Рационально-мистическое постижение мира: опыт пифагорейцев.



Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 33-55.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ,2003. С .42-44.

 

Влияние философских идей античности на развитие медицинского знания.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 121-131, С. 346-351.

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина,1990. С. 16-21, С. 41-46.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 168-171.

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 19-44, С. 59-152.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-128.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003. С. 48-152.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-283.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 174-191, С. 228-289, С. 363-450, С. 490-538.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект,2004. С. 58-60, С. 68-79.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гарадарики, 2008. С. 75-124.

Дополнительная литература

Льюис Дж. Античная философия от Фалеса до Сократа/ Дж. Льюис. – Минск: София,1997. С. 3-24.

Асмус В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1998. С. 12-48.

Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/ общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1999. – 528 с.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 9-81.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях древних философов/ Диоген Лаэртский. – М.: Наука, 1979.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета,2001. С. 33-62, С. 73-90, С. 103-137, С. 166-181, С. 200-253, С. 279-336.

Тема 3. Средневековая философия

И философия эпохи Возрождения

Часа/4 часа)

План семинарского занятия

1. Становление и развитие средневековой философской традиции: основные идеи и проблемы.

2. Аврелий Августин: философствование в вере и метафизика «душевных глубин».

3. Своеобразие эпохи Возрождения, ее место в истории человечества

4.Гуманистическое и естественнонаучное направления философской мысли Возрождения.

Ключевые понятия

Теоцентризм, креационизм, теодицея, провиденционализм, эсхатологизм, экзегетика, номинализм, реализм, универсалии, теология антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, эстетика.

 

Методические рекомендации

1. Формирование средневековой философии тесно связано с историей христианства как особого религиозного учения и культурой Римской Империи конца I в. до н.э. – I в. н.э. в. В связи с этим, определите причины популярности христианского учения среди интеллектуалов эллинистической эпохи. Рассмотрите идеи, которые благодаря библейскому посланию вошли в пространство философской мысли: понимание Библии как «боговдохновенного текста», идея личного Бога, идея творения, идея человека как «любимейшего творения» Бога, открытие веры как особой способности души, христианское понимание любви как божественной благодати. Объясните, почему эти идеи, с одной стороны, могли вызывать живой и серьезный интерес, а с другой - являлись «безумием» для «эллина» и представляли собой «самую радикальную переоценку ценностей в истории человечества»? Поясните, почему первые апологеты христианства (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген) заявляли о том, что «эллинская философия» вела человечество к христианству?

Христианская теология началась как апологетика и ее целью была защита христианской веры, при этом мы можем говорить о складывании своеобразного «союза» языческой философской мысли и христианства в период апологетики. Подумайте, почему и зачем апологеты христианства обращались к языческой философской традиции с ее развитым категориальным аппаратом? Что дал данный «союз» христианству? 

Следующим этапом становится период, когда были сформулированы основные догматы христианства - период патристики («философствующего мышления в вере»). Обратите внимание на то, что философия и теология совместно разрешали в это время (III –V вв. н.э.) проблему Троичности, проблему отношения свободы и благодати, проблему отношения веры и разума, раскрывается философско-богословский смысл Христа как Логоса. Используя материал учебной литературы, охарактеризуйте каждую из указанных тем патристики, поясните их взаимосвязь. Поясните, в чем состоит сущность христологической темы (обозначенной в данный период) и разработанного эгзегестического метода изучения Библии. Что такое апофатическое богословие, какова его цель?

В это же время формируется и средневековая догматика. Основным принципом догматики является: «Вера выше разума». Чем объяснить такое понимание соотношения веры и разума в данный период развития средневековой философии?

Дальнейшим этапом развития средневековой философии является период схоластики («средневековой учености»). Укажите хронологические рамки данного периода в целом. Назовите главную цель и задачи схоластики. Что лежало в основе «исследовательской программы» схоластики? Обратите внимание на то, что в это время «учение церкви определяет, во что следует верить,… почему предмет веры истинен» (К. Фишер), а сама схоластика была тесно связана с системой образования средневековой Европы (университетами). Как вы можете пояснить движущий принцип схоластики: «Верую, чтобы познать»? 

