From the point of Love within the Heart of God 1 страница



Let love stream forth into the hearts of men.

May Christ return to Earth.

From the centre where the Will of God is known

Let purpose guide the little wills of men.

The purpose which the Masters know and serve.

From the centre which we call the race of men

Let the Plan of Love and Light work out

And may it seal the door where evil dwells.

Let Light and Love and Power restore the Plan on Earth.

 

«The above Invocation or Prayer does not belong to any person or group but to all Humanity. The beauty and the strength of this Invocation lies in its simplicity, and in its expression of certain central truths which all men, innately and normally, accept –the truth of the existence of a basic Intelligence to Whom we vaguely give the name of God; the truth that behind all outer seeming, the motivating power of the universe is Love; the truth that a great Individuality came to earth, called by Christians, the Christ, and embodied that love so that we could understand; the truth that both love and intelligence are effects of what is called the Will of God; and finally the self-evident truth that only through humanity itself can the Divine Plan work out.»

Alice A. Bailey

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Тенденции развития образования

В период мирового кризиса

V ] Эта книга о философии образования выходит во время кризиса потому, что всё критическое мышление в области теории образования характеризуется в наши дни глубокой озабоченностью в отношении как сохранения, так и обогащения человеческих ценностей. Сможем ли мы отстаивать наш демократический индивидуализм перед лицом стандартизирующих сил западной машинной цивилизации, которая способна поглотить и восточный мир? Сможем ли противостоять тоталитаризму, который обожествляет материализм всё более упрочивающейся индустриальной культуры?

В мае этого года (1953 г.) я присутствовал на двухдневном семинаре в Чикаго, проводимом Центром по изучению проблем гуманитарного образования для взрослых, подразделением Фонда Форда, созданным для того, чтобы выразить растущую в наше время озабоченность духовным состоянием нашей цивилизации. Из заявления по проблеме, которую нашей группе надлежало исследовать, “Образование в демократическом обществе”, мы получили следующую информацию:

“Образование должно удовлетворять нуждам человеческого духа. Оно должно помогать людям вырабатывать соответствующую личную философию и чувство ценностей; воспитывать вкус к литературе, музыке и искусствам; раскрывать способность анализировать проблемы и приходить к разумным выводам”.

Данное заявление требует пересмотра теории и практики нашего образования. Исследование текущего положения дел показывает, что наконец-то профессиональные педагоги стали уяснять общую философию образования и сознательно стараются разработать теорию образования, адекватную новому возникающему миру. В такой философии должны сочетаться три основных подхода: (1) психологическая теория человеческой личности, которой следует “давать образование”; (2) социальная теория общества, которое мы пытаемся создать или сохранить, как соответствующему распространяемым идеалам культуры; (3) VI ] мировоззрение, или космогония, теория о месте человека во вселенной, где он выступает как зритель и актер.

Наша задача состоит в том, чтобы достигнуть всеобъемлющего синтеза, подобного тому, который марксизм и нео-схоластика обещают своим последователям, но добиться его методами свободного сотрудничества, которые отстаивал Дьюи. В самом широком смысле, такое мировоззрение сделает возможной всепланетную цивилизацию, впитав в себя всё истинное — не зависящее от времени и места — о человеке и вселенной, что можно извлечь из всех региональных культур всех времен. Эти универсальные принципы и обеспечат нормы Образования в Новом Веке, как его именует Тибетец.

Современный мир страдает культурным провинциализмом, основанным на дуализме направленной на внешнее, объективной точки зрения западного мира и устремленности вовнутрь, или субъективизме, восточных народов. Каждая из этих цивилизаций, в своей крайней форме, утратила равновесие даже в собственном подходе. В гармоничной жизни человек должен объединить оба идеала, чтобы достигнуть целостности себя и своего мира. Это, мне представляется, является одним из важнейших направлений нашей работы.

