Лекция 2. Различие социологического и психологического подходов к анализу конфликтов. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.



КУРС ЛЕКЦИЙ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ 4 КУРС.

Лекция 1. Предмет и объект конфликтологии. История формирования конфликтологических идей.

Предмет и объект конфликтологии.

Люди свыклись с неизбежностью конфликтов, что отражается даже в религиозных текстах. Например, в древнегреческой религии Зевс постоянно конфликтует с другими богами, с Прометеем; в христианской религии Бог прогнал Адама и Еву из рая. Несмотря на это, у людей не умирает надежда на обуздание стихии всеобщей ненависти, поэтому люди всегда прославляли тех, кто славится искусством разрешения самых запутанных споров (например, Соломона). В первом тысячелетии до нашей эры в некоторых странах (Китай, Греция) появились первые попытки обобщить накопленный практический опыт и сделать общие выводы о том, как разрешать конфликты, что стало исторической основой современной конфликтологии, которая стала самостоятельной наукой только в середине ХХ века. Сегодня конфликтология – достаточно развитая дисциплина, опирающаяся на достижения разных наук.

Основные вопросы конфликтологии: 0причина конфликтов; 1 сущность конфликтов; 2 различные формы конфликтов; 3 динамика конфликтов; 4 поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов. Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Предметом конфликтологии является только то всеобщее, главное, что отличает процесс возникновения, развития и завершения любого конфликта. Трудности, возникшие в процессе изучения конфликтологии: среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, социальная патология и от нее раз и навсегда надо избавиться, впереди общество без конфликтов. В обоих случаях критерием истины является жизнь: в наше время происходит лавинообразный рост конфликтов, поэтому независимо от точки зрения существование конфликтов признается. Конфликты необходимо тщательно изучать, исследовать и формулировать рекомендации по их регулированию, особенно тех конфликтов, которые ведут к разрушениям, к опасным последствиям. Усилия современных конфликтологов сконцентрировались на решении 3 основных проблем:

выявление сущности конфликтов, их причин, этапов и участников;

на основе этого изучения – определение методов, формулирование способов регулирования конфликтных ситуаций, а также их предотвращение;

установление основных форм конфликтов и их типология. Таким образом, задачи конфликтологии носят не только теоретический, но и чисто практический характер. В настоящее время в культуре, в речи фиксируется стремительный рост конфликтов; противоречия, столкновения, споры, распри также являются синонимами конфликтов. Но, несмотря на вышеуказанное, неверно заключать, что в жизни нет ничего, кроме конфликтов. Универсальность конфликтов, их широкое распространение не дает права их абсолютизировать. Противоборство встречается в жизни не чаще, чем согласие. Есть постоянная смена войны и мира, покоя и борьбы, конфликта и консенсуса, в жизни злое не существует без добра, счастье – без горя, порядок – без хаоса. Конфликт – это нарушенное согласие. Согласие – это результат улаженного конфликта.

 

История конфликтологических идей.

 

Конфликтология – это молодая наука, в завершенном виде она появилась в середине ХХ века, но конфликты существовали всегда и первые попытки осмысления конфликтов относятся к древности.

Проблема противоречия и конфликта в трудах мыслителей Древнего Мира.

Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт – не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир поло противоречий: жизнь природы, жизнь Богов, жизнь людей. Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они – не вся жизнь. Лао Дзы, древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин», в рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма, считал: «В сражении побеждают те, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: янь – светлое начало мира, инь – темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию. Гераклит, древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики считал, что «источник конфликта – в сущности мира; конфликты – это универсальное свойство мира, но кроме противоречий в мире есть и согласие. Война – отец всех вещей, а мир – их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность». Но и среди древних, как и среди современных философов, нет полного единства в понимании роли и природы конфликта. Некоторые из древних философов высказывали топические надежды на возможность создания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. Например, Эпикур считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаружили притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь.

Религиозный вариант истолкования природы конфликта в Эпоху Средневековья.

