Системообразующая идея и задачи.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ

 

Концепция развития

Музея истории развития образования

Республики Башкортостан

На 2013-2017 гг.

Введение.

Концепция развития Музея истории развития образования Республики Башкортостан – отдела Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий (далее Музей) представляет собой ориентировочную основу развития Музея до 2017 года, на базе которой разработана программа развития Музея и составляются годовые планы работы.

Настоящая концепция разработана в соответствии со следующими Федеральными и Республиканскими нормативно-правовыми актами:

1. Закон Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании».

2.Конституция Российской Федерации и Республики Башкортостан.

3.Федеральный закон от 03.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

5. Программа развития Республиканского музея истории развития образования.
6. Положение о Музее истории развития образования Республики Башкортостан

с учетом результатов реализации предыдущих программ деятельности.

Настоящая концепция служит основой для разработки программы деятельности Музея.

После обсуждения и принятия ее методическим советом Центра, концепция приобретает статус локального документа, обязательного для выполнения всеми сотрудниками Музея.

 

 

Ключевые положения.

 

Задача формирования духовной культуры человека, его
познавательных потребностей становится не менее важной, чем задача
образовательная, потому что при успешном решении первой, эффективно реализуются второе условие.

Значительную роль в этом процессе играет музей, особенное отличие которого от других образовательных центров - в его демократичности, возможностях воспитательного воздействия на все категории и группы населения, независимо от возраста и образования.

Музей - это социально-культурное учреждение, которое собирает, сохраняет, изучает, представляет образцы материальных свидетельств развития природы, культуры общества в соответствии с социальными потребностями, а также создает условия для удовлетворения потребности в самостоятельной деятельности и стимулирует ее развитие.

Процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходит в музее благодаря тому, что музей создает новые отношения между человеком и вещью-экспонатом, человеком и общественной средой.

В воспитательном процессе, прежде всего,  должна быть затронута эмоциональная сфера, личностные качества человека. Главной задачей воспитания в музее является формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к предыдущему историческому опыту. Отсюда появляются новые принципы построения экспозиции и ее интерпретации, направленные не на информативное и иллюстративное отражение исторической действительности, а на ее эмоциональное, личностное, оценочное восприятие. Музейный предмет, перестает быть иллюстрацией или доказательством к умозрительным рассуждениям, а превращается в «образ действительности».

Музей истории развития образования Республики Башкортостан – структурное подразделение (отдел) Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий – элемент системы дополнительного образования детей Российской Федерации в целом и Республики Башкортостан в частности, неотъемлемая часть единого образовательного пространства.

 В своей работе подчиняется директору Центра.

Заведующий Музеем назначается приказом директора Центра.

В штатное расписание Музея входят:

-заведующий Музеем;

-2 методиста;

-1 педагог дополнительного образования.

За основу концепции взяты ключевые понятия музейной педагогики, определяющие подходы к организации деятельности музея:

- музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями;

- предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе дополнительного образования;

- музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет;

- музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура;

- музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры -  

а) позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

б) позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

в) позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

1. Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

2. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

3. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если посетитель, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Системообразующая идея и задачи.

В основу деятельности Музея истории развития образования Республики Башкортостан – отдела Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий положена идея единого республиканского, научно-методического, информационно-фондового, организационно-массового, воспитательно-просветительского центра музеев всех типов учебных заведений Республики Башкортостан.

Основные задачи:

- сохранение национального педагогического наследия республики;

- обеспечение преемственности поколений, сохранение и развитие лучших педагогических традиций;

- осмысление опыта предшествовавших поколений, социально педагогического наследия;

- формирование нравственных основ воспитания детей и молодежи средствами музейной педагогики;

- обеспечение учета и хранение фондовых накоплений музея.

 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!