ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ



В СОСТОЯНИИ ГОРЯ: ГРУППЫ «ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ»:

РАСШИРЕННЫЙ РЕФЕРАТ1

Все мы когда-то, в той или иной степени, испытывали чувство горя или переживали тяжелую утрату. В отношении пожилых людей ситуации потерь и горя драматичны: одному из членов каждой пожилой супружеской пары придется смириться с потерей супруга или супруги.

Основываясь на своей терапевтической работе с пожилыми людьми, страдающими после смерти близкого человека, Марк Коэн выделяет факторы, помогающие человеку справиться с горем при работе в группах «Тяжелой утраты». Такими факторами являются:

- внушение надежды;

- принятие;

- уменьшение социальной изоляции;

- помощь в поиске новой идентичности и нового смысла жизни;

- поддержка;

- катарсис;

1 Сатина Л. В. Психотерапевтическая работа с пожилыми в состоянии горя: группы «Тяжелой утраты»: расширенный реферат // Психология зрелости и старения. —

2000. - № 4 (12). — С. 95-103. (Cohen M.A. Bereavement Group with the Elderly // Journal of Psychotherapy in Independent Practice. — 2000. — Vol. 1. — № 2. — P. 33—41.)

397


- избавление от страхов;

- приобретение новых навыков и обмен опытом;

- участие в групповом процессе;

- работа с сильными переживаниями;

- возможность помочь другим.

В работе обсуждаются также преимущества групповой работы по сравнению с индивидуальной терапией применительно к данной проблеме.

Пожилые люди, потерявшие супруга или супругу, сталкиваются с многочисленными проблемами. Они испытывают чувства печали, вины, гнева, отчаяния и беспомощности. Они задаются вопросами «почему?» и «что я буду делать дальше?». Так что же могут дать группы «Тяжелой утраты» пожилому человеку?

Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах «Тяжелой утраты», является социальная поддержка. Овдовевшие люди получают достаточную социальную поддержку от семьи и друзей в течение трех или четырех недель после печального события, но потом она ослабевает [Silverman P., MacKenzie D., Pellipas M., Wilson E, 1974]. Некоторые пожилые люди говорят о том, что спустя значительное время родные и друзья помогают и звонят гораздо меньше, и поэтому возникает сильнейшее чувство одиночества. По мнению других участников групп, друзья и знакомые начинают умышленно меньше общаться с ними, как бы из страха, что, если они проводят время с человеком, пережившим такую трагедию, то это может произойти и с ними. Или, по крайней мере, это напоминает им об их собственной уязвимости по отношению к такой потере и так их пугает, что они избегают встречаться со своими собственными страхами. Одна недавно овдовевшая женщина сказала, что пожилой брат ее мужа явно боялся находиться рядом с ней из-за страха, что она «приносит смерть» и может послужить причиной и его смерти. Некоторые пожилые люди имеют очень мало родственников, и супруг или супруга являются их единственной опорой. Социальная поддержка, оказываемая в группах «Тяжелой утраты», может помочь пожилым людям уменьшить часто испытываемые ими чувства одиночества и изолированности.

В дополнение к социальной поддержке группа «Тяжелой утраты» дает ощущение принятия. Спустя некоторое время пожилые люди начинают чувствовать, что их тяжелые переживания не принимают родные и друзья. Некоторым из них даже говорят о том, что пора бы прекратить плакать и преодолеть горе. Общество таким образом посылает сообщение, что уже необходимо перестать горевать или, по крайней мере, держать свое горе при себе. Такие сигналы, может быть, происходят от того, что люди, окружающие переживающего утрату человека, не хотят задумываться о собственной уязвимости и смерти. Терапевтическая группа предо-

398


ставляет «безопасное убежище», где можно быть самим собой среди понимающих и сопереживающих людей. Как известно, когда страдающий человек держит свои чувства в себе, это может привести к последующим осложнениям в процессе горевания [переживания горя O.K., А.Л.]. Таким образом, предоставление человеку места, где он может выразить свое горе и печаль без осуждения со стороны других, может сыграть терапевтическую роль и освободить его от тяжелых переживаний.

Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Когда поддерживают и принимают чувства страдающего пожилого человека, это способствует нормальному процессу переживания им тяжелой утраты.

Тот момент, когда в группе пожилой человек может свободно проявить себя, не боясь осуждения и оценки со стороны других людей, можно считать началом исцеления. М. Коэн часто приносил сам или просил других членов группы приносить найденные ими стихотворения о переживании утраты, о жизни, о любви и об исцелении. Чтение стихов вызывало бурные слезы и переживание катарсиса. Затем следовала дискуссия о том, как члены группы могут относиться к поэзии. Представляется интересным, что многие находили и приносили в группу жизнеутверждающие стихи, наполненные чувствами сильной печали и потери, но также и превозносившие способность человека перебороть эти переживания и жить дальше. Члены группы получали большой заряд нравственной силы от чтения таких стихов, так как они оказывали очень глубокое эмоциональное влияние. Некоторые пожилые люди начинали писать собственные стихи, чтобы выразить свои чувства.

Одним из самых мощных исцеляющих факторов для пожилых людей является происходящее исподволь внушение надежды; надежды на то, что станет лучше, что со временем страдание и боль покинут сердце, надежды, что когда-нибудь они снова будут улыбаться и радоваться жизни. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты. Они могут видеть, что со временем переносить горе становится намного легче. П.Рой и Х.Самптер [Roy P., Sumpter #., 1983] наблюдали это в руководимых ими группах «Тяжелой утраты» и убедились, что этот фактор обладает мощным целительным действием.

Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы не способны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их-внимание. Например, одна женщина плакала на каждой встрече в течение не-

399


скольких месяцев и даже не поняла, что перестала постоянно плакать, пока кто-то не сказал ей об этом. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной стадии переживания утраты.

Согласно К.Сандерс [Sanders С, 1989], подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Первая из них, инструментальная поддержка, состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте. Горе действует на людей так сильно, что они часто приходят в замешательство и не знают, как справиться с проблемами, начиная от похорон и установки памятника на могиле, и заканчивая заменой электрической лампочки. Те члены группы, кому уже пришлось справиться со многими трудностями, рассказывают о том, какие способы решения проблем существуют, и помогают другим сделать свой выбор. В одной из групп, руководимых Марком Коэном, был один примечательный случай, когда выяснилось, что женщина, считавшая, что не умеет выполнять многие работы по дому, осознала, что знает, как это делать, так как наблюдала мужа за этими занятиями в течение многих лет. Помимо вернувшегося чувства компетентности это событие также облегчило ее переживания, дав ей ощущение, что она вобрала в себя частицу личности мужа.

Другие виды инструментальной поддержки варьируют от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. В группах «Тяжелой утраты» часто беседуют на тему такого взаимодействия с другими супружескими парами, при котором не чувствуешь себя «третьим лишним». Им всем пришлось столкнуться с трудностями адаптации одинокого человека к сообществу пожилых людей, большинство которого составляют супружеские пары. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаружить, что подобные проблемы испытывают не они одни.

На второй тип поддержки, эмоциональную поддержку, приходится основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя неоднократно обсуждать смерть без осуждения со стороны группы, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает его процесс горевания. Члены группы испытывают эмпатию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. Таким образом группа оказывает эмоциональную поддержку, облегчая труднейшие эмоциональные переживания.

400


Одна из самых сильных эмоций, которые проявляются в различных формах у пожилых людей, работающих в группе, — это чувство вины. Вина также может быть защитой от чувства гнева на то, что, несмотря на все возможное, сделанное для любимого человека, он все-таки ушел из жизни. Группа может оказать очень большую помощь при избавлении от чувства вины. М. Коэн обнаружил, что члены группы придавали гораздо больше значения словам друг друга, чем терапевта, так как их товарищи сами прошли через тяжелую потерю, переживание горя. Они могут рассказать о чувстве вины в подобных ситуациях и помочь другим членам группы преодолеть его.

Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может варьировать от конкретных претензий, например, к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или курильщику, умершему от рака легких, несмотря на настоятельные советы врача бросить курить, до более экзистенциальных претензий к жизни, к судьбе или Богу. Гнев может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу. Например, одна пожилая женщина, чей муж умер, отказавшись от медицинского лечения своего больного сердца, была очень сердита на одного из членов группы, который пренебрежительно относился к своему здоровью.

