НОЯБРЬ — «ГРУДЕНЬ», «ПОЛУЗИМНИК»



 

Народный месяцеслов величает ноябрь «груднем» от смерзшихся груд грязи на дорогах, «листогноем» — от гниющих листьев.

«Ноябрь — сентябреев внук, октябреев сын, зиме родной батюшка». В ноябре зима с осенью борется. «Ноябрь — полузимник: и колесо и полоз любит».

4 ноября (22 октября) — Казанская.[209] На Казанскую — первый зазимок. Снежно и морозно. «С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам, по веретейкам».

8 ноября (26 октября) — Дмитриев день.[210] На него совместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». Была такая пословица: «Коль отдохнут на дедовой неделе родители (т. е. потеплеет), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами».

Через день — Ненилы-льняницы.

За Ненилами — Настасьи-овчарницы. Кормили пастухов по дворам за то, что овец сберегали.

12 ноября (30 октября) — Зиновей. На Зиновея — синичкин праздник. «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит».

14 (1) ноября — Кузьминки, встреча зимы. «Закует Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать»; «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна».

15 (2) ноября — «Акундин разжигает овин». На гумнах цепами хлеб обмолачивали, в избах пряжу пряли, на пяльцах вышивали.

19 (6) ноября — «ледостав». Пруды и реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот встает на лед». За ним, 21 (8) ноября — «Михайло мосты мостит». На Михайлов день «зима морозы кует, земля мерзнет».

22 (9) ноября — Матрены. С зимних матрен зима встает на ноги, налетает мороз.

23 (10) ноября — Ераст (церковн.) и Родион. «С Ераста жди ледяного наста». И еще через два дня — Студит: «Федор Студит — землю студит»; «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».

На Филипповки деревья приукрашиваются снегом, а дороги — первопутком.

29 (16) ноября — Матвей. «На Матвея зима потеет».

 

ДЕКАБРЬ — «СТУДЕНЬ», «ХМУРЕНЬ»

 

В народе говорили: «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст».

4 декабря (21 ноября) — Введение. «Наложило Введенье на воду толстое леденье».

5 декабря (22 ноября) — Прокоп. «Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает».

7 декабря (24 ноября) — Катерина-санница. Крестьяне прокладывают санный путь.

9 декабря (26 ноября) — Юрий холодный. На зимнего Юрия в древние времена крестьяне переходили от одного владельца к другому. Требовалось только рассчитаться с прежним хозяином «за пожилое». Это право крестьян держалось до правления Бориса Годунова (1552–1605). После отмены Юрьева дня в 1581 г. пошла поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

12 декабря (29 ноября) — Парамон. Люди приметили: если на Парамона снег, значит, быть метелям вплоть до Николина дня, который отмечали 19 (6) декабря. «Земля каменеет, а речка стынет».

14 (1) декабря — «день-грамотник». На Руси этот день назывался так потому, что дети шли в первый класс.

17 (4) декабря — Варвара. На Варвару «морозы трещат, зябких знобят». Стало быть, надо предупредить: «Трещит Варюха, береги нос да ухо».

19 (6) декабря — Никола. «Никола загвоздит, что Егорий замостит»; «Хвали зиму после Николы». Никола считался гостевым праздником. О гуляках сокрушенно говорили: «Что наковал, то и прониколил»; «Дониколился до сумы».

22 (9) декабря — День зимнего Солнцеворота. «Солнце на летний путь выезжает, а зима стороной идет». В старину на Руси зимний Солнцеворот отмечали не 22 декабря (в начале солнцестояния), а 25 (12) декабря, когда хоть «на воробьиный скок», да прибудет дня (см. начало календаря).

25 (12) декабря в народном календаре Спиридон-поворот, Спиридон-Солнцеворот. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Если на Спиридона светло, лучисто, то новогодье простоит морозным, ясным, а хмуро и на деревьях иней повиснет — теплым и пасмурным. Если утро пасмурное, то сев должен быть ранним; если пасмурно в полдень, то средним, если вечер хмурый, то наилучшим будет поздний сев.

26 (13) декабря в народном календаре — мученик Евстрат. Евстрат — солнышку рад. С этого дня наблюдают за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного следующего месяца года: 26 декабря соответствует январю, 27 — февралю, 28 — марту, и т. д. до Рождества Христова (7 января по н. ст.), которое укажет на погоду в декабре следующего года.

29 (16) декабря в народном календаре — Аггей. «Аггей иней сеет». Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до Крещенья. Если в этот день на деревьях иней, то святки будут теплые.

31 (18) декабря. Началом эры «От Рождества Христова» считается дата 1 января, а Рождество отмечается 25 декабря по новому стилю на Западе или 25 декабря по старому стилю в православной церкви (сейчас по новому стилю оно приходится на 7 января). Евангелисты считали более важной датой не день Рождения Христа, а день его смерти и Воскресения. Только в начале IV в. были предложены для Рождества Христова 25 и 28 марта, 2 и 19 апреля, 29 мая. Выбор 25 декабря был сделан в эпоху византийского императора Константина (306–337) и был связан с древним обрядом поклонения Солнцу.

