превращаться друг в друга.

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Например, механическая форма движения включает в себя равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное, хаотическое, криволинейное.

К типам движения можно отнести перенос (прогулка человека), трансформацию (растворение соли в воде) и рост (рост животных, бактерий и т.д.).

 

10. Источники и структура сознания. Сознание и самосознание.

В сознании выделяют следующие уровни:

— чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);

— мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?

Мышление невозможно без языка. Естественный язык— способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.

Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка?

К сознанию относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.

Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).

В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное — неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

· бессознательное — биологические потребности, инстинкты;

· подсознание — все то, что было или может быть осознано;

· сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.

Сознание— высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

- бытийное сознание (сознание для бытия). Включает в себя:

- биодинамические свойства движений, опыт действий;

-чувственные образы;

- рефлективное сознание (сознание для сознания). Включает в себя:

- значение;

- смысл.

На бытийном слое сознания решаются сложные задачи, т.к. для эффективного поведения человека необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

На рефлективном слое сознания значение представляет собой содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.Смысл— субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:

- образ;

- операционное и предметное значение;

- осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка.

Главная функция самосознания— сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция — защитная— стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 3827; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!