ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ОБ АТЛАНТИДЕ 11 страница



Легенды народа тупи‑гуарани из Бразилии сохраняют память о предании, где описание катастрофы очень напоминает изложение Платона: «Монан, Создатель, Отец без начала или конца, творец всего, что существует, видя неблагодарность людей и их презрение к нему, который принес в их жизнь радость, отдалился от них и наслал на них тата , божественный огонь, который сжег все, что находилось на поверхности земли. Он пронесся над огнем так, что в одних местах поднял горы, а в других образовал глубокие долины. Из всех людей один Ирин Маге (тот, кто видит) был спасен, его Монан взял на небеса. И он, видя, что все на земле разрушено, говорил с Монаном так: «Ты уничтожишь также и небеса, и все, что на них? Увы! Где же будет впредь наш дом? Почему я должен жить один, не имея никого из себе подобных?» И тогда Монан сжалился над ним и ниспослал на землю сильный ливень, который затушил пожар и, низвергаясь потоками со всех сторон, образовал океан, который мы называем partana , или великие воды».

В своих «Мифах Нового Света» Бринтон относительно американской легенды о наводнении говорит следующее: «Имеется более чем достаточно свидетельств, способных продемонстрировать, насколько знакомы были рассуждения такого рода аборигенам Америки.

Ранние алгонквинские легенды не содержат рассказов ни о допотопном человеке, ни о каком‑либо семействе, спасшемся от потопа... Нет ничего такого и у их соседей, индейцев дакота, которые хотя и твердо верят, что земля однажды была разрушена водами, но о том, что кто‑то спасся, нет ни слова. Такого же мнения придерживались жители Никарагуа и народ ботокудос в Бразилии... У народности ашхошими из Калифорнии бытует сказание о всемирном затоплении, когда не смог спастись ни один человек... Однако чаще встречаются легенды, где говорится о том, что кое‑кому удалось уцелеть после разгула стихии... взобравшись на гору или даже на дерево, на плоту или каноэ или же спрятавшись в пещере. Без сомнения, некоторые из этих легенд были изменены под влиянием христианского учения, но многие из них так связаны с местными особенностями и древними религиозными церемониями, что никакой беспристрастный исследователь не может точно назвать их источник... В традиционных знаниях красной расы не встречается никаких более общих племенных преданий.

Почти каждый древний автор в своей работе приводит одно или даже сразу несколько из них. У всех этих сказаний имеется одна общая схема, и изучать их удобнее в совокупности, нежели отдельно и подробно. Подавляющее большинство из них посвящено последней мировой катастрофе, причиной которой была вода. Встречается, правда, и несколько сказаний, где всемирное разрушение приписывается всеобщему пожарищу, которое пронеслось по земле, пожирая все живое, и спастись удалось только нескольким спрятавшимся в глубокой пещере... Да, между мифами о наводнении Азии и Америки наблюдается поразительное сходство. Особенность их еще и в том, что спасшимся всегда оказывается первый человек. И это общее правило, хотя и не без исключения. Но эти первые люди были обычно самыми высокими божествами, известными всей нации, единственными создателями мира и опекунами человеческой расы».

Миф микстеков, высоко цивилизованной расы Юго‑Западной Мексики, как выясняется, также имеет четко прослеживаемую связь с Атлантидой. Вот что говорится в нем: «Во дни мрака и тьмы, когда не было еще ни дней, ни лет, а мир был хаос, погруженный в темноту, в то время, когда земля была покрыта водой, по которой плавали только слизь и пена, появились однажды бог‑олень и богиня. Они имели человеческий облик, и силой своего волшебства они подняли из воды большую гору и возвели на ней красивые дворцы для своего жилья. Эти здания стояли в Верхней Микстеке, рядом с Апоалой (Местом Накопления Воды), и горой, которая называлась „Место, Где Стояли Небеса“. Эти божества имели сынов‑близнецов, и они все четверо были искушены в волшебстве. Боги‑олени имели и других сынов и дочерей, но тут случилось наводнение, в котором многие из них погибли. Пока катастрофа закончилась, бог, которого называют создателем всего, сформировал небеса и землю и восстановил человеческую расу».