В будущем средство для устранения социальных расколов и психологической разобщенности, которые мешают, препятствуют нашим нынешним усилиям преодолеть разделение человечества, будет заключаться в восстановлении единства принципов, на которых может быть предпринято объединение человеческих ценностей и достижений. Причастность образования к этому процессу очевидна. Как указывает Тибетец, на субъективных уровнях мы должны провести обновленный синтез человеческой личности и преодолеть двойственность сознания, возникшую из культурной разобщенности, которая создала “самоотрицание” как преобладающий принцип культуры медлительной цивилизации Востока, и агрессивный “индивидуализм” как идеал западного человека. Таким образом, мы VII ] нуждаемся не только в политическом синтезе Мировой Федерации, в которой восточное и западное полушария действовали бы подобно правому и левому полушариям человеческого мозга, а Мировой Мозг служил узлом, где перекрещиваются планетарные нервы, но нуждаемся и во всепланетном образе жизни, всепланетной этике и всепланетном способе чувствования, чтобы накопить могучую движущую силу, которая потребуется для выполнения стоящих перед нами великих задач.

Время восстановить единство объективного и субъективного, экстравертных и интровертных цивилизаций, добиться высокого гармоничного сочетания различных культур, — это время наступило. Япония не была агрессивной страной, пока не переняла хитрость Запада. Пока двери её не были взломаны, её искусство и философия соответствовали восточной традиции. Освоив западную технологию, она выбросила за борт свою древнюю культуру. То, что случилось в Японии, может случиться и в других странах Востока, но если Япония относительно небольшая страна, то Китай, Индия и их соседи являются обширными и густонаселенными. Боже упаси, если они повторят новейшую историю Японии. Наша деятельность в области мирового воссоединения должна включать, посредством наших собственных усилий понять и освоить, призыв к странам Востока сохранять и развивать основные ценности своих региональных культур. Если Запад занят поиском принципов мирной плодотворной жизнедеятельности, то Восток может составить противовес нашему агрессивному материализму.

Если новый синтез призван восстановить культурное и духовное единство человечества, то Западному миру придется проявлять смирение при обращении к Востоку. Восточный мир по присущей ему природе не станет вырабатывать физической энергии, чтобы идти на Запад. Мы, западные люди, пришли на Восток в поисках рынков сбыта продуктов нашей механической энергии, и мы должны вернуться в наш собственный мир, магнетизированные субъективными энергиями Востока и сознавая их. Наше агрессивное коммерческое проникновение в восточные страны и в силу этого тесные контакты с населяющими их народами имели результатом, в виде непредусмотренных “дивидендов”, принесение литературы, философии и искусства Востока на Запад. Мы можем, если захотим, воспользоваться огромным наследием восточной культуры, доступным для нас хотя бы благодаря VIII ] ближайшим библиотекам.

Наша главная надежда на выживание в этом в высшей степени поляризованном мире основана на всемерных попытках синтезировать обе культуры, пока ещё есть время. Если Восток откажет нам в этом времени и решит просто встретить нас на наших собственных условиях, это может оказаться концом истории для всех нас, как на Востоке, так и на Западе.

В нынешний век промышленности и экспансии налицо всё больше свидетельств могущества восточной мысли, проникающей в науку, философию и искусства Запада. Психосоматическая медицина, парапсихология, аналитическая психология Юнга — только первые признаки появления современных исследований, обращенных к внутреннему миру. Новый учет духовного фактора в жизни и образовании — это нечто большее, чем возвращение некоторых ранних форм христианской идеологии.

В системе образования, предназначенной для Нового Века, предложенная Тибетцем модель восточно-западной философии займет своё надлежащее место. В качестве элементов полной теории образования мы видим:

(а) Субъективное Планирование — теория творческого саморазвития индивидуума.

(б) Объективное Планирование — теория общества, в котором люди могли бы достойно жить.

Психологические и социальные основы образования в Новом Веке должны быть сформулированы как можно более исчерпывающе. Следующий шаг состоит в том, чтобы проверить справедливость этих принципов на практике. Испытание должно проводиться скорее в русле практичных техник, присущих индийской психологии, нежели западными позитивистскими методами. И пока эта программа не пройдет требуемой проверки, было бы напрасной тратой времени предрешать её результат. Однако не стоит рассматривать  подходы древнего Востока и современного Запада, как взаимоисключающие и альтернативные. IX] В некоторых случаях эти подходы — просто два “языка” для констатации универсальных истин о человеческой природе, и мы вовсе не стоим перед необходимостью противопоставления “или — или”. Перевод с одного языка на другой может уменьшить странность терминологии. Например, точка зрения Тибетца, что “медитация — это продумывание вещей до конца”, хорошо согласуется с доктриной Дьюи. Как только число непривычных элементов убавляется, понимание сразу облегчается.

