Политические учения Средневековья и эпохи Возрождения.



Предмет и методы политологии

Политика – деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и исполнение власти, как инструмент саморегулирования общества; стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти.

К общим методам относятся: социологический, исторический, математический методы, общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и моделирование и др.).

Специальные методы:

- системный – комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организаций, институтов. Уровни системного анализа:

А) политической системы как целого (система капитализма, система отдельного государства);

Б) части отдельных глобальных систем (партийная система, система профсоюзов);

В) отдельных элементов политической системы (правительство, политическая партия).

- бихевиористический – изучение полит. явлений путем анализа поведения отдельных лиц.

- количественный – политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать (анализ результатов выборов, развитие политических институтов). Способы:

А) статистическое исследование политической активности (анализ поведения избирателей);

Б) анкетное обследование и интервью;

В) лабораторные эксперименты (разработка предполагаемых будущих сценариев развития)

- сравнительный – сопоставление двух или более полит. объектов, имеющих черты подобия

- метод принятия решений – самый распространенный. Основные понятия:

А. процесс принятия решений (субъект полит. деятельности, или – кто принимает решения);

Б. процесс принятия решений (обсуждение, или – как принимать решения);

В. конечный результат принятого политического решения;

Г. использование соответствующих средств для реализации политического решения.

Политология в системе гуманитарного знания.

Философия изучает общие закономерности функционирования и развития политических структур, государства, права и политики.

Юриспруденция рассматривает конституционные и правовые формы политической жизни.

Близость политологии и истории: «кровосмесительная дочь истории и права» (Кот и Мунье). Э.Фримен: «история – это прошлая политика и политика – это сегодняшняя история».

Также связаны политическая социология, политическая психология (настроения, мнения, ценностные ориентации на уровне сознания людей, наций, социальных групп).

Наиболее тесные связи у политологии с социологией. Многие классики социологии - это авторитеты политической науки: М. Вебер, Т. Парсонс.

Политические учения Древнего мира.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Политическая мысль на основе религиозно-мифологического мировоззрения.

Древняя Индия: брахманизм. Утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Главный документ – «Законы Ману». Политический идеал: теократическое государство, в котором царь правит единолично под руководством жрецов. Идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Общество делилось на 4 сословия: брахманы (жрецы, учителя), правители + воины, торговцы + ремесленники + земледельцы, слуги. В политической жизни участвовали только первые два сословия.

В VI-V вв. до н.э. - буддизм. Идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Впоследствии усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти и т.д. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Везде пишут, что он начал влиять на брахманизм и, соответственно, на политику, но как – непонятно. Наверное, просто все менее жестко и урегулировано стало.

Китай. Даосизм: воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата. Понятие "дао" (путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба.

Конфуцианство: концепция "гуманного управления" государством. Строгая социальная дифференциация и иерархическое разделение обязанностей между членами общества. Государство - средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников. Идеальной моделью государственного устройства является семья (император играет роль отца, а подданные – детей). Упор на традиции и культовое почитание предков. Моизм: интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам, а с другой, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий.

Легизм: интересы имущественной и служилой знати. Шан Ян - реформы узаконивания частной собственности на землю. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, легисты доказывали невозможность возврата к старине. Сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха. В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии (оставалось до 1911-1913 гг.)

Источники древневосточной политической мысли на востоке: Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи” (превозносят царя как богоподобное существо, законы, служащие интересам знати и направленные на укрепление своего государства), “Авесту (общественно-политические взгляды пророка Заратустры).

Древний Египет: рабовладельческое общество. Долго сохранялась сельская община. Эксплуатация рабов, свободных земледельцев и ремесленников. Восточная деспотия во главе с обожествляемым фараоном. «Поучение Птахотепа» (III тыс. до н.э.): необходимость общественного неравенства. Призывает «низших» относиться с покорностью и смирением к «высшим». Испытывает страх перед всякого рода переменами. Беспрекословное повиновение фараону, начальнику объявляется высшей добродетелью чиновника. «Наставление царя Ахтоя своему сыну»: суровая, но осторожная государственная политика. «Поучение Аменемопе» (X–IX вв. до н.э.): призывает вельмож к умеренности и осторожности, требует от судей беспристрастия, призывает к смирению, покорности, внушает мысль о необходимости во всем слепо повиноваться жрецам.

