From the point of Love within the Heart of God 3 страница



Во-вторых, надо пытаться приблизительно определить место ребёнка на лестнице эволюции, изучая его происхождение, физическое оснащение, природу аппарата отклика с его характерными реакциями и основные интересы. Такое исследование укрепляет субъективную сопряженность с ребёнком, что гораздо важней для получения результата, чем долгие месяцы словесной накачки в попытке передать идею.

Теория, методы и цели

Всё, что я хочу сейчас сказать, имеет пока характер вводных замечаний. Пожалуйста, помните об этом. Я стремлюсь, однако, заложить прочное основание для последующего обсуждения метода постройки антахкараны, чтобы мы могли работать не критически, но с пониманием. Важно, чтобы наша работа базировалась на том, что существует сегодня. В природе нет разрывов, даже если (с точки зрения академической науки) существует очевидный пробел между фактами и известными видами. В переходные периоды некоторые связующие формы исчезли, и кажется, что есть разрыв. Однако в действительности это не так. Мы ещё не открыли всего, что должно обнаружиться в мире феноменальных явлений. В настоящее время мы проходим через один из великих естественных переходных периодов. Мы закладываем основание для появления нового вида человеческого существа — более высокоразвитой единицы внутри человеческого 15] семейства, — отсюда множество наших проблем и неудач в том, чтобы исполнить требования расы и удовлетворить человеческую потребность в развитии.

В мире утвердилась общая теория образования, и повсеместно употребляются определённые основные методы. В разных странах применяются очень разнородные методы, и системы образования различаются в высшей степени. Во всех, однако, изучаются одни и те же фундаментальные предметы; молодёжь страны обучается читать и писать и неплохо умеет обращаться с цифрами, освоив элементарную арифметику. Эти три способности своеобразно символизируют всё эволюционное раскрытие расы.

Чтение призвано облекать идеи в форму и олицетворяет первый шаг в творческом процессе, когда Божество, руководимое и побуждаемое идеей (воплощающей цель и план Бога), превратило эту идею в желаемую субстанцию и облекло необходимое внешнее явление. Письмо символизирует продолжение этого процесса, но, конечно, является гораздо более личным делом. Чтение содействует, по сути, постижению какой-либо сформулированной идеи, тогда как письмо, что достаточно любопытно, связано с сознательным отношением индивидуума к идеям, и то, как он использует слова для писания, характеризует меру его понимания этих универсальных идей. Арифметика (способность складывать, вычитать и умножать) также относится к творческому процессу и олицетворяет создание форм на физическом плане, которые адекватно представляют идею и вводят её в проявление.

Зрение можно считать имеющим отношение к высшим уровням ментального плана, на которых идея чувствуется и видится. Письмо имеет отношение cкорее к конкретным уровням ментального плана и к способности человека схватывать увиденные идеи и выражать их в собственной 16] индивидуальной форме. Арифметика связана с последующими стадиями процесса и с выявлением идеи в форме на физическом плане. Визуализация мыслеформы — это процесс, который должен сопровождаться передачей идее такого количества энергии, которое требуется для того, чтобы сделать её эффективной или “очевидной” (говоря эзотерически). Арифметика и символизирует этот процесс.

С другой стороны, человек читает свою судьбу на небесах и пишет эту судьбу своей жизнью на земле; он сводит, сознательно или бессознательно, идею своей души в должную, подходящую форму, так что в каждой жизни происходят сложение, вычитание и умножение, пока душа не наберет полный опыт. Итак, символически говоря, в начальном образовании заложены три основные идеи, хотя истинный их смысл отнюдь не воспринимается и правильное значение совершенно утрачено. Однако всё, что у нас есть и возникает, медленно, но определенно, благодаря мировому образованию, возводится на этих неосознаваемых опорах. Фундаментальная потребность, перед которой стоит сегодня педагогический мир, — это необходимость соотнести процесс раскрытия человеческой ментальности с миром смысла, а не с миром объективных явлений. Пока назначением образования не станет ориентация человека на мир внутренних реальностей, нам не изменить неверного акцента, преобладающего в наше временя. Пока мы не поставим задачей нашего образования устранить разрыв между тремя низшими аспектами человека и душой (построить мост на ментальных уровнях сознания), мы едва ли совершим прогресс в правильных направлениях, и любая активность не будет соответствовать современным нуждам. Пока факт существования высшего ума не будет признан, и место, которое должен занимать низший конкретный ум, как слуга высшего, не будет осознано, нам не уйти от чрезмерной склонности к конкретной материализации — привычки запоминать, соотносить факты и создавать то, что служит низшим желаниям человека, — и мы не сформируем человечества, умеющего по-настоящему мыслить. Пока что ум отражает низшую природу желания, не пытаясь познать высшее.

