Упование и четыре его разновидности.



УКАЗАНИЕМ НА УПОВАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЕРУЮЩИЕ!». Коран сура «Трапеза»,23. А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «А КТО ПОЛАГАЕТСЯ НА АЛЛАХА, ТО ДЛЯ НЕГО ЭТОГО ДОСТАТОЧНО». Коран сура «Развод», 3.

(УПОВАНИЕ) Уповать на что-либо значит полагаться на это.

Уповать на Аллаха Всевышнего значит в достаточной степени полагаться на Него в том, что касается привлечения к себе всего полезного и отвращения всего того, что приносит вред, и это свидетельствует о полноте веры и относится к числу признаков веры по слову Аллаха Всевышнего: «И на Аллаха уповайте, если вы верующие!». Коран сура «Трапеза», 23. И если раб будет искренне полагаться на Аллаха Всевышнего, то Он избавит раба от того, что его заботит, ибо Всевышний сказал: «А кто полагается на Аллаха, то для него этого достаточно». Коран сура «Развод», 3. Это значит, что достаточно положиться на Аллаха, и уповающий успокоится по слову Всевышнего: «Ведь Аллах совершает Свое дело». Коран сура «Развод», 3, ибо для Него нет ничего непосильного.

Знай, что существует несколько видов упования:

ПЕРВЫЙ: упование на Аллаха Всевышнего, являющееся признаком полноты и искренности веры. Подобное упование является обязательным, и лишь благодаря ему вера может стать полной, на что уже было указано выше.

ВТОРОЙ: тайное упование, когда человек полагается на покойного, считая, что тот может принести пользу или вред. Это является не чем иным как большим многобожием, ибо допускают подобное лишь те, кто верит в то, что этот покойный может тайно управлять происходящим независимо от того, кем он был при жизни: пророком, другом Аллаха или же врагом Его.

ТРЕТИЙ: упование на другого человека в том, что ему подвластно, когда уповающий высоко оценивает того, на кого он уповает, и низко оценивает себя самого, что может касаться как добывания средств к существованию, так и других подобных этому вопросов. Это является проявлением малого многобожия, ибо сердце такого человека чувствует сильную привязанность к кому-то другому и полагается на него. Вместе с тем, если человек полагается на кого-то как на причину, считая, что обретение чего-либо через него предопределено Аллахом, то в этом нет ничего дурного при том условии, что этот человек действительно может как-то способствовать достижению желаемого.

ЧЕТВЕРТЫЙ: упование на другого в том, что ему подвластно, выражающееся в поручении ему того, что ему можно поручить. В уповании такого рода нет ничего дурного, что подтверждается Кораном, сунной и единодушным мнением имамов. Так, например, в Коране сообщается, что Йа’куб сказал своим сыновьям: «О сыны мои! Ступайте и разузнайте о Йусуфе и его брате…». Коран сура «Йусуф», 87. Известно, например, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поручал определенным людям собирать и хранить закят и применять установления шариата по отношению к другим, а в день прощального паломничества он (да благословит его Аллах и приветствует) поручил Али бин Абу Талибу (да довольствуется им Аллах) раздать бедным шкуры и мясо своего жертвенного скота, а также принести за него в жертву то, что осталось от сотни голов после того, как сам он (да благословит его Аллах и приветствует) заколол шестьдесят три животных. И подобное в целом является допустимым, по общему мнению имамов.

 

Желание, трепет (боязнь) и смирение (покорность).

УКАЗАНИЕМ НА ЖЕЛАНИЕ, БОЯЗНЬ И ПОКОРНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ВОИСТИНУ, ОНИ СПЕШИЛИ ТВОРИТЬ ДОБРО, ВЗЫВАЛИ К НАМ С ЖЕЛАНИЕМ И ТРЕПЕТОМ, И БЫЛИ СМИРЕННЫ ПЕРЕД НАМИ». Коран сура «Пророки», 90.

(ЖЕЛАНИЕ) То есть стремление к достижению желаемого.