Древняя Греция. Зародилась философия, как особая форма мировоззрения. В рамках общефилософских учений начинают разрабатываться политико-правовые концепции. Вершина развития политической мысли Греции - творчество Платона и Аристотеля.

Платон (427 — 347 до н.э.) трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик".

Политика - царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. Цель: "забота... о целом человеческом обществе". Политики — люди, и поэтому несовершенны. Чтобы прекратить кругооборот отрицательных форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости. Оно должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся правителями; стражей-воинов; народа. В конце жизни Платон пересмотрел многие положения своего учения. "Законы": допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако значительно возрастает контролирующая роль государства — в итоге аристократическая республика. Платон в "Законах" различает два вида гос. устройства: первый — где над всем стоят правители, второй — где и правителям предписаны законы. "Я вижу близко гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью". Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократия.

Аристотель (384 — 322 до н.э.). Подверг критике Платона о совершенном государстве, предпочел говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Был убежденным защитником нрав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Первый выделил изучение общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Люди могут жить только в условиях политической системы, поскольку "человек по природе своей есть существо политическое". Цель: придать гражданам высокие нравственные качества; общее благо. Задача: воспитание добродетелей граждан (исполнять гражданский долг и повиноваться властям и законам). Аристотель различает правильные и неправильные гос. устройства. Правильный: преследуется общее благо (монархия, аристократия, полития (самая лучшая)). Неправильный: преследуются частные цели правителей (тирания, олигархия, демократия (наиболее сносная)). Главное в государстве — гражданин.

Древний Рим: "О природе вещей" Кара и работы "О государстве" и "О законах" Цицерона.

Тит Лукреций Кар (99 — 55 до н.э.) развил представления Демокрита о прогрессивном развитии людей и мысль Эпикура о договорном характере государства и права.

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до н.э.): о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Естественное право — распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; отменить его невозможно. Истинный закон один и тот же везде и всегда. Три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию, подчеркивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы". Смешанную форму государства считал наилучшей.

Значительным достижением древнеримской мысли было со­здание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области и общей теории государства и права, и отдельных юридических дисциплин.

Политические учения Средневековья и эпохи Возрождения.

Средневековье: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский.

-      развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;

-      обоснование теологической теории политической власти;

-      доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере.

Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.):

- обоснование и оправдание неравенства в обществе (за счет грехопадения первых людей);

- положение человека в обществе предопределено миром небесным;

- понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“: ”града божьего“, состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага. В конечном итоге ”град божий“ победит.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма (соединение ортодоксальной позиции в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка и здравого смысла.

- сущность власти устанавливается богом;

- государство также является божественным установлением;

- могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;

- в то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Кризис феодализма и зарождение буржуазии вызвали рост активности в социально-политической жизни - Эпоха Возрождения.

Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томазо Компанелла, Жан Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза.

-      развитие гуманистических начал в политической теории;

-      освобождение политической мысли от теологии;

-      анализ проблемы прав и свобод человека;

-      анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“. Политика как автономная сфера человеческой деятельности. Высшее правило политики - найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний. Ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. Политик должен соединять в себе черты льва и лисицы. Главным условием политического успеха считает ”доблесть“, а не низость души. Итальянский мыслитель выдвигает тезис ”цель оправдывает средства“. Под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско.

Томас Гоббс ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г). Мир есть совокупность вещественных субстанций – естественных и искусственных тел. Человек занимает промежуточное положение: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, (свобода делать всё для самосохранения). Государство возникло на основе общественного договора, и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Благо народа - высший закон государства. Гоббс отдаёт предпочтение монархии, обеспечивающей непрерывность волеизъявления суверена.

Джон Локк (1632-1704 гг.). Политическая теория Локка в ”Двух трактатах о государственном правлении“ направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения прав люди соглашаются учредить государство. Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг): ”Политический трактат“. Он был сторонником республиканского правления и противником монархии. Осознание политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!