Глава 17. Правовые системы и их типология



Правовая система общества: понятие, элементы, функции

Исторически так сложилось, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юридические институты (юрисдикционные органы), сформировались национальные особенности правового менталитета и правовой культуры народов. Эти различия и специфика правовой культуры и менталитета вытекают из самобытности народов, осваивающих правовой способ существования, бытия в мире. Правовое своеобразие народов, проживающих в различных странах, позволяет говорить о том, что они по своей сути образуют собственный правовой уклад жизни – правовую систему, т.е. совокупность всех правовых явлений общества (норм, учреждений, отношений, правосознание), существующих в её рамках.

Возникновение и история развития правовой системы свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействуют вся духовная культура общества: право, религия, философия, мораль, культура, наука. В юридической литературе сложилось представление о правовой системе как о правовой реальности, охватывающей собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция и т. д.). Это – комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система – это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если выражение «правовая система» была лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было сомнительным[227]. В юридической науке под категорией «правовая система», как правило, понимается структурно целостная совокупность взаимосвязанных и системно взаимодействующих друг с другом правовых явлений (которые формируются обществом и при необходимости опосредуются государством), призванных особыми средствами и методами интегрировать, объединять людей в рамках единого социума и регулировать их общественные отношения в целях самосохранения социума и дальнейшего прогрессивного общественного развития.

Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить и о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых:

· правотворчество,

· правосудие,

· юридическую практику,

· нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты,

· правоотношения,

· субъективные права и обязанности,

· правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура),

· законность,

· ответственность,

· механизмы правового регулирования,

· правосознание и др.[228].

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система – сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъективности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения.

В современной общей теории права до сих пор встречаются, наряду с понятием «правовая система», близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины: «система права», «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «правовая основа», «правовая действительность» и др. Каждый исследователь вкладывает разное содержание в эти термины при их применении, что не удивительно, так как все они характеризуют предельные (основные) черты и свойства общественно-правового бытия в целом. Тем не менее, каждый в отдельности имеет свое собственное неповторимое содержание, и каждый из них описывает правовое бытие под определенным углом зрения. Не отрицая возможности использования для отражения правовой реальности рассмотренных категорий, можно констатировать, что у всех них объект отражения один, но он фиксируется этими категориями неодинаково (по ракурсу видения, глубине, объему, целям и т.д.). В любом случае правовая система общества как юридическая категория по своему содержанию богаче, сложнее, шире, так как фиксирует правовую реальность со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Ни один юридически значимый феномен не может оставаться вне рамок правовой системы. Представляя собой специфическую правовую организацию общества, правовая система, взятая в целом, в единстве всех ее составных частей, выступает важнейшим средством гармонизации интересов личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида и коллектива, социальной группы. С другой стороны, правовая система – часть общесоциальной системы. А это, в свою очередь, позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же широкими общественными подсистемами – экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню социальных объектов. При этом правовая система предназначена служить нормативно-организующей основой других общественных подсистем, способствуя их развитию, обеспечивая их устойчивость.

Например, понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов:

1. взглядов,

2. отношений,

3. учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементарному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система – более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Если бы указанные понятия совпадали, то сама идея правовой системы не возникла бы. Но суть как раз в том, что одной категории надстройки оказалось недостаточно, чтобы можно было адекватно отразить усложнившуюся правовую жизнь. Для более сложного объекта понадобилась и более сложная, комплексная категория, она была вызвана, прежде всего, потребностями практики. Наука получила в свое распоряжение эффективный инструмент системно-структурного анализа. Предмет отражения один, но отражается он указанными понятиями неодинаково (по ракурсу видения, глубине, объему, целям и т. д.). Категория надстройки «раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры»[229]. Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости – со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного общественного строя. Понятия правовой надстройки и правовой системы охватывают в принципе одинаковые рамки правовой реальности, однако они не могут заменить друг друга, ибо характеризуют, во-первых, различные аспекты одного и того же момента реальности, а во-вторых, различный уровень проникновения в нее. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы, поэтому здесь внимание концентрируется на наиболее обобщенных проявлениях правовой действительности – правовых идеях (правосознание), правовой деятельности (правоотношения), правовых институтах (правовые нормы)[230].

