From the point of Love within the Heart of God 11 страница



В настоящее время предпринимается и дальнейший шаг. Повсюду, в каждой стране людей с малых лет учат, что они не только индивидуумы, не только члены государства, империи или нации, не только люди с индивидуальным будущим, но что им предназначено также быть представителями некоторых великих групповых идеологий – демократической, тоталитарной или коммунистической. Эти идеологии являются в конечном счёте материализованными мечтами, или видениями. Ради их торжества – как учат современного юношу – он должен работать, отдавать себя и, если потребуется, бороться. Отсюда несомненно следует, что, невзирая на весь внешний беспорядок и хаос, бушующий сегодня в сознании человечества, невзирая на страх и опасения, ненависть и обособленность, человеческие существа начинают сочетать в себе три состояния сознания: индивидуума, гражданина и идеалиста. Способность к этому, умение пребывать во всех трёх состояниях одновременно доходит сегодня до уровней человеческой жизни, присущих так называемым “беднейшим слоям населения”.

Всё это очень хорошо и является частью предопределённого плана. Будь то демократический идеал, или видение тоталитарного государства, или коммунистическая мечта, они оказывают в целом благое воздействие на сознание человечества. 104] Чувство осведомлённости о происходящем в мире определённо возрастает, способность считать себя частью целого быстро развивается, и всё это желательно, правильно и входит в божественный план.

Безусловно верно, что этот процесс портят, тормозят методы и мотивы, которые в высшей степени нежелательны, но человеческие существа имеют привычку портить то, что прекрасно; у них исключительно развит навык к эгоизму и материализму, а поскольку умы людей ещё практически не тренированы и не развиты, им недостаёт способности распознавания и умения отличать старое от нового, или правильное от более правильного. Так как их воспитывали в эгоизме и материальных установках, пока они находились под контролем родителей и образовательных систем своего времени, их мышление естественно отклоняется в нежелательном направлении.

В уходящем Веке Рыб молодёжь в каждой стране воспитывалась под влиянием трёх основополагающих идей. Суть этих идей может быть выражена в следующих вопросах:

1. Какой должна быть моя профессия, чтобы я мог иметь столько в материальном мире, сколько мне нужно для моего положения в жизни и по потребностям?

2. Кто выше меня, на кого я должен равняться и кого почитать, и кто ниже меня по общественному положению, и как высоко я способен подняться по социальной лестнице, чтобы улучшить свою жизнь?

3. С детства меня учили, что я по природе склонен поступать неправильно и безнравственно, или (если окружение узко ортодоксальное) что я жалкий грешник, неспособный к будущему счастью. Как мне избежать наказания за мои естественные желания?

105] В результате в расе глубоко укоренились чувство материальной и социальной амбиции, а также комплекс неполноценности, который неизбежно прорывается наружу в той или иной форме возмущения в индивидууме, в расовых взрывах или же, снова говоря об индивидууме, в неудержимом центрировании на себе. От этих искаженных тенденций и регрессивных идеалов раса должна в конце концов отойти. Именно осознание этого факта произвело в некоторых нациях преувеличенный акцент на национальном и расовом благе и на государстве, как сущности. Оно подорвало иерархическую структуру общественного строя. Иерархическая структура является базовой вечной реальностью, но её концепция так искажалась и неверно понималась, что вызвала возмущение в человечестве, произведя почти ненормальную реакцию – откат в сторону свободы и распущенности, которые разрастаются до нежелательных размеров.

Широко распространённое сегодня требование молодёжи мира (в некоторых странах) иметь возможность проводить время исключительно в удовольствиях, её безответственность и отказ обратиться к реальным ценностям жизни – вот все признаки этой реакции. Наихудшее положение в этом смысле наблюдается в демократических странах. В тоталитарных государствах оно не допускается в таком масштабе, поскольку молодёжь заставляют брать на себя ответственность и посвящать себя большему целому, а не погружаться в материальную жизнь и тратить свои годы в “приятном времяпрепровождении”, – кажется, так вы выражаетесь? Обычно человек “приятно проводит время” за счёт других, причём это происходит в годы его формирования, неизбежно обусловливающие, определяющие будущее молодого человека.

Я говорю не в политическом смысле и не в защиту какой-либо системы правления. Принудительная деятельность и принудительная ответственность отбрасывают подавляющее большинство людей на стадию яслей или в детство, а человечеству пора бы достичь зрелости с её готовностью возлагать на себя ответственность и растущим чувством реальных ценностей и норм жизни. Чувство ответственности – один из первых признаков того, что душа индивидуума 106] пробуждается. Душа в массе человечества тоже в настоящее время пробуждается, – тому свидетельством следующие факты:

1. Повсеместный рост обществ, организаций и массовых движений за улучшение благосостояния человечества.

