Янус определяет сознание Будды 13 страница



В рассказе Светония о Горации есть шутка, в которой из-за непонимания слова sextariol- смысл мутен. Считается, что имеется в виду некий сосуд емкостью в один секстарий (sextarius, 0,55 л.). Но если принять за этим словом значение списка детей от любовниц и наложниц, список шахов, то слова Светония дают лестную оценку производительным возможностям Горация:

«С виду Гораций был невысок и тучен: таким он описывается в его собственных сатирах и в следующем письме от Августа: «Принес мне Онисий твою книжечку, которая словно сама извиняется, что так мала; но я ее принимаю с удовольствием. Кажется мне, что ты боишься, как бы твои книжки не оказались больше тебя самого. Но если рост у тебя и малый, то полнота немалая. Так что ты бы мог писать и по целому секстарию, чтобы книжечка твоя была кругленькая, как и твое брюшко».[466] В делах любовных, судя по рассказам, был он неумерен, и говорят, что со своими любовницами он располагался в спальне, разубранной зеркалами, с таким расчетом, чтобы везде, куда ни взглянуть, отражалось бы их соитие. Жил он, главным образом, в уединении, в своей сабинской или тибуртинской деревне: дом его до сих пор показывают около тибуртинской рощи».[467]

Один жеребец может менять породу не только у людей, но и у лошадей. Таким как могучий жеребец Рахш обязаны своим появлением многие новые породы лошадей. Классификация пород лошадей до сих пор ещё не вполне разработана. На основании строения скелета и других характерных общих отличий многочисленные породы лошади можно свести к следующим трем типам: 1) норийский (иначе низменный, европейский, германский, северный, окцидентальный); 2) восточный (ориентальный, или арабский); 3) монгольский.[468] Конские породы похожи на человеческие виды-расы. К примеру, Башкирская лошадь местная порода лошадей, распространенная в Башкирии, а также в Челябинской области, Татарстане и Калмыкии. Возникла в древности от смешивания приведенных из Азии степных лошадей с северными лесными.[469]

В это же самое время роль коневодства осознают и в Китае, где лошади до того были в диковинку и стоили очень дорого. По сообщениям Хань шу, в начале ханьской эпохи коней было так мало, что «даже Сын Неба (император) не имел квадриги чистокровных лошадей, а высшие военные и гражданские чины ездили в повозках, запряженных быками».[470]

«Китайская конница, созданная в эпоху Хань, заимствовала свое вооружение и тактику от кочевников. Длинный прямой меч китайской конницы той эпохи сроден сарматским мечам юга России и кочевых племен Центральной Азии (иранцы и индо-скифы)[471]».[472]

Всадники всегда почитают своих коней.[473] В Италии долго было не так. Несмотря на увлеченность романами об Александре Македонском и его бычеголовом коне Букефале, первые знаки внимания жеребцу были оказаны лишь при Калигуле:

Светоний: «Должностным лицам Калигула разрешил свободно править суд, ни о чем его не запрашивая, списки всадников он проверял строго и тщательно, но не беспощадно: кто был запятнан позором или бесчестием, у тех он всенародно отбирал коня, за кем была меньшая вина, тех он просто пропускал при оглашении имен... Своего коня Быстроногого[474] он так оберегал от всякого беспокойства, что всякий раз накануне скачек посылал солдат наводить тишину по соседству; он не только сделал ему конюшню из мрамора и ясли из слоновой кости, не только дал пурпурные покрывала и жемчужные ожерелья, но даже отвел ему дворец с прислугой и утварью, куда от его имени приглашал и охотно принимал гостей; говорят, он даже собирался сделать его консулом».[475]

Ныне в городах, многих поселках и деревнях почитание с живых коней перешло на мертвые телеги с движетелями внутреннего сгорания от разных изготовителей. Мужчине для странствий ныне достаточно автомобиля и проложенной дороги. В те времена, было достаточно коня. Иногда такие странствия порождают новые роды и племена:

«О значении слова киргиз есть две легенды. Первая: у одного человека было сорок дочерей. Так как он был очень богат, и, соответственно этому, жениху пришлось бы платить высокий калым, то никто не хотел на них жениться; тогда он прогнал дочерей в лес, где они питались кореньями. Пришли разбойники, увидели девушек и спросили их, кто они; кырк-кыз (сорок девушек) ответили они. Разбойники взяли всех сорок девушек в жены; от них и происходят киргизы. Вторая: киргизы издревле жили в степи и долгое время не приходили в соприкосновение с городскою культурою соседей. Когда же это случилось, и люди в городе спросили их, кто они, они ответили кыр-гыз (бродящие по степи, по их собственному толкованию). Это очевидное недоразумение, не киргиз означает «бродящие по степи», а слово казак».[476]

«Культ Собаки-предка прослеживается в тюркских генеалогических легендах (например, киргизы считают, что произошли от «сорока девиц», которых облагодетельствовал Красный пес. Здесь народная этимология добавила сюжету персонажей: kyrk kyz 40 девушек)».[477]

В местах укоренения римлян кочевники-скотоводы Киргизии и южного Казахстана еще в начале XX века пренебрежительно называли желтыми собаками (сары ит, сарт) оседлых сельчан и горожан, крестьян и ремесленников, торговцев. Это население занимало северное прибрежье реки Сыр и юг Казахстана, Киргизию, от Арала до Хорезма на западе до Восточного Туркестана и Тарима (включая северную Индию) на востоке. Это прозвище сартов нередко воспринималось как принижающее и оскорбляющее достоинство человека, называемые так иногда даже подвергались побоям. Поэтому сарты отказались от этого названия, приняли и закрепили за собой одно из племенных названий узбек. Политическая организация сартов стала называться Узбекистан. Таким образом, народ сарты, насчитывавший до миллиона человек лишь в одной Фергане, как бы исчез.[478]

В. В. Радлов: «Сарт есть индийское слово; имело первоначальное значение купец».[479] Георги И.-Г.: «Сарты караванами путешествующие купцы».[480] В те времена купец не брезговал и ушкуем-разбоем.

Родина была там, где жила родня матери. Часть детей кочевниц предпочла кочевому седлу оседлую жизнь в родных краях. Но для другой части детей, лагерь стал тем, чем он был для легионеров, маленьким передвижным Римом, вторым домом, а в случае с невозвращенцами — единственным. Так было на Западе,[481] также стало и на Востоке, с той особенностью, что для прижитых от кочевниц детей, кастратов, castrenses, лагерь — castrum — в равной степени становился Отечеством.[482]

Слово тÿрк значит сильный, крепкий. Согласно А. Н. Кононову, это — собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения. Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V в., когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени — сяньбийский, т.е. древнемонгольский. Китайские авторы считают понятия «тюркский хан» и «волк» синонимами, видимо опираясь на воззрения самих тюркских ханов. Не случайно сяньбийская царевна говорит про своего мужа, хана Шаболио: «хан по его свойствам есть волк»; и в инструкции при нападении на тюрок сказано: «таковую должно употребить меру: гнать кочевых и нападать на волков».[483]

Те, кого мы сегодня называем тюрки, знакомясь с пришельцами, поначалу с трудом их различали на лица и по именам, настолько непривычно един был вид этих светлокожих европейцев. И имена у всех казались одинаковыми, все на –us (Gajus, Marcus, Titus, Publius etc).[484]

Местные так и прозвали пришельцев: узбеки. Us-uz-уз (после озвончения) это окончание имен собственных мужского рода единственного числа в латинском языке, а бек,[485] обычное тюркское обращение к непугливому незнакомому мужчине, вроде современного русского: уважаемый. Со временем некоторые узбеки сжились с местными, переженились на луноликих смуглых аборигенках, дали потомство. [486] Таких было немного, предания узбеков говорят о 92 родоначальниках.[487]

По явно поздней легенде 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были приобщены к исламу святым Шах-и Марданом (Шах + Мардан, Шамардан, Шамар, Шаймар, Шайма. Повелитель сильных и смелых мужчин. Марданшах). От этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли узбекские племена.[488]

Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. 92 рода включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время». Узбек — «сам себе господин».[489]

«Согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) значит хозяин себя (maître de sa personne), то есть свободный человек».[490] Узбек по латыни civis, гражданин, узбеки: populus, народ, люди.