(ТРЕПЕТ) Под трепетом понимается страх, приводящий к удалению от того, что является его источником, иначе говоря, страх в сочетании с действием.

(СМИРЕНИЕ) Имеется в виду покориться и смириться перед Его предопределением (судьбой), в том, что имеет отношение к бытию и установленным Им законам Шариата.

(СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО) В этом аяте Аллах Всевышний описал искренних из числа рабов своих, указав на то, что они обращаются с мольбами к Аллаху Всевышнему по своему собственному желанию и из боязни перед Ним, будучи покорными Ему. Под обращениями с мольбой здесь понимаются мольбы как часть поклонения и мольбы с выражением тех или иных просьб. Такие люди взывают к Аллаху, желая прийти к тому, что есть у Аллаха, и стремясь к награде Его, но в то же время они боятся Его наказания и последствий своих грехов. Таким образом, верующий должен стремиться к Аллаху Всевышнему, пребывая между страхом и надеждой, и при этом надежда должна преобладать в том, что касается повиновения Аллаху, чтобы активизировать исполнение человеком его религиозных обязанностей и дать ему основания ожидать, что дела его будут его приняты. Страх же должен преобладать в том случае, когда у человека возникает желание совершить какой-нибудь грех, чтобы побуждать его к отказу от совершения этого греха, что позволит ему избежать наказания за него.

Один из обладавших знанием сказал: «Надежда должна преобладать в случае болезни, а страх – когда человек является здоровым, ибо больной человек слабее, и может быть так, что срок его уже близок, и он умрет, но если подобное случится, то он должен умереть, хорошо думая об Аллахе. Если же человек здоров, то он остается деятельным и имеет основания надеяться на то, что проживет еще долго, а это может привести его к заносчивости и высокомерию, и поэтому в подобном положении должен преобладать страх, что позволит человеку уберечься от подобных вещей».

Говорят также, что надежды должно быть столько же, сколько и страха, чтобы надежда не внушала человеку мыслей о том, что он может перехитрить Аллаха, а страх не заставлял бы его отчаиваться в милосердии Аллаха, ибо и то и другое отвратительно и губительно для тех, кому это присуще.

 

6 Особый страх хъашьйя ( الخشية )

УКАЗАНИЕМ НА ОПАСЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕ ОПАСАЙСЯ ЖЕ ИХ, А ОПАСАЙСЯ МЕНЯ…». Коран сура «Корова», 150.

(ОПАСЕНИЕ) Под опасением подразумевается такой страх, в основе которого лежит знание о величии и полноте власти того, кого опасается человек, ибо Аллах Всевышний сказал: «Ведь бояться Аллаха из рабов Его только знающие…». Коран сура «Ангелы», 28. То есть знающие о величии и всевластии Аллаха. Таким образом, это чувство отличается определенными особенностями по сравнению со страхом, а пояснить разницу между ними можно с помощью следующего примера: если ты боишься кого-либо, не зная о том, может он сделать тебе что-нибудь или нет, то это будет страхом, а если ты боишься, зная о том, что человек способен сделать тебе что-то, то это будет опасением.

Если же говорить о видах опасения, то они подобны видам страха, о которых мы уже упоминали выше.

 

7 Возвращение к покорности (инаба).

УКАЗАНИЕМ НА ОБРАЩЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ВЕРНИТЕСЬ К ПОКОРНОСТИ ВАШЕМУ ГОСПОДУ И ПОКОРИТЕСЬ ЕМУ …». Коран сура «Толпы», 54.

 

(ВОЗВРАЩЕНИЕ). Возвращение является возвращение к Аллаху Всевышнему с помощью повиновения Ему и удаления от непокорности Ему, что близко к покаянию, но подразумевает собой нечто более тонкое, указывая собой на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него. Таким образом, в этом смысле обращение может быть только обращением к Аллаху Всевышнему, на что и указывают Его слова: «И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…». Коран сура «Толпы», 54.

