From the point of Love within the Heart of God 10 страница



Очевидно, очень много десятилетий должно истечь, прежде чем такое положение дел решительно утвердится в мире, – хотя именно десятилетий, а не столетий, если человечество усвоит уроки мировой войны, если имеющимся в каждой нации людям реакционным и консервативным не позволят повернуть цивилизацию вспять, на старую неверную колею. Но начинать нужно немедленно. Простота должна стать нашим ключевым словом, потому что именно простота уничтожит наш материалистический способ жизни. Сопереживающая добрая воля безусловно является главной идеей, которую следует представлять массам и преподавать в школе, тем самым утверждая новую, лучшую цивилизацию. Любящее понимание должно стать отличительной чертой групп культурных мудрых людей, плюс старание с их стороны увязать мир смысла с миром внешних усилий – для блага масс. Мировое гражданство, как выражение доброй воли и понимания, должно стать целью просвещённых людей повсеместно и отличительным признаком духовного человека. Эти три понятия отражают правильные отношения между образованием, религией и политикой.

Вся теперешняя работа – это работа переходного времени, а потому, самая трудная. Она подразумевает наведение моста между старым и новым и несла бы почти непреодолимые трудности, если бы не тот факт, что с двумя будущими поколениями войдут в воплощение такие типы Эго, которые будут в состоянии разрешить проблему. Те из вас, кто имеет отношение к образованию, к ситуации в нём, кто вдохновлён представленной картиной и готов взяться за осуществление желаемых возможностей, должны мне доверять. Ясное мышление, сильное чувство любви и истинный компромисс (отметьте эту фразу) многое сделают для того, чтобы заложить 92] нужный фундамент и широко распахнуть дверь в будущее. В наш промежуточный период идет процесс уравновешивания, и современный педагог должен уделять ему надлежащее внимание.

Наверно пора указать природу этого процесса. Я утверждал, что душа закреплена в двух точках тела:

1. Нить энергии, называемая жизненным, или духовным, аспектом, закреплена в сердце. Как хорошо известно, она использует в качестве своего распределяющего агента кровеносную систему; с кровью жизненная энергия передаёт способность к восстановлению и координирующую энергию всем физическим органам, обеспечивая “целостность” тела.

2. Нить энергии, именуемая аспектом сознания, или способностью души знать, закреплена в центре головы. Она контролирует механизм отклика, мозг; через него она направляет активность всего тела, насыщая его осведомлённостью посредством нервной системы.

Оба энергетических фактора, характеризуемые людьми как жизнь и познание, или как жизненная энергия и интеллект, представляют собой два полюса бытия для ребёнка. Задача последнего состоит в том, чтобы сознательно развить средний, или гармонизирующий, аспект, то есть любовь, или групповое отношение, чтобы знание служило групповым нуждам и интересам, а жизненная энергия сознательно и намеренно служила групповому целому. Истинное равновесие достигается именно этим, а также признанием того, что Путь Служения есть научная техника достижения такого равновесия. Поэтому в нынешний переходный период педагоги должны делать три дела:

93] 1. Переориентировать знание, аспект сознания, или чувство осведомлённости, ребёнка так, чтобы тот с раннего детства уяснил: всё, чему его учили или учат, должно направляться скорее на благо других, чем на собственное благо. Его будут приучать смотреть вперёд. Информация о прошлой истории расы будет даваться ему с точки зрения роста сознания человечества, а не в виде фактов материального или агрессивного достижения, как практикуется ныне. По мере того как прошлое станет соотноситься в уме ребёнка с настоящим, будет развиваться его способность соотносить между собой, соединять, наводить мосты между различными аспектами своей жизни, на разных планах.

2. Учить ребёнка, что жизнь, которую он ощущает пульсирующей в своих венах, – только малая часть всеобщей жизни, пульсирующей во всех формах, всех царствах природы, всех планетах и Солнечной системе. Ребёнок будет узнавать, что он разделяет её со всем сущим, а потому, истинное “кровное Братство” находится всюду. Следовательно, с самого начала жизни его можно учить взаимоотношениям; малыш быстрее вникает в их суть, чем средний взрослый, воспитанный на подходах и установках старого века. Когда оба осознания – ответственности и взаимоотношений – станут внушаться ребёнку с раннего детства, легче будет достигаться и третья задача нового образования.

3. Объединение в сознании жизненного импульса и тяги к знанию будет в конце концов приводить к планомерной активности. Планомерная активность будет идти в русле служения; последнее, в свою очередь, будет тройственным образом помогать ребёнку, которого учат его практиковать:

а. С самых ранних лет ребёнка попытки служения станут направляющим агентом, указывающим в итоге его основное и побочное призвание, тем самым, способствующим карьере.