Через дюжину столетий произошел похожий случай. Когда в XV веке турки шли к Константинополю, разведчики турок выспрашивали у местных греков направление. Греки показывали и говорили:

Истинполин!

Тюркоязычные турки слышали: «Истамбули». Так КонстантинопольЦарьград стал еще и Стамбулом.[491]

Это латинское однообразное –us в именах произведет впечатление не только на предков тюрок, но и на китайцев, дойдя до нас в названии племени усунь (烏孫).[492] В. А. Дмитриев: «Усбеки у Георги упоминаются в значении тюркского компонента этногенеза народов Средней Азии, связанного с этносом узы (озы). Уцы гузы (узы, огузы): 1) огузы в языковой классификации часть тюркоязычных этносов (азербайджанцы, гагаузы, туркмены, турки); 2) гузы (огузы, торки) тюркские племена, вытеснившие в Причерноморье печенегов, но вытесненные половцами».[493] В. И. Даль: «Ушкуй, ушкол. стар. ладья, лодка. Бысть их 200 ушкуев, поидоша вниз волгою рекою, летпс. Великого новаграда разбойницы, 70 ушкуев, пришедше взяша Кострому град разбоем, летпс. Ушкуйник, речной разбойник; новгородские ушкуйники, шайки удальцов, пускались открыто на грабеж, и привозили добычу домой, как товар. идоша на них за Вятку ушкуйницы, разбойницы, летопс. Ушкуйничать, пускаться на грабеж шайками, на ушкуях». М. Р. Фасмер: «Ушкуй, вид речного судна, диал. у́шкой, олонецк., др.-русск. ушкуи, ушкуиникъ, речной разбойник, ускуи, ушкулъ. Источником считается др.-вепс. *uškoi̯, небольшая лодка, стар. фин. wiskо – то же, эст. huisk, перевоз».

Через вторые руки узнал о подвигах özбеков-уцов и Юстин, написавший в прологе своих выписок из Помпея Трога: reges Thocarorum asiani,[494] т. е. асы — владыки тохар.

Гостеприимство в степи и деревне — необходимое условие выживания. Так было еще совсем недавно: «Монголы довольно гостеприимны; они свободно могут не брать с собою еды и денег, будучи твердо уверены, что в любой юрте их и накормят, и напоят. Большою вежливостью у монголов считается встретить гостя вне юрты, равно и проводить его до лошади. При встрече не только друг с другом, но даже и с нами, монгол вместе с приветствием вручает и табакерку. Монгольский обычай требует, взяв щепотку табаку, передать табакерку соседу; тот в свою очередь передает ее следующему, пока табакерка не обойдет всех присутствующих и не возвратится к владельцу. Таким образом в своих руках я передержал много монгольских табакерок и одну из них, наиболее интересную по отделке, приобрел в собственность».[495] Обычай явно древнее открытия Колумбом Америки и тамошней курительной травки табака. В советской армии также иногда раскуривали одну козью ножку махры на всех при встрече. Есть выражение: Давай покурим? Или проще: Покурим?