Третий вид поддержки — оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы. Часто страдающий человек боится «сойти с ума», так как он как бы видит или слышит своего супруга/супругу, не может вспомнить, что ему говорилось, смущается и с трудом концентрируется. Группа может убедить этого человека, что все это — нормальные реакции в процессе переживания тяжелой утраты и со временем они пройдут. Одна женщина из группы, которая училась вождению автомобиля после смерти своего мужа, привыкла поднимать глаза и беседовать с ним, и, например, после парковки машины, спрашивать его, правильно ли она это сделала. Она, разумеется, не ждала ответа, но опасалась, что эти разговоры означают, что она «не в себе». Другая женщина боялась, что у нее помутился разум, так-как по утрам она надевала банный халат своего мужа и почти чувствовала, как муж обнимает ее, пока она одета в его халат.

Занятия в группах «Тяжелой утраты» дают возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше — о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

401


Часто люди находят облегчение, узнав, что другие встретились с теми же самыми трудностями и что они не одиноки в таких переживаниях. Участники группы извлекают большую практическую пользу от обмена опытом и обсуждения различных проблем, которые могут варьировать от способов борьбы с бессонницей дс «за» и «против» применения антидепрессантов и лекарств для борьбы с тревогой.

Большое преимущество групповой терапии для пожилых людей, переживающих тяжелую утрату, в противоположность индивидуальной терапии, — это вовлечение членов группы в процесс эмоциональной поддержки и сопереживания другим. Когда члены группы способны отрешиться от своих проблем и протянуть рук} помощи другим, эмоционально их поддерживая, говоря «я чувствую то же самое» или давая практические советы, они могут не только концентрироваться на себе и своих проблемах: у них появляется уверенность, что они могут еще кому-то помочь.

Большинство пожилых людей, посещающих группы «Тяжело? утраты», — женщины. Большая часть женщин в группах, руководимых М.Коэном, занимались домашним хозяйством в своих семьях и идентифицировали себя только с ними. Идентификация усиливалась, если женщины принимали участие в медицинском уходе за своими мужьями в конце их жизни. Когда эта необходимость отпала (после смерти мужа), они почувствовали потерю идентичности. Поэтому присутствие в группе дает терапевтически? эффект, так как пожилые женщины могут заботиться о другю членах группы и сохранить свою идентичность, помогая другим или выполняя работу волонтера.

И.Ялом и С.Виноградов [Yalom /., Vinogradov S., 1988] обсуждают, как утрата семейных ролей и попытки найти новую идентичность влияют на переживающего тяжелую утрату человека; существование этого факта также подтверждалось в группах, руководимых М. Коэном. Потеря старых ролей приводит к чувству беспомощности и неадекватности, так как некоторые черты, определяющие идентичность личности, исчезли или изменились. Поиск новой идентичности и нового смысла становится актуальной важной темой. У многих членов группы были семьи с традиционным распределением ролей. Женской ролью была роль домохозяйки. Женщины готовили, стирали и были заняты социальным планированием. Мужчины распоряжались денежными средствами, водили машину и занимались всей техникой, вплоть до ремонта. Когда супруг/супруга умирали, оставшийся в живых искал возможность научиться тому, за что отвечал другой. Члены группы поддерживают каждого в его попытках освоить новые роли и показывают, что он знает достаточно много о том, как выполнять работу вместо супруга/супруги, так как он многократно наблюдал за этим процессом.

402


Потерю роли сопровождает также поиск нового смысла жизни и путей к тому, чтобы снова обрести радость жизни. Члены группы часто говорят о том, как дальнейшая жизнь и наслаждение ею не имеют смысла, если забываешь своего супруга/супругу. Часто они сталкиваются с чувством вины. На ранних стадиях пожилые люди рассказывают о чувстве вины за все, от желания смеяться до употребления любимой пищи умершего или даже за то, что они еще живы. Некоторые члены группы позволяли себе начать приобретать новый опыт, которого у них не было, когда их супруг/ супруга были рядом. Они начинали посещать занятия, вступали в различные сообщества и социальные группы, приобретали новые увлечения или начинали выполнять работу волонтера. Это всегда дает возможность проводить время среди людей и снова быть вовлеченным в жизнь.

