Краткая хронография достижений средневековой науки



 

ХI в.

— оптические исследования Альхазена.

— Ал-Бируни разработал с помощью отливного сосуда способ определения объемов тел неправильной формы, который применял для нахождения удельного веса чистых металлов, некоторых сплавов и драгоценных камней.

1269

— первый рукописный трактат по магнетизму «Послание о магните» П. Перегрино, или Пьера из Марикура (опубликован в 1558 г.), где дано описание свойств «магнитного камня» и методов определения полярности магнита.

1271

— трактат по оптике Эразма Вителлия, получивший широкое распространение в средние века (впервые напечатан в 1533 г.).

XIII в.

— Роджер Бэкон измеряет фокусное расстояние сферического зеркала и описывает сферическую аберрацию, выдвигает идею зрительной трубы, одним из первых он рассматривает линзы как научные приборы, основу познания усматривает в опыте.

1310

— Теотоникус дает объяснение радуги, не объясняя, однако, порядка цветов. Первое правильное объяснение радуги приписывают Ал-Фаризи (примерно 1280).

ХIV в.

— введены понятия мгновенной скорости и ускорения (У. Гейтсбери)

— исследование относительного перемещения, получает развитие теория «движущей силы» (теория «импетуса»).

Лекция 7

Наука эпохи Возрождения

Технологический гуманизм

 

Экзистенциальный аспект ренессансного гуманизма выражается лаконической формулой «человек — творец своей судьбы» (Дж. Пико делла Мирандола). В контексте истории науки следует, однако, обратить внимание на иной, «технологический» аспект гуманистической культуры XV–XVI вв., который предполагает возможность обретения человеком безграничной власти не только над собственной судьбой, но и над природным миром, предоставленным в распоряжение человеку. Весьма выразительно формулирует технологическую установку Марсильо Фичино, основателя флорентийской Академии:

«Повсюду человек, обращается со всеми материальными вещами мира так, как если бы они находились в его распоряжении: стихии, камни, металлы, растения. Он многообразно изменяет их форму и их вид, чего не может сделать животное; и он не обрабатывает только одну стихию, он использует их все, как должен делать господин всего. Он копает землю, бороздит воду, он возносится к небу на громадных башнях, не говоря уже о крыльях Дедала и Икара… Человек не только использует стихии для служения ему, но, что никогда не делает животное, он покоряет их для своих творческих целей».[34]

Творческое преобразование мира становится главной целью бурной деятельности «квалифицированных ремесленников» эпохи Возрождения, подготовивших переворот в научном мышлении Нового времени. Ученые, художники, инженеры, архитекторы Возрождения приложили немало усилий для пересмотра средневековой естественнонаучной парадигмы.

В эту эпоху различие между наукой и искусством едва осознавалось, и многие из тех, кто относил себя к гуманистам, свободно переходили от науки к искусству и наоборот, и только значительно позднее между ними обнаружилось принципиальное различие. Более того, даже после того, как постоянный переход из одной области в другую прекратился, термин «искусство» продолжал применяться к науке, технологии и ремеслам (которые также рассматривались как прогрессирующие) так же, как к скульптуре и живописи.[35]

Экспериментальное  естествознание

Леонардо да Винчи (1452-1519) являет собой яркий пример ренессансного homo universale («универсального человека»). Живопись, инженерия, механика, архитектура, музыка, математика, анатомия — таков далеко не полный перечень сфер деятельности, в которых ему удалось добиться впечатляющих результатов, которые наглядно демонстрируют эффективность предложенной им новой стратегии познания природы. Аристотелевской индукции и схоластическим спорам о принципах Леонардо да Винчи противопоставляет свой метод наблюдения и индукции:

«Истинная наука — та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства и

наложил молчание на языки спорщиков и которая не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и ведомых начал продвигается постепенно и при помощи истинных заключений к цели, как явствует это из основных математических наук, т. е. числа и меры, называемых арифметикой и геометрией, которые с высшей достоверностью трактуют о величинах».[36]

Отрицая абстрактное умозрение, да Винчи объявляет целью наук и искусства познание вещей такими, какими они являются нам в опыте, предвосхищая экспериментальные методы новоевропейской науки за столетие до Галилея и Бэкона.

Концепция экспериментального естествознания Леонардо да Винчи основывается на следующих положениях.

1. Познание идет от частных опытов, от полученных при этом частных результатов к научному обобщению: «Моя цель состоит в том, чтобы представить сначала эксперимент, а затем доказать посредством рассуждения, почему данный эксперимент должен привести к этому результату, а не к какому-либо другому, и это есть верное правило, которому должны следовать изучающие явлении я природы, так как, хотя природа начинает с разума, а кончает опытом, нам надлежит идти противоположным путем, то есть начинать с эксперимента и при его помощи проверять рассуждения».

2. Необходимо многократно повторять эксперименты: «И этот опыт пусть будет произведен много раз, так чтобы какое-то случайное обстоятельство не помешало этому доказательству или не исказило его, ибо опыт может оказаться ложным и обмануть или не обмануть экспериментатора». Очень важное положение, закладывающее представление о теории погрешностей эксперимента.

3. Суждения, выведенные из первоначальных опытов, должны быть вновь подтверждены серией экспериментов, поскольку опыт является не только источником, но и критерием познания: «Те науки пусты и полны ошибок, которые не рождены опытом и которые не кончаются опытом».

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!