«Буретты (буряты, монголы, — Д. Н.) все, без изъятия как мужеского, так и женского пола, старые и молодые, великие охотники курить табак обыкновенный, смешав оный с изрезанной мелко сосновой корой, или же «Китайский шар», из самых малых китайских трубок (ганга)».[496]

Первыми с кочевниками должны были познакомиться пленники всадники-кавалеристы и пастухи. Среди всадников в войсках Красса и Антония было много кельтов. Дружбу укрепляла перепродажа тюркам вина. Похожий случай мы наблюдаем сейчас:

«Особенностью физиологии народов Севера является быстрое формирование алкогольной зависимости и особая картина развития алкоголизма. Поэтому у представителей коренных народов, злоупотребляющих алкоголем, быстро формируется алкогольная зависимость, и алкоголь оказывает сильное разрушающее воздействие на мозг».[497]

Окисление алкоголя в печени происходит в два этапа. На первом этапе этанол превращается в ацетальдегид. Это вещество гораздо токсичнее этанола, и именно накопление ацетальдегида является причиной неприятных ощущений при употреблении больших доз спиртного. На втором этапе ацетальдегид окисляется с образованием безвредных продуктов, которые выводятся из организма. Скорость работы ферментов первого (алкогольдегидрогеназа, АДГ) и второго (ацетальдегиддегидрогеназа, АлДГ) этапов задается генетически. Частота атипичных форм АДГ и АлДГ у русских такая же, как и у других народов Европы. По особенностям метаболизма этанола, определяемым упомянутыми ферментами, русские от других народов Европы не отличаются.[498]

«В 1970-х гг., когда атипичные (то есть не такие, как у европейцев) формы ферментов, окисляющих алкоголь, только были открыты, возникли предположения, что именно они являются исходным вариантом, а устойчивость к алкоголю у человека возникла позже из-за того, что в теплых краях люди ели подбродившие фрукты. Однако, как было показано в генетических исследованиях, исходным признаком является как раз устойчивость к алкоголю, а чувствительность к нему, обусловленная двумя мутациями, распространилась в результате действия отбора и адаптации к неизвестному пока фактору среды. Исходно атипичные ферменты и реакция на алкоголь (флашинг и повышенная чувствительность) были выявлены у японцев, корейцев, тайванцев. В отсутствие данных по другим популяциям эти особенности сочли типичными для монголоидов. Лишь позже появились исследования распределения этих мутаций у представителей различных этнических групп. Центром распространения обеих мутаций является Юго-Восточная Азия. По мере удаления от этого региона частота их снижается.

У северных монголоидов эти мутации практически отсутствуют».[499]

Должны пройти века, прежде чем в телах выживших потомков пьющих начали вырабатываться необходимые вещества. Ныне около трети китайцев могут употреблять алкоголь в европейских дозах.

Времени проходит много, гораздо больше чем прошло до осознания пленными своего нерабского состояния, своей личной свободы, а после освобождения их по договору Фраата с Фурином и своей воли; они стали особо подчеркивать, что узбеки — люди свободные, вольные, не рабы.

Кличка ускающих, римлян, стала именем нового народа, так потомки римлян себя называют и теперь.

Искаженные временем предания о первых поколениях узбеков стали народными песнями, дастанами, «герои которых — благородные носители идей народа о правде и справедливости».[500] Многие дастаны являются любовно-романтическими: Тахир и Зухра, Боз-ийгит, Вомик и Узро.[501] Похожее видим и в русских былинах[502] и сказках: Иван-Царевич (царь от лат. Саеsаr, Цезарь) любимый герой русских сказов. Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается Иван, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной.[503]

Узбекский язык среди всех тюркских языков ныне стоит особняком.[504] До сего дня неизвестно откуда и когда он взялся, считается, что на нём писали в Средней Азии, начиная с XIII–XIV и до начала XX века. Был языком межнационального общения в Средней Азии. В мире насчитывается по разным оценкам от 21 до 34 млн его носителей; большая часть из них проживает в Узбекистане и состоит из этнических узбеков. Есть узбеки в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Афганистане, Туркмении, Синьцзяне.[505]

Случай с узбеками обычен. Болгары выделяются из славянских народов фракийской внешностью (? — Д. Н.), а черногорцы динарской. Азербайджанцы внешне мидийцы, а тюркоязычны. То же наблюдаем у балкар, карачаевцев и др. С другой стороны, в Бразилии в результате смешения разных человеческих видов и пород менее чем за 100 лет (с 1819 по 1910 г.) удельный вес лиц смешанного происхождения возрос с 20 до 60%. Еще более любопытные смешения людей происходили во времена СССР.[506]

Видимо есть что-то, что передается кроме языка и породы человеков. Это что-то сидит и в узбеках, переданное прародителями римлянами.

