Тема 5. Правовые основы применения фотографии



Объем лекции: 2 академических часа.

 

Понятия сведений конфиденциального характера, частной жизни и государственной тайны. Общеправовые ограничения фотографирования. Тактика публичного фотографирования.

Основания применения технических средств фиксации. Условия применения фотографических средств и методов. Процессуальная регламентация. Классификация фотоснимков в зависимости от их процессуального оформления.

Обоснование допустимости использования цифровых фотоизображений в судопроизводстве. Характеристика научной обоснованности цифровых средств и методов фиксации. Особенности процессуального оформления средств и методов цифровой фотографии. Комплекты цифровых фотографических средств фиксации.

 

Понятия сведений конфиденциального характера, частной жизни и государственной тайны.

Общеправовые ограничения фотографирования.

Тактика публичного фотографирования.

 

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, про-изводить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государстве иную тайну, определяется федеральным законом». Так в Конституции Российской Федерации (ст. 29 п. 4) определен принцип сбора информации.

Основываясь на этих общих положениях, российское законодательство не запрещает собирать и распространять информацию любым законным способом, за исключением двух случаев.

Первым является проникновение в частную жизнь, вторым - сбор сведений, составляющих государственную тайну.

К сведениям конфиденциального характера относятся сведения о событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные); конфиденциальная информация служебного, коммерческого или профессионального рода (например, врачебная и адвокатская тайна); сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Например, Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" п.6 ст.5 «Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.»

 

Перечень объектов, составляющих гостайну, содержится в Законе «О государственной тайне». К ним относятся военные объекты, элементы инфраструктуры, сведения в области науки и технологий, связанных с военным производством или имеющие отношение к безопасности. Детализация объектов в Законе, естественно, не приведена, поэтому в каждом конкретном случае следует обращаться к ведомственным нор-мативным документам.

Запрещена съемка на российских авиалиниях и в аэропортах, на территории морских портов. Для съемки в метро, на объектах железно-дорожного транспорта и таможни, в судебных заседаниях и следственных изоляторах требуется получить письменное разрешение администрации. Подобное разрешение требуется и для фотографирования объектов хранения культурных ценностей, спортивных мероприятий, театральных представлений. Необходимо помнить, что различные учреждения культуры сами предписывают правила съемки на своей территории. Может быть запрещена фотосъемка на территории частных заведений (ночные клубы, казино, залы игровых автоматов). Для съемки животных в естественной среде не требуется иметь специального разрешения, если съемка не наносит вреда животному миру и не нарушает прав землевладельцев.

Есть ограничения при съемке живых лиц. Не является правонарушением изготовление жанровых снимков, на которых изображены неизвестные лица. Если же объект съемки преследуется сознательно и целенаправленно, то возможно уголовное преследование по ст. 137 УК России - «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Квалифицирующим признаком данного правонарушения является корыстная или личная мотивация. Поэтому фотографическое изображение какого-либо общественного места, где неизвестные люди просто заполняют кадр, под эту норму закона не подпадает.

Нередко изготавливаются репортажные кадры в жанре «уличного» портрета. Данный жанр предполагает быструю реакцию, включает элемент неожиданности для снимаемого. Фотографу приходится зачастую маскировать свои намерения, использовать различные технические уловки. Мощный телеобъектив позволяет не акцентировать внимание на объекте съемки и смягчить возможное негативное отношение окружаюших. Но необходимо учитывать не только техническую возможность получения качественной фотографии, но и вероятность обнародования изображения лица.

Согласно положений Гражданского кодекса публикация изображений другого человека допустима при наличии согласия этого человека (после его смерти — с согласия наследников). Исключением в данном случае является съемка общественных мероприятий или съемка без возможности идентифицировать изображенного на фотографии человека, например, при съемке портретов в студии весьма желательно взять у модели расписку, в которой оговорена возможность последующего использования фотографий.

В спорных ситуациях съемки следует использовать несложные пси-хологические приемы общения как с субъектами съемки, так и с лицами, ограничивающими возможности фотографирования (сотрудники правоохранительных органов, охранники и т.д.).