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось. Эразм Роттердамский, считал, что «наибольший абсурд заключается в том, что Христос присутствует в общих лагерях» (конфликт между христианами (гугенотами и протестантами) за Христа). Религиозная философия разработала специальное учение - «Оправдание бога», которое оправдывало то, что Бог допускает разнообразное зло – теодицея – средневековая конфликтология: выяснение того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты – от жестоких войн до коварных убийств. Эта постановка вопроса содержит зерна отрицания Бога, атеизма. Имеются общие ответы на этот вопрос. Например, Тердулиан (III век): «природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму; верую, потому что абсурдно». Н.Бердяев связал происхождение зла с той первичной материей, которая существовала до Бога и из которой Бог вынужден был создавать мир. Эта праматерия была недоброкачественной. При этом Бердяев противоречил христианской церкви, так как Бог не смог улучшить исходный материал, хотя и является всемогущим. Новейшая религиозная философия предлагает более тонкое истолкование конфликтов: зло создано самим Богом для совершенствования человека; в ходе борьбы со злом человек становится сильнее. Бог показал образец, как решать проблему со злом, взойдя на Голгофу. Хотя дохристианское объяснение причины различно с христианским, несмотря на различия, между ними много общего: и те, и другие признают одинаково, что борьба добра и зла, противоречия являются органическими, неустранимыми свойствами бытия, природы, общества, человека. Различие одни усматривают в этих универсальных явлениях изначальные свойства бытия, а другие – замысел Бога.

 

Развитие конфликтологических идей в новое время.

 

О природе конфликтов много писали Ф.Бекон, Т.Гобсс, Руссо, Гегель, К.Маркс, В.Соловьев, Н.Бердяев. В ходе обсуждения этой проблемы в новое время выявилось 2 разных подхода в понимании природы конфликта:

1) пессимистический подход, его выразил Т.Гобсс в XVII веке в работе «Левиафан», негативно оценив в целом человеческую природу, полагая, что человек по своей естественной природе является существом эгоистическим, зависимым, ленивым, поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало непереносимым, люди решили заключить договор о создании государства, которое опиралось на свою огромную силу, как у библейского чудовища Левиафана и было создано для избавления людей от войны и для запугивания. Т.Гобсс не видел другого способа преодоления порочности людей, кроме применения государственного насилия.

2) оптимистический подход выразил Ж.Ж.Руссо: человек по своей природе добр, миролюбив и создан для счастья, а не для войны. Источником конфликта являются недостатки в организации общества, заблуждения, предрассудки людей, которые можно устранить и, прежде всего – приверженность к частной собственности. Демократическое государство – источник мира и согласия, который опирается на воспитательные, ненасильственные средства, соответствует доброй природе человека. В последнее время исследователи данной проблемы придерживаются одной из этих точек зрения. Детальную концепцию разработал К.Маркс: конфликты свойственны всем уровням социальной жизни – политике, экономике культуре. Главной причиной борьбы является частная собственность, на которой основываются антагонистические формации, а в коммунистическом обществе конфликты исчезнут, начнется подлинная история человечества. В.И.Ленин считал, что острые социальные противоречия исчезнут при социализме, поэтому в советской философии это положение являлось бесспорным. Противоречие марксистской и ленинской теории заключается в том, что достижение идеала связывалось с массовым насилием. В последующем развитии теория конфликтов постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликтов, высказанные мыслителями Древности, Средневековья и Нового времени. Одни руководствуются идеями Руссо, Маркса и считают, что человек – существо рациональное, разумное, всплески агрессии – случайность, реформы совершенствования общества приведут к ликвидации конфликтов. Другие признают изначально дикую, иррациональную природу человека, для которого насилие и агрессия – природные и естественные качества. З.Фрейд рассматривал агрессивные проявления в человеке как естественное состояние, а Ф.Ницше писал, что «человек – тигр, приготовившийся к прыжку».

Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века:

1) конфликты рассматривались в самом общем плане; конфликты есть и в обществе и в природе и между ними нет разницы;

2) особенности социальных конфликтов не исследовались, хотя и давалось описание отдельных конфликтов;

3) если и исследовались некоторые социальные конфликты, то только на макроуровне (между классами);

4) общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, поэтому не было самостоятельной науки о конфликтах, теории конфликтов.

 

Превращение конфликтологии в самостоятельную отрасль научных знаний в ХХ веке.