Укажите хронологические рамки этапов развития схоластики, имена наиболее ярких представителей и круг проблем, характерный для каждого из них. Обратите внимание на то, что различные этапы развития схоластики представляют собой разрешение разными способами проблемы согласования веры (признание авторитета Священного Писания и святых Отцов церкви) и разума/свободного мышления.

Одной из центральных проблем схоластики стала проблема универсалий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите сущность этой проблемы; охарактеризуйте позиции номинализма, реализма и концептуализма (Пьер Абеляр) в разрешении спора об универсалиях.

2. Чтобы понять, почему позиция Августина – «верю, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить» является примером философствования в вере (средневекового рационализма), необходимо разобраться с пониманием Августином процесса познания и его главнейшей цели. При этом важно помнить, что в центре размышлений мыслителя – конкретный человеке, а не человек вообще. Подумайте, почему не индивид, но личность («внутренний человек») становится предметом размышлений мыслителя?

Поясните, как характеризует Августин человеческую личность (что говорится о бытии, познании и любви как трех фундаментальных качествах человека); в чем он видит связь процессов богопознания и самопознания и как, исходя из этого, он разрешает вопрос о достижении человеком Истины.

Августин размышляет над природой и причинами существования зла (проблема теодицеи). Мыслитель утверждает, что зло не субстанциально; можно говорить лишь о трех уровнях зла (метафизический, моральный и физический) - рассмотрите каждый из них. Почему и как Августин связывает проблему причины зла и свободы воли человека? В чем, по мысли Августина, состоит подлинная свобода и почему именно вера есть «высший акта воли»?

С проблемой «внутреннего человека» связаны размышления о времени. Реальность времени раскрывается через духовный мир человека и не является некоторой объективностью. Поясните идею Августина о том, что «время принадлежит душе», «время есть протяженность души». Обратите внимание, как раскрывается сущность прошлого – настоящего – будущего.

3. Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Возрождения трансформируются фундаментальные представления о Боге, о человеке и его возможностях, о мире, характерные для средневековой философской мысли.

Что, главным образом, понимают под Возрождением? Рассмотрите причины появления этого феномена в Италии в конце XIV в. (социально-экономические, политические, культурные и мировоззренческие).

 Поясните, чем был вызван возросший в этот период интерес к историческому прошлому, к древности, которую воплощала собой эпоха античности. В чем состояла особенность восприятия наследия Античности? Подумайте, являются ли перечисленные идеи и настроения результатом своеобразного синтеза двух традиций – христианства и античности: идея практического индивидуализма и понимание собственной жизни как некоторого предназначения; поиск «живой веры» или «религии души»; универсализм; эстетическое отношение к человеку и миру; появление светской культуры и возникновение многочисленных Академий?

Почему многие представители эпохи Возрождения говорили о ней как об абсолютно новой, с чем связана эта новизна? Важно, что в новом мире человек помнит и о Боге, не исключает его, не выносит «за» границу мира. Это нашло свое выражение в пантеизме Ренессанса, преодолевающим средневековый дуализм небесного и земного: «любое» существует в «любом» и все существует во всем – тождество абсолютного максимума и абсолютного минимума (Н. Кузанский).

4. Можно ли говорить о том, что возрожденческий гуманизм - это «свободомыслящее сознание и светский индивидуализм» (А.Ф. Лосев), связанный с «практикой» человека? Почему? Поясните, в чем состоит отличие понимания человека (его сущности, способностей и смысла жизни) гуманистами Возрождения от христианских мыслителей. Как стали понимать индивидуальность? Почему она обретает ценность? (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 180-182).

Человек Возрождения ищет не спасения от мира, а стремится к активному самоутверждению и полному самовыражению в нем, поэтому деятельность приобретает свою ценность и значимость. Поясните, почему высоко оценивалась именно художественное творчество, которое было тесно связано с философией, и почему оно оценивалось порой как «особая наука» (для Леонардо живопись – это наука, причем первая среди прочих).

Формируется и новое отношение к миру, прежде всего, к окружающему человека миру природы. Последняя буквально «открывается» в своей красоте, гармонии и совершенстве, а одним из способов такого открытия становится искусство. Эстетическое восприятие природы выразилось и в том, что разрешение астрономических задач должно было удовлетворять эстетическим требованиям. Для Коперника занятие астрономией есть изучение красоты и совершенства неба, этого «видимого бога».