Здесь еще раз мы сталкиваемся с горой, близнецами, «накоплением воды», или каналами, и мужскими и женскими божествами, безмятежно живущими в замкнутом пространстве так же, как и Посейдон и Клейто.

Другой мексиканский миф повествует о том, как Тлалок – божество воды – поднял землю из вод затопления. На празднике Квайтлелоа ему в жертву приносились дети, которых топили. Его жена Чалчихуитлику представлена на картинке в манускрипте Обена стоящей в потоке, который несет мужчину, женщину и сундук с сокровищами, обозначающий otocoa , или «потерю собственности», – символ того, что «все будет унесено водой». Эта картина может быть понята как допущение катастрофического наводнения, имевшего место в цивилизованном мире. В «Codex Telleriano‑Remensis» она представлена как «женщина, спасшаяся после наводнения». Профессор Селер видит в ней богиню переменчивости человеческих дел, их быстрого крушения. Тлалок и Чалчихуитлику кажутся вполне сопоставимыми с Посейдоном и его атлантидской супругой Клейто.

Тлалок, подобно Посейдону, является богом Моря, и его лицо с огромными клыками кажется похожим на моржа или на другое подобное ему морское животное. Его туника – «одеяние подобное облаку», его сандалии – символ морской пены. В его рай попадают после смерти утопленники – фактически все, кто погиб от воды. Мексиканские мифы о боге Кецалькоатле и его народе – тольтеках содержат весьма красноречивые воспоминания об Атлантиде. Торквемада в своей «Monarquia Indiana» описывает тольтеков как расу, облаченную в одежды из черного полотна, которая попала в Мексику посредством Пануко и обосновалась в Толлане и Чолуле. Руководил ими всеми один Кецалькоатль, человек с длинной бородой и румяным цветом лица. А люди его были способными ремесленниками, архитекторами и агрономами.

Мексиканский историк Икстлилксочитль передает свой рассказ о тольтеках, который удивительно похож на историю Платона об Атлантиде. Он сообщает нам, что город Толлан был местом великолепных дворцов и храмов, короли которых были поначалу мудры и благоразумны, но позже предались распутству и расточительным привычкам. Провинции восстали, и боги разгневались и на короля, и на народ из‑за их эгоизма и любви к удовольствиям. Город посетили чередующиеся с жарой морозы, в результате погибли зерновые культуры, растаяли камни, а начавшийся мор довершил крушение. Очевидно, что никакие такие события не могли произойти на мексиканской земле, где редко бывает мороз, и кажется вполне вероятным, что эта история является воспоминанием о катаклизме в каком‑то другом далеком месте и что тающие камни говорят о сейсмических или вулканических явлениях. Этот древний рассказ, хранимый в памяти мексиканского народа, похоже, просто приспособлен, чтобы объяснить упадок тольтеков.

Другие мифы, которые образовались вокруг бога или культурного героя Кецалькоатля, также имеют отношение к Атлантиде. Этот персонаж считался предводителем тольтеков, пришедших в Мексику, так же как и майя, из Центральной Америки. Самый полный рассказ о Кецалькоатле приводит Сахаган, который описывает процветание толланов во времена его правления. Он принес с собой культуру, дворцы его поражали великолепием, а урожай кукурузы в его время был огромен. Но местные колдуны напустили на него ветер, который пробудил в нем сильное желание возвратиться домой, в Атлантику, откуда он и прибыл. Маги предупредили его, что он должен возвратиться морем, что он и проделал на плоту из змей.