 

Солнце всегда было для славян главным богом, которому они поклонялись. Жизнь настраивала на Солнцелад. Древний славянин жил в гармонии с природой и космосом.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Азбелев С. Н. Родовая сага в Древней Руси // Тезисы докладов III науч. конф. по истории, экономике, языку и литературе Скандинавских стран и Финляндии. — Тарту, 1966.

2. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая поэзия на Западе и у славян. От обряда к песне. — СПб., 1903.

3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. — М., 1958.

4. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 1861.

5. Болсуновский К. В. Памятники славянской мифологии. — Киев, 1914.

6. Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. — Воронеж, 1987.

7. Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык. — М., 1848.

8. Велецкая Н. Н. Языческая символика. — М., 1978.

9. Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительная молитва. — СПб., 1907.

10. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян.—М., 1982.

11. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Харьков, 1916. — Т. 1–2.

12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. —Т. 1–4.

13. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1957.

14. Державин Н. С. Славяне в древности. — М., 1946.

15. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. — М.; Л., 1958.

16. Древняя Русь и славяне. — М., 1978.

17. Есенин С. А. Ключи Марии. Собр. соч.: В 5 т. — Т. V. — М., 1979.

18. Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. — М., 1876–1879.

19. Знойко А. П. Русь и этруски. — М., 1984.

20. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. — М., 1974.

21. Истрин В. А. Развитие письма. — М., 1961.

22. Касторский М. И. Начертание славянской мифологии. — СПб., 1841.

23. Классен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяноруссов в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова, — Вып. 1–3. — СПб., 1861.

24. Костомаров Н. И. Славянская мифология. — Киев, 1847.

25. Кузьмин А. Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. — Рязань, 1969.

26. Леже Л. П. Славянская мифология: Пер. с франц. — Воронеж, 1908.

27. Лионне. Начертания мифологии: В 4 ч. — СПб., 1839.

28. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976.

29. Ломоносов М. В. Древняя Российская история. — Архангельск, 1980.

30. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. — Л., 1978.

31. Майков А. Н. Великорусские заклинания. Записки Русского географического Общества. Отделение географии. — Т. 2. — СПб., 1869.

32. Матвеев В. Египет — сын тысячелетий. — Л., 1959.

33. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. — М., 1982.

34. Попов Т. С. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро княгини В. Н. Тенишевой. — СПб., 1903.

35. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — Л., 1963.

36. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986.

37. Змееборство Георгия в свете фольклора // Фольклор и этнография Русского Севера. — Л., 1973.

38. Потебня А. А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. — Варшава, 1887.

39. Потебня А. А. Философия языка и мифа. — М., 1989.

40. Ригведа (изд. Т. Я. Елизаренковой). — М., 1989.

41. Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. — М., 1965.

42. Рыбаков Б А. Происхождение и ранняя история славян. — М., 1979.

43. Рыбаков Б А. Язычество древних славян. — М., 1980.

44. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.

45. Сахаров И П. Сказания русского народа, семейной жизни своих предков. — Ч. 1–3. — СПб., 1836–1837.

46. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — Вып. 1–4. — М., 1837–1839.

47. Семенцов В. С. Молния в «Упанишадах». Санскрит в древнейшей культуре. — М., 1979.

48. Седов Н. Н. Проблема происхождения и начальной истории славян. — Л., 1978.

49. Славяне и скандинавы. — М., 1986.

50. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства. — М., 1959.

51. Трубачев О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье. — М., 1978.

52. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. — М., 1991.

53. Трубачев О. Н. В поисках единства. — М., 1992.

54. Третьяков П. Н. По следам древнейших славянских племен. — Л., 1982.

55. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1978.

56. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. — М., 1980.

57. Чертков А. Д. Пеласго-фракийские племена, населявшие Италию. — М., 1853.

58. Чертков А. Д. Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего Отечества, собранных А. Д. Чертковым. — 2-е изд., испр. — М., 1863.

59. Чулков М. Д. Пересмешник, или Славянские сказки. — СПб., 1766.

60. Шилов Ю. А. Космические тайны курганов. — М., 1990.

61. Щербаков В. И. Асгард и ваны // Дорогами тысячелетий. — М., 1989.

62. Этногенез. Ранняя этническая история и культура славян. — М., 1985.

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИИ

 

ВОЛЬГА И МИКУЛА

К. А. Васильев, 1974

 

Однажды славный богатырь Вольга Святославович выехал с дружиною во чисто поле, и услышал он во поле пахаря-оратая: «Как орет в поле оратай, понукивает. А у оратая-то сошка поскрипывает. Да по камешкам омешики почиркивают…» «Едет Вольга к оратаю день, едет другой, едет третий и, наконец, увидел он пахаря…»

Момент встречи Вольги и Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула» изображен здесь художником. Смелый композиционный прием выделяет фигуру пахаря Микулы — подлинного хозяина своей земли, труженика, который и пашет, и сеет, и кормит, и защищает, когда приходит нужда.