94] б. Служение будет выявлять лучшее, что есть в ребёнке, делая его магнетическим излучающим центром там, где он находится. С его помощью ребёнок станет привлекать к себе тех, кто может помочь ему или кому он может помочь, тех, кто может ему послужить и кому он сам лучше послужит.

с. То есть, оно будет делать ребёнка по-настоящему творческим, тем самым позволяя ему сплетать нить энергии, которая, добавившись к нитям жизни и сознания, объединит голову, сердце и горло в единый функциональный механизм.

Выполнение трёх вышеперечисленных требований явится важнейшим шагом (в расовом масштабе) к постройке антахкараны, или моста между:

1. Различными аспектами формальной природы.

2. Личностью и душой.

3. Человеком и другими людьми.

4. Человеком, как членом человеческого семейства, и окружающим миром.

Ясно, что образование должно главным образом развивать отношения и взаимоотношения, содействовать наведению мостов, или устранению разделенностей, то есть восстановлению единства, или синтеза. Становление Науки Правильных Отношений – вот ближайший следующий шаг в ментальном раскрытии расы. Это главное в новом образовании.

Век Водолея

В результате работы наведения мостов, которая будет проделана в ближайшие сто пятьдесят лет, техника устранения разобщённости в человеческом семействе и сплетения в один прочный кабель разных нитей энергии, пока ещё слабо связывающих аспекты внутреннего человека с внешней формой, достигнет 95] такого прогресса, что подавляющее большинство мыслящих людей мира, представителей всех классов и наций, станут интегрированными личностями. Когда это случится, наука антахкараны станет планомерной частью их тренинга. Сегодня же, по мере изучения этой науки и связанных с нею науки медитации и науки служения, приходится признать, что обращение относится только к мировым стремящимся и ученикам. Воспринимать данное учение готовы в наше время лишь особые души, которые быстро приходят в воплощение, чтобы утолить нужду мира в помощи. Но позднее обращение будет относиться ко всем, и воспринимать его будут почти повсеместно.

Мне нет смысла очерчивать для вас природу образовательных систем, свойственных Веку Водолея, так как они покажутся совершенно неподходящими в наше время. Я говорю о них, поскольку необходимо помнить: работа, которая будет делаться в течение двух следующих столетий в области образования, – временная и уравновешивающая, и лишь после выполнения возложенных на образование обязанностей появятся более долговременные системы, которые в новом веке расцветут повсеместно.

Три основные науки будут доминировать в области образования в новом веке. Не отвергая современной науки, они будут интегрировать её в более широкое субъективное целое. Науки эти следующие:

1. Наука Антахкараны. Это новая истинная наука ума, показывающая, как использовать ментальную субстанцию для строительства моста между личностью и душой, а затем между душой и духовной триадой. Она учит активной работе в субстанции более тонкой, чем субстанция трёх миров обычной человеческой эволюции. Она имеет дело с субстанцией трёх высших уровней ментального плана. Символические мосты на этих уровнях, будучи выстроенными, усиливают поток, или течение, сознания и обеспечивают ту непрерывность сознания, или то чувство беспрепятственной осведомлённости, что кладет 96] конец страху смерти, отвергает всякое чувство обособленности и делает человека отзывчивым – своим мозговым сознанием – на впечатления, поступающие к нему из высших духовных сфер, или из Ума Бога. Так его легче посвящать в цели и планы Творца.

2. Наука Медитации. В настоящее время медитация ассоциируется в умах людей с областью религии. Но она применима в любой сфере. Эта наука может применяться к любому жизненному процессу. В действительности, эта наука является вспомогательной и подготовительной к Науке Антахкараны. Это истинная наука оккультного строительства, или наведения, моста в сознании. Она, особенно на ранних стадиях, облегчает процесс постройки. Она является одним из главных способов духовного функционирования; одной из многих дорог к Богу; в конечном итоге она соединяет индивидуальный ум с более высоким умом, а позднее с Универсальным Умом. Она – одна из важнейших строительных техник, которая в конце концов станет основой новых методов образования в школе и в колледже. Предназначена она главным образом для того, чтобы:

а. Обеспечить восприимчивость к высшим впечатлениям.

б. Выстроить первую половину антахкараны – между личностью и душой.