Группа предоставляет новые возможности для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки. М. Коэн советовал членам группы обмениваться телефонами друг с другом, чтобы побудить их к общению вне группы. И они знали, что есть кто-то, кому они могут позвонить и получить поддержку, если у них не складываются дела или просто нужно с кем-нибудь поговорить. Многие так страдали от одиночества, что возможность встретиться раз в неделю за ланчем и выйти из дома была большим достижением. Другим достижением можно считать тот факт, что наиболее продвинувшиеся в работе члены группы звонили другим, оказывали им помощь или находили причину вывести их из дома. Это приносило пользу не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал.

Проблема переживания тяжелой утраты в пожилом возрасте очень продуктивно решается с помощью групповой терапии. В то время как индивидуальная терапия может быть достаточно успешной, существуют определенные терапевтические воздействия, которые могут происходить только в группе. Это сильная социальная поддержка ровесников и благоприятные возможности для социализации, которые могут уменьшить чувство изоляции, дать возможность выйти за привычные «рамки» и помочь другим принять процесс переживания горя, обменяться опытом и получить возможность увидеть, что со временем страдание уменьшается, и наслаждение жизнью может быть возвращено. Групповая терапия обеспечивает людям возможность самовыражения, возможность приобрести новые роли й навыки.

Популяция пожилых людей постоянно увеличивается, поэтому для терапевта важно знать, что групповая терапия не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и что этот вид терапии является действительно эффективным методом для помощи пожилым людям, переживающим тяжелую потерю близкого человека.

403


Ю. И. Фролов, Э. Н. Тищенко

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ С ПОМОЩЬЮ «СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕЗИРОВАНИЯ»1

Использование «социального протеза»2 значительно улучшает общее психологическое состояние [пожилых]. Снижение показателя реализованное™ говорит о том, что у [них] появилась жизненная перспектива, новые жизненные ценности — такие, как независимость, уверенность в себе, стремление к активной, деятельной жизни. Большинство испытуемых стали считать себя более счастливыми.

«Социальное протезирование» не просто помогло подопечным компенсировать снижение физических возможностей, но и избавило многих из них от одиночества. Кроме того, большинство испытуемых стали чувствовать себя значительно моложе.

Следовательно, «социальное протезирование» является действенным средством улучшения общего психологического состояния испытуемых, а также может применяться для коррекции психологических особенностей личности пожилых людей. <...>

Попытаемся ближе познакомиться с жизнью отдельных испытуемых и решить их проблемы с помощью «социального протезирования». Участие подопечных в исследовании было сугубо добровольным. Общий портрет вырисовывался на основе личных наблюдений и выводов, а также тех сведений, которые человек сообщал о себе сам.

Конечно, тяжело на основании нескольких биографий делать глобальные выводы. Трудно детально проследить жизненный путь каждого из подопечных, чтобы выявить то новообразование, которое влияет на заключительный этап жизненного пути. Это — цель более серьезного и детального исследования. Однако, если исходить из эпигенетической концепции развития личности Э.Эриксона, изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и формированию новой идентичности [Анцыферова Л. И., 1980]. Следовательно, неврозы «потери себя» обусловлены изменениями в жизни общества. В нашем случае приходилось иметь дело с яркими проявлениями «потери себя». Причины такого состояния различны. Смысл терапевтичес-

1 Фролов Ю.И., Тищенко Э.Н. Применение психологического принципа компенсации дефекта к анализу старения // Психология зрелости и старения. — 2000. — №1(9).-С. 40-65.

2 Речь идет о социальной компенсации дефекта, заменяющей работу реальных физиологических систем. Созданная недавно система социальной помощи пожилым и инвалидам служит примером такого «социального протезирования» (примечание составителей хрестоматии).