2. Возрастающая заинтересованность масс народа в общественном благополучии. До сих пор в нём был заинтересован высший слой общества либо по эгоистическим соображениям, чтобы защитить себя, либо из-за врождённого патернализма. Интеллигенция и ученые исследовали, изучали народное благополучие с ментальной, научной точки зрения, рассматривая в качестве основы общий материальный базис. Низший и средний класс естественно заинтересован в материальной основе с точки зрения финансов и торговли. Сегодня эта заинтересованность дошла до самых низов, все классы чутко и бдительно реагируют на общее, национальное, расовое или международное благо. Это очень хорошо и служит обнадёживающим знаком. 

3. Гуманитарные и благотворительные усилия достигли своей кульминации, наряду с жестокостью, ненавистью и отклонениями, порождаемыми обособленностью, гипертрофированными национальными идеологиями, агрессивностью и амбицией в жизни всех наций.

4. Образование быстро становится массовым достоянием, дети всех наций, как высших классов, так и низших, становятся интеллектуально оснащенными, как никогда прежде. Конечно, усилия направляются в основном на то, чтобы научить их удовлетворять материальные и национальные потребности, быть полезными для государства, а не экономической обузой. Общий результат, тем не менее, созвучен божественному плану и, без сомнения, хороший.

5. У власть имущих растёт признание того, что человек с улицы становится весомым фактором в мировых делах. С ним устанавливается всесторонний контакт через прессу и радио; человек среднего развития сегодня довольно интеллектуален и достаточно заинтересован, чтобы попытаться сформировать собственное мнение и прийти к собственным заключениям – пусть самым простым, но признаки усилий с его стороны несомненны; 107] отсюда контроль над прессой и радио, существующий в той или иной форме во всех странах ввиду того, что никогда не может быть сколько-нибудь долговременного отдаления от иерархической структуры, лежащей в основе нашей планетарной жизни. Контроль распадается на две большие категории:

Финансовый контроль, как в Соединённых Штатах.

Правительственный контроль, как в Европе и Великобритании.

Людям внушают, что именно для них хорошо; оговорками и тайной дипломатией окрашено взаимодействие правительства с массами, и беспомощность человека с улицы (перед властями в сфере политики, важными решениями, такими как решение о войне или мире, теологическими установками, да и экономическими мероприятиями) всё ещё достойна сожаления, хотя и не так велика и вопиюща, как раньше. Душа человечества пробуждается, и нынешнее положение можно считать временным.

Целью грядущих образовательных систем станет сохранить индивидуальную целостность человека, выработать у него чувство индивидуальной ответственности, поощрять развивающееся групповое осознание базовых индивидуальных, национальных и мировых отношений наряду с внешней открытостью, организаторскими навыками, заинтересованностью и компетентностью. В то же время в нем будет усиливаться чувство гражданства, как в вещественном внешнем мире физического плана, так и в Царстве Бога и душевных отношений.

Чтобы это осуществить и полностью изменить современные мировые подходы и неправильные акценты, и было допущено то ужасное, катастрофическое положение, какое сегодня существует на планете.

Положение в мире и идеологии

108] Прежде чем перейти к технической стороне нашей работы, хотелось бы, чтобы вы поразмыслили о положении в мире и мировых идеологиях с точки зрения образования. Я бы желал, чтобы вы рассмотрели их глубже под углом существующих базовых групповых отношений, учитывая необходимость готовить молодёжь будущего к наступлению грядущего века – очертания которого в наше время лишь смутно проглядывают. Я бы предпочел, чтобы вы получили сводное представление о нынешнем положении в мире, и коснусь его лишь в широких, общих чертах, не упоминая деталей или отдельных личностей, разве лишь прибегая к ним для иллюстрации. В других своих книгах я уже заложил для этого основу, когда старался вкратце рассмотреть психологические проблемы различных наций, их причину или причины и тот особый вклад, который каждая нация должна внести в мировое целое.

Постараемся осознать некоторые выдающиеся факты, хотя обычно их считают таковыми скорее эзотеристы, чем мир в целом. Но мы работаем или стараемся работать как эзотеристы. Вот эти факты:

1. Существуют некоторые базовые идеи, которые дошли до нас через века и привели человечество к его нынешней точке эволюции. Идеи – это субстанция эволюционной движущей силы.

2. Имеется скрытый контроль, который существовал на протяжении веков и который можно отождествить с определённо проступающим планом – применительно к сознанию человека.