В «Telleriano‑Remensis» о Кецалькоатле говорится следующее: «Говорят, что Кецалькоатль – тот, кто создал мир. И ему даровали имя бога Ветра, потому что Тонакатекутль, когда ему этого захотелось, подышал и породил Кецалькоатля... Видя признаки четырех землетрясений, они устроили праздник в честь разрушителя и той судьбы, которая снова ожидала мир: поскольку они говорили, что земля уже подверглась четырем разрушениям, а это значит, что мир будет снова разрушен. И только он один имел человеческое тело, подобное другим людям. Другие же боги имели бестелесную природу. После наводнения и зародилась традиция жертвоприношений... Они назвали его „Один Кейн“, или звезда Венера, о которой у них есть сказание. Тлаузикалпан Текулти – это звезда Венера, первый свет, сотворенный перед наводнением. Эта звезда – Кецалькоатль».

Переводчик подобного документа «Codex Vaticanus А.», пишет: «Это был он, как говорится, тот, кто учинял ураганы, и, по моему мнению, это был бог, который назывался Циталадуали, и именно он разрушил мир ветрами... Сын девственницы, Кецалькоатль, зная, что грехи людей были непременной причиной неприятностей в мире, вознамерился спросить богиню Чальчиуитликуэ, кто она такая, что смогла пережить наводнение, взобравшись с мужчиной на дерево (ковчег), не мать ли божества Тлалока, которую они сделали богиней воды, чтобы иметь дождь, когда он им потребуется... О Кецалькоатле сообщается, что тот, продолжая свое путешествие, достиг Красного моря, которое назвали Тлапаллан, и после этого его больше не видели и не знали, что с ним случилось... Говорят, что именно он произвел преобразование мира наказанием, поскольку с тех пор, как, согласно его словам, отец его создал мир, и люди поддались грехам, и пошли все разрушения. И Цитинатонали послал своего сына в мир, чтобы тот преобразовал его... И был большой праздник по этому поводу, как в случае с четырьмя землетрясениями, потому что люди боялись, что мир будет разрушен в тот день, когда он исчезнет в Красном море, что и произошло как раз в один из тех знаменательных дней».

Теперь эти отрывки красноречиво говорят нам о связи Кецалькоатля с легендой об Атлантиде. Его имя также связывают с океанским регионом к востоку от Мексики, с катаклизмом или землетрясением, с рассказом о наводнении и с архаичной легендой, что мир был разрушен из‑за людского зла. Легенды майя представляют еще более поразительные ассоциации с легендами Атлантиды.

Древняя книга, написанная на языке майя и уничтоженная Нуньезом де ла Вега, но в то же время процитированная им, сообщает, как Вотану (Кецалькоатлю) повелели отправиться в Мексику, чтобы привнести туда цивилизацию. С этим намерением он оставил землю Валум‑Чивим и, прибыв в Центральную Америку, основал город Паленк. Он несколько раз посещал дом своих предков и оставил записи о своих путешествиях в храме около реки Хухутан, известной как «Дом Темноты», которые, по его собственному заявлению, обнаружил Нуньез де ла Вега, посетив Хухутан в 1691 году[19].

То, что такая цивилизованная раса, о которой говорится в легендах, действительно прибыла в Центральную Америку, доподлинно известно. Майя появились в том регионе приблизительно за двести лет до н. э., будучи полностью развитой цивилизацией, на что, должно быть, ушли целые столетия. И нет никаких признаков того, что она развивалась изначально на американской земле, так что мы вынуждены предположить, что это происходило в каком‑то другом месте. Одно это предположение уже делает легенду о поселении Кецалькоатля в Центральной Америке вероятной. Более того, влияние Атлантиды в мифе о Кецалькоатле просматривается вполне ясно. Архитектура толлан, как она описана Икстлилксочитлем и другими, имеет поразительное сходство с архитектурой Атлантиды, как она описана у Платона, в обоих рассказах приведены сейсмические или катастрофические обстоятельства, отмечена и греховность жителей обоих регионов, что весьма существенно.

Отцом Кецалькоатля был Циталлатонали, в честь которого его сын создал специальный культ. Он представлен cipactli , драконом или китом, от которого была сотворена земля и который поднялся из моря. В мифах майя его называют «старой змеей, покрытой зелеными перьями, которая лежит в океане». Мать Кецалькоатля звалась Цитлаллиник, или Коатлик. Это имя очень похоже на Клейто – имя девушки, на которой женился Посейдон и которая родила ему Атласа и других сыновей.