17] Когда утвердится правильный метод обучения, ум будет превращаться в отражатель, или в агента, души и станет таким чувствительным к миру истинных ценностей, что низшая природа — эмоциональная, ментальная и физическая, или жизненная — станет лишь автоматическим слугой души. Душа будет тогда действовать на Земле через посредство ума, контролируя свой инструмент, низший ум. В то же время ум по-прежнему останется регистратором и отражателем всей информации, поступающей к нему из мира чувств, от эмоционального тела, будет фиксировать мысли и идеи, циркулирующие в его окружении. В наше время, увы, тренированный ум считается наивысшим выражением, на которое человечество способно; он рассматривается исключительно под углом личности, а возможность существования чего-то, могущего использовать ум, подобно тому как последний, в свою очередь, использует физический мозг, не замечается.

Одно из действий, которое мы вместе попробуем совершить на этих страницах, заключается в следующем: мы попытаемся уловить отношение мира смысла к миру выражения; мы постараемся изучить технику, с помощью которой мыслящий человек может вступить в мир качества (выражающийся через мир смысла) и понять его своим интегрированным сознанием.

Некоторые слова будут повторяться снова и снова по мере того, как мы сообща работаем и учимся, — такие слова, как смысл, качество, ценность — все, которые открываются в своём жизненном духовном значении, когда человек учится улавливать факт существования высшей реальности и ликвидирует разрыв между своим высшим и низшим сознанием. Значение творческой активности и понимание того, что называется гением, также прояснятся, и творческая работа не будет уже считаться уникальной и возникать спорадически, как сейчас, а станет объектом квалифицированного внимания, тем самым занимая своё нормальное место в человеческом раскрытии. Добавим, что творческая активность в искусстве становится возможной, когда 18] первый аспект выстраивающей мост энергии может функционировать и душа (являющая свой третий, или низший, аспект) способна начать работу. Творческая работа может продвигаться, когда раскрыты два из “лепестков знания” эгоического лотоса. Человек способен создавать, пользуясь знанием и творческой энергией, нечто на физическом плане, что выражает творческое могущество души. Когда два из “лепестков любви” также раскрыты, своё присутствие являет гений. Эта техническая часть информации предназначена для учащихся, которые изучают науку Вневременной Мудрости, но не представляет ценности для тех, кто не распознает этот символизм или факт высшего эго, или души.

Сейчас полезно пояснить употребление слов “высшее эго”. Если вы читали “Трактат о Семи Лучах”, тт. I и II (“Эзотерическая Психология”), то вы знаете, что душа есть аспект божественной энергии во времени и пространстве. Нам говорят, что Солнечный Логос взял для Своего пользования и исполнения Своего желания определённый объём субстанции пространства и наполнил его Своей жизнью и сознанием. Он сделал это в Своих благих целях и в соответствии со Своим планом и намерением. Таким образом, Он подчинил Себя ограничениям. Человеческая монада повторила тот же процесс и — во времени и пространстве — аналогично себя ограничила, создав душу. На физическом плане, в физическом теле эта проявленная преходящая сущность контролирует своё феноменальное явление посредством двух аспектов: жизни и сознания. Жизненный принцип — поток божественной энергии, протекающий через все формы — временно расположен в сердце, тогда как принцип сознания, душа всего, помещается (временно, поскольку речь идет о формальной природе индивидуальной человеческой единицы) в мозге. Опять же, как вы знаете, жизненный принцип управляет механизмом через посредство кровеносной системы, ибо “кровь есть жизнь”, и использует сердце в качестве своего центрального 19] органа; принцип же сознания имеет своим инструментом нервную систему вместе с органом чувствительности, позвоночником.

Поэтому задачей образования должна быть такая тренировка механизма, чтобы он отзывался на жизнь души. Высшее “Я”, или Душа, есть совокупность сознания Монады, опять же во времени и пространстве. Низшее “я”, или воплощенная душа, представляет собой такую часть этой совокупности, какую может использовать и выразить человек в конкретном воплощении. Его активность зависит от типа и качества телесной природы, от механизма, созданного активностью души в других жизнях, и от реакции на окружающие условия. Возрастание осведомлённости души, углубление потока сознания и развитие внутренней непрерывной осведомлённости, плюс привнесение атрибутов и аспектов души на физический план через посредство её тройственного механизма составляют задачу всякого образования. Этими аспектами, как хорошо известно, являются:

1. Воля, или Цель. Посредством образования она должна развиться до такой степени, чтобы проявленная жизнь управлялась сознательной духовной целью и жизненная тенденция правильно ориентировалась на реальность.