Познание природы понимается как единство чувственного (что побуждает к собственной деятельности ум человека), рационального и эстетического. Природная вещь, явление должны быть преобразованы человеческим искусством (связанным с математикой и геометрией). Тогда в них проступят универсальные формы, законы, производящее ее начало, которые способен измерить человек с помощью ума. Познание обнаруживает себя как своеобразная творческая деятельность разума (подобие творящей божественной силы) способного создать/конструировать природу. Как позже скажет Г. Галилей: «То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с чудесами, открытыми на небе разумом понимающих людей».

Природа для мыслителей Возрождения не есть нечто застывшее, завершенное в своем творении. Н. Кузанский говорил о том, что процессуальность, творческая мощь присуща тварному миру; его вечное становление делает его подобным миру божественному. Понимая Бога как Единое, а мир как многое, Бог есть потенциальный мир, а мир - актуально представленный Бог. Подумайте, какие возможности открываются перед человеком благодаря такому пониманию природы и процесса ее познания?

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Какие догматы христианской веры лежат в основе христианской антропологии?

2. Как бы Вы смогли прокомментировать следующее суждение Августина: «Я ошибаюсь (заблуждаюсь, обманываю себя), следовательно, существую».

3. «Люби и тогда делай что хочешь!» - каков смысл этого утверждения Августина?

4. Каково значение схоластики, особенно поздней схоластики, для последующего формирования и развития научного мировоззрения?

5.Чем понимание человека в средневековье отличается от понимания человека в античности?

6. Как вы считаете, почему путь познания Бога может быть отрицательным, апофатическим?

7. Можно ли согласиться с Р. Транасом в его оценке Августина как самого «современного из всех древних» и одновременно «самого средневекового из всех древних»? Ответ обоснуйте.

8. По каким ступеням на пути к схоластической учености должен был «подняться» ученик?

9. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Пико делла Мирандолы : «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». О каком Адаме идет речь? Как раскрывается в этом высказывании идея о том, что человек есть творец самого себя?

10. Как вы можете объяснить возросший интерес к внешности человека, к его телесной красоте, к их описанию и изображению в искусстве Возрождения?

11. Считается, что изобретение на Западе в период Возрождения таких предметов как магнитный компас, порох, механические часы и печатный станок, способствовало фундаментальному изменению не только жизненного уклада, но и мировоззрения европейца. Как вы считает, в чем проявилась названная взаимосвязь?

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Выберите один или несколько правильных вариантов ответов

1. Одна иззадач философии, с точки зрения схоластов, состояла

  1. в исследовании природы и законов существования социальной действительности
  2. в защите христианского вероучения от нападок язычников
  3. в разработке методов секуляризированной эпистемологической деятельности
  4. в исследовании человеческих познавательных способностей
  5. в рациональном (логическом) анализе христианских догматов

2. Период развития схоластики завершается в XIV веке победой

  1. реализма
  2. томизма
  3. номинализма
  4. волюнтаризма
  5. концептуализма

 

3. Впервые термин «Возрождение» употребил в своем произведении

  1. Джорджо Вазари
  2. Н. Макиавелли
  3. Марсилио Фичино
  4. Н. Кузанский
  5. Э. Роттердамский

4. Одной из особенностей восприятия человека в эпоху Возрождения стало

  1. восприятие его как греховного существа
  2. восприятие его как детерминированного природой существа
  3. восприятие человека как одинокого и бездомного существа
  4. эстетическое восприятие человека и его телесности
  5. восприятие человека как социального существа

 

5. Источником творчества, по мысли гуманистов является

1. сам человек

2. Бог

3. мир, природа

4. человеческий разум

5. вера

 

6. Изящество и достоинство человека гуманисты во многом связывали

  1. с речью, культурой слова
  2. с верой
  3. с возможностью познания мира природы
  4. с социальным статусом человека
  5. с талантами, данными человеку от рождения

7. «Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком», - утверждал известный натурфилософ, врач эпохи Возрождения

  1. Т. Парацельс
  2. П. Помпонацци
  3.  Аверроэс
  4. Дж. Кардано
  5. Ф. Джироламо

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!