То, что данный кратко набросанный проект исследований — не туманная философская фантазия, а насущная и неотложная потребность, подтверждается документом, выпущенным Отделом культурной работы ЮНЕСКО, в котором тема обсуждения сформулирована в следующих словах: “Концепция человека и философия образования на Востоке и Западе”. В нем говорится:

“ЮНЕСКО не может оставаться безразличной к этой проблеме (Востока и Запада); она обязана встретить её лицом к лицу в нынешних мировых условиях, вызванных всё более ускоряющимся процессом объединения, сокращения расстояний, возрастающим значением технологии, постепенным достижением всеми народами политической независимости и взятием на себя международной ответственности, но больше всего тревогой и растерянностью, терзающими обе великие цивилизации прошлого, которые готовы дать рождение единой цивилизации будущего, но теряются перед угрозой мирового кризиса, который они не смогут контролировать.”

 В статье “Наша цель — единство” в “Свободном мире” за октябрь 1944 г. д-р Альберт Эйнштейн с сожалением отметил “одиозное материалистическое отношение к жизни, которое толкает к необузданному эгоизму”. Но как исправить материализм и эгоизм нашей культуры? Посредством расчетов на пространственно-временном полотне теории относительности? Это было бы холодным выражением горячего сочувствия, и Эйнштейн такого не предлагает. В действительности Эйнштейн не выдвигает чёткого решения. Правда же состоит в том, что единственным противовесом “материализму” служит “идеализм”, и исходить он должен из самой сути науки в результате эволюционного развития. Исследователи, знакомые с данными науки, должны взять наши знания о природе и объединить их в X ] целостную систему принципов для разработки пифагорейско-платоническо-бруновской космологии, картины мира, подобной пантеизму восточного мышления, благодаря которой человек мог бы почитать природу потому, что природа достойна благоговения и почитания. Гуманизм, который чрезмерно антропоцентричен, утратил равновесие и нуждается в мировой философии, в которой беспредельный и вечный космос являл бы собой другой полюс оси, вокруг которой может расти и расширяться новый синтез.

 Средство от “болезни современного человека” имеется, и многие его компоненты описаны в этой книге, посвящённой образованию в будущем. Осуществление упомянутых принципов — дело самого человечества. То, что её теории не остаются безразличными и непонятными для современных педагогов, подтверждает тот факт, что в отдельных местах уже предпринимаются эксперименты в области образования, которые должны выразить потребность в синтезе. Примером такого предприятия может служить проект “самонаблюдения”, финансируемый Фондом Форда, от которого исходит предложение Отделу объединённых исследований при Университете Питтсбурга. Приводим выдержки из отчета, описывающего этот эксперимент:

“Предлагается, помимо трёх действующих ныне подразделений гуманитарных, общественных и естественных наук и внеотделов, входящих в эти подразделения, основать в университете Питтсбурга новый отдел. Этот отдел будет называться Отделом объединённых исследований. Он будет заниматься поиском взаимосвязей между различными дисциплинами, уже преподаваемыми в университете. Главной его целью является развитие навыка синтетического мышления, собирание или создание того объема мудрости, который необходим для человеческой эволюции и личного развития.

Поскольку обобщенная интерпретация и понимание — не наука в строгом смысле слова, а выборочное постижение предшествующих групп концепций и принципов, то данный отдел не будет присуждать учёных степеней в своей собственной области, или “сфере”. XI ] Отдел объединённых исследований в первую очередь служит вспомогательным отделом для студентов и преподавательского состава университета, выполняющих свою основную работу в более специализированных областях.

До настоящего времени в таком дополнении к нашим высшим учебным заведениям не было необходимости. Но с возрастанием числа специальных отраслей знания — когда нас буквально заваливает лавина информации и сведений — настало время серьёзно взяться за выяснение значения этого знания. Если университет будет не в состоянии синтезировать универсальные основы современного обучения, он не сможет исполнять свою историческую роль и преподносить универсальные принципы просвещённым индивидуумам, стремящихся к благам достойной жизни. Эта безотлагательная нужда требует точной констатации и признания, если мы хотим сознательно найти решение проблемы.

Главная цель “успеха в учении” (по выражению Бэкона) – пролить свет на четыре главных вопроса человеческого существования:

(1) Что такое человек?