в. Обеспечить, в итоге, непрерывность сознания. Медитация – это, по сути, Наука Света, так как медитирующий работает в субстанции света. Одна ветвь её переходит в Науку Визуализации, ибо по мере того как свет продолжает приносить откровение, способность визуализировать может возрастать благодаря просветлённому уму, в результате чего позднее можно учить ученика творчеству. Добавим, что постройка второй половины антахкараны (ликвидирующей разрыв в сознании между душой и духовной триадой) 97] называется Наукой Видения, ибо, если первая половина моста строится из ментальной субстанции, вторая его половина строится из световой субстанции.

3. Наука Служения нормально и естественно вырастает из успешного применения двух первых наук. По мере того как устанавливается связь между душой и личностью, а знание Плана и свет души вливаются в сознание мозга, низшее подчиняется высшему. Отождествление с групповыми целями и планами – это естественный атрибут души. Когда отождествление осуществляется на ментальном и душевном уровнях, оно порождает соответствующую активность в личностной жизни, и эту активность мы называем служением. Служение – это подлинная наука творения и научный метод достижения непрерывности сознания. 

Три эти науки со временем станут считаться тремя главными предметами учебного процесса, которым будет уделяться всё больше внимания.

Мы заложили основы для рассмотрения трёх наук, которые будут определять мышление 98] педагогов грядущего века. Постройка и стабилизация антахкараны, развитие способности контролировать жизнь и работать методами белой магии, используя науку медитации, а также науку служения, благодаря которой нарабатываются и укрепляются групповой контроль и групповые взаимоотношения, – вот три основополагающие науки, которыми станут руководствоваться психолог и педагог будущего. Они вызовут также радикальные перемены в отношении родителей к своим детям и в методах, применяемых для их тренинга и обучения в самые юные годы, когда происходит формирование их сознания.

Упомянем, что и сами родители будут воспитываться в иных, новых условиях, сложившихся после изменения представлений об учебном процессе. Поэтому то, что вам кажется мистическим и неопределённым (вследствие своей новизны или идеализма и акцента на кажущемся абстрактным групповом сознании), будет для них нормальным и естественным. Что я хочу подчеркнуть, – так это благоприятную возможность, открытую следующим двум-трем поколениям; напомню также о необходимости развития распознавания, на которое, согласно новой идеологии образования, естественно будет делать ставку воспитательный процесс.

 

 


Глава IV

Культура индивидуума

 

99] Подойдем к культуре индивидуума с трёх точек зрения, которые, в целом, показывают, как сделать индивидуума: интеллектуальным гражданином двух миров (мира объективного существования и внутреннего мира смысла), мудрым родителем и контролируемой, управляемой личностью. Приступаем к рассмотрению этих пунктов.

Я не разрабатывал образовательных систем Века Водолея и никогда не вдавался в их детали. Это было бы для вас бесполезно; я и в самом деле не в состоянии вам помочь, даже если бы отправил вас на двести лет вперёд, в цивилизацию и культуру, чьи признаки пока едва заметны. Будет лучше, если я сделаю акцент на возникающих идеях, которые будут направлять следующее поколение и проведут мир через самый трудный переходный период, какой ему когда-либо выпадал.

Некоторые основные идеалы, возникающие под влиянием нынешних идеологий, начинают оказывать воздействие на общественное сознание. Эти идеалы – по существу, человеческие реакции на божественные идеи; поэтому они не вполне свободны от ошибок и, безусловно, носят на себе отпечаток тех умов, которые их формулируют; они неизбежно обусловлены прошлой историей, национальными традициями и расовыми тенденциями мышления. И все же эти идеалы удивительно похожи, даже если их выражают последователи очень разных идеалистических мировоззрений. 100] Если мы собираемся как следует разобраться в этих идеях и заложить правильный фундамент, наверно, стоило бы обсудить некоторые из этих универсальных подходов, рассмотрев их значение в свете нынешних мировых проблем, а также обсудить признаки грядущего мира, которые мы можем благодаря им выявить.


Вопрос гражданства

Среди граждан большинства наций крепнет убеждённость в том, что главная обязанность образовательных систем – подготовить ребёнка к гражданству. Под этим подразумевается, что обязанность государства и налогоплательщиков – так воспитать ребёнка, чтобы он мог стать сопереживающей мыслящей частью организованного целого, которое называется нацией; так его дисциплинировать, чтобы он мог участвовать и вносить свой вклад в дела государства, тем самым приобретая социальную значимость, чтобы он играл собственную индивидуальную и в то же время групповую роль в жизни общества, в котором родился и должен действовать; показать, что его индивидуальная жизнь и интересы менее значимы, чем жизнь целого, и что предварительный урок, который он должен усвоить, – тот, что он является единицей в функциональной группе таких же единиц, от каждой из которых ожидается, что она внесёт свой вклад на благо целого.