Любопытную характеристику правовой системы и ее роли в жизни общества дает американский юрист Лоуренс Фридмэн. По его представлениям, в современном американском обществе правовая система сопровождает человека во всех его делах. Не проходит и дня – даже часа – без взаимодействия личности с правом в самом широком смысле слова. Автор пишет, что правовая система вездесуща, хотя зачастую ее присутствие человек не замечает. Не ощущает, что правовая система, подобно «Большому брату», пристально наблюдает за ним, заглядывая через плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Термин «право» относится обычно только к нормам. Но необходимо проводить демаркационную линию между нормами как таковыми и теми институтами и процессами, которые вдыхают в них жизнь. Эта расширенная сфера и есть правовая система. Ясно, что эта система – нечто большее, нежели просто набор норм. Право – это способ правительственного социального контроля. Субъект не совершит ошибки, если включит в него правила поведения. Необходимо разграничивать понятия «право», «правовая система» и «правовой процесс». Дать точное определение праву – достаточно сложная задача. «Право» – слово для ежедневного употребления, часть разговорного словаря. Оно имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время.

Сказанное не означает, что мы постоянно ощущаем на себе свинцовую тяжесть права. Право – атмосфера; оно легко, как воздух, когда все идет нормально. Неправильно было бы считать право паутиной запретов. Большинство законов предназначено для того, чтобы сделать жизнь легче, безопаснее, счастливее[231].

Правовое государство немыслимо без высокоразвитой, демократической и четко работающей правовой системы, способной эффективно защищать интересы общества и его граждан. Любая правовая система имеет общие для всех её элементов функции, так как любая социальная система функционирует. Функции правовой системы – это обусловленные её сущностными свойствами социальное назначение и основные направления воздействия данной системы на окружающую её социальную среду, общественные отношения и поведение людей. Однако сложность определения этих функций обусловливаются сложностью внутренней структуры самой правовой системы, её многофакторностью, разными качествами и разными свойствами всех элементов, частей, и субсистем. И действительно, могут быть функции, общие для таких разных правовых явлений, как субъект правовой системы, объект правовой системы, правовые связи системы и производные – для таких правовых явлений как юридическая практика, право, правовая наука, правосознание, правовая культура и правовая техника. Сложность функциональной характеристики правовой системы состоит в том, что каждый из элементов данной системы имеет и собственные, присущие ему функции, и одновременно те, с помощью которых реализует цели и задачи системы в целом, участвуя в осуществлении общесистемных функций. Вместе с тем складываются сложные многофункциональные связи. Эти функции взаимно дополняют друг друга, взаимопроникают одна в другую. Во всей системе функций действуют принципы координации функций, взаимного наложения функций, сосредоточения системы функций на основной функции, нейтрализация дисфункций и т.д.

Помимо основной охранительно-защитительной функции, правовая система призвана выполнять также многообразные регулятивно-организующие, стабилизирующие и стимулирующие задачи, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности людей, развитием экономики, науки, культуры, образования, социальной сферы, реализацией прав и свобод личности.