(2) Что представляет собой физическая вселенная (космос), в которой человек живет?

(3) В ходе каких эволюционных процессов род человеческий выделился из матрицы природы, так что человек смог стать тем самосознательным и творческим индивидуумом, каким он является сейчас?

(4) Исходя из знаний о космосе и человеческой природе, какой наилучший вид общества можно предложить для прогрессивной и самостоятельной эволюции человека?

В поиске ответов на эти вопросы, обеспечивая изучающих поддержкой и данными, необходимые для формулировки собственных ответов, преподаватели Отдела объединённых исследований XII] не будут занимать позицию экспертов по интеграции. Вместе с заинтересованными учащимися члены преподавательского состава сами будут искателями синтеза. Чтобы проиллюстрировать характер предполагаемых курсов, приводим следующие темы:

1. Социология знания.

2. Взаимоотношения религии, философии, науки и искусства.

3. Теория информации, кибернетика и семантика.

4. История и философия науки.

5. История и предположения демократической теории государственного управления (идеологии).

6. Вклад биологии, социологии и психиатрии в человеческое благосостояние и прогресс.

7. Единство знания.

8. Эволюция системы ценностей от первобытной культуры до современной промышленной цивилизации.

Первое условие всех подобных курсов состоит в том, чтобы они связывали между собой не менее трёх так называемых исследовательских отделов. Таким образом студенты и преподаватели будут поощряться развивать видение — ``чтобы устойчиво видеть жизнь как целое``”.

Исходные принципы Тибетца найдут подготовленную почву в таких экспериментальных областях.

Оливер Л. Рейзер

Отдел философии

Университет Питсбурга

Питсбург, Пенсильвания,

США


Глава I

Задачи нового образования

Вступительные замечания

1] Можно считать, что материал книги касается трёх различных аспектов одной общей темы, а именно новых будущих методов и идей в области образования. Задача состоит в том, чтобы пролить свет на культурное раскрытие расы и обсудить следующий шаг, который должен быть предпринят в ментальном развитии человечества. Обучение, если оно правильное, должно отталкиваться от методов прошлого и обеспечивать сферу для приложения усилий в настоящем, а также нести дальнейшее просвещение тем, кто преуспел или преуспевает в достижении указанных целей. Должно быть обозначено духовное будущее. Сейчас требуется именно это.

Слово “духовный” не имеет отношения к так называемым религиозным делам. Всякая активность, которая ведёт человеческое существо вперёд к каким-либо формам развития — физического, эмоционального, ментального, интуитивного или общественного, — если она его продвигает по сравнению с его теперешним состоянием, по существу духовна и указывает на жизнеспособность внутренней божественной сущности. Дух человека бессмертен; он вечно пребывает, прогрессируя от точки к точке и от ступени к ступени по Пути Эволюции, раскрывая неуклонно и последовательно божественные атрибуты и аспекты.

Три пункта общей темы следующие:

2] 1. Техника обучения в будущем.

2. Наука Антахкараны. Она описывает способ устранения существующего в человеческом сознании разрыва между миром обычного человеческого опыта, тройственным миром физическо-эмоционально-ментального функционирования и высшими уровнями так называемого духовного развития, а именно миром идей, интуитивного восприятия, духовного прозрения и понимания.

3. Методы постройки Антахкараны. Они ведут к преодолению ограничений — физических или психологических, — которые препятствуют свободному выражению человеком своей внутренней божественности. Пока мы можем только подготовить почву для третьего пункта, поскольку этот предмет включает в себя продвинутые медитативные практики, к которым следует подходить постепенно. Медитация рассматривалась мной в других книгах.

Можно спросить, к чему тратить время на рассмотрение того, что является пока делом будущего? Отвечу тем, что напомню: “Как человек помышляет, таков он и есть”. Это трюизм и банальность оккультизма. Поэтому то, что верно для индивидуума, верно и для группы, и как группа мыслит, так она в конечном счёте и реагирует. Когда групповые мысле-волны проникают в ментальную атмосферу человечества, люди получают впечатления, и новые пути жизни и развития утверждаются легче. Сейчас я стремлюсь лишь вкратце сообщить вам некоторые общие идеи, которые покажут ход моей мысли и цель, которую я имею в виду. Наверно проще всего это сделать, если сформулировать определённые утверждения, которые представляют интерес и могут принести просветление.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!