Притча о работниках в винограднике



(Мф.20.1-16)

 «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20.1-16).

Господь, как хозяин виноградника, зовет всех, кто хочет трудиться для Царства Божия и предлагает им духовное делание в Церкви Христовой. Разные часы в притче (третий, шестой, девятый, одиннадцатый) могут быть пониматься двояко. С одной стороны, это различные эпохи в истории Церкви, когда одни народы раньше откликнулись на призыв Божий, как еврейский, другие позже, а с другой – различные периоды индивидуальной жизни человека (детство, юность, зрелый возраст, старость), когда он слышит и принимает призыв Божий. Эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни.

Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. Он всем дает, все зависимости от времени начала работы, такую плату, которую считает нужной. Так Бог может равно дать Царство и духовные дары человеку с детства бывшему в Церкви и обратившемуся к вере незадолго до смерти; Он равно примет покаяние и того, и другого, и обоим простит грехи.

Ропот виноградарей, трудившихся с самого утра, как выражение человеческого представления о справедливости, противопоставляется в притче Божественной щедрости и любви. Зависть, охватившая трудившихся весь день, сродни низким чувствам старшего брата в притче о блудном сыне. Конец притчи о виноградарях показывает, что душевное устроение «первых» может снизить достоинство их долгого труда в винограднике Господнем, а усердие «последних», наоборот, более удовлетворит Хозяина виноградника. 

 

Исцеление десяти прокаженных

(Лк.17.11-19)

Проповедуя за Иорданом, Господь однажды проходил по границе, лежащей между Галилеей и Самарией. Здесь Его встретили десять прокаженных.

Проказа с древних времен считалась болезнью нечистой и заразной. Как происходит заражение – неизвестно, но, раз начавшись, болезнь продолжается 5-20 лет и ведет к смерти. Проказа вызывает глубокие поражения кожи всего тела, покрывающегося гнойными и кровоточащими язвами серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние органы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, выпадают все волосы; наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца.

В древние времена прокаженные не пользовались никакой помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обязаны были криками предупреждать о своем приближении.

Десять прокаженных, увидев Христа, издали стали умолять Его, чтобы Он исцелил их. Господь сжалился и после слов Христа: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк.17.14) прокаженные послушно отправились к священникам для обследования. В соответствии с Законом Моисеевым именно священники осматривали таких больных и решали, могут ли они вернуться в общество здоровых людей. По дороге они почувствовали, что страшная болезнь их оставила. Только один из исцеленных, самарянин, почувствовав, что он здоров, вернулся к Господу, припал к Его ногам и громким голосом прославил Бога. Девять же исцеленных иудеев не нашли нужным поблагодарить своего Избавителя и пошли своей дорогой. Увидев только одного возвращающегося, Господь произнес: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк.17.17-18) и затем, обращаясь к исцеленному самарянину, сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17.19).

Эта история показывает, что вера несовместима с неблагодарностью к Богу.

В тоже время чудо исцеления прокаженных, совершенное незадолго до Страстей, символически изображает историю спасения людей Богом. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобою, носящую на себе безобразие греха, живущую из-за нечистоты вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Бог по милости уврачевал прокаженную природу, воплотившись и вкусивши смерть за всякого человека. Но иудеи оказались неблагодарными и не воздали славу Богу, отказавшись поверить, что Иисус Христос есть истинный Бог и Спаситель мира. Язычники же, наоборот, признали очистившего их Бога и, поверив, получили прощение грехов.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!