Вопрос гуманистическая и социальная направленность образования в эпоху Возрождения.



Исторические и социально-экономические предпосылки становления социального образования.

1. социально-экономические предпосылки становления социального образования.

В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уровень и качество жизни. Это достигается путем овладения социальными знаниями и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области – социальных наук, объединенных междисциплинарными связями.

Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования. Цель социального образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним.

Существует три основных подхода к пониманию содержания социального образования.

 1.Согласно первому из них, социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

2.Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы.

3.Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества.

Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем социального образования приближает ее исследователей ко второй из перечисленных концепций.

2.исторические предпосылки становления социального образования.

Обучение социальной работе в странах Западной Европы и США началось в конце XIX – начале XX вв., причем учреждение первых программ образования в этой области происходило одновременно с формированием социальной работы как вида практической и теоретической деятельности.

Становление социального образования в названном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государственном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий экономической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего социального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внимания изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы.

Образование в области социальной работы в России развивается в русле мировых тенденций развития образовательного процесса. Это проявляется в интернационализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно решается традиционная для российского образования задача обеспечения будущих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений.

Вопрос 2. Основные этапы формирования и развития теоретических представлений об образовании.

Уровни представления содержания образования. Отправным пунк­том на этом пути выступают общие цели образования, выражен­ные преимущественно в терминах философии и социологии и отраженные в средствах массовой информации, иными словами, в общественном сознании. Следующий шаг — конкретизация этих целей в психологических представлениях о характеристиках тех качеств личности, которыми должен обладать образованный че­ловек. Например, только психология может ответить на вопрос о гом, какими умениями обладает творческая личность. Наконец, цели образования и описание пути их достижения педагог должен перевести на язык своей науки.

1. Уровень общего теоретического представления. На этом уровне формируется теоретическое представление о содержании образо­вания, в котором не было бы упущено что-либо существенное в педагогических целях.Такое представление будет системным, поскольку в наше вре­мя ни один сложный объект не может рассматриваться теорией иначе как с позиций системного подхода. Поэтому содержание образования на этом уровне выступает в виде представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и функ­циях передаваемого социального опыта в его педагогической трак­товке.

2. Уровень учебного предмета, На данном уровне представление о том, чему нужно учить, приобретает более конкретный вид. Обо­значаются те участки социального опьгга, которыми должен овла­деть школьник. При конструировании учебного предмета решаю­щее значение имеет его функция в общем образовании. В о - п е р-в ы х, не все учебные предметы представляют основы наук. Напри­мер, нет науки, которая называлась бы «Иностранный язык» или «Литература». Во-вторых, и такие предметы, как «Физика» или «История», не представляют собой просто сокращенные копии соот­ветствующих наук.При формировании учебного предмета необходимо учитывать не только логику науки, но и логику, а также условия протекания и закономерности процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до каждого школьника.

3. Уровень учебного материала. На этом уровне реально наполня­ются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены в форме, специфической для каждого предмета, на втором. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнени­ях, которые составляют содержание учебников, задачников, по­собий и других материалов для школьников и учителей.

4. Уровень процесса обучения. На этом уровне действуют учитель и ученик. Содержание образования существует не в проекте, а в педа­гогической действительности, внутри практической деятельности обучения — именно в этом процессе реально существует проектируе­мое содержание образования, т.е. происходит его «материализация».

5. Уровень структуры личности ученика. На последнем, пятом уровне содержание выступает как конечный результат обучения, становится достоянием личности обучающегося. Это итог всей работы.

На каждом уровне содержание представлено как система по главным ее характеристикам: составу, структуре и функциям. На каждом последующем уровне элементы системы принимают все более конкретный вид. Эта система (модель) дает обзор главных моментов процесса формирования содержания; при изучении этого процесса такая общая картина помогает представить взаимосвязь его основных этапов и элементов.

Вопрос 3

Cоциально-педагогические воззрения в античности (Платон, Аристотель)

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека. Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа"

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию» Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником.

Платон требовал разностороннего воспитания для всех.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

вопрос гуманистическая и социальная направленность образования в эпоху Возрождения.

Возрождение (конец XIV - начало XVII вв.).

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко и мн. др.

В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Галилео Галилей, Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс и др.

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее.

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.

Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности.

Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением.

Произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом.

Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.

По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.

Европейскую славу и признание снискали философские и педагогические идеи Эразма Дезидерия Роттердамского и Томаса Мора.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!