Если же говорить о слова Всевышнего «и покоритесь Ему», то здесь имеется в виду покорность (ислам), являющаяся необходимой в силу требований религиозного закона, то есть подчинение установлениям закона Аллаха. При этом следует помнить, что покорность бывает двух видов:

ПЕРВЫЙ: Покорность всего сущего, то есть подчинение решению Аллаха, касающемуся всего сущего и распространяющемуся на всех обитателей небес и земли, будь то верующий или неверный, благочестивый или распутный, ибо никто не в силах превознестись над этим, на что указывают слова Всевышнего: «…покорились Ему те, кто в небесах и на земле, по своей воле или против воли, и к Нему вы будете возвращены». Коран сура «Семейство Имрана», 83.

ВТОРОЙ: Покорность, обусловленная требованиями религиозного закона, иначе говоря, подчинение установленному Им религиозному закону, которое было присуще подчинившимся Ему посланникам и тем, кто последовал за ними с чистыми сердцами. Указаний на это в Коране имеется множество, и к числу их относится тот аят, что был процитирован автором, да помилует его Аллах Всевышний.

 

8 Просьба о помощи (исти‛ана) и её виды.

УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ТЕБЕ МЫ ПОКЛОНЯЕМСЯ И ТЕБЯ ПРОСИМ О ПОМОЩИ». Коран сура «Фатиха», 5. ТАКЖЕ СЛОВА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (да благословит его Аллах и приветствует) КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: «ЕСЛИ ПРОСИШЬ О ПОМОЩИ, ТО ПРОСИ ОБ ЭТОМ АЛЛАХА».

(ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ) Есть разные виды просьб о помощи:

ПЕРВЫЙ: обращение за помощью к Аллаху, подразумевающее собой полное смирение раба перед его Господом, вручение Ему своего дела и вера в то, что этого будет достаточно. Обращаться за помощью таким образом можно только к Аллаху Всевышнему, на что указывают Его слова: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи». Коран сура «Фатиха», 5. Тот же, кто подобным образом обращается за помощью не к Аллаху Всевышнему, впадает в многобожие, ставящее его вне религии.

ВТОРОЙ: обращение за помощью к кому-либо из людей в том, что ему по силам. Здесь следует обращать внимание на то, чего именно касаются просьбы о помощи, ибо если речь идет о чем-то благом, подобная просьба позволительна для просящего, а тот к кому она обращена, обязан выполнить ее в соответствии с установлениями шариата, ибо Аллах Всевышний сказал: «И помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности…». Коран сура «Трапеза», 2.

Если же речь идет об оказании помощи в чем-то греховном, то запретно как обращаться с подобными просьбами, так и оказывать помощь в подобных делах, ибо Аллах Всевышний сказал: «…и не помогайте друг другу в грехе и вражде». Коран сура «Трапеза», 2.

В тех случаях, когда речь идет о чем-либо дозволенном, позволительно и обращаться с просьбами о помощи и выполнять их, но при этом оказывающий помощь может еще и рассчитывать на награду за свое благодеяние, оказанное другому человеку, что является его законным правом по слову Аллаха Всевышнего: «…и оказывайте благодеяние, поистине, Аллах любит оказывающих их!». Коран сура «Корова», 195.

ТРЕТИЙ: обращение за помощью к живому и присутствующему, но неспособному помочь человеку. Подобные обращения являются пустым и бесполезным делом, примером чего может служить обращения за помощью к бессильному, когда нужно перенести что-нибудь тяжелое.

ЧЕТВЕРТЫЙ: обращение за помощью к покойным или же к живым, которые в данный момент отсутствуют в данном месте и поэтому не могут принять никакого участия в решении возникших проблем. Такие обращение свидетельствуют о многобожии, поскольку подобным образом действуют лишь те люди, которые верят, что покойные или некоторые из живых в состоянии тайно управлять происходящим.