 Соответственно различают самые разнообразные функции правовой системы. Прежде всего, можно выделить общую функцию правовой системы – функцию контроля поведения в обществе, от которой производны все остальные функции. Американский правовед Л. Фридмэн утверждает, что правовая система — это часть социального контроля. «В самом широком смысле это и могло бы быть функцией правовой системы; всё остальное, если так можно сказать, вторично и подчинено первому. Иначе говоря, правовая система имеет дело с контролем поведения в обществе... Она говорит людям, что делать и чего не делать, и она заставляет выполнять свои указания при помощи силы»[232]. Осуществляя эту функцию, правовая система выступает как социальный «полицейский», от лица всего общества контролирующий осуществление прав и обязанностей посредством государственно-правовой юстиции (юридической системы). Вторая функция правовой системы – регулирование спорных вопросов, а точнее разрешение конфликтов. Однако, если быть точным, то данная функция осуществляется как юридической (государственно-правовой) системой, так и правовой системой в лице третейских институтов. Третья функция – перераспределительная, или нормативного инжиниринга. Она проявляется тогда, когда право используется для различных социальных преобразований, проведения социальной политики. Четвертая функция – социального сохранения правового опыта, заключающаяся в том, что правовая система обеспечивает общество выработанными правовыми правилами и нормативами, что обеспечивает постоянную включённость правовых элементов в социальную действительность. На основе правового опыта совершенствуется вся правовая система, все её элементы, а также поддерживается определённая преемственность правовых структур (институтов) и норм. Пятая функция — социального согласования и компромисса, выражающаяся в том, что правовая система всем своим механизмом обеспечивает «правила честной игры», создаёт необходимые условия для совершения различных сделок, поддерживает денежную систему, режим порядка и уважения к собственности, защищает социальную и экономическую структуру общества. Шестая функция – воспитательная или функция социализации, позволяющая передавать соответствующие навыки правового поведения и деятельности в интересах участников правового общения. Правовая социализация представляет собой процесс приобретения правовых знаний, установок, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живёт индивид. Это также необходимо для сохранения или поддержания существующей модели (структуры) правовой системы, соответствующих правовых процессов. Седьмая функция — идеологическая, предназначена для направляющего воздействия субъектов правовой системы в нужном ключе в целях воспитания и указания целей, ценностей и задач её движения, функционирования. Восьмая функция – аккумулирующая, предназначенная для накопления интеллектуального, информационного и иных видов ресурсов, необходимых в процессе функционирования правовой системы и воссоздания права и правовых явлений. Девятая функция – трансляционная или информационная служит для обработки различной информации о настоящем, прошлом и будущем как самой правовой системы, так и всех остальных подсистем общества: политической, экономической, социальной и духовной посредством создания законодательства. Правовая информированность членов общества есть необходимое условие нормального функционирования не только правовой системы, но и всего общества. Жизнеспособность системы обеспечивается её способностью к адаптации к окружающей среде, её реалиям. Функция правовой адаптации может осуществляться с помощью рекрутирования – подготовки и отбора субъектов, способных реализовывать свои права и обязанности с целью обновления и активизации правовой жизни в обществе. Не менее важна функция реагирования, в том числе на неблагоприятные изменения как внутри, так и вовне. Благодаря ей, правовая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри её. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Правовая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у неё ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней и из внешней среды (экономической, политической, идеологической, природной, культурной). Данная функция называется экстракционной. В данном случае правовая система — это система информационного характера, чутко воспринимающая то, что ей необходимо и полезно в процессе функционирования. Структура правовой системы позволяет распределять ресурсы так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение правовой системой благ составляет содержание её дистрибутивной (распределительной) функции. В конечном итоге правовая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов (физических лиц) и групп (юридических лиц). Управленческие действия правовой системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путём введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счёт применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил. В юридической литературе справедливо отмечается, что значение правотворческой деятельности предопределяется тем обстоятельством, что от ее уровня и качества в конечном итоге зависит не только совершенство правовой базы деятельности всех субъектов правовой системы, но и качество всей правовой жизни общества. Наличие таковой – это непременное условие эффективной работы всех структур правовой системы и всех социальных подсистем.

 

Типология правовых систем

В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. В настоящее время насчитывается около 200 национальных правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат – собственную и все это венчает общенациональная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем. Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой. Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в так называемые «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

В этой связи в современном мире обычно различают следующие правовые массивы.

- национальные правовые системы;

- правовые семьи;

- группы правовых систем в семьях.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

При классификации правовых семей западные компаративисты используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая юридической техникой и стилем права. Некоторые авторы считают, что классификация правовых систем должна проводиться по одному главному признаку, другие авторы считают, что классификация должна проводиться на основе нескольких признаков. Самой популярной оказалась классификация правовых семей данная известным французским ученым Рене Давидом, которую он впервые изложил еще в 50-е годы ХХ в. Классификация основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р.Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англо-саксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы»[233]. Однако в настоящий момент указанная классификация нуждается в существенном обновлении в связи с изменением геополитической и цивилизационной ситуации. С момента исследования правовых семей мира Р.Давидом минуло более шестидесяти лет, и, например, социалистическое право, действовавшее на значительной территории Евразии, Африки, Азии и Америки, ныне с распадом СССР и «социалистического лагеря» практически перестало существовать.