 

ОГНЕННЫЙ МЕЧ

К. А. Васильев, 1974

 

Сделав героем этой картины русского былинного богатыря Вольгу, К. А. Васильев указал на преемственную связь его с древним славянским божеством Сварогом — вложил в руки Вольги огненный меч, являвшийся символом этого языческого бога огня.

Вольга — один из любимейших персонажей русского былинного эпоса. Он владел сокровенным знанием и, сказав заветное слово, а затем ударившись оземь, мог, приняв облик горностая, перегрызть тетиву лука у врага, если требовалось — принимал облик волка, барана, сокола, щуки. Художник изобразил Вольгу в обрамлении принимаемых им ипостасей.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Существуют четыре точки зрения относительно сущности мифологии: 1) «мифологическая теория», сторонники которой видали в мифах олицетворенное описание и объяснение явлений природы, преимущественно небесных; 2) «эвгемерическая», согласно которой мифологические персонажи — это реальные люди, предки, а мифы — приукрашенные фантазией рассказы об их подвигах (Г. Спенсер); 3) «биологическая», рассматривавшая мифологию как фантастическое порождение подавленных подсознательных сексуальных влечений человека (З. Фрейд, фрейдисты); 4) «социологическая теория», понимающая мифы как непосредственное выражение связи первобытного общества с окружающим миром (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский).

 

[2] Основоположником русской мифологической школы был крупнейший ученый, профессор Московского университета Ф. И. Буслаев. В русле этой школы работали также А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский, А. А. Потебня, А. Н. Пыпин, А. Н. Веселовский и др.

 

[3] Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. — СПб., 1887.

 

[4] Эзотерическая («обращенная внутрь»), окруженная глубокой тайной мифология — сокровенное достояние тех, кто посвящен в соответствующий ритуал.

 

[5] Экзотерическая («обращенная вовне») мифология специально нацелена на запугивание «непосвященных».

 

[6] Магия — совокупность верований и специфических колдовских действий, с помощью которых люди пытаются сверхъестественным способом воздействовать на окружающие предметы и явления.

 

[7] «Инициальная магия» — от лат. initio — начало.

 

[8] «Контагиозная» — от лат. contagiosus — заразительный, или «парциальная магия» — от лат. pars, partis — часть.

 

[9] «Имитативная магия» — от лат. imitatio — подражание.

 

[10] «Анимизм» (от лат. anima — душа, дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент любой религии.

 

[11] Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Вера в обереги, амулеты, талисманы.

 

[12] Палеолит — древний каменный век. Продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) до 10 тыс. до н. э.

 

[13] Пантеон (греч.) — место, посвященное всем богам.

 

[14] Неолит — новый каменный век.

 

[15] Общность (здесь) — объединение этносов (племен) по языковому принципу.

 

[16] Погодин Михаил Петрович (1800–1875) — русский историк, писатель, академик Петербургской Академии наук, автор многотомных трудов по истории Древней Руси.

 

[17] Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) — русский историк, академик Петербургской Академии наук, автор многотомного труда «История России с древнейших времен».

 

[18] Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — русский историк, автор «Курса русской истории».

 

[19] Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) — русский писатель, историк, автор 12-томного труда «История государства Российского».

 

[20] Траян (53—117) — римский император. В результате войн Траяна Римская империя достигла максимальных границ.

 

[21] Александр Великий (Александр Македонский) (356–323 до н. э.| — царь Македонии, создатель крупнейшей мировой монархии древности, известен своими походами.

 

[22] Норик — с конца I в. до н. э. римская провинция между верхним течением Дравы и Дунаем. Неоднократно завоевывалась германскими и славянскими племенами. В 408 г. была завоевана королем вестготов Аларихом, в конце V в. — остготами.

 

[23] Варяги — наемные дружинники русских князей в IX–XI вв.

 

[24] Норманнская теория — направление в историографии, существующее в течение двух веков. Ее сторонники считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером, А. Шлецером. Эту концепцию отвергали М. В. Ломоносов, историки XIX в. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, а также многие другие исследователи XX в.

 

[25] Елагин Иван Перфильевич (1725–1794) — российский государственный деятель, писатель, историк, автор исторического сочинения «Опыт повествования о России».

 

[26] Птолемей Клавдий (90—160) — древнегреческий астроном, создатель геоцентрической системы мира, автор «Географии», в которой дал сводку географических сведений об античном мире.

 

[27] Полное собрание русских летописей. — СПб., 1841. — Т. 1. — С. 28.

 

[28] «Мифологическая география» — термин, введенный в науку двумя известными современными мифологами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым.

 

[29] Космогонические мифы повествуют о Вселенной, структуре мира и о его происхождении.

 

[30] Этногонические мифы повествуют о том или ином конкретном этносе.

 

[31] Санскрит (букв.: «обработанный») — литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи.

 

[32] Рерих Николай Константинович (1874–1947) — русский художник, писатель, деятель культуры, философ. С 1920 г. жил в Индии.

 

[33] Этнография — наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов.

 

[34] Палеография — вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая развитие письменности.