404


кой работы усматривался в возвращении подопечному утраченного чувства идентичности. Фактически терапевтическое воздействие заключалось в изменении внешней ситуации, в которой находился подопечный: прикреплении другого социального работника, расширении круга общения и т. п. Это полностью согласовалось с принципом компенсации дефекта Адлера, которая порождается (по Выготскому) социальной средой. Ниже приводятся некоторые результаты проделанной работы.

Пример 1. Д-ва М.А. (отделение социальной помощи № 5).

1912 года рождения, по специальности — художник-модельер. Вдова военачальника, погибшего в 30-е годы. Была репрессирована, сослана в Казахстан, откуда возвратилась лишь в конце 50-х годов. По словам М. А., выжить в тех тяжелых условиях ей помогло ремесло — пошив и моделирование одежды. «Это сейчас, — говорит она, — мое умение никому не нужно, а тогда очень ценилось». М.А. живет в большой коммунальной квартире, старается поддерживать с соседями ровные отношения, хотя одной из своих соседок явно не симпатизирует. С другой соседкой, ее ровесницей, у М.А. дружеские отношения. «У нас почти одинаковые судьбы, — говорит она о соседке, — нам легче понять друг друга». М.А. считает, что судьба у нее не сложилась, так как нет детей и внуков. «Я тихо доживаю свой век, увы, не так, как хотелось бы», — признается она.

Работа с подопечной началась с замены социального работника: вместо средних лет мужчины-инженера, работающего по совместительству, к М.А. была прикреплена молодая женщина, мать пятилетнего сына, увлекающаяся шитьем и моделированием одежды. С М.А. она общалась не только по службе, но и брала у нее уроки моделирования. Часто социальная работница приходила к подопечной с сыном. Пока мама выполняла очередное задание, М.А. читала ребенку книгу, разговаривала с ним или играла. Таким образом, достигался двойной эффект: М.А. еще раз ощутила себя профессионалом, чье искусство нужно кому-то и, общаясь с ребенком, хотя бы частично реализовывала себя в новом качестве — «заботливой бабушки». Именно бабушкой стал звать М.А. пятилетний мальчик. С этой поры в жизни М.А. начался новый этап. «Я знаю, что в пятницу, как обычно, придет К. с малышом, и не так пусто будет вокруг», — говорит она. Сейчас у М.А. работает другой социальный работник, но связи с К. она не теряет. Они часто встречаются, обсуждают -новые модели одежды, вместе готовят сына К. к школе — учат читать, писать, рисовать.

Пример 2. Г-г И. Л., отделение социальной помощи № 3.

1927 года рождения. Раньше жил с матерью, тоже подопечной службы социальной помощи, которая умерла два года назад. По образованию — инженер, но позже получил второе высшее образование. Не без гордости рассказывает о том, что учился также в

405


Народном Университете, был лектором общества «Знание». Ни жены, ни детей у И.Л. не было, однако, по его словам, он об этом не жалеет, так как «не стал бы тем, кем стал», будь у него семья. Живет И. Л. в отдельной двухкомнатной квартире, из которой практически не выходит. Окна в комнатах закрыты тяжелыми шторами, везде — на шкафах, столах, стульях — стопки книг. И. Л. сетует на общее «бескультурье и невоспитанность», так как его «редко поздравляют с праздниками», а он «никогда не забывает это сделать». Знакомые к нему практически не заходят и не звонят. В последние два года, с тех пор, как умерла мать, И. Л. столкнулся с новыми проблемами: он не умеет готовить даже самые простые блюда, практически не имеет навыков самообслуживания и т. п.

Работу с подопечным, как и в первом случае, начали с замены социального работника: вместо девушки-студентки была назначена пенсионерка Н. Не имея среднего образования, Н. искренне восхищалась «ученостью» своего нового подопечного. Кроме того, она частично взялась выполнять за И. Л. работу по дому, т. е. приняла на себя часть функций его покойной матери. Живя на одной улице с И. Л., Н. часто навещала своего подопечного, познакомила с ним своих домашних. И. Л. даже один раз «выбрался в гости к Н.», о чем еще долго с восхищением вспоминал. Таким образом, он как бы вновь «обрел себя» — роль матери взяла на себя его новая попечительница.

Однако не всегда удавалось помочь подопечным разрешить сложную ситуацию, в которой они оказывались.

