Построение фотографического снимка



(Выбор направления съемки. Выбор расстояния до объекта съемки. Планы съемки. Высота точки съемки. Перспектива изображения. Определение мо-мента съемки.)

 

Выбирая место, откуда предполагается вести съемку (точку съемки), следует выбрать такое положение камеры, при котором событие, явление, предмет выглядели наиболее достоверно и вместе с тем выразительно.

Положение всякой точки в пространстве определяется тремя ее координатами. Этими координатами для точки съемки являются: на-правление, в котором ведется съемка, расстояние, с которого ведется съемка, и высота точки съемки.

Выбор направления съемки.

Направление, в котором ведется съемка - это установка фотоаппарата по отношению к объекту в центральной позиции или со смещением его от центра вправо или влево.

Направление съемки, перпендикулярное фронту объекта, дает фронтальную композицию, а точка съемки называется фронтальной. Занимая фронтальное по отношению к фотокамере положение, предметы видны только одной своей стороной, например, здание только со стороны фасада. При фронтальной композиции отсутствуют линии, стремящиеся сойтись у боковых сторон кадра. При нормальной по высоте точке съемки на изображении теряется глубина пространства, и оно выглядит плоским и статичным. Фронтальная композиция кадра приводит к равнозначности всех частей наблюдаемой картины, отсутствию общей направленности в снимке. Как правило, в этом случае композиционный прием не выделяет в картине какой-то одной ее части как главной, не акцентирует внимания на каком-то одном сюжетно важном элементе композиции. Зрителю здесь предоставляется возможность обозрения общего вида изображаемого объекта.

При постепенном смещении точки съемки в сторону от центрального положения становится видимой вторая сторона объемных предметов съемки. Благодаря тому, что на снимке становятся видны стороны и грани предметов, их форма и объем отображаются полнее.

При боковых точках съемки в кадре образуются линии, устремленные к боковым сторонам и в глубину кадра. Снимок приобретает направленность, ибо взгляд зрителя, следуя за линейными очертаниями предметов, направляется в глубину кадра, к точке перспективного схода линий. В ряде случаев представляется целесообразным именно в этой части кадра размешать его сюжетно важные элементы, на которые должно быть обращено внимание зрителя.

Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к диагональной композиции кадра, а при достижении точки съемки 90° композиция изображения вновь становится фронтальной.

Выбор расстояния до объекта съемки.

Изменение второй координаты точки съемки - расстояния от точки съемки до объекта съемки - при постоянном значении двух других координат, приводит прежде всего к изменению масштаба изображения, который увеличивается с приближением точки съемки к объекту съемки и, наоборот, уменьшается с увеличением этого расстояния.

Таким образом, выбор расстояния, с которого будет вестись съемка, связан с выбором крупности изображения или, как принято говорить, с выбором «крупности плана».

Выбранная крупность плана позволяет отобрать лишь определенную часть изобразительного материала, на которой и сосредоточивается внимание зрителя. Определение масштаба изображения и крупности плана является действенным способом решения задачи содержательности снимка.

В зависимости от расстояния до объекта различают съемку общим, средним, крупным и сверхкрупным или детальным планами. Каждый из них имеет свои изобразительные возможности и используется для решения определенных фотографических задач.

Общий план получают с удаленных точек съемки, охватывая в кадре значительные пространства и показывая объект в целом, его общий вид. Съемка общим планом применяется в разных жанрах фотографии, втом числе и в судебной. Показывая на снимках размещение в пространстве отдельных элементов объекта, их взаимное расположение, такие планы не в состоянии дать четкого представления об их характерных особен-ностях, поскольку эти детали на изображении малоразличимы.

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе. Приближая зрителя к месту события, фотограф заостряет его внимание на конкретном предмете или определенном моменте действия.

Крупный план получают при дальнейшем приближении точки съемки к объекту, еще более увеличивая масштаб изображения и ограничивая передаваемое в кадре пространство. Крупные планы часто используют, например, в портретной фотографии, при опознавательной (сигнале- тической) съемке. Очерчивая малые пространства, они дают представление лишь о верхней части фигуры, позволяя воспроизводить облик человека, его уникальность. В то же время предметы окружающей обстановки из кадра исключаются или отображаются второстепенными.

При еще большем приближении точки съемки в кадре остается лишь отдельный элемент объекта (деталь), на котором концентрируется внимание. Такие планы являются сверхкрупными или детальными. Детали при съемке помешаются в кадре таким образом, чтобы дать представление об их местонахождении на объекте съемки.

Между указанными планами нет точных, четко обозначенных границ. Расстояние до объекта и, соответственно, крупность плана зависят от жанра съемки и ее задач, размеров объекта и его деталей. Так, в судебной фотографии съемка общим планом дает общее представление о размещении места совершения преступления в пространстве; средним — о взаимном расположении его элементов; крупным - об отдельных узловых элементах совершенного события, отобразившихся в обстановке; а сверхкрупными фотографируют отдельные следы, предметы - вещественные доказательства.