 

[35] Индуизм — одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира. Сформировалась в I тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма. Ее основа — учение о перевоплощении душ (карме). В качестве священных почитаются животные, реки, растения.

 

[36] Сома — в древнеиндийской мифологии священный напиток, игравший важную роль в обрядах жертвоприношений.

 

[37] Ведийская мифология — мифология, известная главным образом по «Ведам». Характерная черта — обожествление сил природы (часто в неопределенно-очерченных образах).

 

[38] Ашвины — в индийской мифологии боги-близнецы, олицетворявшие утренние и вечерние сумерки; считались божественными врачевателями.

 

[39] Индоиранская общность — особая ветвь семьи индоевропейских языков, включающая индийские (индоарийские), иранские, дардские языки.

 

[40] Бактрия — историческая область в Средней Азии по среднему и верхнему течению Амударьи (ныне территория Афганистана и частично Узбекистана и Туркменистана).

 

[41] Зороастризм — религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане. Священным каноном зороастризма была «Авеста».

 

[42] Аристей (букв.: «наилучший») — в греческой мифологии сын Аполлона и нимфы Кирены, основатель городов и изобретатель ремесел.

 

[43] Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.) — древнегреческий историк, прозванный «отцом истории».

 

[44] Плиний Старший (24–79) — римский писатель, ученый, написавший труд «Естественная история» в 37 книгах.

 

[45] Персей — в греческой мифологии сын Данаи и Зевса, победитель Медузы Горгоны, спаситель Андромеды.

 

[46] Медуза Горгона — в греческой мифологии чудовищное порождение морских божеств, внучка земли Геи и моря Понта.

 

[47] Геракл — в греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены; совершил 12 бессмертных подвигов.

 

[48] Титаниды — в греческой мифологии архаические богини, олицетворявшие стихии природы.

 

[49] Аполлон — в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ догреческие и малоазийские данные. Этимология имени Аполлона свидетельствует о не индоевропейском происхождении образа.

 

[50] Артемида — в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона.

 

[51] Овен — знак Зодиака (21 марта — 20 апреля). Зодиак — 12 созвездий (по числу месяцев в году), через которые проходит Солнце в своем годовом движении по эклиптике (большому кругу небесной сферы).

 

[52] Телец — знак Зодиака (21 апреля — 21 мая).

 

[53] «Махабхарата» — эпос народов Индии. Современный вид приобрел к середине I тыс. Состоит из 18 книг народных эпических сказаний.

 

[54] Брахма  — в древнеиндийской мифологии высшее божество, творец мира.

 

[55] Гаруда — в древнеиндийской мифологии царь птиц, ездовое животное, отождествляемое с конем или птицей бога солнца.

 

[56] Скандинавские саги — произведения германо-скандинавского героического эпоса, героические сказания.

 

[57] Меркатор (1512–1594) — фламандский картограф. Составил сборник карт и описаний европейских стран «Атлас».

 

[58] Гольфстрим — система теплых течений в северной части Атлантического океана, простирающаяся на 10 тыс. км от берегов полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля.

 

[59] Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи».

 

[60] Ольвия (Борисфен) — античный город (VI в. до н. э. — IV в. н. э.) на берегу Днепровско-Бугского лимана. Остатки города найдены у села Парутино, к югу от г. Николаева.

 

[61] Астральные культы — поклонение звездам (от лат. astra — звезда).

 

[62] Кромлехи — культовое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговых оград из огромных камней.

 

[63] Ахейцы — одно из основных древнегреческих племен, обитавшее в Фессалии (полуостров на юге Греции). Участвовали в Троянской войне. Государства ахейцев — Микены, Пилос. В XII в. до н. э. вытеснены дорийцами в Малую Азию, на Кипр и другие острова.

 

[64] Троя (Илион) — древний город на северо-западе Малой Азии. Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 70-х годах XIX в. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Раскопки, проводившиеся с конца XIX в., открыли разные слои Трои, начиная с III тыс. до н. э.

 

[65] Фракия — историческая область на востоке Балканского полуострова между Эгейским, Черным и Мраморным морями. Ныне область в составе Турции, Греции и Болгарии.

 

[66] Электра — в греческой мифологии одна из плеяд (дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны), родившаяся от брака с Зевсом Дардана — основателя царской династии в Трое.

 

[67] Эней — в греческой мифологии сын Анхиса и Афродиты. Имя Энея называется в «Илиаде» среди имен самых славных троянских героев. Эней избегает гибели в Трое и благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона сохраняет царский род Дардана.

 

[68] Фригия — древняя страна в северо-западной части Малой Азии.

 

[69] Синды — местное племя на Таманском полуострове и на северо-восточном побережье Черного моря (I тыс. до н. э.) и по берегам Днепра.

 

[70] Татищев Василий Никитич (1686–1750) — русский историк, автор труда «История Российская с древнейших времен».

 

[71] Стрыйковский М. — польский историк, автор труда «Хроники польской, жмудской и всей Руси».

 

[72] Бельский И. — польский историк XVI в., известен трудами о славянах.

