Общество как реальность и ее теоритическое познание.
Эмиль Дюркгейм был один из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как sui generis (т.е. как нечто в своем роде, своеобразное). Полемизируя с Г. Спенсером и Ф. Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Общество есть особая самостоятельная реальность, стоящая над Этим множеством воль и независимая от функционирования его членов. Эта позиция получила название "социологизм".
Общество можно определить как устойчивую систему и универсальный cпocoб организации социальных связей, отношений и социальных взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей, поддерживаемый силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей; общество является самодостаточной, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системой.
Понятие социальной реальности. Это специфически философское понятие, в которой отражается сущность общественной жизни
В социальной философии можно выделить три основные модели понимания общества как социальной реальности.
1. Общество как объективно-материальная реальность. Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы. Такой подход, в частности, отчетливо заявлен в концепциях, получивших в философии название экономического детерминизма, или экономократизма, а в политической экономии – «экономизма» (П. Лафарг, Ф. Меринг, В. М. Шулятиков, Р. Джонс). В них экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности, науки и т. п. Определенные оттенки экономократизма характерны для концептуальных разработок классиков экономической науки – экономического либерализма (А. Смит, Ф. Хайек) и экономического социологизма (К. Маркс), хотя, как будет показано дальше, К. Маркс все же, в отличие от схематизировавшего и огрубившего его взгляды «догматического марксизма», понимал неправомерность редукции сущности общества к объективной реальности.
|
|
2. Общество как духовная реальность. Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах. Сошлемся в объяснении такого субстанциального выбора на мнение русского религиозного философа С. Л. Франка, констатировавшего, что общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна.
|
|
3. Общество как объективно-субъективная реальность. В отличие от первых двух субстанциальных моделей, в которых сущность общества усматривается либо в его материальности (определяющим становится общественное бытие), либо в его идеальности и субъективности (приоритет отдается общественному сознанию), в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы.
Признаки общества.
1.Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Нельзя достаточно однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной. Однако потере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности. Их отличительной чертой является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами, институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или профессиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.
|
|
Общество обретает устойчивость благодаря прежде всего таким свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.
|
|
3.Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации.
Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, 4.В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочнения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
По мнению современного американского социолога Э. Шилза, обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:
1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Уровни организации общества. Общераспространенным представлением в социологии является деление общества на микро- и макроуровни.
Изучением макроуровня занимается макросоциология, которая; сосредоточена на рассмотрении крупных социальных процессов, анализе больших социальных групп и систем, таких, как общество, цивилигация и т.д.
Микросоциология ориентируется на изучение социальных явлений и процессов в относительно небольших социальных системах (например, семье), составляющих микросоциальный уровень.
Можно говорить также и об объективном и субъективном уровнях социальной реальности. Объективный уровень означает, что то или иное социальное явление существует или, говоря словами Дюркгейма, является "вещью". Это действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты и т.д. Субъективный уровень относится к явлениям, которые не имеют материального существования (умственные процессы, социальные установки, нормы ценности и т.д.). Однако существуют социальные явления, которые невозможно отнести только к объективным или только к субъективным. Так, семья, с одной стороны, это объективное (материальное) явление, а с другой стороны, она основывается на определенной совокупности норм, ценностных ориентаций, социальных установок и т.д.
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Если в качестве главного признака выбрать наличие письменности, то все общества можно разделить на дописьменные, т.е. обладающие лишь устной традицией трансляции культуры и опыта, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях (клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах. газетах, компьютерах). Письменность возникла около 10 тыс. лет назад у финикийцев. Однако до сих пор существуют племена, не имеющие ее.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!