Пример 3. Ч-ва Л. И., отделение социальной помощи № 2.

1924 года рождения, по образованию химик, окончила Московский государственный университет. После войны защитила кандидатскую диссертацию, работала на производстве. Инвалид I группы. Близких родственников нет. К племяннику, живущему в Коломне, относится резко отрицательно. За три года Л. И. обслуживалась шестью социальными работниками, и каждый из них вступал с ней в конфликт. По ее же словам, часто конфликтует с работниками аптеки, магазина, соседями из других квартир (Л. И. живет в отдельной однокомнатной квартире). Очень гордится тем, что борется, как ей кажется, за справедливость: соседку «посадила за незаконное проживание в Москве», на социального работника жаловалась не только непосредственному его начальнику, но даже в Главное управление социального обеспечения. Однако Л. И. жалуется в различные инстанции преимущественно по телефону, написать или просто поставить свою подпись под написанным она категорически отказывается. Л. И. часто возмущается внешним видом социальных работников: «Почему у молодого человека борода, как у попа?» и требует прислать другого человека.

Найти контакт с этой подопечной не удалось. Любое общение с Л. И. сводится к рассказам о том, как, кого и когда с ее помо-

406


щью наказали. Таким образом, подопечная нашла для себя псевдодеятельность и посвятила ей свою жизнь. Хотя Л. И. и понимает, что подобное поведение отталкивает от нее людей, на изменения в себе или в окружающей обстановке она категорически не согласна. Как-то в разговоре Л. И. обмолвилась: «Я за свою жизнь настрадалась, пусть им (соседям) тоже будет плохо». Нежелание Л. И. считаться с окружающими, раздраженность и озлобленность — вот характерные признаки невроза «потери себя», ступень к безысходному отчаянию.

Несмотря на то что в большинстве случаев удавалось помочь подопечным разрешать свои проблемы, ярко выраженный эффект положительного воздействия на них, как в двух первых примерах, проявлялся нечасто.

Пример 4. Ф-ль Е.Я., отделение социальной помощи № 2.

1913 года рождения, живет в комнате в коммунальной квартире, отношения с соседями очень доброжелательные. Последнее время Е.Я. стало тяжело выходить на улицу за продуктами, поэтому она обратилась в отделение социальной помощи, так как «соседи и так слишком много заботятся» о ней. Е. Я. — вдова «ответственного работника», сама всю жизнь была активной общественницей. До последнего времени она вела кружок рукоделия при ДЭЗе. Каждый день в определенное время Е.Я. кормит кошек и голубей, которые собираются под ее окном. Очень часто в ее комнате можно застать соседских детей. Раньше Е.Я. очень любила ходить в театры, на концерты, а теперь, по ее словам, «все этот ящик (телевизор) заменил». Родственников у Е.Я. нет, «зато есть друзья, не так много, как раньше, но все-таки есть».

Прикрепленная к Е.Я. социальная работница частично восполнила ей нехватку близких людей, у них сложились очень добрые, доверительные отношения. «Знакомые в основном звонят мне по телефону, — говорит Е.Я., — а А. приходит сама. Это большая разница!» Однако эффект улучшения общего состояния подопечной был не слишком явным, так как изменения в ее жизни были скорее не качественными, а количественными.

Пример 5. Х-ва Е.С., отделение социальной помощи № 3.

1924 года рождения, вдова известного ученого. Живет вместе с дочерью — инвалидом II группы. По квартире передвигается с трудом, на улицу не выходит совсем. Очень привязана к своим животным — маленькой декоративной собачке и экзотическому попугаю. У Е. С. много друзей и знакомых — ученики и сослуживцы мужа и дочери, однокурсники, соседи.

В данном случае прикрепление социального работника также не очень значительно повлияло на общее состояние подопечной, поскольку у нее и до этого был широкий круг общения. Кроме того, подопечная живет в семье и, следовательно, в меньшей степени ощущает себя одинокой. Однако и Е. С. отметила, что служба

407


социальной помощи помогла ей ощутить свою независимость: «Я как будто делаю все сама, как десять лет назад».

Из приведенных примеров видно, что изменение окружающей обстановки приводит к изменению психологических особенностей личности подопечных.