 

[73] Классен Е. И. (?—1861) — историк, автор труда «Новые материалы о древнейшей истории славян с легким очерком истории руссов до Рождества Христова» (1861).

 

[74] Язон (Ясон) — герой греческой мифологии, правнук бога ветров Эола, предводитель аргонавтов, плававших в Колхиду. Добыл золотое руно.

 

[75] Речь идет о работах современных ученых Н. 3. Суслопарова и А. П. Знойко.

 

[76] Ливии Тит (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) — римский историк, автор труда «Римская история от основания города» в 142 книгах (сохранилось 35 книг).

 

[77] Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) — римский писатель, автор трактата «О земледелии».

 

[78] Гектор — главный троянский герой в «Илиаде».

 

[79] Страбон (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.) — древнегреческий географ и историк. Автор сочинения «География» в 17 книгах.

 

[80] Кимвры — германские племена. В конце II в. до н. э. вместе с тевтонами вторглись на территорию Римской империи.

 

[81] Фредегер (Fredegarius) (Псевдо-Фредегар) — утвердившееся в литературе имя одного или нескольких авторов анонимной Франкской Хроники (доведена до 642 г.).

 

[82] Веселовский Александр Николаевич  (1838–1906) — русский историк и теоретик литературы, фольклорист, этнограф.

 

[83] Тризна — часть погребального обряда; известна у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, жертвоприношениями, пирами.

 

[84] Пектораль — шейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи.

 

[85] Арес — в греческой мифологии бог войны, коварный и вероломный в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его фракийском происхождении.

 

[86] Киммерийцы — представители так называемой срубной культуры эпохи бронзы (II–I тыс. до н. э.). Жили в степных и лесостепных частях европейской части нашей страны.

 

[87] Абаев В. И. Скифо-индоевропейские изоглоссы. — М., 1965.

 

[88] Грантовский Э. А. — советский исследователь, иранист, в соавторстве с Г. М. Бонгардом-Левиным издал книгу «От Скифии до Индии» (М., 1974).

 

[89] Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. — М., 1963.

 

[90] Берзин Э. — современный историк, исследователь миграций древних народов.

 

[91] Дионисий Галикарнасский — древнегреческий историк второй половины I в. до н. э., автор труда «Римские древности» (история Рима с мифических времен до 264 г. до н. э.).

 

[92] Чертков Александр Дмитриевич (1789–1858) — русский археолог, историк, автор трудов по истории славян, составитель известной библиотеки («Чертковка»), переданной Москве, а также «Каталога книг для изучения нашего Отечества во всех отношениях».

 

[93] Знойко Александр Петрович (1914–1987) — советский историк, археолог, этнограф. Сторонник комплексного метода исследований, в своих работах кроме истории привлекал данные астрономии, археологии, этнографии, лингвистики.

 

[94] Суслопаров Николай Захарович (ум. 1974) — советский библиограф, языковед, дешифровщик надписей на памятниках Трипольской археологической культуры.

 

[95] Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — русский философ, писатель, историк, один из основоположников славянофильства.

 

[96] Воланский Фаддей (первая половина XIX в.) — русский исследователь, историк, собиратель древностей, автор труда («Памятники письменности славян от Рождества Христова» (М., 1861).

 

[97] Выселок — здесь: место расселения какого-либо этноса на новых землях.

 

[98] Иберийские племена — название восточно-грузинских племен, живших на территории Грузии, которая в античные времена называлась Иберией (Иверией). Древние племена Испании также назывались иберами.

 

[99] Суровецкий Л. Исследование начала народов славянских. — М., 1846.

 

[100] Пафлагония — в древности область Малой Азии на побережье Черного моря (современная Турция). В VI в. до н. э. завоевана Лидией, потом Персией, в конце IV — начале III в. до н. э. находилась под властью Александра Македонского.

 

[101] Мидия — историческая область в северо-западной части Иранского нагорья. В VI в. до н. э. была завоевана Персией.

 

[102] Урарту — древнее государство IX–VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья. В VI в. до н. э. было завоевано мидянами. Вело длительные войны с Ассирией.

 

[103] Щербаков В. И. Асгард — город богов. — М., 1991.

 

[104] Аммиан Марцеллин (330–400) — римский историк, автор «Деяний», в которых описывал события, войны, дворцовые интриги и т. п.

 

[105] Иордан — историк готов, VI в. Главное сочинение «О происхождении и деянии гетов (готов)».

 

[106] Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565) — византийский писатель-историк, автор труда «История войн Юстиниана» и др.

 

[107] Гумилев Лев Николаевич (1910–1992) — советский историк и географ, исследователь древнерусской этнической истории, автор концепции «пассионарности» (активности или пассивности) этносов.

 

[108] Готы — группа германских племен. В III в. жили в Северном Причерноморье.

 

[109] Константин Багрянородный (905–959) — византийский император, автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях.

 

[110] Олаф Далин. История шведского государства. — СПб., 1792.

 

[111] Бременский Адам (? — после 1081) — северо-германский хронист, труды которого содержат историю славяно-германских отношений.