3. Всякий рост происходит благодаря эксперименту, борьбе и настойчивости, – отсюда нынешнее смятение. Последнее свидетельствует о “прорыве” к свету, свету мира, как и к групповой антахкаране.

109] Очевидно, многое из того, что я могу дать в настоящих инструкциях, не может получить немедленного применения, но я прошу учащихся размышлять и думать в тех направлениях, какие я указал, ибо только после того, как сформируется ядро мыслителей, отзывчивых к новым идеям в области образования, духовная Иерархии Учителей сможет добиться намеченных результатов в Своей работе по осуществлению планов Бога. Учителя не могут работать и не работают без Своих избранных фокусных точек на физическом плане. Я снова прошу вас считать себя аванпостами сознания Тех, Кто, на внутренней стороне жизни, стремится пролить новый свет на вопрос общественных организаций, взаимоотношений между индивидуумом и целым, а также новых желательных тенденций в образовании. Я рекомендовал бы вам разработать для себя ментальный тренинг, имея это в виду. Отметьте последовательность в исполнении требования: сначала продумайте, потом тренируйтесь. Сначала вера в контакт, затем шаги к тому, чтобы облегчить и развить этот контакт.

Наша тема – изучение организации образования человечества, включая (на поздних стадиях) ответственность и правильное действие. Мы рассмотрим в общих чертах развитие человека, от изолированной личностной единицы, через стадии семейной жизни, племенной жизни, национальной жизни до нынешней стадии устремленного, идеалистического человечества. Идеализм и преобладающий дух исследования ответственны за современный мировой хаос; они произвели конфликтующие между собой идеологии, драматическое появление национальных спасителей, мировых пророков и работников, идеалистов, оппортунистов, диктаторов и исследователей повсюду, в любой области человеческой мысли, в каждой стране. Этот идеализм – добрый знак. Он ответствен и за бурлящее беспокойство и настоятельное требование лучших условий, большего света и понимания, углубленного сотрудничества, безопасности, базирующейся на правильных установках, а также мира и изобилия вместо страха, террора и голода.

110] В мои намерения не входит рассматривать предмет с позиций многочисленных современных учебников по вопросам управления, законодательства или множества схем (экономических, политических и т. д.), внимание к которым столь сегодня преобладает. Я не намерен входить в детали или давать определения. Представители различных направлений могут при помощи имеющейся литературы отстаивать своё кредо гораздо успешнее, чем я. Приверженцы идеологий могут выразить свои убеждения и задачи с большим воодушевлением и верой, чем это возможно для меня. Я буду писать для вас как тот, кто видит проступающий образ яснее, чем вы, потому что вижу его как изнутри, так и извне, а также на чертежах, хранящихся в Иерархии. Я буду писать как тот, кто, совещаясь с работниками Иерархии, старался постичь задачи и сотрудничать с ближайшими планами в нынешнее время планетарного кризиса и смятения, суровых перемен и подъёма человечества на новые уровни жизнедеятельности, к более высоким состояниям сознания; как тот, кто чуть глубже изучил записи прошлого и способы медитации, и достиг той меры вмещения прошлого, настоящего и будущего, которая, естественно, пока для вас невозможна.

Некоторые планы и идеи, управляющие иерархическим действием, я попытаюсь вам представить, – пусть они действуют на ваш ум, побуждая либо отвергнуть, либо признать их. Я лишь излагаю. Вам делать выводы, извлекать заключения и мыслить в указанных направлениях. Я стараюсь, чтобы вы сами углубились в это направление мышления, чтобы моя работа над вашим умом облегчилась и групповая постройка требуемых мостов света могла продвигаться быстро. Не забывайте: мне тоже приходится предпринимать усилие, чтобы сделать свои мысли и идеи понятными для вас, а это возможно, только если я демонстрирую мудрость, а вы демонстрируете 111] интеллект и настойчивость. Если наставник мудр, а ученик интеллектуален, многое становится возможным.

Я просил бы, чтобы ваша позиция (хотя бы на время) перестала быть критической; чтобы вы на время отбросили свои предвзятые идеи; чтобы культивировали готовность осмысливать и взвешивать – на этот раз не свидетельство, а внутреннюю структуру того, что эзотерически происходит, более важную, чем внешние события, и тем самым смогли до некоторой степени уловить цель нового образования. Подумайте над этой фразой, глубоко вникните в её смысл. Старайтесь добиться вертикального настроя при горизонтальном обзоре. Подумайте и над этой фразой.

