Человек, индивид, личность. Природное и общественное в человеке.



Индивид (от лат. individuum — неделимое) — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

ится смерти.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность- индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

 

 

 

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 

 Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Труд как основной вид практики. Социальный опыт и активность человека.

Практика - это материальная, чувственно-предметная, целевозлагающей деятельность человека, имеющего своим содержанием усвоения и преобразования природных и социальных объектов и составляет общую основу, движущую силу развития у человеческого общества и познания. Практика многогранна и имеет различные уровни В широком смысле под практикой подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (как производство, так и другие виды деятельности, например, педагог логическому, художественную, административную и т.д.).

Структура практики включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов, предмет, к которому направлена ??деятельность, средства, с помощью которых достигается цель и, наконец, результат деятельности

Практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания Практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет по озитивну качество непосредственной действительности Она соединяет и соотносит объект и действие, которое осуществляется в соответствии с мыслью о ней Именно в таком действии оказывается истинность мыслимки.

Практика - это осознанная, целенаправленная, многогранная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, на приспособление природного и общественной среды к потребностям людей и общества в целом, есть практика это целенаправленная деятельность людей, которая ведет к преобразованиям объективного мир.

Труд как вид деятельности.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятель­ности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивиду­альной и коллективной, умственной и физической, производствен­ной, учебной, спортивной и др. С трудом прежде всего связано созда­ние и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд есть круг человеческой деятельности, востребованный и оцененный человеческим сообществом.

Трудовую деятельность человека нельзя связывать только со сферой материального производства (как это традиционно представляется в психологии труда и смежных отрас­лях психологии). Если исходить из понимания труда в широком значении, т.е. как социально ценной продуктивной деятель­ности человека, занятого биологическими, техническими, социальны­ми (люди как объекты труда), знаковыми, художественными система­ми, то и историю психологического знания о труде и трудящемся нельзя связывать только с развитием материального производства, хотя и сле­дует оставлять за ним приоритетное значение. Человеческая деятельность есть императив индивидуального человеческого сознания. По признаку предметной области деятельности в целях профессио­нальной ориентации Е. А. Климов выделяет пять областей трудовой профессиональной деятельности человека.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 738; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!