 

[112] Геродотова Скифия — понятие, появившееся в V в. до н. э. на основании описания Скифии греческим историком Геродотом.

 

[113] Тацит (ок. 58 — ок. 117) — римский историк. Главные труды — по истории Рима и Римской империи «Анналы».

 

[114] Стольник — дворцовый, придворный чин — должность на Руси в XIII–XVII вв. (прислуживал дворянам и князьям во время придворных трапез).

 

[115] Лесной С. Русь, откуда ты? Основные проблемы Древней Руси. — Виннипег, 1964.

 

[116] Морошкин Федор (середина XIX в.) — русский историк, исследователь. Основной труд «Значение имен русов и славян» (М., 1840).

 

[117] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.

 

[118] Аркона — религиозный центр западных славян X–XII вв. на острове Рюген. Разрушен датчанами в 1169 г.

 

[119] Халдея — древнее государство в Южной Месопотамии. Вело борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном в I тыс. до н. э.

 

[120] Купала — народный праздник Ивана Купалы (в ночь на 24 нюня по старому стилю — Рождество Иоанна Крестителя), сопровождался обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами, гаданиями, собиранием целебных трав.

 

[121] Коляда — цикл народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6 января), обрядов и песен (колядок), а в образе ряженого участник этих праздников и обрядов.

 

[122] Дитмар (Титмар) Мерзебургский (975—1018) — немецкий историк. В его хрониках содержатся сведения из истории славянских племен.

 

[123] Костомаров Н. Семейный быт в произведениях русского песенного творчества. — М., 1890.

 

[124] Святослав I (?—972) — князь киевский, сын князя Игоря. Разгромил Хазарский каганат, совершал походы на волжских булгар. Убит печенегами.

 

[125] Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) — русский историк, мифолог, фольклорист. Основной труд «Поэтические воззрения славян на природу».

 

[126] Дионис (Вакх) — в греческой мифологии бог вина и виноделия. В честь Диониса устраивались празднества «Дионисии» и «Вакханалии».

 

[127] «Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере» — сочинение, направленное против пережитков славянских языческих верований.

 

[128] Семицкий венок — венок на семик (последний четверг перед днем святой Троицы).

 

[129] Пасхальная неделя — неделя на Пасху, зависела от исчисления празднования Пасхи, определяемого Пасхалией — сборником правил.

 

[130] Экстаз — высшая степень восторга, воодушевления.

 

[131] Арии — название народов, принадлежавших к индоевропейской (прежде всего индоиранской) общности.

 

[132] Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистической литературы.

 

[133] Вергилий (70–19 до н. э.) — римский поэт, автор «Вуколики», дидактической поэмы «Георгики», героического эпоса «Энеида» о странствиях троянца Энея.

 

[134] Овидий (43 г. до н. э. — ок. 18 г. н. э.) — римский поэт, автор элегий и дидактических поэм, мифологического эпоса «Метаморфозы».

 

[135] Потебня А. А. Философия языка и мифы. — М., 1989.

 

[136] Ильина Н. Изгнание варягов. — Париж, 1955.

 

[137] Речь идет о «Ведийском мифе о Пуруше» из древнеиндийского сборника гимнов и жертвенных формул «Веды».

 

[138] Гусева Н. Р. Индуизм. — М., 1977.

 

[139] Весталки — в Древнем Риме жрицы богини Весты, поддерживавшие в храме богини священный огонь.

 

[140] Епископ — в православной, католической и англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковной административной территориальной единицы. Иерархическое деление епископов с IV в.: патриархи, метрополиты, часть из которых имеют титул архиепископа.

 

[141] Константин Философ (св. Кирилл) — славянский просветитель, проповедник христианства, составитель славянской азбуки, переводчик с греческого на славянский язык богослужебных книг.

 

[142] Олеарий Адам (1603–1671) — немецкий ученый, писатель, путешественник. Известен обширным описанием устройства, быта и нравов России первой половины XVII в. («Описание путешествия в Московию»).

 

[143] Арциховский Артемий Владимирович (1902–1978) — советский археолог, автор трудов по общим вопросам археологии, русским древностям.

 

[144] Аланы — ираноязычные племена, с I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в великом переселении народов. Кавказские эланы (русск.: ясы, язы) — предки осетин. После монголо-татарского нашествия ушли в Закавказье.

 

[145] «Старшая Эдда» — памятник древнескандинавской языческой поэзии, сложившийся в IX–XII вв. и содержащий мифологические песни о подвигах и приключениях богов и героев.

«Младшая Эдда» — произведение исландского писателя Снурри Стурлусона, написанное в 1222–1225 гг. и содержащее обзор древнейших мифов. Включает также поэтические обозначения, иллюстрированные стихами скальдов, и поэму Снурри Стурлусона с прозаическими комментариями.

 

[146] Илья Пророк, согласно легенде, жил в период царствования израильского царя Ахава (776–854), был ревностным поборником иудейской религии, отвергал идолопоклонство. Будто бы совершил ряд чудес и был взят живым на небо.