 

К середине ХХ века конфликтология выделилась в отдельную науку из состава социологии и психологии. В социологии общая теория социального конфликта стала складываться в работах немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920). Он считал, что общество – это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны (М. Вебер критиковал марксизм), надо признать неизбежность существования на Земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство – основа для баланса сил и достижения консенсуса (стабильности). Эти исходные положения М. Вебера явились основой для создания в середине ХХ века теории конфликтов в качестве самостоятельной области социологии, а затем и совершенно самостоятельной науки. Конфликтологию выстроили как самостоятельную науку немецкий ученый Ральф Дарендорф (род.1929 г.) и американский социолог Льюис Козер (род.1912 г.). Р. Дарендорф в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957г.) и «Современный конфликт» (1988 г.) рассматривает конфликтологию как главную категорию социологии и всю социологию называет теорией конфликта, считает, что наличие конфликтов – естественное состояние общества, не наличие, а отсутствие конфликтов – ненормально и удивительно. Конфликты – не всегда угроза для общества, а, наоборот, они могут быть использованы как источник позитивных изменений. Поэтому общество выработало методы рационального регулирования конфликтов. Л. Козер в работе «Функции социального конфликта» (1956 г.), которая является классикой современной конфликтологии, следуя за М. Вебером, подчеркнул всеобщность и универсальность конфликтов в обществе и дал глубокое обоснование позитивной роли конфликта в обществе.

Основные положения Л. Козера:

1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть борьба людей за власть, за престиж и уважение;

2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различна: в тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, так как люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию;

3) конструктивные и разрушительные результаты глубоко принципиально различаются между собой, смысл конфликтологии, ее цель – ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.

Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии внес американский социолог Кеннет Боулдинг, написавший в 1963 году работу «конфликт и защита. Общая теория». Боулдинг попытался изложить общую теорию конфликта. Исходная посылка его теории: борьба людей с себе подобными является естественной формой человеческого поведения, но, опираясь на человеческий разум, нравственность человека можно совершенствовать и смягчать. Для этого нужно уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам, именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. В основе – описание 2 основных моделей конфликтов:

1) статистическая модель: конфликт – специфическая система, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты), второй элемент – отношения между сторонами. Конфликт – конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны;

2) динамическая модель: строится на известной современной концепции поведенческой психологии (бихевиоризм) – человек ведет себя по принципу «стимул ® реакция». Динамика конфликта – проявление общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства. В последнее время конфликтология стала широко использовать:

моделирование конфликтных ситуаций;

теорию игр;

внесение рационального момента, точного расчета в поведение конфликтующих сторон для преобразования ситуации конфликта в гармонию.

Лекция 2. Различие социологического и психологического подходов к анализу конфликтов. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.

 

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.

 

Большую роль в улаживании конфликтов играет психологический подход. Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей. Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий. Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что смогут являться источником неврозов и стрессов. Зигмунд Фрейд, австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог, основатель психоанализа (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты. Современная психология разработала и другие направления психологии, учитывающие внутренний мир людей в конфликтных ситуациях.

Эрик Леннард Берн, американский психолог и психиатр (1902-1970) создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 группы по своей психике на типы:

ребенок;

родитель;

взрослый.

Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают взаимодействовать два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.).

 

Причины отставания конфликтологии в СССР.

 

В СССР конфликтологии не было, так как исходная для науки о конфликте идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их становилось все труднее, так как конфликты становились все сложнее. Главным был конфликт между большинством народа и партийной элитой (номенклатурой). В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе наука о конфликтах стала одной из влиятельных наук, в СССР стали появляться первые работы по социальному конфликту, но в целом конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука. К началу перестройки некоторые советские социологи стали признавать западную конфликтологию, но пренебрежительное отношение к конфликтологии осталось до сих пор. После начала перестройки оказалось, что общество охвачено конфликтами (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня). В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии. В настоящее время написано около 2500 работ по проблемам конфликтологии, которые широко используются, возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций до суда. Началось преподавание в ВУЗах страны дисциплины «конфликтология», проводятся конференции с участием отечественных и зарубежных ученых.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 1875; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!