В фотографии применяют и такой изобразительный принцип построения изображения, как сочетание в кадре планов различной крупности. Например, человек, центральный объект изображения, находящийся вблизи фотокамеры и передаваемый крупным планом, и место его действия: цех предприятия, участок местности или участок места совершения преступления, передаваемого общим планом. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать действующее лицо во взаимосвязи с окружающей обстановкой.

Высота точки съемки.

От высоты положения точки съемки зависит привычное для наблюдателя восприятие перспективы на снимке, глубины пространства, формы предметов. При фотографировании используются нормальные (с высоты человеческого роста), нижние и верхние точки съемки.

Нормальные по высоте точки съемки дают привычное для человека представление о перспективном рисунке предмета, его форме, объеме, положении линии горизонта. С изменением высоты точки съемки смещается положение линии горизонта в кадре относительно центра. Она может быть ниже или выше его. При съемке с нижней точки уменьшается и площадь, охватываемая снимком, изменяется и привычное соотношение предметов переднего и заднего планов. Даже невысокие предметы на переднем плане снимка оказываются одинаковыми по высоте с масштабными сооружениями заднего плана и проецируются на фон неба. При использовании верхних точек съемки предметы проецируются на фон земли, а на изображении теряется ощущение их высоты. Верхние точки способствуют передаче на снимке глубины пространства, взаимного расположения элементов на обширных площадях.

Нижние и верхние точки съемки, достаточно удаленные от объекта, ничего необычного в перспективный рисунок кадра не вносят. С приближением к объекту они дают особый перспективный рисунок, с необычным сокращением размеров предметов в пространстве - ракурс.

Ракурс (укороченный, сокращенный) — это необычная перспектива, возникающая из-за резкого различия в масштабах между нижней и верхней частями объекта, если первые находятся недалеко отточки съемки, а вторые удалены or нее на вдвое - втрое превышающее расстояние.

На практике чаще используется съемка с нижнего ракурса, что под-черкивает, например, высоту сооружения, его монументальность. Если сделать снимок человека во весь рост с небольшого нижнего ракурса, то он будет выглядеть выше и стройней. Использование при съемке верхнего ракурса приводит к противоположному эффекту. Ракурсные изображения существенно влияют на зрительное восприятие объекта, искажают его реальные размеры и объем. Поэтому ракурсная съемка содержит в себе большие выразительные возможности. Вместе с тем, в судебной фотографии используются преимущественно нормальные по высоте и верхние точки съемки, дающие правильное представление о перспективном рисунке получаемого изображения. Использование ракурсной съемки здесь допустимо только в качестве вынужденной меры.

Выше отмечалось, что правильный выбор точки съемки существенно влияет на содержательную сторону снимка. Содержание снимка определяют понятия линейной композиции и перспективы, кадрирования, изобразительного акцента, композиционного равновесия, выбора момента съемки.

Перспектива изображения.

Восприятие человеком глубины пространства связано с законами перспективы. По законам перспективы строится и изображение в фотокамере. Можно сказать, что перспектива изображения - такое построение кадра, при котором двухмерная плоскость фотоснимка воспринимается объемной (трехмерной). Ощущение объемности достигается за счет помещения в кадр объектов с четкими линейными границами (линейная перспектива) или при использовании естественных явлений окружающей обстановки (воздушная, тональная перспектива). Прием линейной перспективы дает нам возможность говорить об определенном геометрическом построении кадра, его композиции. Так, при съемке объектов с подчеркнутой вертикальностью линий — многоэтажные дома, высокие деревья, ар-хитектурные памятники - композиция считается вертикальной; если же преобладают горизонтальные линии (равнинный, морской пейзаж и т.п.), то и композиция называется горизонтальной. Кроме того, нередко композиции подразделяют на диагональную (объекты располагаются вдоль мысленной линии, соединяющей противоположные углы изобразительной плоскости); лучевую (мысленные линии от объекта съемки сходятся в одной точке, которая воспринимается как центр изображения); треугольную (объекты вписываются в треугольник); криволинейную (преобладают изогнутые, извилистые линии).

Линейную перспективу характеризуют следующие закономерности: одинаковые по размерам предметы кажутся тем меньше, чем дальше они находятся от наблюдателя; параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, стремятся сойтись в одной точке пространства.

Поэтому для образования подчеркнутого перспективного рисунка необходимы точки съемки, которые бы показывали на снимке явные различия в масштабах между предметами, расположенными на различных расстояниях от фотокамеры. Чем меньше расстояние до объекта, тем большими будут детали на переднем плане по сравнению с их величиной на заднем.

Перспектива оказывает влияние не только на форму предметов, но и на их цвет. Ведь с увеличением расстояния между наблюдателем и объектом растет масса разделяющего их воздушного слоя. Четкость очертаний размывается по мере удаления от глаза наблюдателя, уменьшается насыщенность цветов, теряются яркость, контрасты и блики. Чем предмет дальше от переднего плана, тем он кажется светлей. Такое изменение цветов и тонов с удалением от глаза зрителя называется тональной, или воздушной перспективой.

Неодинакова передача перспективы при съемке объективами с разными фокусными расстояниями. Короткофокусные — сильно изменяют перспективу за счет различия в масштабах переднего и заднего планов; при съемке длиннофокусными, наоборот, различие в масштабах почти не наблюдается. Нормальную перспективу дают объективы с нормальным углом зрения.