 

[147] Гефест — в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела.

 

[148] Прометей — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, но за ночь она снова вырастала. Освободил Прометея и убил орла Геракл.

 

[149] Калики перехожие — былинный образ путников, выполнявших верховную волю Божью.

 

[150] Древнегреческие Елисейские поля — данное понятие ассоциировалось с пастбищем мертвых в загробном мире. Корень «(в)елис» совпадал с корнем мифологического имени Елисей. Существовали многочисленные мифы о чудесах, якобы совершенных Елисеем посмертно.

 

[151] Дзяды — распространенное название предков — дедов (польск.).

 

[152] В этот корень могли включаться гласные е, а, о, и, ы, у, но порядок согласных оставался неизменным.

 

[153] Платон (428/427—348/347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, основал в Афинах школу (Платоновская Академия). Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги «Тимей», «Пир», «Парменид» и др.

 

[154] Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.) — римский историк, автор «Римской истории от основания города».

 

[155] Ипатьевская летопись — один из древнейших памятников южнорусского летописания. Начинается с «Повести временных лет» и доводит описание событий до 1292 г. Название получила от местонахождения одного из ее списков в Ипатьевском монастыре (Кострома).

 

[156] Речь идет о памятниках, приведенных в книге Ф. Воланского «Памятники письменности до Рождества Христова, собранные и объясненные Ф. Воланским» (М., 1861).

 

[157] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1980.

 

[158] Афродита — в греческой мифологии богиня любви и красоты. Имя негреческого происхождения. Согласно одной версии, Афродита родилась из крови оскопленного Кроном Урана, эта кровь попала в море и образовала пену. Отсюда так называемая народная этимология ее имени «пенорожденная».

 

[159] Геката — в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства, дочь титанидов Перса и Астерии.

 

[160] Рожаницы — мифологические существа у славян, связанные с продолжением рода и женской средой; обычно упоминаются в форме множественного (собирательного) числа женского рода.

 

[161] Род — в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков одного предка.

Б. А. Рыбаков считает Рода верховным божеством славян.

 

[162] «Слово об идолах» (кон. XIII — нач. XIV в.) — компиляция, составленная на основании «Слова Григория Богослова на Богоявление». (В рукописях его называли так: «Слово святаго Григорья изобретено в толъцех о том, како первое погане суще языцы кланялися идолам и требы им клали, то и ныне творят».) Направлено против древнеславянских языческих обрядов и верований.

 

[163] Лидия — в древности страна на западе Малой Азии. В VI–IV вв. до н. э. находилась под властью персов, затем входила в состав империи Александра Македонского.

 

[164] Тацит (ок. 58 — ок. 117) — римский историк. Главные труды посвящены истории Рима и Римской империи («Анналы», «История», «Германия»).

 

[165] Длугош Ян (1415–1480) — польский историк, автор «Истории Польши».

 

[166] Саваоф — одно из имен Бога в иудаистской и христианской традиции (Вседержитель).

 

[167] Озирис (Осирис) — в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира.

 

[168] Ваал — библейский Баал (Балу) — бог бури, одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей, а также бог бури, грома, молнии, дождя и плодородия.

 

[169] Варуна — в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, один из верховных богов индийского пантеона.

 

[170] Малала Иоанн (ок. 491–578) — византийский историк, автор знаменитой хроники, излагающей события от легендарной истории египтян до 563 г. К хронике Малалы как к источнику по всемирной истории обращались древнерусские летописцы.

 

[171] Индра — в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, самый популярный мифологический персонаж «Вед».

 

[172] Вритра — в древнеиндийской мифологии демон, противник Индры.

 

[173] Праджапати — в древнеиндийской мифологии божество, творец всего сущего. В одном из гимнов «Ригведы» говорится, что Праджапати возник как «золотой зародыш», стал единственным господином творения, поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, даровал жизнь и силу.

 

[174] Пурпурный (красновато-фиолетовый) цвет — в древности широко применялся для окраски тканей природным красящим веществом.

 

[175] Термин «низшая мифология» впервые введен немецким этнографом В. Маннгардтом.

 

[176] «Один католический священник…» — так доносил в Рим в начале XV в. кардинал Д'Эли. Цитата взята из книги М. Смирнова «Ягелло-Яков-Владислав и первое воссоединение Литвы с Польшею» (Одесса, 1868. — С. 16).

 

[177] Есенин С. А. Собр. соч. — М., 1979. — Т. 5. — С. 171.

 

[178] Адам Мицкевич (1798–1855) — польский поэт, основоположник польского романтизма.

 

[179] Боголюбский Андрей (ок. 1111–1174) — Владимиро-Суздальский князь, сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. Боролся с самовластием бояр. В 1169 г. завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в Боголюбове.

 

[180] Содомские грехи — название получили от города Содома. По ветхозаветному преданию, два города — Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве, были за это испепелены огнем. Согласно преданию, «жители Содома были нечестивы и весьма грешны перед Господом, блудодействовали и ходили за иной плотью».