В случае возникновения конфликтных ситуаций не следует допускать, чтобы диалог строился с позиции силы, даже если фотографом нарушен какой-либо из ведомственных запретов на съемку. Нужно помнить, что наказание за нарушение правил фотосъемки не предполагает изъятия фотокамеры. Если не затрагиваются государственные интересы, то наказанием может быть только засвеченная пленка, предупреждение или денежный штраф (в размере до одного минимального размера оплаты труда). Ситуации с цифровыми камерами нормативно не регламентированы, но речь может идти только о форматировании карты памяти (конфисковать инструмент съемки правоохранительные органы не вправе). Чтобы обезопасить себя от ненужных разбирательств, стоит заранее получить необходимые разрешения для съемки на «спорных» территориях.

Непосредственно во время осуществления фотосъемки опасность представляют сотрудники частных охранных предприятий, работающие на прилегающей к месту съемки территории. В Законе «О частной детективной и охранной деятельности» не регламентируются полномочия относительно ограничений на право фотосъемки, поэтому на первый план выходят психологические аспекты общения. Если налицо признаки агрессии, надо как можно быстрее покинуть место событий, предварительно громко извинившись и сообщив о незнании существующих запретов. В этом случае требуется просто выиграть время, необходимое для того, чтобы сложить съемочное оборудование, и удалиться.

Журналист как субъект проведения фотосъемки дополнительно защищен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», согласно которому у журналиста есть право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки. В целях освещения происходящих событий журналист имеет право посещать даже специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. Некоторое ограничение свободы сбора информации в таких ситуациях возможно при проведении на местах следственных действий и иных процессуальных мероприятий, а также на основании Закона «О чрезвычайном положении» и некоторых иных нормативных актов.

Статья 50 Закона «О средствах массовой информации» допускает использование скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Фиксация информации в скрытой форме возможна:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

Что касается тактики осуществления фотосъемки «на публике», то можно рекомендовать два тактических приема поведения.

Первый - «демонстративный» - прием предполагает неторопливую установку штатива, тщательного закрепления на нем камеры и проведение съемки с демонстративным пренебрежением к взглядам прохожих. В данной ситуации требуются спокойствие, выдержка и наблюдаемый окружающими «профессионализм» в действиях. Внимание может быть обращено исключительно на композиционное построение кадра, а не на окружающее пространство. После небольшой практики фотограф естественно вписывается в окружающую среду и уже не вызывает у окружающих никаких эмоциональных реакций.

Второй прием - «замаскированный» - предполагает скрытность, незаметность момента съемки. Для этих целей наиболее подходит ком-пактный цифровой фотоаппарат с откидным дисплеем.

Использование широкоугольного объектива с фиксированным фо- кусным расстоянием при небольшой практике дает возможность получать резкие снимки без использования видоискателя (т.е. не поднося камеру к лицу). При желании, к зеркальному фотоаппарату можно подсоединить длиннофокусный зум-объектив и проводить съемку на расстоянии от объекта. Данную камеру можно дополнить компактным штативом.

Необходимо знать, что на любую фотографию распространяются положения части IV Гражданского кодекса РФ, касающиеся охраны авторских прав. В частности, ст. 1259 ГК относит к полноценным объектам авторских прав «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии».

Законодательно предполагается, что публикация фотографии возможна только с согласия автора. Незаконно любое использование изображений без согласия автора, в том числе в измененной форме (например, после компьютерной обработки). По авторскому договору, заключенному с работодателем или издательством, фотограф может переуступить право использования (публикации) изображений. Такой договор может заключаться как на единичную публикацию без потери права на использование в других источниках информации («фотобанках», фотоагентствах, издательствах), так и с передачей всех прав на ис-пользование произведения (исключительное право на публикацию).

Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.

Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотографии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.

В отдельных случаях фотография может использоваться свободно, т.е. без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Эти случаи относятся к исключительным и имеют следующий исчерпывающий перечень:

— та фотография, которая уже была опубликована, может быть исгюль- зована в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера;

— фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению;

— опубликованная ранее фотография может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в ис-следовательских целях;

— фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий.

Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!