Сущность естественного воспитания Ж.Ж. Руссо



ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребёнка, Понятие Ест.Восп. введено в широкий пед. обиход Ж. Ж. Руссо

Руссо выдвинул идею воспитания, которое совпадает с естественным ходом развития ребёнка. Руссо считал главной ошибкой всех родителей и воспитателей то, что они подходили к детям, как к маленьким взрослым.

Разрабатывая теорию Ест Восп Руссо требовал, чтобы "дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми". Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физич. сил и органов чувств. Зная это, воспитатель должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п. Тот же принцип необходимо соблюдать и в отношении умственного развития. Т. к. интересы ребёнка в первую очередь направлены на окружающую его природу, воспитатель должен помогать ему приобретать знания из области физики, естествознания, астрономии, ничего не навязывая извне.

Важнейшей чертой Е. в. является забота о развитии детской самодеятельности: все свои знания и нравственные представления ребёнок приобретает самостоятельно, "открывает" под незаметным руководством воспитателя (см. Исследовательский принцип в обучении).

Задача воспитателя, следующего теории Е. в., заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребёнка от возможных заблуждений. Это требование вытекает из положения Руссо: "всё хорошо, выходя из рук Творца, всё вырождается в руках человека". Однако и предохранительное воспитание не должно использовать мер принуждения. Для Е. в. приемлема только дисциплина естественных последствий, вытекающая из непреложных законов природы. Совершив к.-л. проступок, напр, разбив окно, ребёнок получает наказание от самой природы в виде насморка и лёгкой простуды. В ряде вопросов теория Е. в. доходила до нелепых крайностей (напр., отрицалась врачебная помощь ребёнку и т. п.).

Несмотря на переоценку опыта ребёнка, идеализацию его "природы", теория Е. в. в своё время сыграла известную прогрессивную роль. В 18 в. она явилась своеобразным протестом против феодальной системы воспитания, против подавления личности ребёнка, против авторитаризма и принудительности в воспитании.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. идея Е. в. стала вновь пользоваться популярностью среди буржуазных педагогов, послужив основой пед. течений, связанных с теорией свободного воспитания. В это время требование Е. в. уже в значительной степени утратило свою прогрессивность, поскольку проповедь возврата "назад к природе" и крайнего индивидуализма в условиях обострения классовых противоречий затушёвывала общественный характер воспитания, его классовую сущность в классовом обществе, нарушала ход систематического обучения, принижала руководящую роль воспитания.

Новые подходы в системе образования в эпоху развития промышленности (Э. Кант, Э.Дюркгейм, М.Вебер)

Э.Кант - По мнению И. Канта, университет должен строиться на «идее разума», т. е. на идее «всего существующего в настоящем поле учености»3. Г. Гегель же считал, что «образование в его абсолютном предопределении есть освобождение и работа высшего освобождения»4, поэтому оно должно быть ограничено от внешнего влияния. «Разумная» основа университета И. Канта, воззрения Я. А. Коменского и М. В. Ломоносова о его исследовательском предназначении и ответственности перед обществом и государством послу- жили толчком для того, что с начала XIX в. «идея университета» становится предметом осмысления.

Дюркгейм-. Дюркгейм, обращая внимание на неизбежность специализации, а потому и массовизации университетского образования, связывал с ней развитие новой нравственности, когда «все будут сотрудничать для блага всех и каждого» [9, с. 378]. Данный вариант «идеи университета» заметно перекликается с ее этико- ориентированной трактовкой Н. И. Пирогова. Э. Дюркгейм не считал массовость высшего образования чем-то опасным для общества. Наоборот, массовое высшее образование, на его взгляд, способствует «массовой нравственности» населения.

