ВИДЫ И ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА



 

Религиозный туризм имеет две основные разновидности[12]:

1. паломнический туризм;

2. религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется также духовно-паломнический туризм.

Сложность разделения таких понятий как религиозный туризм и паломнический состоит в том, что исходя их понятия «тур», как комплекса оказываемых услуг по размещению, провозу, питанию, экскурсионным услугам, паломнические туры приобретают изначально организованный характер и, по сути, является религиозным туризмом.

Рассмотрим их более подробно.

В 90-е годы ХХ века в российское общество вошло такое понятие как паломничество. С падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристические агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями»[13]. Паломничество -путешествие или поиск нравственного или духовного значения[14].

Как правило, это путешествие в храм или другое место, важное для убеждений и веры человека, хотя иногда это может быть метафорическое путешествие в чьи-то собственные убеждения. Мотивами паломничества является стремление посетить святое место, помолиться чудотворной иконе, исповедаться в месте, имеющем большое духовное значение для религиозного человека[15].

Человека, который совершает такое путешествие, называют паломником.

Особенности паломничества для разных конфессий различаются, но на характер этих поездок, их интенсивность влияют особенности экономического и политического положения в той стране, в которую осуществляется паломнический тур, уровень материального благосостояния туриста, географическое положение страны принимающей паломнические туры, характер погоды в местах поездок и многие другие факторы.

Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Основные отличительные особенности паломнического туризма состоят в следующем:

 ¾ паломничество совершает человек с глубокой верой, стремящийся совершить важную для его жизни практику и требующий в данном случае особого отношения со стороны организаторов паломнического тура;

 ¾ паломничество по времени осуществления более длительная поездка, в которой необходимо учитывать, что количественно группы значительно больше;

¾ в индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества порой с соблюдением ритуальных действий не только в святых местах, но и во время осуществления данного похода;

¾ паломнические поездки зависят от религиозного календаря;

 ¾паломнические туры в основном оформляют религиозные организации, которые сотрудничают с туристическими фирмами.

Иерусалим был центром еврейской религиозной жизни и занимал особенное место во время трех паломнических праздников в Песах, Шавуот и Суккот, когда все взрослые мужчины, которые были в состоянии были обязаны посещать и приносить жертвы (korbanot) в храме. После разрушения Храма обязательство посещать Иерусалим и приносить жертвы больше не применяется. Обязательство было восстановлено с восстановлением Храма, но после его разрушения в 70 г. н. э. Обязательство совершить паломничество в Иерусалим и снова принести жертвы вновь прекратилось.

По данным Всемирной туристической организации[16], Западная подпорная стена Храмовой горы, известная как Западная стена или Стена Плача является самым посещаемым местом.

В целом есть основополагающие отличие между паломничеством и религиозным туризмом - это цель поездки, которая определяет следующие особенности[17]:

 ¾ объекты посещения;

¾ требования к уровню сервиса;

¾ необходимость экскурсионного обслуживания;

 ¾ даты, к которым приурочены поездки;

¾ учет возрастной и социальной категории клиентов;

 ¾ количество клиентов совершаемых поездку;

¾ особенности поездки (учитывается религиозная принадлежность, особенности паломничества).

Развитие религиозного туризма в отличие от паломничества, ближе к познавательному, научному туризму[18]. Турист, осуществляющий данную поездку, использует всю туристскую инфраструктуру - селится в гостиницах, осуществляет экскурсионные поездки организованно. Религиозные объекты посещаются и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы.

Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских интересов[19].  

Эта особенность религиозного туризма существенно отличает его от привычной всем схемы отдыха на морском курорте или посещения монументов старины. Различают два основных направления религиозного туризма, и у каждого есть свои особенности: экскурсионные туры, целью которых является посещение памятников, храмов, музеев; организованные паломнические поездки, предполагающие посещение мировых центров религий, а также путешествие по местам, сыгравшим важную роль в становлении и распространении определённого вероисповедания.

Таким образом, паломнические поездки и экскурсионные туры религиозной направленности различаются. Организованные туристические экскурсии предполагают обеспечение высокого уровня комфорта.

