Политические аспекты немецкой классической философии.



Иммануил Кант (1724—1804). Общефилософское обоснование правового государства. «Государство это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Государство действует трояким образом: создает законы, осуществляет исполнительно-распорядительную и судебную деятельность. Вывод о необходимости разделения властей и обосновал принцип координации и взаимодополнения властей. Приоритет за законодательной властью. Идеальное состояние общества — это мир между людьми и государством. Трактат «К вечному миру». «Вечный мир» можно достичь путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств, функционирующих по республиканскому типу. Указал на принципиальное различие республиканских и деспотических форм правления. «Республиканизм — отделения исполнительной власти правительства от законодательной; деспотизм — принцип самовластного исполнения государственных законов». При этом философ подчеркивал, что деспотическим правлением может быть и монархия, и демократия. Такими они оказываются тогда, когда исключают разделение властей. Каит признавал равенство всех перед законом. Гражданскую свободу он понимал как право гражданина повиноваться только тем законам, на которые он сам изъявил желание.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). «...впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». Источник развития общества, состоит во внутренних противоречиях. «Философия права». Всемирная историй человечества — это процесс осознания человеком свободы. Когда человек еще не осознавал, что свобода составляет его сущность, человечество переживало восточную эпоху. В античную эпоху часть людей осознавала, что их духовная сущность — свобода. В христианском мире все люди осознают свою духовную сущность. Это позволяет им быть свободными. По мнению Гегеля, высшим воплощением свободы является государство. Гражданское общество есть совокупность формально равных индивидов, находящихся между собой во «всесторонней зависимости». Гражданское общество дифференцировано на сословия. Одно сословие (субстанционное) составляют землевладельцы, дворяне и крестьяне; второе (промышленное) — фабриканты, торговцы, ремесленники; третье (всеобщее) чиновники. Государство — сфера деятельности политической. Государственная власть состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государи. Суверенитет государства, по Гегелю, принадлежит не всем властям, а конституционному монарху. Интересы гражданского общества в делах государства представляются через законодательную власть.

Марксисткое учение о государстве.

Наиболее влиятельное коммунистическое учение. Марксизм сложился во второй половине XIX в. В основе жизни общества лежит производство материальных благ (еда, жилище, одежда и т.д.), необходимых для существования людей. Поэтому производство материаль­ных средств к жизни и экономический строй общества составляют основу, базис, на которых развиваются государственные, правовые и прочие учреждения и идеи — надстройка. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса. Экономическая основа определяет исторический тип, характер и особенности той или иной общественной формации.. Первобытное общество, античное, феодальное, буржуазное, социалистическое общество — последовательно сменяющиеся формации.

Маркс Карл — «Святое семейство» (1845 г.), «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.), «Капитал».

Энгельс Фридрих — «Положение рабочего класса в Англии», в 1848 г. вместе с Марксом — «Манифест Коммунистической партии». «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.).

Происхождение государства, по Марксу и Энгельсу, обусловлено образованием антагонистических классов. Государство — результат внутреннего социального развития и непримиримости классовых противоречий, сила, стоящая над обще­ством и умиряющая столкновения классовых интересов.

Признаки государства: разделение подданных государства по территориальным делениям... учреждение публичной власти.... Ее отличие от общественной власти, во-первых, в классовом ха­рактере; во-вторых, она обособлена, отделена от народа; в-третьих, она «состоит не только из вооруженных людей, но и из веществен­ных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству»; в-четвер­тых, для содержания этой публичной власти необходимы налоги»; в-пятых, обладая властью и правом взыскания налогов, особая группа лиц ста­новится над обществом. Сущность государства — общественный институт, с помощью которого экономически господствующий класс становится также политически господству­ющим, приобретая тем самым новые средства для реализации сво­их классово-исторических задач. Оно выступает как политическая организация господствующих классов, служащая для удержания в повиновении эксплуатируемого большинства. Такая сущность государства сохра­няется у всех исторических типов государственности — рабо­владельческой, феодальной, капиталистической.

К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что капитализм уже в середи­не XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между расту­щими производительными силами и тормозящими их рост капита­листическими отношениями, они считали пролетариат. Он осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрес­сивное общество без классов и политической власти. Политическая власть рабочего класса — диктатура пролетариата — высший тип демократии, выража­ющей интересы и опирающейся на поддержку огромного большинства народа. Пролетарская демократия будет соответствовать историческо­му периоду социализма — первой фазе коммунистического общества. Коммунизм, подготовленный социалистическими преобразова­ниями навсегда покон­чит с эксплуатацией, социальным, национальным и колониальным гнетом, кровавыми войнами. Социалистический принцип «каждому По труду» он сменит принципом распределения «по потребностям». При коммунизме отпадает надобность в праве и государстве.

По марксистскому учению право тоже носит классовый харак­тер. Государство и право в марксистском учении — надстроечные явления, две стороны одного и того же феномена: политической власти. Тезис о единстве государства и права: 1) Государство и право вместе появляются на исторической арене и вместе сойдут с нее. 2) Каждому историческому типу госу­дарства соответствуют свой, адекватный ему тип права. 3) Право не может развиваться и функционировать без государства. 4) Государство, в свою очередь, не­мыслимо без права.

Право защищает интересы господствующего класса от преступ­лений. Преступления, объясняется в марксизме, коренятся в мате­риальных условиях жизни индивидов. Переход от капиталистического к социалистическому обществу — переход от одного классового типа права к более высокому типу и отмирание права, т.к. отпадает на­добность в принудительной системе социальных норм. Оно станет всеоб­щим, гуманным, добровольным (со всеобщего согласия), основан­ным на принципах морали. Марксизм избежал судьбы других социалистических и комму­нистических доктрин, ставших достоянием узкого круга едино­мышленников. В XX в. он станет мощным идейным оружием ком­мунистов по переустройству мира.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!