ПЯТЫМ: обращение к Аллаху Всевышнему за помощью в достижении чего-либо желанного, что является узаконенным в силу веления Аллаха Всевышнего, который сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу…». Коран сура «Корова», 45.

Говоря об обращении за помощью, автор, да помилует его Аллах Всевышний, имел в виду первый из упомянутых нами выше его видов и привел в качестве доказательства своей мысли слова Всевышнего: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи». Коран сура «Фатиха», 5. И слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если просишь о помощи, то проси об этом Аллаха».

 

9 Прибегание за защитой (исти‛аза) и четыре его разновидности.

УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О ЗАЩИТЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: ‘ПРИБЕГАЮ К ГОСПОДУ РАССВЕТА…’». Коран сура «Рассвет», 1. А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «СКАЖИ: ‘ПРИБЕГАЮ К ГОСПОДУ ЛЮДЕЙ…’». Коран сура «Люди», 1.

(УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О ЗАЩИТЕ). То есть о защите от дурного, когда обращающийся с такой просьбой ищет защиты и убежища у того, к кому он обращается.

Существует несколько видов просьб о защите:

ПЕРВЫЙ: обращение с просьбой о защите к Аллаху Всевышнему, что подразумевает собой постоянное ощущение потребности в Нем, желание обрести убежище благодаря Ему и вера в то, что этого будет достаточно, поскольку Он способен защитить от всего в настоящем и в будущем, защитить от малого и великого, от человека или от чего бы то ни было иного, указанием на что служат слова Всевышнего: «Скажи: ‘Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил…’». Коран сура «Рассвет», 1-2. И далее до конца этой суры, а также другие слова Его: «Скажи: ‘Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей’». Коран сура «Люди», 1-6.

ВТОРОЙ: обращение с просьбой о защите к одному из атрибутов Аллаха, например, к Его словам, к Его величию, к Его силе и так далее, указанием на что могут служить слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) который сказал: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал», а также слова его: «Прибегаю к защите величия Твоего от того, чтобы быть убитым снизу», а также слова его, являющиеся частью мольбы об избавлении от боли: «Прибегаю к силе Аллаха и Его могуществу от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь», а также слова его: «Прибегаю к защите довольства Твоего от гнева Твоего», а также слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) который сказал: «Прибегаю к защите лика Твоего», когда был ниспослан аят: «Скажи: ‘Он может наслать на вас наказание сверху…’». Коран сура «Скот», 65.

ТРЕТИЙ: обращение с просьбой о защите к покойным или к тем живым, которые не присутствуют в данный момент в данном месте, в силу чего никого взять под защиту не могут. Подобные обращения являются проявлением многобожия, на что и указывают слова Всевышнего: «И, поистине, мужи из числа людей уже прибегали к защите мужей из числа джиннов, но они лишь прибавили им неразумия». Коран сура «Джинны», 6.

ЧЕТВЕРТЫЙ: обращение с просьбой о защите к тому, кто может предоставить защиту, будь то люди или нечто иное, является допустимым, на что указывают слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказавшего об искушениях следующее: «Если человек подвергнется воздействию искушения и найдет убежище или защиту от него, пусть воспользуется этим убежищем». Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пояснил, что можно использовать для защиты, сказав: «И у кого есть верблюд, пусть использует своего верблюда». Этот хадис приводит Муслим.

В другом же хадисе, передаваемом со слов Джабира (да довольствуется им Аллах) сообщается, что когда одна женщина из племени бану махзум совершила кражу, и ее привели к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) она обратилась за защитой к Умм Саламе. Этот хадис приводит Муслим.

Кроме того, Умм Салама (да довольствуется ей Аллах) сообщила, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подвергшийся нападению может искать убежища в Каабе». Этот хадис приводит Муслим.

Однако при этом следует помнить о том, что если человек просит защиты от зла притеснителя, то ему нужно оказать помощь по мере возможности, если же он просит защиты для того, чтобы совершить нечто запретное или уклониться от совершения обязательного, то помогать ему в этом запрещено.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!