Верная направленность воли должна стать одной из главных забот всех настоящих педагогов. Должны культивироваться воля-к-добру, воля-к-красоте и воля-к-служению.

2. Любовь-Мудрость. Это, по существу, раскрытие сознания целого. Мы называем его групповым сознанием. Его первым выражением является самосознание, то есть постижение душой (в трёх мирах человеческой эволюции) того, что человек — это Три в Одном и Один в Трёх. Поэтому человек может реагировать на группы жизней, которые составляют его собственное малое феноменальное проявление; самосознание представляет 20] собой, следовательно, стадию на пути к групповому сознанию и является сознанием Настоящего.

Посредством образования самосознание должно раскрываться, пока человек не уяснит, что его сознание является составной частью большего целого. После чего он связывает себя с групповыми интересами, деятельностью и задачами. Последние становятся, в конце концов, его собственными, и он приобретает групповое сознание. Это любовь. Она ведет к мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. Интерес к себе превращается в групповой интерес. Такой должна быть главная задача всякого истинного образовательного начинания. Любовь к себе (самосознание), любовь к окружающим (групповое сознание) переходят, наконец, в любовь к целому (Божественное сознание). Таковы ступени.

3. Активный Интеллект. Он связан с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека. Он функционирует благодаря правильному использованию ума с его способностью интуитивно улавливать идеи, откликаться на толчки, объяснять, анализировать и сооружать формы для откровения. Так творит душа человека. Творческий процесс с его ступенями можно описать следующим образом:

а. Душа создаёт своё физическое тело, своё феноменальное явление, свою внешнюю форму.

б. Душа творит, во времени и пространстве, в соответствии со своими желаниями. Так приходит к существованию вторичный мир феноменальных вещей; наша современная цивилизация есть результат творческой активности желающей природы души, ограниченной формой. Подумайте об этом.

в. Душа созидает непосредственно через низший ум, — отсюда мир символов, который насыщает нашу жизнь интересом, концепциями, идеями и красотой через письменное 21] слово, устное слово и творческие искусства. Все они — плоды мышления мыслителей расы.

Правильно направить эту уже развитую активность — вот назначение всякого истинного образования. Разъяснить природу идей, способы их интуитивно улавливать и законы, которые должны управлять любой творческой работой, — его цели и задачи. Так мы подходим к миру атрибутов, которые дополняют активность трёх аспектов, так же как работа четырех малых Лучей усиливает и подкрепляет три главных Луча. Четыре атрибута, раскрывающиеся в человеке посредством активности души в проявлении, следующие:

4. Атрибут гармонии через конфликт. Он обусловливает освобождение и в конечном итоге способность творить. Это один из атрибутов, который педагоги должны рекомендовать осваивать интуитивно, ставя перед учащимися такую личную и групповую задачу. Это атрибут, скрытый во всех формах, врождённая тяга или недовольство, которое заставляет человека бороться, прогрессировать и развиваться, чтобы в конце концов добиться единения, союза со своей душой. Это низший аспект той высшей духовной и монадической Триады, что отражает себя в душе. Это сознание гармонии и красоты, которое направляет человеческую единицу на пути эволюции к конечному возвращению к своему эманирующему Источнику.

Следовательно, педагоги должны выявлять такую неудовлетворенность и интерпретировать ее для учащихся, с тем, чтобы они могли понять самих себя и работать осмысленно.

5. Атрибут конкретного знания, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы, с помощью которых он материализует свои прозрения и мечты и осуществляет свои идеи. Он делает это посредством активности низшего конкретного ума.

22] Истинная работа образования заключается в том, чтобы обучать низшего человека правильному различению и подлинной восприимчивости к видению, чтобы он мог строить в точном соответствии с целью своей души, создавая на Земле то, что является его вкладом в целое. Именно с этого нужно начинать современное образование. Человек ещё не умеет с пониманием работать в мире идей и образов; он ещё не чувствует истинных духовных ценностей. Вот цель ученика, даже если массы не способны пока функционировать на этих уровнях. Первое, что необходимо делать, — это тренировать ребёнка правильно использовать умение различать, способность выбирать и идти к поставленной цели. Надо привести его к лучшему пониманию основополагающей цели бытия и подготовить к мудрой работе в творческой сфере, что подразумевает, в конечном счёте , правильное употребление “умственного вещества” (читты, по Патанджали). Так, и только так, сможет он избавиться от контроля своей низшей природы.

6. Атрибут преданности — следующий, который нам необходимо рассмотреть. Преданность вырастает из неудовлетворённости и способности к выбору и является их плодом. В зависимости от глубины своего недовольства и способности ясно видеть, человек движется от одной точки временного удовлетворения к другой, всякий раз демонстрируя свою преданность желанию, личности, идеалу и видению, пока, наконец, не соединится с наивысшим возможным для человека идеалом. Это, прежде всего, душа, а затем Верховная Душа, или Бог.