В основе другой классификации лежит концепция «западного права», и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе предпринимательства и стремления к правовой стабильности, призванного сохранить фундаментальные ценности, и социалистическое право как исключительно нестабильное, преходящее (доктрина «отмирания права при коммунизме»), определяемое социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования.

К.Цвайгертом и Г.Кётцем позднее в основу классификации правовых систем был положен критерий «правового стиля». «Правовой стиль» складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право[234]. Нетрудно заметить, что по существу, получен практически тот же результат, что и у Р.Давида, за исключением того, что романо-германская правовая семья у немецких компаративистов подразделена на три отдельных правовых круга.

Более поздние типологии правовых систем, предложенные в компаративистике, предлагают несколько уровней сравнения (макро- и микротипология), на каждом из которых для выделения групп правовых систем используется собственный критерий. Наиболее интересна в этом плане американская школа сравнительного правоведения, представленная такими учеными, как Мэри Энн Глендон, Майкл Гордон, Кристофер Осакве. В частности, К. Осаквепроводит трехуровневую типологию правовых систем[235].

На первом уровне макроклассификации ученый в качестве критерия использует религиозную ориентацию правовой системы и соответственно религиозные правовые системы отграничивает от нерелигиозных. К основным религиозным правовым системам автор относит: мусульманское (исламское) право, еврейское (иудейское) право, каноническое право католической церкви и индусское право. Нерелигиозные правовые системы К. Осакве по критерию правопонимания и роли права в обществе делит на две основные правовые традиции: западную и незападную (второй уровень макроклассификации). Наконец, на третьем уровне типологии (уровне микроклассификации) К. Осакве использует комплексный критерий, который объединяет правовой стиль, философию процессуального права, инфраструктуру права, архитектуру судебной системы, правовую идеологию. На данного критерия западная правовая традиция делится на три правовых семьи: скандинавскую (североевропейскую), англо-саксонскую (англо-американскую), романо-германскую. Отдельно представлены юго-восточное азиатское право и африканское традиционное (обычное) право. Социалистическое право (правовая система социализма) является самостоятельной правовой семьей и рассматривается как квазизападное право (внебрачная дочь романо-германской правовой семьи по К. Осакве), поскольку содержит некоторые признаки романо-германской правовой семьи, но полностью не обладает атрибутами западного права. Однако эта семья практически перестала существовать в своем первоначальном виде и уже практически исчезла после развала социалистического лагеря и СССР.

     Необходимо также специально обратить внимание на то обстоятельство, что представителями цивилизационного подхода во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская, т.е. формационная типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое). В то же время некоторые ученые, являющиеся специалистами в области сравнительного правоведения, считали (А.Х.Саидов), что только единство глобальной марксистско-ленинской идеологии, основанной на социально-экономических критериях, и внутритиповой классификации правовых систем, построенной на юридических критериях, дает возможность составить целостное представление о правовой «карте мира».Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историческую эволюцию правовых систем, во-вторых, систему действующих источников права, в-третьих структуру системы права – ведущие институты и отрасли права, он выделял внутри буржуазного типа права восемь правовых семей:

- романо-германскую

- скандинавскую:

- латиноамериканскую.

-  правовую семью общего права (англо-саксонскую)

- мусульманскую;

- индусскую;

- систему обычного права (африканскую);

- дальневосточную.

Все эти семьи рассматриваются наряду с социалистическим типом права. Историческое развитие признается главным в определении их способностей[236].

Ни одна из приведенных классификаций правовых семей не является исчерпывающей для полной картины правовых систем мира, и поэтому в современной литературе по-прежнему можно встретить самые различные типологические подразделения правового многообразия.

 Ныне чаще всего выделяют следующие правовые семьи:

- романо-германскую;

- общего права (англо-саксонскую);

- мусульманскую;

- индусскую (индусское право);

- обычно-традиционную;

- социалистическую;

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право. И - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Исходя их этого, следует охарактеризовать главные правовые семьи мира.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!