Обращение за помощью в тяжелой ситуации (истигъаса) и четыре его разновидности.



УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О СПАСЕНИИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И ВОТ ВЗЫВАЛИ ВЫ О ПОМОЩИ И СПАСЕНИИ К ГОСПОДУ ВАШЕМУ, И ОН ОТВЕТИЛ ВАМ». Коран сура «Добыча», 9.

(ПРОСЬБЫ О СПАСЕНИИ) То есть просьбы о спасении от бедствия и гибели. Существует несколько видов обращений с подобными просьбами:

ПЕРВЫЙ: обращения с просьбой о спасении к Аллаху Всемогущему и Великому, относящиеся к числу наиболее достойных и совершенных дел, ибо этим постоянно занимались посланники и их последователи, на что и указывает аят, цитированный шейхом, да помилует его Аллах: «И вот взывали вы о помощи и спасении к Господу вашему, и Он ответил вам: ‘Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом!’». Коран сура «Добыча», 9.

Этот аят был ниспослан в день битвы при Бадре, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что многобожников набралось около тысячи, а его сподвижников чуть более трехсот, вошел в свою палатку, обратился лицом к кибле, воздел руки к небу и стал взывать к своему Всемогущему и Великому Господу, говоря: «О Боже, исполни то, что Ты обещал мне, о Боже, если Ты погубишь этот отряд мусульман, то не останется на земле поклоняющихся Тебе!» И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще продолжал произносить эти слова, воздев руки к небу, с его плеч упал плащ, который поднял Абу Бакр (да довольствуется им Аллах) сказавший: «О пророк Аллаха, довольно будет этого обращения к Господу твоему, ибо, поистине, Он исполнит то, что обещал тебе!»-, после чего Аллах и ниспослал этот аят.

ВТОРОЙ: обращение с просьбой о спасении к покойным или же к тем живым, которые не присутствуют в данный момент в данном месте и поэтому не могут помочь. Подобные обращения являются проявлением многобожия, так как занимается этим лишь тот, кто верит, что они способны тайно воздействовать на происходящее, иначе говоря, приписывает им часть того, что присуще только Аллаху, но Аллах Всевышний сказал: «Тот ли, кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает к Нему, и удаляет зло и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы понимаете!». Коран сура «Муравьи», 62.

ТРЕТИЙ: обращение с просьбой о спасении к живым, которые обладают знанием и могут оказать помощь. Такое является допустимым, ибо приводя рассказ о Мусе, Аллах Всевышний сказал: «И попросил его о помощи против того, кто был его врагом, один из его сторонников, и Муса ударил его кулаком и убил его». Коран сура «Рассказ», 15.

ЧЕТВЕРТЫЙ: обращение с просьбой о спасении к живому, который не в состоянии ничего сделать, когда обращающийся не верит в то, что тот обладает какой-то тайной силой. В пример можно привести обращение утопающего с просьбой о спасении к парализованному, что не имеет никакого смысла и представляет собой не что иное как насмешку, вследствие чего и является запретным. Запрещается подобное и по той причине, что утопающий мог быть введен в заблуждение, в результате чего ему на ум могло прийти, что парализованный обладает некой тайной силой, с помощью которой он может вызволить его из беды.

 

11 Жертвоприношение (забх) и три его разновидности.

УКАЗАНИЕМ НА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: ‘ПОИСТИНЕ, МОЛИТВЫ МОИ, И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ МОИ, И ЖИЗНЬ МОЯ И СМЕРТЬ МОЯ ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ, У КОТОРОГО НЕТ СОТОВАРИЩА’». Коран сура «Скот», 162-163. А ТАКЖЕ СЛОВА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (да благословит его Аллах и приветствует) КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: «ДА ПРОКЛЯНЕТ АЛЛАХ ТЕХ, КТО ПРИНОСИТ ЖЕРТВЫ КОМУ-ЛИБО, КРОМЕ АЛЛАХА!»