В зародыше эта идея (какой бы поразительной она ни казалась) осуществилась, когда тысячи лет назад были организованы первые школы. Школы эти были поначалу крошечными и давали образование лишь немногим избранным, но постепенно привели (как правило, при помощи религиозных организаций) к массовому образованию и обязательному обучению, характеризующим школы в современном государстве, чья обязанность – подготавливать миллионы молодых людей в мире к тому, чтобы они стали мыслящими, но управляемыми гражданами.

Сегодня в так называемых просвещённых странах для масс существует определённое обязательное обучение; дети всех наций обучаются чтению, письму и началам арифметики. Им 101] полагается сформировать общее представление о мире – обучаясь географии, истории и экономике – и благодаря этому достичь объективного естественного понимания процессов и причин, позволивших различным нациям стать тем, чем они являются, то есть научиться видеть общую планетарную картину. Меняющиеся контуры этой картины рождают в детях сегодняшнего дня ментальную гибкость, а это во многом ценное качество.

В формировании гражданина до последнего времени акцентировались две установки. Назначением образования было так оснастить ребёнка, чтобы он, достигнув зрелости, мог позаботиться о себе в хищном современном мире, зарабатывая средства к существованию и становясь, по возможности, богатым и независимым от тех, с кем сводит его жизнь. Весь процесс обучения ставил акцент на нём как на индивидууме, всё вращалось вокруг того, что он собирается делать, как он собирается жить и что он может получить, сделать и достичь в жизни.

В таких условиях, если школа была с религиозным уклоном (например, церковная), его учили, что он должен стараться быть хорошим, и выдвигали такой эгоистический мотив, что, если он сможет это делать, то когда-нибудь попадёт на небеса и обретёт там счастье. Когда подобные идеи им завладевали, когда под организованным давлением он начинал соответствовать желанному образцу и эталону, когда он усваивал нужное количество самой общей информации о человечестве и человеческих достижениях, и когда у него развивалась способность запоминать факты (исторические, научные, религиозные и прочие), даже если его способность мыслить оставалась совершенно неразвитой, его выпускали в мир, в предназначенное для него общество, делать добро и утверждать себя.

Я сознаю, что вышеизложенное является широким обобщением. Оно совершенно не учитывает внутренних врождённых навыков ребёнка, достигнутой им точки душевной эволюции, да 102] и способностей, с которыми он вступает в жизнь и которые являются результатом многочисленных предшествующих жизненных опытов. Оно упускает также влияние многих добросовестных, духовно мыслящих и высокоразвитых учителей, которые – во все века – оставляли свой след в молодых людях, которых они учили, ориентировали и вели вперёд, к лучшему. Я говорю лишь о формальном аспекте образовательных систем и очевидном его воздействии на молодёжь любой нации. Цели, которые ставил перед собой формальный наставник, были узкими, а логическим результатом его преподавания и работы становилось формирование эгоистической, материалистически мыслящей личности, главная задача которой – улучшение своего материального положения. Этому исключительно способствовало присутствие в той или иной мере индивидуальной амбиции, которая побуждала ребёнка охотно следовать узкой эгоистической цели учителя. Естественный идеализм ребёнка (а какой ребёнок не является врождённым идеалистом?) медленно, но верно умирал под тяжестью материализма мировой педагогической машины и эгоистической пятой мирового бизнеса с его многочисленными ветвями, а также из-за всегдашнего акцента на необходимости делать деньги.

Постепенно такое губительное положение дел (достигшее своей кульминации в первые годы нашего столетия) менялось, и сегодня во многих странах благосостояние самого государства, благо империи, удовлетворение нужд нации представляются ребёнку с самых ранних лет как наивысший возможный идеал. Его учат, что служению государству, империи или нации он должен отдавать самое лучшее, что в нём есть; в сознание его крепко вбивается, что его индивидуальная жизнь должна подчиняться более объемлющей жизни государства или нации и что его долг – служить нации, даже ценой своей жизни. Его учат, что в критических обстоятельствах 103] он, как индивидуум, вообще не в счёт, а единственное, что имеет значение, – это большое составное целое, бесконечно малой частью которого он является. Это определённый шаг в расширении сознания, который род человеческий должен сделать.

Напоминаю: именно расширение сознания и повышение чувствительности и восприимчивой осведомлённости есть цель всякого божественного и иерархического усилия. Улучшение материальных условий не является целью. Оно осуществляется автоматически с неуклонным раскрытием чувства осведомлённости. Будущее человечества определяется его устремлением и способностью отзываться на идеализм, который сегодня наполняет мир.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!