Любая туристическая поездка имеет в своей основе мотивацию. На основе мотивации происходит принятие решения о выборе туристского продукта и его составных элементов. Мотивы человека в определенной степени формируют его потребительское поведение.

По мнению некоторых авторов, побудительных мотивов у туриста может быть много, но только некоторые из них способны оказывать влияние на принятие окончательного решения.

А. Ю. Александров утверждает, что мотивационное поведение туристов претерпевает глубокие изменения. Одной из главных современных тенденций является отход от массовых форм туризма к альтернативному, по специальным интересам[20].

Цели в конечном итоге определяются потребностями, которые можно удовлетворить в процессе путешествия. Потребность на психологическом уровне выступает как мотив, побуждающий людей к путешествию. Удовлетворение духовных потребностей находит свое воплощение в особом виде путешествий – паломничестве.

Для специалистов туристской отрасли чрезвычайно важно иметь верное представление о том, какие мотивы заставляют людей отправляться в паломнические путешествия. Четкие представления о мотивах и потребностях паломников помогут создавать адекватные ожиданиям турпродукты, выделять целевые сегменты рынка.

Понимание мотивов потенциального пользователя, знание доминантных аспектов паломничества имеют большое значение также при планировании, формировании и организации паломнического туристского продукта. Оно позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и может стать залогом успешного продвижения и популяризации паломнического туризма.

Религиозные туристы, и в первую очередь паломники отправляются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем привычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания[21].

Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами. В качестве основных мотивов паломничества А.В. Бабкин выделяет следующие:

– желание помолиться и прикоснуться к чудотворной иконе, нетленным мощам;

– исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного религиозного деятеля;

– выполнить богоугодные работы;

 – сделать пожертвование;

– обрести благодать;

- излечиться от болезни;

– выполнить обет и т.д. [22].

Спектр имеющихся у верующих людей мотивов определяет цель путешествия. Путешествие к святым местам с четко определенными целями характерно для всех ведущих мировых религий. Основная цель паломничества – поклонение святыням. Именно цель определяет святое место или священный объект, которому хотят поклониться.

Среди целей паломничества А. Ю. Александров называет поклонение святым местам, молитва, покаяние, иногда исполнение обета, данного во время тяжелой болезни или смертельной опасности, и благодарение Господа за избавление от них. Весьма часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей, источников[23].

С учетом того, что в религиозно-паломнических поездках могут принимать участие как воцерковленные, так и светские лица, цели религиозного путешествия, по мнению Е.В. Зеленовой, можно классифицировать следующим образом: празднование культовых обрядов; духовное совершенствование; повышение собственного статуса в религиозной общине; поклонение святому месту, храму, мощам, получение исцеления духовного и физического; познание духовного «нового», а также чисто светские мотивы: любознательность, получение эстетического удовольствия от храмовой архитектуры, живописи, иконописи, церковного песнопения. Наиболее распространенный тип паломников— целе-рациональные паломники. Это недавно пришедшие к вере люди, делающие первые шаги в Церкви, так называемые неофиты. Они воспринимают веру как средство достижения своих жизненных целей: получить исцеление, помощь в мирских делах и т.п. В организации путешествий они, как правило, пользуются услугами туристских фирм[24]. В программу паломнической поездки, как правило, включается богослужение, чтение акафистов (прославлений), молебны, т.е. имеют место исторически сложившаяся форма символического поведения верующих. Во время паломнического путешествия соблюдаются определенные нормы поведения, позволяющие держать себя в религиозном настроении: необходимо творить молитву, не вести праздных разговоров, не думать о домашних делах, не злословить, не предаваться увеселениям. В противном случае отвергается сам факт паломнического подвига. Соблюсти такие специфические требования к паломническим поездкам светским турфирмам бывает чрезвычайно сложно.

Таким образом, духовность паломника противопоставляется культурно-познавательному аспекту путешествия. Признаком духовности выступает не только воцерковленность, но и особое состояние покаяния, готовность терпеливо и безропотно переносить все лишения. Духовность, с точки зрения организаторов и участников православного паломничества, призвана способствовать достижению цели паломнического путешествия – встрече со святыней, через которую открывается Бог.

Особенности организации паломнического туризма.