Кецалькоатля можно с полным правом сравнить с Атласом. В нескольких произведениях мексиканского искусства он представлен как земледержатель, в частности в статуэтке, найденной в Мехико, в Чичен‑Итца, а также и в других местах. В этих скульптурах он изображен держащим землю и небо над ней на своей голове, и доктор Й. Н. Спинден, признанный авторитет по археологии майя, назвал в своем описании эти фигурки «атлантидскими» из‑за их подобия греческим кариатидам с Атласом. Как и Атлас, Кецалькоатль тоже был близнецом, и составляющая часть его имени – коатль – имеет сразу два значения: «змея» и «близнец».

Тот факт, что Кецалькоатль периодически возвращался в свой родной дом, очевидно, подразумевает, что остров еще не был к тому времени полностью погружен, но периодически случавшиеся катаклизмы сделали жизнь там настолько нестабильной, что правящие классы всерьез рассматривали возможность переселения в какое‑либо другое место. Подобное состояние дел отметил и профессор Й. Макмиллан Браун в своей работе «Загадка Тихого океана», где он ссылается на поселение Хоту Матуа, героя с затонувшего региона в Тихом океане, выше острова Пасхи. В этом свете кажется вполне вероятным, что Кецалькоатль со своим народом были иммигрантами с Антилии, западной части континента Атлантида, который, я думаю, надолго пережил его восточную часть, или, собственно, Атлантиду. Более полно, как я уже упомянул, я изложил миф о Кецалькоатле в другом месте.

Таким образом, можно сказать, что рассказ Платона об Атлантиде ни в коем случае не стоит особняком, а имеет много аналогов в европейских и американских мифах; и эти мифы были порождены действительными колониальными переселениями в ряде регионов, где они процветали. Мы убедимся в этом, когда будем рассматривать вопрос о колониях Атлантиды.

 

Глава 10

ЖИЗНЬ В АТЛАНТИДЕ

 

Принимая во внимание все вышеизложенные факты, мы теперь в состоянии сделать вывод, который позволит нам представить заслуживающую доверия картину жизни на Атлантиде в ее последнюю эпоху – ту, что предшествовала ее окончательному погружению в пучины океана. Мы уже собрали некоторую информацию относительно условий, имевших место в более ранний период, и должны теперь приблизиться к «реконструкции» сообщества, вероятно находившегося на том же самом уровне цивилизации, на каком была Мексика к моменту прибытия Кортеса, или Китай накануне европейского вмешательства, правда помня о том, что люди Атлантиды не были знакомы с металлами.

В течение столетий ландшафт острова‑континента, должно быть, подвергался большим изменениям под влиянием народа, чрезвычайно хорошо приспособленного для освоения технического прогресса. Рассказ Платона говорит о каналах протяженностью более чем в тысячу миль и о дорогах, которые, очевидно, пересекали внутренние области Атлантиды. То обстоятельство, что страна была разделена на регионы и что каждый землевладелец по закону был обязан предоставить определенную квоту людей для армии и флота, ведет к предположению, что очень значительная часть земель была освоена и что на Атлантиде имелось довольно большое количество мореплавателей. Тем не менее едва ли может быть подвергнуто сомнению существование очень больших пустынных и незаселенных пространств и что в действительности большая часть острова была, по сути дела, тундрой, которая преобладала в Европе в рассматриваемую эпоху. Наличие большой горной цепи, должно быть, оказывало влияние и на сельское хозяйство, и на климат острова, и вполне вероятно, что Атлантида была частично покрыта густыми лесами.