Изучая человека, то, как он нащупывает себе дорогу от состояния животного до своего нынешнего, всё более интеллектуального подхода, и пробивается в будущее с его широчайшими благоприятными возможностями, будем всегда помнить, что для Хранителей Божественного Плана и Тех, Кто вырабатывает новые обстоятельства, формальная сторона жизни, внешнее материальное выражение, безусловно вторично. Ваше видение нередко искажается болью и страданием, которым подвергается форма (своими ли собственными или других, индивидуальными или массовыми), так что вы не видите ясно цели и необходимости жизни в форме. Для многих из вас, например, Мировая Война явилась величайшим бедствием, агонией, которая должна быть предотвращена в будущем любой ценой, ужасным, чудовищным событием, показателем наличия зла в человеке и немыслимого слепого безразличия Бога. Для нас же, на внутренней стороне, Мировая Война была чем-то вроде радикальной хирургической операции, сделанной в попытке спасти жизнь пациента. Страшная бактерия стрептококка, инфекция грозила жизни человечества (говоря символически), и операция была сделана для того, чтобы продлить благоприятную возможность и спасти жизнь, а не форму. Эта операция прошла в значительной степени успешно. Вирус, однако, не искоренён и даёт о себе знать в заражённых областях тела человечества.

112] Может потребоваться ещё одна хирургическая операция, но не для того, чтобы разрушить и привести к концу нынешнюю цивилизацию, а чтобы изгнать инфекцию и избавиться от лихорадки. Но она может и не понадобиться, поскольку процесс рассеяния, распределения и поглощения уже начался и может оказаться эффективным. Давайте работать ради такого результата. В то же время никогда не будем забывать, что именно Жизнь, ее цель и предопределенная судьба имеют значение; а также что, когда форма оказывается неадекватной,  слишком больной или искалеченной для выражения цели, то, с точки зрения Иерархии, ничего страшного, если эту форму нужно отбросить. Смерть – не несчастье, которого надо бояться; работа Разрушителя в действительности не является жестокой или нежелательной. Это говорю вам я, который сам находится на Луче Любви и знает её смысл.

Есть два способа разрушения: тот, к которому прибегают человеческие существа, не понимая жизненных целей, действуя слепо и невежественно, побуждаемые эгоистическим желанием, любовью к власти и ненавистью, и тот, который в своё, должное время допускается душой, а именно, когда обитающей внутри жизни требуется новый проводник выражения. Поэтому Хранителями Плана допускаются значительные разрушения и много зла обращается в добро, поскольку итог видится с самого начала, а сознание достаточно созрело и набралось опыта, чтобы оставить форму ради будущих благ. Это верно для индивидуумов, наций и рас. Восприимчивость к страданию мира – это великое божественное свойство; однако если она окрашивается эмоцией, то становится обособляющей в своих выводах, принимает чью-то сторону, фокусируясь на личностях, и, таким образом, превращается в наваждение и иллюзию, переставая воспринимать реальность и делая людей слепыми к божественным фактам.

Напоминаю: эзотерист всегда идет в своих доказательствах от общего к частному. Я неизменно так поступаю, тем самым компенсируя конкретную позицию, искаженную панораму и 113] близорукое видение учащегося. Мы будем изучать основные тенденции, широкий спектр проявляющегося человеческого сознания, требующего – ибо оно непрестанно это делает – перемен в образовании, религии и социальной организации, соразмерных своему раскрытию. Цивилизации, культуры, расы и нации появляются и исчезают, но одни и те же индивидуальности приходят и уходят вместе с ними, пожиная плоды опыта и двигаясь ко всё более полным Самоуправлению, групповой организации и синтезу.

Напомню также, что у каждого человеческого существа имеется особое качество – внутреннее, непременно присутствующее врождённое свойство, – которое можно именовать “мистическим восприятием”. Я употребляю этот термин в гораздо более широком смысле, чем обычно, и хочу, чтобы вы включали в качество мистического восприятия:

1. Мистическое видение души, Бога и вселенной.

2. Способность вступать в контакт и оценивать мир смысла, субъективный мир проступающей реальности.

3. Способность любить и идти навстречу другому.

4. Навык схватывать, интуитивно улавливать идеи.

5. Умение чувствовать неведомое, желательное, желанное. Решимость и настойчивость, позволяющие человеку искать неведомую реальность, стремиться к ней, требовать её. Это та мистическая тенденция, что создавала великих мистиков с мировой известностью, множество исследователей, первооткрывателей, изобретателей.

6. Способность чувствовать, регистрировать и отмечать доброе, прекрасное и истинное. Именно она рождала писателя, поэта, художника и архитектора.

