Естественнонаучная картина мира XVII века



Новый научный инструментарий

Начало XVII века явилось переломным моментом в истории науки. На пороге Нового времени границы известного мира стремительно расширялись не только в чисто географическом, «горизонтально-пространственном» смысле, но и по «вертикали»: благодаря изобретению телескопа (Х. Липперсгей, З. Янсен, Г. Галилей) перед человеком раскрылись новые горизонты «макрокосма», а использование микроскопа (А. ван Левенгук) сделало возможным изучение «микрокосма» — структурных элементов материи и тканей живых организмов.

История создания телескопа относится к числу интереснейших эпизодов истории наук, наглядно демонстрируя всю сложность и неоднозначность взаимодействия теоретических и эмпирических методов научного познания. В истории создания зрительной трубы важно отметить то обстоятельство, что она была впервые создана чисто эмпирически практиками, а не учеными-теоретиками, обладавшими к этому времени достаточным количеством знаний. Первоначально, не было никакого взаимодействия между теоретической наукой и практикой в этом вопросе, каждая из ветвей знания развивалась самостоятельно.

Есть некоторые основания полагать, что проект зрительной трубы был разработан Леонардо да Винчи,[42] однако первые свидетельства об изготовлении такого рода оптических инструментов относятся к началу XVII в., однако, в записях о демонстрации зрительных труб в 1604 г. Захарием Янсеном, упоминается о том, что голландский мастер изготовил их по модели некоего итальянца, на которой было написано «anno 1590».

Весть об изобретении и существовании зрительной трубы дошла до Галилео Галилея. В вышедшем в 1610 г. «Звездном вестнике» Галилей писал:

«Месяцев десять тому назад дошел до наших ушей слух, что некий бельгиец построил перспективу (perspicillum),[43] при помощи коей видимые предметы, далеко расположенные от глаз, становятся отчетливо различимыми, как будто бы они были близкими. Это и было причиной, по которой я обратился к изысканию оснований и средств для изобретения сходного органа. … После сего, я разработал более точную трубу, которая представляла предметы увеличенными больше чем в шестьдесят раз».[44]

Галилей создал телескопическую систему из двух линз: одной выпуклой и одной вогнутой. Но почему Галилей не создал систему из двух выпуклых линз? Академик С.И. Вавилов дал такой ответ на этот вопрос: «Возможно, потому, что, исходя из своей логической схемы, он сразу начал с возможно более сложного случая. Из рассказов Галилея далее следует, что у него не было никаких новых теоретических представлений о действии сферических линз по сравнению с тем, что знали Леонардо, Мавролико и де ля Порта. Отличие от предшественников состояло, прежде всего, в живом, ясном и широком понимании Галилеем возможностей нового инструмента для мореходства, военного дела и астрономии. Для Леонардо и де ля Порта зрительная труба была одним из фокусов «натуральной магии», вроде камеры-обскуры и «магических» зеркал. Галилей передает в полном соответствии с действительностью, с какой неслыханной быстротой он сумел по одному намеку найти схему трубы, усовершенствовать ее, доведя увеличение до очень больших размеров, и без промедления реализовать основные применения ее. Эти черты открытия Галилея и делают его несравнимым по значению с открытиями Леонардо и де ля Порта, прошедшими незамеченными не только для современников, но и, по сути дела, для самих авторов».[45]       

Галилей  не был изобретателем зрительной трубы, но его заслуга в том, что он впервые направил оптический инструмент на звездное небо. В короткое время, им было открыто множество новых звезд (Млечный путь), горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы Венеры, солнечные пятна. Сообщения об этих астрономических открытиях Галилей оформил в виде книги «Звездный вестник», которую он посвятил тосканскому герцогу, бывшему своему ученику Козимо II Медичи.

 

Между Птолемеем и Коперником

 

Новые астрономические факты, открытые Галилеем, явились дополнительным аргументом в пользу гелиоцентрической системы Н. Коперника. Однако согласно официальной доктрине католической церкви система геоцентрическая система Птолемея более соответствовала «духу и букве» Священного Писания. В 1614 г Галилей в письме к своему ученику Кастелли подвергает сомнению правомерность использования Библии в качестве аргумента в математических и философских спорах:

«Естественные действия, которые узнаем разумным наблюдением или о которых заключаем на основании неотразимых доказательств, никак не должны подвергаться вопросу вследствие мест писания, которые по буквальному смыслу слов, кажутся высказывающими иное, ибо не каждое изречение Писания имеет такую строгую норму, как каждое действие природы».

Письмо распространялось в списках в и его копия в1615 г. оказалось в распоряжении доминиканца Лорини, который, выделив в нем те места, которые показались ему противоречащими христианскому вероучению, препроводил его со своими комментариями в инквизицию.[46] Так начинается первый процесс Галилея.

Учение Коперника в тот момент еще не было формально запрещено церковью, поэтому самому Галилею ничего не грозило. Отправившись в Рим, он заручился поддержкой влиятельных лиц. Дело было улажено, но интерес церковных властей к проблеме движения небесных тел привел к официальному объявлению «мнения Коперника ложным и еретическим». Решение священной Конгрегации от 5 марта 1616 г. Гласило: «Ложно и целиком противно священному писанию пифагорейское учение о движении Земли и неподвижности Солнца, которому учит Николай Коперник в книге об обращениях небесных кругов».

В 1630 г Галилей закончил «Диалог о 2-х главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой». В это время римским папой был избран кардинал Барберини, который весьма благосклонно относился к Галилею. В 1630 г Галилей повез рукопись в Рим, чтобы испросить разрешения на печатанье. Риккарди, главный цензор, разрешение дал, но предложил снабдить книгу предисловием, в котором было бы сказано, что здесь мнение Коперника дискуссируется, но не принимается за истинное. Это требование было выполнено Галилеем. Тем не менее, в ноябре 1632 г Галилей получил предписание инквизиции явиться в Рим, а 22 июня 1633 г. в монастыре Св. Марии состоялось официальное отречение Галилея. Вынесенный приговор гласил:

«Дабы тяжелое и гибельное заблуждение твое и вина, тобою сделанная, не остались совсем безнаказанными, и ты впредь был осмотрительнее, а также в пример другим, да остерегутся от подобных прегрешений, приказываем, чтоб книга “Диалог” Галилея была опубликованным распоряжением воспрещена, а тебя присуждаем к тюремному заключению при сем трибунале на срок по нашему усмотрению и налагаем на тебя, как спасительную эпитимию, прочтение еженедельно, в течение 3-х лет, семи покаянных псалмов, сохраняя за нами право смягчить, изменить или совсем сложить упомянутые наказания и эпитимии».

Галилей был помещен под домашний арест на его загородную виллу в Арчетри, он смог завершить работу над своим последним трудом «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящиеся к механике и местному движению», в которой обсуждались проблемы динамики и сопротивления материалов.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!