Мы не имеем никаких сведений о других городах, за исключением столицы, но можем не сомневаться в том, что они существовали. Можно даже представить себе некий общий архитектурный стиль Атлантиды и из рассказа Платона и исходя из исследований англо‑испанской школы археологии в Уэльве в Испании, на работы которой мы уже ссылались. Платон заявляет, что архитектурный стиль, столь любимый атлантами, был «варварским», а для грека это, конечно, означало «восточный». Он сообщает нам, что внешние стены большого храма Клейто и Посейдона были украшены серебром, его башенки блестели золотом и что крыша была украшена слоновой костью, золотом, серебром и орихалком или медью. Но ввиду того, что азилийцы совсем не знали металлов, такое описание конечно же вводит в заблуждение. Точнее будет положиться на результаты недавних испанских раскопок в Уэльве и определить тип архитектуры Атлантиды как «циклопический» – тип, с которым мы сталкиваемся в Микенах и в других местах.

Здания такого типа построены из больших кусков камня квадратной формы, плотно прилегающих друг к другу, но неравных по размеру. Огромные камни‑монолиты обычно использовались для постройки ворот. Но термин «циклопический» также относится и к стенам, выложенным из многогранных блоков, которые во многих случаях были подогнаны с большим навыком и тщательностью. Этот вид каменной архитектуры встречается не только в Греции, но также и во многих местах в Этрурии и Америке, и не может быть никакого сомнения в чрезвычайной древности применяемого атлантами метода строительства.

Примеры этого специфического вида архитектуры мы находим во многих частях Европы и Азии, и в действительности кажется ясным, что все они – не что иное, как варианты древней архитектуры Атлантиды. Люди, перенесшие ее на европейскую почву, откуда она, вероятно, распространилась далее на восток, несомненно, были протоиберийцами, «средиземноморской расой» Серги. Самые первые участки, на которых были обнаружены образцы этой архитектуры, похоже, подтверждают их западное происхождение. Очевидно, что она не была перенесена с Востока на Запад, так как строители этих сооружений иберийцы происходили не из восточного региона Средиземноморья. То же самое можно сказать о грубых каменных монументах, которые обычно связывают с культурой иберийцев, – каменными кругами, менгирами и дольменами Англии, Франции и Пиренейского полуострова, брохами Шотландии, большими каменными фортами Ирландии, нурагами Сардинии и похожими на них талаятами Балеарских островов. Известно также, что грубые каменные монументы Португалии практически все находятся вблизи Атлантического побережья и очень немногие внутри страны.

Я также показал в книге «Проблема Антлантиды», что общий архитектурный план столицы Атлантиды, как его описал Платон, был скопирован во многих местах. Хорошо известно, что основной план и очертания больших городов античности часто экспортировались в колонии. Многие города, как в Европе, так и в Африке, представляют собой копии с атлантидской модели. Одна из таких наиболее выдающихся моделей – Карфаген, в плане почти идентичный архитектурному плану столицы Атлантиды. Действительно, и столица Атлантиды, и Карфаген представляли собой холм‑цитадель, окруженный зонами земли и воды, имели канал, ведущий к морю, и мосты через эти зоны, укрепленные башнями. В обоих случаях доки были покрыты крышей, города были окружены тремя стенами и имели большие цистерны для снабжения питьевой водой и для ванн, и они охранялись большой морской стеной, скрывающей вход в гавань.

Этот круглый план – «острова внутри острова» – был довольно популярен в Западной Африке. Ханно, карфагенский путешественник, обнаружил подобный план в этом регионе, и, вне всякого сомнения, он встречается также в Америке, особенно это относится к древнему плану ацтекского города Мексики Теночтитлан, а также и к другим местам.

Возникает также вопрос о наличии пирамид на Атлантиде. Кажется маловероятным, что они могли там быть, но в то же время вполне вероятно, что пирамиды в Египте и в Америке являются лишь более поздним воспоминанием о священном холме Атлантиды. В раннем Египте, Мексике и Перу некоторые холмы считались особо священными обителями сверхъестественных существ. В Мексике гора считалась обителью богини изобилия, и в некоторых частях этой страны она была облицована камнем подобно египетской пирамиде, хотя в регионе, населенном строителями насыпи Миссисипи, она была сооружена только из одной земли.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!