7. Стремление открывать и проникать в тайны Бога и природы. Это то, что создавало ученого и религиозного человека.

114] Изучая эти определения, вы увидите, каким включающим является термин “мистическое восприятие”. Это не более и не менее, как врождённая способность человека тянуться и улавливать то, что больше и лучше его самого, которая вела его через последовательно развивающиеся культуры и цивилизации, пока он не оказался сегодня на рубеже нового царства природы. Это способность воспринимать и добиваться блага, кажущегося недостижимым. Поэтому пусть этот широкий, общий тезис присутствует в ваших умах, пока мы изучаем развивающуюся способность человека к самовыражению, самоопределению и самоуправлению.

Какие же базовые идеи (начиная с признанных инстинктов) привели человека, шаг за шагом, к его нынешней борьбе за улучшение мира, групповые ценности и естественное самоопределение, чтобы – хотя это большей частью не сознаётся – создать лучший орган выражения в живом организме, человечестве?

Я разбирал их в другом месте при обсуждении нынешнего Лучевого Плана для человечества в области политики, религии и образования, и мне бы хотелось сейчас повторить кое-что, поскольку оно имеет прямое отношение к нашей теме:

“В конечном счете, главная проблема управления в мире заключается в мудром приложении идей. Именно здесь выявляется могущество речи, так же как в религии или образовании ощущается могущество письменного слова, печатной страницы. В политике массами управляют ораторы, и никогда их влияние не было столь очевидным, как в наше время благодаря использованию радио. “Великие” идеи так и сыплются на головы общественности: теории диктатуры, коммунизма, нацизма, фашизма, марксизма, национализма, идеалы демократии. То одна, то другая группа мыслителей предлагает свои способы управления общественности, которая даже не успевает разобраться в них. Расовая неприязнь, личные предпочтения и разного рода иллюзии обязательно найдут себе выражение, обманывая тех, кто не способен мыслить самостоятельно. 115] Тот, у кого хорошо подвешен язык, кто владеет даром играть словами и способен выразительно озвучить недовольство людей, кто мастерски жонглирует статистическими данными, фанатик, предлагающий панацею от всех социальных зол, разжигатель расовой ненависти – никто из них никогда не останется без последователей. Такие люди без труда расшатывают общественное равновесие и приводят своих легкомысленных сторонников либо к скоротечному успеху и власти, либо к позору и забвению.

Под натиском идей, под постоянным давлением на сознание великих концепций, лежащих в основе нашего эволюционного процесса, человечество учится мыслить, выбирать и строить надежный фундамент. Благодаря эволюционному выдвижению этих идей происходит неуклонное приближение к свободе мысли (по древнему способу испытания новых и отбрасывания негодных концепций), которая позволит человечеству строить в точном соответствии с великими мыслеобразами, положенными в основу нашего внешнего мира. Внимающие умы эпохи становятся все чувствительнее к этим образам, помогая распознавать их и выводить из тьмы на свет дня индивидуальным умам. Именно так открываются те истинные образы, что движут человечество к его назначению, к тому более глубокому осознанию, которое формирует расовые типы, и тому синтетическому пониманию, которое позволит принять идею Братства. Так действуют мысли, и проблема идей будет пониматься все лучше, пока, в результате, у нас не появятся тренированные интуитивы и мыслители, способные непосредственно из мира концепций черпать (для всех) идеи, которые будут служить моделью для построения. Я сознаю, что подобными заявлениями подвергаю себя риску быть обвиненным в преувеличении и утверждении невозможного, но время подтвердит истинность моих предсказаний. Мир строится по определенным 116] внутренним мыслеобразам, в которых заложена его структура. Они и вызвали нынешнюю волну экспериментов с управлением по всему миру. Но никто сегодня не учит проникать в мир образов и интерпретировать идеи, поэтому и возникают проблемы. Позднее, когда люди ясно увидят причину, они будут действовать мудро и тщательно готовить своих Наблюдателей и Связников. Это будут мужчины и женщины, у которых силой настойчивого, ищущего интеллекта пробудилась интуиция. Умы их будут настолько преданы групповому благу и свободны от всякого чувства обособленности, что никак не будут препятствовать контакту с миром реальности и внутренней истины. Они не обязательно будут “религиозными” в обыденном смысле этого слова, но будут отличаться доброй волей, высоким уровнем ментального развития и хорошо оснащенным умом. У них не будет ни личных амбиций, ни эгоизма, но будет любовь к человечеству и желание помогать ему. Такие люди и являются духовными”.

Трактат о Семи Лучах, т. I, сс. 179-181


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!