[Итак], снижение физических возможностей в пожилом возрасте вызывает такие личностные изменения, как недовольство своим здоровьем, ощущение себя не очень счастливым, склонность предаваться грустным размышлениям. Еще более значительно сказывается на состоянии пожилых людей фактор одиночества: в целом, одинокие люди чувствуют себя старше своего возраста.

Эти, в основном негативные, черты личности пожилых людей были частично компенсированы с помощью «социального протезирования». Сравнивая личностные особенности подопечных (одиноких пожилых людей со сниженными физическими возможностями) до и после принятия их на надомное обслуживание центрами социальной помощи населению, удалось выделить ряд положительных изменений в их состоянии. Например, подопечные стали чувствовать себя несколько моложе, чем прежде, у них появилась некоторая жизненная перспектива — интерес к жизни, ожидание событий, новые ценности и т.д. Большинство подопечных стали считать себя менее одинокими и более счастливыми.

Следовательно, «социальное протезирование» служит действенным средством компенсации негативных особенностей личности пожилых людей, вызванных физической немощью и одиночеством.


От составителей

СОДЕРЖАНИЕ

3

Методология изучения старости и старения..............................................6

А.А.Козлов. Теории и традиции западной социальной

геронтологии................................................................................ 6

Е.В.Якимова. Геронтология в динамическом обществе:

Реферативный обзор..................................................................24

К. А. Феофанов. Старость в современном обществе: руководство

по социальной геронтологии: Реферативный обзор..............29

О. В. Краснова. Виды и методы исследований в психологии

старения.......................................................................................36

История изучения старости и науки о старении.......................................43

A. И. Тащева. Проблема старости: социокультурный феномен ....43 Е.В.Якимова. Последний этап: исторические аспекты

зрелости и старости: Реферативный обзор..............................46

С. Олъман. Призрение старости в дореволюционной России......51

М.Д.Александрова. Отечественные исследования социальных

аспектов старения.......................................................................55

И.И.Лихницкая, Р.Ш.Бахтияров. Академик З.Г.Френкель

и становление геронтологии в России.....................................57

Философия старости и старения................................................................65

Т.В.Карсаевская. [Старость: Социально-философский аспект] ....65 >/ Н. Ф.Шахматов. Старение — время личного познания

вечных вопросов и истинных ценностей.................................67

B. П. Козырьков. Пожилой человек как социокультурный тип.....73

В.Л.Калькова. Старость: Реферативный обзор.............................77

Социология старости и старения...............................................................87

В.Анурин. Некоторые проблемы социологии старости.................87

3. М. Саралиева, С. С. Балобанов. Пожилой человек

в Центральной России...............................................................91

Л. С. Шилова. Факторы социальной адаптации пожилых

в условиях реформ....................................................................101

Психология старости и старения.............................................................112

Общие вопросы психологии позднего возраста...................................112

Б.Г.Ананьев. К проблеме возраста в современной                        /

психологии................................................................................112

Л. И. Анциферова. Новые стадии поздней жизни: время

теплой осени или суровой зимы?...........................................119

409


Т.Д. Марцинковская. Особенности психического развития

в позднем возрасте...................................................................127

А. Г. Лидере. Кризис пожилого возраста: гипотеза

о его психологическом содержании.......................................131

Возрастные особенности психического развития при старении......135

Л. В. Бороздина, О.Н.Молчанова. Особенности самооценки

в позднем возрасте...................................................................135

Н. К. Корсакова. Нейропсихология позднего возраста:

обоснование концепции и прикладные аспекты..................149

Н.К.Корсакова, Е.Ю.Балашова. Опосредование

как компонент саморегуляции психической

деятельности в позднем возрасте............................................155

О. Н. Молчанова. Психологический витаукт как механизм

стабилизации Я-концепции в позднем возрасте..................162

М. В. Ермолаева. Методы психологической регуляции

эмоциональных переживаний в старости..............................164

М.А.Холодная, Н. Б. Маньковский и др. Своеобразие уровневых,

структурных и стилевых характеристик интеллекта

в пожилом возрасте..................................................................172


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 1033; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!