Однако большинство инородцев называло римлян, как те называли себя сами: тохарами-тогарами, из латинского togati — обычного самоназвания свободнорожденных италиков.[507]

Произношение изменилось из-за общей тенденции ослабления конечных слогов в латыни (–d и –t), т. е. именно тех согласных, которые играли весьма существенную роль в различении падежей.[508]

Иероним в конце IV века н. э. пишет: «Латынь беспрестанно меняется и по отдельным областям и с течением времени».[509]

Вдобавок ротацизм интервокального t зафиксирован в архаичных индо-иранских языках. В татском (джуури) переход интервокального *d(<*t)>r: омодэн > оморэ, додэн > дорэ, рэзидэн > рэзирэ, джухуди > джухури, адина > орнэ: считаются наиболее важной историко-фонетической особенностью джуури по сравнению с персидским и таджикским. При этом его грамматическая структура сохраняет некоторые черты, утраченные современным персидским и представляющиеся более архаичными.[510]

Самоназвание римлян togati, одетые в тоги, дошедшее до нас как тохары, набирало со времением все большую иронию для тех, кто носил тогу лишь в юности.[511]

В Realencyclopaedie Pauly–Wissowa приводятся слова Варрона: Toga dicta est a tegendo (Тога — названа от покрывания), и слова Исидора Севильского: Toga dicta, quod velamento corpus tegat atque operiat (Тогой называется, т.к. покрывалом укрывает тело и окутывает). Конечно, слово toga имело и прямой смысл одежды, прикрывающей тело. Иное дело, каким смыслом здесь наделялось понятие «покрывать», которое равно русскому «кутать», что значило «прятать», «охранять», «защищать». Кроме слов, уже названных, со словом toga сочетаются определения: rasa, pexa — пушистая, новая, pinguis — толстая (у Светония об одежде Августа), hirta — грубая, densa — ворсистая, trita — потертая, arta — узкая, bis tria ulnarum toga — широкая. Несшитая одежда существовала раньше разнообразной сшитой. Известно, что сначала в Риме тогу носили все — и мужчины, и женщины, и мальчики, и девочки. Потом женщины сменили ее на столу (женщина могла надеть тогу, но это значило, что она — уличная).[512]

Тога играла, в частности, роль коврика для совокупления.

Почти четыре века спустя Мавр Сервий Гонорат в своих заметках к первым строкам Энеиды Вергилия пишет:

«Стих 1[–2]. Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои — Роком ведомый беглец — к берегам приплыл Лавинийским.

Многие по-разному объясняют, почему Вергилий начинает поэму со слова «Оружие» (arma). Однако очевидно, что все это пустые рассуждения, так как известно, что поэму он начал по-другому, как указано в вышеприведенном его жизнеописании. Под словом «оружие» он обозначает войну, и это троп, называемый метонимией. Ибо он слово «оружие», которым мы пользуемся на войне, употребил вместо слова «война», подобно тому, как тога, которую мы носим в мирное время, употребляется в значении «мир», как у Цицерона:

«Пусть уступит оружие тоге», — то есть: война уступит миру…

[Подобным же образом Вергилий пишет]: «Мужу», которого он не называет, а обстоятельства указывают на Энея».[513]

И далее:

«Стих 282. Облеченное тогою племя.

Хорошо сказано «племя» (gentem), потому что люди любого пола и любого социального положения носили тогу. Но рабы не имели ни колобия [туника с короткими рукавами], ни башмаков. А тоги носили даже женщины»…[514]


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!