Тем самым, педагогам предоставляется хорошая возможность задействовать внутренний идеализм, присущий каждому ребёнку, и включиться в интересную задачу вести молодёжь мира от одной достигнутой цели к другой. Но они должны делать это — в будущем — во исполнение 23] верховного замысла души, а не исходя из частных стандартов национального образования, как в прошлом. Это важное положение, ибо данный факт засвидетельствует смещение внимания от несущественного к существенному.

7. Наконец, атрибут упорядочивания и наложения установленного ритма путем развития внутренней способности действовать в соответствии с поставленной целью и ритуалом. Этот конкретный атрибут божественности сейчас высоко развит лишь в одном из аспектов: налицо жёсткая стандартизация человечества в наше время и наложение авторитарного ритуального ритма на общественную жизнь в очень многих странах. Видно, как это доведено до совершенства в наших государственных школах, — но это нежелательное совершенство. Отчасти это является следствием признания того, что единица, или индивидуум, есть только часть большего целого (и распознавание этого остро необходимо), часть эволюционного раскрытия расы. Однако вследствие неверного приложения нами любой новой истины это означает растворение единицы в группе, которое оставляет ей мало шансов для свободного проявления своих индивидуальных воли, интеллекта, цели и техники души. Педагогам придется работать с данным врождённым атрибутом и инстинктом к упорядоченному ритму, делая его более творческим, конструктивным и обеспечивая с его помощью поле для раскрытия способностей души.

Я так далеко отклонился от темы для того, чтобы внушить определённые базовые идеи, которые должны лежать в основе тенденций образования. Эти мысли вместе с изложенными ранее формулируют стоящие перед педагогами мира задачи, которые полезно рассмотреть. Выше я предложил цель. Теперь соотнесу цель с возможностями, для чего и обсуждалось оснащение 24] (аспекты и атрибуты), свойственное на определенной ступени развития каждому человеческому существу. Именно на мобилизацию скрытых черт и инстинктов должны нацелиться в будущем системы образования. Они не должны активизировать, как сейчас, аппарат мозга и низшие аспекты ума, не должны ставить акцента на том, чтобы заполнить мозг и ум так называемыми фактами эволюционного процесса и исследований на физическом плане.

Вышеприведенные замечания свидетельствуют, что настоящий педагог обязан работать с энергиями в мире энергий, что энергии эти расцвечиваются и насыщаются качествами отдельных божественных атрибутов, и что каждого человека можно рассматривать как совокупность энергий, одна из которых доминирует; благодаря этому он и отличается от своих собратьев. Если верно, что существуют семь типов энергии, наделяющих качеством все формы, и что они в свою очередь подразделяются на сорок девять типов энергии, определяющей качество, то сложность проблемы очевидна. Если верно, что все эти различные энергии непрерывно воздействуют на энергию-субстанцию (дух-материю), производя “в бесчисленных видах божественный образ” (Бхагавад-Гита, XI), и что каждый ребёнок — это микрокосмическое олицетворение (на определенной стадии развития) Макрокосма, величие проблемы становится бесспорным и объём ожидаемого от нас служения требует предельного напряжения способностей, которые человеческое существо способно продемонстрировать в любой момент во времени и пространстве.

Вы заметите, что слова “во времени и пространстве” неоднократно повторяются в настоящих инструкциях. Почему? Потому что надо постоянно помнить: мы живем в мире иллюзии — 25] иллюзии, которая является временной и преходящей и которая в один прекрасный день исчезнет, захватив с собой иллюзию проявления, иллюзию эволюционного раскрытия, иллюзию обособленности и иллюзию индивидуальности — ту, что заставляет нас утверждать “Я есмь”. Педагог будущего начнет своё служение ребёнку с распознавания этого эфемерного и преходящего превратного представления о душе и будет, в первую очередь, работать над умственным аспектом, а не нагромождать до предела память ребёнка знаниями, связанными с феноменальным существованием. Как проще всего проиллюстрировать такую установку? Наверное, сказав, что, если сегодня родители и воспитатели ребёнка тратят уйму времени, отвечая или уклоняясь от ответов на вопросы, которые задает пробуждающееся сознание ребёнка, то в будущем ситуация станет обратной. Родители будут неизменно удовлетворять потребности возрастающего интеллекта ребёнка, всегда сами спрашивая его: Почему? К чему ты это спрашиваешь? Почему это так? — тем самым неизменно перекладывая ответственность за ответ на самого ребёнка, но в то же время тонко подталкивая его ум к решению вопроса.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!