 

[181] Атлантида — по древнегреческому преданию, сохранившемуся у Платона, некогда существовавший огромный остров в Атлантическом океане к западу от Гибралтара, плодородный, густонаселенный, из-за землетрясения опустившийся на дно. Вопросы о существовании и причинах гибели Атлантиды в науке остаются спорными.

 

[182] Ромул и Рем — легендарные основатели Рима, братья-близнецы, сыновья или внуки Энея, якобы вскормлены волчицей.

 

[183] Кир II Великий (?—530 до н. э.) — первый царь государства.

 

[184] Геральдика — гербоведение; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы государств, городов, династий и т. д.

 

[185] Ладан — ароматическая смола, применяемая для ароматических курений во время религиозных обрядов.

 

[186] Гелиополис — город в Древнем Египте.

 

[187] Кумирня (от слова «кумир») — языческий идол; место поклонения.

 

[188] Космологический — от «космология» — учение о Вселенной, основанное на изучении той ее части, которая доступна для астрономических наблюдений.

 

[189] Лёсс — известковая осадочная горная порода светло-желтого цвета.

 

[190] Христианская Пасха — христианский праздник, связанный с воскресением Иисуса Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю или с 4 апреля по 8 мая по новому стилю).

 

[191] Топоров Владимир Николаевич — советский ученый, филолог и историк, автор многих работ по мифологии, статьи о Мировом Древе в энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1982. — Ч. II).

 

[192] Асгард — легендарная страна асов (так называется она в древнеисландских сагах, в древнекитайских источниках — Аньси, в других источниках — Парфия). В период миграций асы переселились на север.

 

[193] Один — в скандинавской мифологии верховный бог, олицетворявший духовную власть и мудрость.

 

[194] Абрис — очертание, внешние контуры предмета.

 

[195] Герберштейн — немецкий дипломат XVI в., автор «Записок о московитских делах».

 

[196] «Великий Индиктион», «Миротворный круг», «Церковный круг» — названия средневекового календаря, пришедшего на Русь из Византии и начинавшего год с 1 сентября.

 

[197] Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.) — первый известный по имени древнегреческий поэт. В его поэме «Геогония» (т. е. родословие) систематизированы мифы о богах.

 

[198] Сотис — древнеегипетское название Сириуса.

 

[199] «Остромирово Евангелие» — древнейший памятник старославянской письменности (1056–1057), ценный источник по истории русского искусства, в том числе искусства Киевской Руси.

 

[200] «Харатейное Евангелие» — от слова «харатейный» — древний.

 

[201] В заголовках даются русские названия месяцев.

 

[202] Далее в январских числах после даты по старому стилю приведены даты по новому стилю.

 

[203] Далее в февральских числах после даты по новому стилю дается дата по старому стилю. Случаи нарушения этого принципа оговариваются особо.

 

[204] Егорья (Юрьев день) отмечали 23 апреля (6 мая по н. ст.). Далее в мартовских числах в скобках названы даты по новому стилю.

 

[205] Далее все числа даны по новому стилю; в скобках указаны даты по старому стилю. Отступления от этого принципа оговорены особо.

 

[206] Существовало несколько «священных гор», разбросанных по всему древнеславянскому миру; с ними были связаны ритуальные традиции. Лысая гора — одно из наиболее распространенных названий этих гор.

Известны предания о том, что на Лысой горе под Киевом ведьмы устраивали шабаши. Упоминается в преданиях и Лысая гора под Днепропетровском. Еще одна Лысая гора находится на том месте, о котором, согласно Б. А. Рыбакову, повествует рассказ Геродота «Священные пути» («из земли скифов-пахарей», т. е. праславян). В Польше, между Кельцами и Сандомиром, известна Лысая гора с идолами славянских языческих божеств. Археологи установили, что в языческие времена венец Лысой горы, представлявший огромное святилище под открытым небом и вмещавший тысячи человек, был обнесен мощным каменным валом длиной 1,5 км.

Согласно предположениям ученых, «лысыми» эти горы назывались потому, что их верхняя часть расчищалась от лесов и кустарников для ритуальных сборищ всего племени.

Особый интерес представляет гора Сленжа (Собутка) близ Вроцлава и Силезии: вокруг нее славянское племя силезян создало целый комплекс урочищ и языческих сооружений железного века.

 

[207] По народному календарю православных славян в августе отмечались три праздника, посвященные Всемилостивейшему Спасу (Христу Спасителю): 1 августа (14 авг. по н. ст.) — «Спас на воде», 6 августа (19 авг. по н. ст.) — «Спас на горе» и 16 августа (29 авг. по н. ст.) — «Спас на полотне». На Руси говорили, что на первый Спас (его называли «медовым», поскольку будто бы с этого дня пчелы перестают носить мед с цветов) — «на воде стоять»; второй Спас — «яблочный», потому как в этот день «яблоки едят», а на третий Спас положено было «на зеленых горах холсты продавать».

 

 

 

[209] «Казанская» — так называется икона в честь Пресвятой Богородицы.

 

[210] Дмитриев день — день поклонения святому Дмитрию Салунскому.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!