Экспонометрия в современной фототехнике



Характеристика современного состояния экспонометрии. Способы замера экспозиции. Применение функции экспокоррекции.

 

Характеристика современного состояния экспонометрии. Автоматическая установка экспозиции в настоящее время является стандартной функцией любого фотоаппарата - пленочного или цифрового. Это означает, что без вмешательства извне камера автоматически определяет уровень освещенности и в соответствии с ним устанавливает скорость срабатывания затвора и значение диафрагмы. Данная функция позволяет освободиться от дополнительных аппаратных манипуляций и сосредоточиться только на снимаемой сцене. Особенно полезно это при фотосъемке динамичных сюжетов, когда нет времени на ручную настройку камеры.

Однако не всегда можно доверять автоматической системе установки экспозиции. Автоматика уверенно работает в большинстве ситуаций, но не во всех. Некоторые условия освещенности сбивают систему автоматической настройки, после чего можно получить либо недодержанные (очень темные), либо передержанные (очень светлые) изображения. И хотя их затем можно компенсировать в различных программах редактирования изображений, но часть информации при этом может быть потеряна. Чаще всего ухудшается качество отображения текстуры снятых объектов или их мелких деталей. Следовательно, при съемках в нестандартных ситуациях лучше всего установить экспозицию вручную.

Огромное количество информации, которое несут в себе параметры окружающего нас света - его направление, интенсивность, цветовые характеристики, отпечатывается на пленке (ПЗС-матрице) в виде изо-бражения. Но для того чтобы превратить эту информацию в изображение, нужно световой поток правильно воспринять. В этом деле сетчатка глаза и световоспринимающая поверхность фотокамеры выполняют аналогичные функции. Но на этом сходство заканчивается.

Глаз человека легко приспосабливаются к любому уровню освещенности, к любому соотношению его спектральных составляющих. Фотопленка и матрица цифровой камеры не обладают такой гибкостью, как человеческое зрение. Они не настолько сложны, не умеют адаптироваться к меняющимся световым условиям, не умеют выделять из всей информации, которую несет свет, лишь ту, что будет полезна в восприятии окружающего мира.

Все это приводит к некоторому парадоксу — зрение человека оперирует относительными величинами (светлее-темнее), а фотопленка и матрица реагируют на величины абсолютные. Поэтому точное измерение характеристик света — одна из ключевых задач в фотографии.

На начальном этапе развития фотографии приходилось использовать многократные пробы, набирая и оттачивая опыт эмпирической оценки на глаз яркости и цветовых характеристик света. Этот опыт со временем трансформировался в табличные и дисковые экспонометры, которые позволяли с большей или меньшей точностью оценить параметры света, исходя из множества учитываемых таблицей факторов - начиная от географического местоположения, времени и характера облачности в момент съемки и заканчивая визуальными характеристиками объекта съемки. Но таблицы, не зря получившие очень широкое распространение среди фотографов в первой половине XX века, хоть и не давали сделать серьезную ошибку при выборе параметров экспонирования пленки, но также не давали полной уверенности в правильности оценки уровня освещенности.

Настоящую революцию в фототехнике произвело появление электронного экспонометра. С этого момента уже можно было говорить о точном измерении света, о точном экспонировании пленки. Однако носить с собой одновременно аппарат и экспонометр не всегда удобно. Тем более, что размеры электронных компонентов, входящих в состав экспонометра, со временем уже могли помещаться внутри корпуса фотоаппарата. Таким образом, постепенно экспонометр перестал быть отдельным прибором и интегрировался в конструкцию фотоаппарата.

Развитие и совершенствование встроенных в фотоаппараты экспо-нометров прошло длинный и сложный путь, чтобы подойти к нынешнему высокому уровню. Громоздкие, малочувствительные и ненадежные системы с фотоприемником в виде селенового фотоэлемента сменились более точными, компактными и долговечными экспонометрами на CDS-фогорезисторах. Чуть позднее, благодаря замене фоторезисто- ра на кремниевый фотодиод значительно повысились быстродействие, чувствительность и точность встроенных экспонометров, а переход к измерению света по системе TTL (Throw The Lens — через объектив), когда датчик экспонометра располагается внутри аппарата (за объективом), позволил оптимально согласовать поле измерения экспонометра с полем зрения объектива. Кроме этого, встроенный датчик позволил автоматически учитывать влияние всех надетых на объектив насадок и светофильтров, что избавило фотографа от сложных расчетов при съемке в нестандартных условиях. TTL-замер упростил работу и в том случае, когда светосила объектива - величина непостоянная, как, например, у объективов с переменным фокусным расстоянием (zoom- объективов).

В результате дальнейшего совершенствования экспонометриче- ских систем в фотоаппарате появился встроенный микропроцессор. Появилась возможность разбить поле кадра на отдельные зоны, управляемые отдельными датчиками, а результаты измерений по каждой зоне анализируются прикладной программой, управляющей процессом экспонирования. Первым фотоаппаратом с такой системой экспонометрии стал Nikon FA.