 

(ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ) Жертвоприношением или же закалыванием является умерщвление путем выпускания крови, осуществляемое особым образом.

Животных закалывают в нескольких случаях:

ПЕРВЫЙ: когда это является частью поклонения и цель человека, закалывающего животное, состоит в выражении своего почтения тому, кому оно приносится в жертву, подчинении ему и старании к нему приблизиться. Подобное следует осуществлять только если имеется в виду Аллах Всевышний, действуя так, как было это узаконено Им, в противном случае подобное жертвоприношение станет проявлением большого многобожия, а указанием на это служат те аяты, которые были приведены шейхом, да помилует его Аллах: «Скажи: ‘Поистине, молитвы мои, и жертвоприношения мои, и жизнь моя и смерть моя принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища!’». Коран сура «Скот», 162-163.

ВТОРОЙ: когда животное закалывают в знак уважения к гостю, или для свадебного угощения или по какому-либо иному подобному случаю. Относительно этого были ниспосланы особые повеления, и это является либо обязательным, либо желательным, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, оказывает уважение своему гостю»-, а также потому, что он (да благословит его Аллах и приветствует) в свое время сказал Абд ар-Рахману бин Ауфу: «Устрой свадебное угощение хотя бы из одной овцы».

ТРЕТИЙ: когда животное закалывают для употребления в пищу, или для продажи или с какой-либо иной подобной целью, что является допустимым, ибо Аллах Всевышний: «Разве они не видели, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, которым они владеют? Мы подчинили им животных, и на одних они ездят, а других употребляют в пищу». Коран сура «Йа син», 71-72. Таким образом, подобное может быть либо необходимым, либо запретным, в зависимости от того, средством достижения чего это может являться.

 

 

12 Обет (назр).

УКАЗАНИЕМ НА ОБЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ОНИ ИСПОЛНЯЮТ ОБЕТЫ И БОЯТЬСЯ ДНЯ, ЗЛО КОТОРОГО РАСПРОСТРАНИТСЯ». Коран сура «Человек», 7.

(УКАЗАНИЕМ НА ОБЕТЫ). То есть указанием на то, что обеты являются частью поклонения, являются слова Всевышнего: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого распространится».

 

(ОНИ ИСПОЛНЯЮТ ОБЕТЫ…). Этот аят служит указанием на то, что Аллах воздал праведным хвалу за то, что они исполняют свои обеты. Это значит, что Аллах любит исполнение подобного, а все, что любит Аллах, относится к делам поклонения.

Это подтверждается словами Аллаха «…и боятся дня, зло которого распространится».

Знай, что обетами, за исполнение которых Аллах воздал хвалу праведным, являются все те формы поклонения, которые Аллах вменил в обязанность людям, ибо если обязательными эти формы поклонения являются в силу религиозного закона, то человеку следует неуклонно придерживаться их, на что указывают слова Всевышнего: «Затем пусть приведут себя в порядок, и полностью выполнят свои обеты и совершат обход вокруг Каабы». Коран сура «Хаджж», 29.

Обеты, смыслом которых становится принуждение человеком себя к чему-либо, или же необязательные с точки зрения шариата проявления повиновения Аллаху являются отвергаемыми, а некоторые из обладавших знанием считали их запретными, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил давать обеты, сказал: «Поистине, нет блага в обетах, если не считать того, что благодаря обету можно заставить раскошелиться скупого». Вместе с тем, если человек дает какой-либо обет, связанный с проявлением повиновения Аллаху, то он обязан выполнить его, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто дал обет повиноваться Аллаху, повинуется Ему».

Короче говоря, обетами называются как обязательные для всех формы поклонения, так и то, что тот или иной человек считает обязательным совершить ради Аллаха Всемогущего и Великого. Что касается обетов частного характера, то знатоки ислама разделили их на целый ряд разрядов, что подробно излагается в книгах по фикху.

 

_____________________________________________


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!