Важнейший структурный элемент композиции - правило «золотого сечения». Плоскость ею делится на неравные части так, что соотношение выделенных меньшей и большей частей равно соотношению только большей части и всей плоскости. В точных цифрах «золотое сечение» выражается пропорцией 0,382:0,618, однако на практике применяются пропорции приблизительные: 2:3 и 3:5. На плоскости можно провести две вертикальные и две горизонтальные линии «золотого сечения», отмеряя последовательно большую часть от правого, левого краев, верха и низа. В фотографии правило «золотого сечения» упростили до «правила третей». Кадр схематически делится натри равных части по горизонтали и по вертикали. Точки пересечения линий считаются зрительными центрами. Именно в одном или в нескольких из этих центров должен располагаться главный объект фотографии.

В фотографической литературе есть рекомендации по размещению объектов в зависимости от положения линий «золотого сечения». Например, фигуру человека следует помешать на правой линии. Линия горизонта на пейзажных работах располагается на нижней или верхней линии «золотого сечения».

Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинают рассматривать изображение с этого угла.

Кадрирование — элемент композиции, позволяющий устанавливать определенные границы кадра, уточнять их, акцентировать внимание зрителя на главном, исключать из сферы его внимания случайные, несущественные элементы объекта или сюжета.

Границы кадра определяют пропорции фотографируемого объекта. Протяженные по горизонтали сюжеты или предметы и относительно небольшой высоты снимаются при горизонтальном положении кадра. Вертикальное положение кадра применяют при съемке крупных планов, особенно если объектом съемки является человек.

Кадрирование в основном осуществляется в процессе съемки. Дополнительно кадрировать изображение можно при печати и обрезке снимков, их компьютерном редактировании. Формат (размер) снимка может быть самым различным, но стандартной формой является правильный прямоугольник.

Изобразительный акцент — это выделение в кадре главного, сюжетно- важного элемента изображения. Основными его элементами являются:

- размещение главного в центре кадра;

- укрупнение главного при съемке с близких расстояний;

- размещение главного на переднем плане при многоплановой композиции;

- выделение главного светом (световой акцент);

- наведение на резкость по главному и выведение второстепенного за пределы резкости;

- тональное различие главного и второстепенного - контраст тонов способствует выделению главного, например, темный предмет на светлом фоне.

Композиционное равновесие кадра - это правильно выбранное соотношение правой и левой, верхней и нижней частей снимка, даюших ощущение устойчивости или неустойчивости рисунка на снимке.

Сюжетно-важный материал и остальные элементы изображения размещают в кадре таким образом, чтобы ни одна из частей картины не казалась перегруженной или пустой, а гармонично сочеталась с другими. При формировании изображения на снимке используют: центральное размещение в кадре главного объекта; композиции с симметрично расположенными объектами; уравновешенные и неуравновешенные композиции.

Вместе с тем, могут быть и исключения. Например, в кадре, как правило, оставляется некоторое свободное пространство по направлению движения, поворота, жеста или взгляда человека. Даже значительные пространства, оставленные в кадре по направлению движения или взгляда, не вызывают ощущения нарушения равновесия в снимке.

Следует также учитывать психологические аспекты восприятия. Европеец, по аналогии с чтением текста, «читает» фотоснимок слева направо, поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, чтобы взгляд и объект снимка двигались навстречу друг другу. Объекты в кадре рекомендуется располагать не хаотично, а так, чтобы образовывать простые геометрические фигуры.

При определении границ кадра в портретных композициях очень точно должна быть установлена величина свободного пространства над головой снимаемого. В том случае, когда это пространство слишком велико, сюжетный центр композиции, которым в портрете всегда является лицо человека, смещается в нижнюю часть кадра и расходится с его зрительным центром. По тем же причинам недопустимо «обрезать» пространство над головой, которая в этом случае воспринимается как бы упирающейся в рамку кадра.

Момент съемки.

Этот изобразительный прием характерен для съемки движущихся объектов. От момента съемки зависит динамичность получаемого изображения. Обычно он должен совпадать с характерной, наиболее типичной и выразительной фазой движения объекта.

При съемке можно использовать прием перемещения фотоаппарата параллельно направлению движения объекта. В этом случае впечатление движения усиливает нерезкий смазанный фон, а более резкое изображение, например, спортсмена, становится зрительным центром.

Момент съемки необходимо улавливать и при фотографировании статичных объектов, чтобы получить о них наиболее благоприятное впечатление за счет оптимального распределения света и тени. Например, для съемки на местности наиболее благоприятно время, когда источник света (солнце) находится сбоку и несколько сзади, подчеркивая форму предметов, при этом атмосферная дымка создает впечатление глубины пространства. Если источник расположен прямо позади фотокамеры, изображение становится плоским; если он занял положение перед ней, то изображение будет очень контрастным и без деталей, при этом отображаются преимущественно силуэты предметов. В дневное время, когда солнце высоко над линией горизонта, можно получить хорошо детализированное изображение, но без достаточной глубины пространства.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!