Совершенствование систем многозонного измерения экспозиции продолжается и сейчас. Возрастает мощность встроенного в фотоаппарат микрокомпьютера, увеличивается объем памяти, где хранятся наиболее часто встречающиеся варианты распределения яркости по кадру. Увеличивается количество зон, на которые разбита площадь кадра. Например, реализован 35-зонный замер у фотокамер Canon EOS3 и Canon EOS300. Теперь встроенный экспонометр многих современных фотоаппаратов представляет собой сложнейшую систему, которая позволяет без ручных поправок, автоматически получать правильно экспонированные кадры.

Экспонометры могут отличаться по сложности и точности, но все они основаны на измерении освещенности фотоэлементом, преобразующим свет в электрический ток. Замерив освещенность, прибор показывает необходимые выдержку и диафрагму в зависимости от свето- чуствительности используемого фотоматериала (ПЗС-матрицы).

Способы замера экспозиции.

Замеры могут производиться либо в падающем, либо в отраженном свете. Замеры в падающем свете самые точные и дают правильную картину освещенности объекта, но для этого надо поместить экспонометр в место нахождения объекта, причем замер следует проводить по направлению к фотокамере, что не всегда возможно. В большинстве случаев замеры производятся по отраженному свету, например встроенным в камеру экспонометром. В связи с этим возникает ряд проблем.

Все экспонометры настроены по умолчанию на уровень отражения от объекта 18-ти процентов света (средне-серый объект) — это подходит для большинства стандартных ситуаций. В некоторых случаях (например, кадр занимает черный или белый фон) фотограф сам должен решать, как скорректировать предлагаемую экспонометром величину, чтобы получить желаемый результат. Для упрощения этой задачи в ряде камер существуют дифференцированные виды замера — интегральный, матричный, многозональный, оценочный и т.п.

Смысл таких замеров в том, что кадр разбивается на зоны, в каждой из которых встроенный компьютер анализирует результаты и рассчитывает правильную экспозицию. Этот тип замера наиболее универсален и работает он совместно с системой авгофокусировки; благодаря такой интеграции появляется возможность выделить главную зону кадра. Также при таком замере возможен учет расстояния до объекта съемки (данная величина рассчитывается системой автофокусировки).

Центрально-взвешенный (средневзвешенный) замер — осуществлятся по всему полю с приоритетом центра кадра. Смысл его в том, что 20 % центральной зоны кадра участвуют в формировании 80 % от всей экспозиции, а соответственно, 80 % площади периферийной зоны дают всего лишь 20 % экспозиции. Иногда используются соотношения 25/75, 30/70, 40/60. В некоторых камерах можно задавать различные соотношения. Этот тип замера до недавнего времени был самым популярным и привычным у фотографов, но постепенно вытесняется другими способами экспозамеров.

При этом типе замера предпочтение отдается яркости центральной зоны, где, как правило, находится наиболее важный сюжетный элемент. Это является оправданным: снижается, например, влияние на экспозицию слишком яркого неба, которое при обычных композициях располагается в верхней части снимка. Часто, особенно для контрастных сюжетов, периферийные зоны изображения вообще полезнее исключить из измерения, границы замера обычно обрисовываются более или менее широким кругом на экране видоискателя. Естественно, что замер настроен по умолчанию на коэффициент отражения в пределах 18 % от яркости объекта.

Точечный замер - производится по зоне в 2,5—3 % от площади кадра, иногда указывается, что размер зоны составляет около 3 мм (в видоискателе). Необходим для съемки сюжетов со сложными световыми условиями. Его эффективность находится в зависимости от оптических свойств используемого объектива. Точечный замер не заменяет собой внешние экспонометрические устройства и полезен при оперативной съемке. В камерах с многоточечным автофокусом замер может совмещаться с точкой фокусировки, а не только с центральной зоной кадра.

Точечный замер в профессиональных фотокамерах стал обязательной функцией. Только он позволяет определять экспозицию по главной детали сюжета, но и она должна иметь 18% отражения для наиболее точного замера.

Частичный замер - тот же, что и точечный, но с увеличенной зоной замера (6-9 %). Реализован в «бюджетных» фотокамерах фирмы Canon. Увеличенный размер зоны замера имеет ограничения при использовании широкоугольной оптики.

Многоточечный замер — предполагает автоматическое или ручное определение нескольких точек замера экспозиции, по которым рассчитывается среднее значение. Такой замер очень эффективен для сюжетов с большим диапазоном условий освещенности.

Данный тип замера является на сегодняшний день самым прогрессивным. Его называют также интегральным, многозонным, матричным, сотовым замером. Например, в матричном режиме экспонометр определяет одновременно несколько (до 16) точечных или частичных замеров в разных частях кадра. Значения эти передаются в микрокомпьютер камеры, который сравнивает их с множеством типичных сюжетов съмки, хранящихся в его памяти. На основании такого сравнения автоматически определяется, по какой сюжетной части следует определять экспозицию, а какими частями можно пренебречь. Матричный замер удобнее всего использовать в камерах с несколькими зонами автофокусировки. В этом случае автоматика камеры выберет зону экспо- замера, совпадающую с зоной автофокусировки, т.е. экспозиция будет определяться по тем деталям сюжета, по которым производится наводка на резкость.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!