Проклятие бесплодной смоковницы



(Мф.21.18-22; Мк.11.12-26)

Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у дороги покрытую листьями смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Смоковница необычное дерево: сначала у него появляются плоды, а затем уже листья. Господь увидел смоковницу, покрытую листьями, что (хотя еще не наступил период собирания смокв) давало надежду на наличие и плодов. Но дерево оказалось бесплодным. Тогда Господь, обращаясь к бесплодному дереву, сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк.11.14). И смоковница тотчас начала засыхать.

Это единственное чудо Христа, направленное на уничтожение, а не исправление творения. Господь проклинает дерево, которое имело вид плодоносящего, хотя и не время было смоковницам плодоносить.

Чудо проклятия бесплодной смоковницы было предсказанием Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Израиля при разрушении Иерусалима и храма римлянами в 69–70 годах. Засохшая смоковница стала символом, пророчеством и притчей о духовно бесплодном еврейском народе, не принявшем своего Мессии.

Ученики не могли не понять тайного смысла этого чуда, поскольку слышали из уст Спасителя притчу о бесплодной смоковнице. Тогда Господь говорил им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов, и о садовнике, который умолял хозяина не рубить дерево. «Господин, - просил садовник хозяина, - оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк.13.6-9). Конец той притчи оставлял надежду, что смоковница, благодаря усилиям садовника, начнет приносить плоды. Проклятие смоковницы в начале Страстной седмицы действием завершает эту притчу.

Бесплодная засохшая смоковница является символом еврейского народа, имевшего вид благочестия, но отвергнувшего Спасителя и Его проповедь о Царстве Божием. В богослужении Великого Понедельника и Великого Вторника неплодной смоковницей называется всякий грешник, не приносящий плодов покаяния и доброй жизни во Христе, и потому достойный наказания.

Изгнание торгующих из храма

(Мф.21.12-17; Мк.11.15-19)

Господь с учениками вошел в Иерусалим и направился к храму. Во дворе храма шла шумная предпраздничная торговля животными для жертвоприношений, множество торговцев обменивали деньги паломникам[25] и старались заключить выгодные сделки. Возмущенный тем, что иудеи неблагоговейно относятся к храме и, забыв, что это дом молитвы, превратили его в место наживы и нечестного обогащения вертепом разбойников, Христос, как и в начале Своего служения (Ин.2.13-25), выгнал из храма продающих и покупающих, а столы меновщиков опрокинул со словами: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11.17).

Когда храм был очищен, слепые и хромые обступили Господа, и Господь исцелял их, Народ прославлял Его, первосвященники же и старейшины, видя чудеса Христа, негодовали, но не решались арестовать Его при народе, боясь беспорядков.

До позднего вечера Господь учил народ и исцелял больных в храме, а затем с учениками опять возвратился в Вифанию.

Великий Вторник

Последнее посещение храма

Первосвященники и старейшины, опасаясь схватить Христа при народе, избрали другую тактику: они решили скомпрометировать Иисуса как Мессию в глазах тех, кто поверил в Него.

Когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его обступили книжники и фарисеи, требуя ответа за очищение храма: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф.21.23). На этот вопрос Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф.21.24-25).

Члены Синедриона, боясь гнева народа, признававшего Иоанна Крестителя за пророка, слукавили, сказав: «Мы не знаем». Услышав этот уклончивый ответ, Господь сказал лицемерам: «И Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф.21.27).

 

Притча о злых виноградарях

(Мф.21.33-43)

В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф.21.33-40).

Старейшины иудейские поняли, что эта притча о них – обязанных заботиться о духовном благополучии Израиля, как виноградника Божия, но решивших присвоить его себе и ради этой борьбы за власть над народом Божиим готовых даже на убийство и слуг Божиих – пророков и Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Суд над этими злыми виноградарями был произнесен самим народом, ответившим на вопрос Христа об участи виноградарей: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21.41).

 

Вопрос о подати кесарю

(Мф.22.15-22)

Раздраженные обличением Христа, первосвященники стали совещаться, как заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти, поэтому первосвященники решили обвинить Его в политической неблагонадежности. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами. Между фарисеями и иродианами существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы вместе погубить Христа.

Подойдя к Иисусу и притворившись Его учениками, они спросили: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22.16-17).

Если бы Христос ответил на этот вопрос положительно, Он вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению. В случае если бы Господь сказал, что платить подать языческому кесарю не следует, иродиане сразу же доложили бы римскому правителю, что Христос возмущает народ против римской власти и является противником кесаря.

Христос, видя их лукавство, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать» (Мф.22.19). Они принесли Ему динарий. Иисус говорит им: «Чье это изображение и надпись?», они отвечают: «Кесаревы». «Итак, - сказал им Господь, - отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22.20-21).

Ответ Христа означает, что необходимо повиноваться государственной власти и подчиняться всем ее требованиям, если это не противоречит исполнению заповедей Божиих (и до тех пор, пока не противоречит). Иродиане и фарисеи, не предполагавшие такого ответа, со стыдом удалились.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!