Вебер.- Идею неразрывной связи университета с жизнью современного общества поддерживал М. Вебер. По его словам, личность должна «соответствовать “требованию дня” – как человечески, так и профессионально»1. Непременным условием развития личности являются объективные знания. «За всеми нынешними рассуждениями об основах образовательной системы в каком-то решающем месте скрывается один решающий фактор: борьба одного типа человека – “специалиста”, против другого – “образованного человека”. Эта борьба, пронизывающая даже наиболее укромные аспекты культуры, вызвана неудержимой бюрократизацией всех публичных и приватных отношений господства и постоянно возрастающим значением специализированного знания» [15, с. 65–82]. Когда традиционные ценности разрушены, а новые еще не созданы, университеты, привлекшие в свои стены массы, по мнению М. Вебера, обязаны формировать у будущей элиты европейского общества – ученых, политиков, предпринимателей – этику ответственности, ясное осознание того, что надо расплачиваться за последствия своих действий. Воспроизводить интеллектуальную элиту университет сможет, лишь обеспечив свою независимость от государства и академизм в преподавании. Под академизмом здесь понималась обязанность преподавателя отличать факт от ценности: преподаватель не должен вносить в аудиторию свои идеалы и убеждения; узкая специализация может иметь положительные результаты как с точки зрения концентрации усилий исследователей, так и с точки зрения мировоззренческой нейтральности пре- 1 Вебер М.

Миссию же университетов М. Вебер видел в сохранении интеллектуального единства как важнейшего фактора повышения устойчивости послевоенного мира.

7 вопрос Соц образование как общественное явление Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов.
Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».
Социальное образование может рассматриваться в нескольких планах:
1) социальное образование понимается как направленность любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа служит социализации личности;
2) социальное образование это компонент процесса образования, включающий социальное формирование и социальное научение личности;
3) это часть образования об обществе; освоение наук об обществе;
4) это процесс и результат социализации личности;
5) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, коллективе, освоение знаний о человеке, обществе;
6) это профессиональное образование личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере; подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.
Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения должен быть достигнутый каждым индивидом или группой людей определенный уровень социальности, социального ориентирования и социального функционирования

8 вопрос Роли, цели и задачи социального образования

Социальное образование проделало большой исторический путь: от практики добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к системе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы и пониманию образования как инструмента достижения общественного согласия. На протяжении всего пути становления социальное образование выступало как социальный заказ государственной власти; как инициатива демократически настроенных кругов, решавших во все времена проблему социальной справедливости; как образовательная система профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Социальное образование выполняет также превентивную функцию — подготовку человека к жизни в процессе социализации. Изучение истоков и предпосылок становления социального образования обнаруживает общую тенденцию в разные исторические периоды — повышение социальной защищенности индивида, социальной группы, общества в целом путем создания более эффективной системы социальной помощи и защиты. На каждом этапе становления социальное образование отражает ценностные концепции образовательной системы, доминирующие в конкретный период. Так, в дореволюционный период превалировала личностно ориентированная ценность образования, в советский период — концепция коллективизма. Цель современного социального образования — сочетание государственной, общественной и личностной ценностей образования.

Одной из главных перспективных задач социального образования является реализация правильно выстроенной системы приоритетов и механизмов эффективного использования социальных, экономических и правовых методов решения проблем. Так- же стоит отметить, что в условиях современных рыночных отношений возникает такая проблема, как защита населения от негативных последствий рыночных отношений и совершенствование механизмов адаптации различных категорий населения к рыночным преобразованиям.

Каждая модель социальной практики предполагает свою идеологию социального образования и свою модель практического работника, исходя из традиций, морали общества, уровня социальной активности, развития научной социальной мысли, ее поддержки в обществе, социального заказа, социально-экономических и политических условий развития государства. Сущностной особенностью социального образования является то, что оно представляет собой основу подготовки специалистов социальной сферы и играет значительную роль в системе социальной защиты населения, формировании общества как гуманного социума. Официальное признание социальной работы как области подготовки специалистов и как профессии происходило в разных странах мира в разное время: она становилась актуальной тогда, когда государство переживало тяжелые периоды обострения социальных проблем.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 858; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!