Менеджмент паломнического туризма достаточно сложен по многим причинам, например, из-за особой специфики этого вида туризма, неоднородности состава паломнических групп и т.д. Отсюда возникают организационные проблемы, связанные с формированием целевой аудитории.

Организаторам поездки необходимо знать цели и ожидания клиентов, ­готовы ли все члены группы к бытовым и иным трудностям в той мере, в какой готов к ним истинный паломник; согласятся ли они на предложенную программу в том формате, в каком ее принимают лица, сознательно отправляющиеся в паломническую поездку. Не случайно, например, Паломническая служба "Монастыри России", планируя и совершая паломнические поездки, старается учитывать запросы своих паломников и разрабатывать планы поездок в зависимости от состава паломнических групп и степени воцерковленности участников.

Еще одним важным условием организации паломнических туров является наличие соответствующей инфраструктуры. Паломники, как правило, люди с небольшим достатком, поэтому они не всегда могут позволить себе пользоваться туристской инфраструктурой, рассчитанной на путешественников с высокой платежеспособностью: транспортными перевозками, размещением и питанием, а также услугами туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт.

Одной из наиболее острых и актуальных проблем в сфере религиозного и паломнического туризма по прежнему остается проблема кадрового обеспечения туристских организаций, особенно в части подбора гидов-экскурсоводов и руководителей групп. Они должны относиться к паломникам с любовью и вниманием. В то же время руководителю группы необходимо иметь твердость, умение поддерживать дисциплину и находить компромиссные решения при возникновении конфликтных ситуаций. Руководитель группы должен четко представлять себе, что его задача в паломнической поездке не личная молитва и участие в богослужениях, а забота об участниках поездки.

Вопросы подготовки и переподготовки кадров для паломнических центров, а также экскурсоводов на религиозных турах и паломнических маршрутах обсуждаются на различных форумах. Возможным кадровым резервом, позволяющим решить данную проблему, могут служить высшие учебные заведения, готовящие специалистов для сферы туризма и позволяющие студентам приобрести необходимые навыки и компетенции.

На сегодняшний день успешнее всего обозначенные проблемы способны решать паломнические службы, создаваемые в епархиях. По данным Е.В. Зеленовой[25] в России насчитывается 500 действующих в РПЦ православных паломнических центров при храмах и монастырях. Они координируют, упорядочивают деятельность приходов, туристских и других предприятий по организации паломнических поездок. Их задачами являются организация паломнических туров по России и зарубежным странам, разработка маршрутов паломнических поездок, прием паломников из других епархий.

Некоторые паломнические службы отдельно организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомится с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не в гостевых домах при монастырях. Такие поездки зачастую выполняют миссионерскую функцию, способствуя воцерковлению их участников.

Современные паломнические службы шагают в ногу со временем. Учитывая интенсивный ритм жизни, постоянную занятость, финансовые проблемы, возраст, немощь верующих, огромное количество святынь, которые человек не способен посетить физически за свою жизнь, они разрабатывают и предлагают виртуальные паломнические туры. Слово "виртуальный" в данном случае означает "не реальный, но близкий к реальному, по сути, и результату".

Разработчики виртуальных паломнических туров полагают, что последние могут реализовываться не только посредством on-line технологий, но и с помощью телепередач и видеофильмов. В церковных лавках сейчас можно найти множество видео о православных святынях; имеются диски, позволяющие побывать, например, в православных монастырях, познакомиться с их историей, пройти с экскурсоводом по монастырской территории, посетить храмы, поприсутствовать на богослужении.

Можно совершить паломничество и с помощью традиционных бумажных носителей, например, журнала «Православный паломник» официального издания Паломнического центра Московского Патриархата. Содержащиеся в нем описания паломнических путешествий помогают православным верующим узнать о святых местах, мысленно перенестись туда и духовно соприкоснуться со святынями.

Виртуальное паломничество не только помогает больше узнать о церковных святынях, но и служит дополнительным стимулом посетить хотя бы некоторые из них, совершив реальное паломничество. Сказанное убеждает, что паломничество, как феномен меняется по форме, он его базовая суть остается неизменной и активно поддерживается Русской православной церковью.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 761; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!