Направления в Русской философии: нравственно-религиозное, революционно-демократическое. Русский космизм.



Во второй половине XIX в. сложился целый ряд самостоятельных и борющихся друг с другом философских и социально-политических течений. При этом материалистические учения были непосредственно связаны с революционной теорией и практикой и в целом ближе к западникам, тогда как сторонники идеалистических учений в основном были сторонниками реформ, противниками революционного преобразования жизни, и большинство их было ближе к славянофилам.

Революционеры-демократы

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. Их социализм называли утопическим, так как считалось, что переход к социализму через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем неосуществим.

Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления.

Революционеры-демократы освоили немецкую классическую философию и восприняли ее диалектику и материализм Фейербаха, познакомились с идеями социалистов утопистов и французских материалистов, а также с экономическими теориями А. Смита и Д. Рикардо. А. И. Герцен был знаком со взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса. Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России. Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства. Революционеры-демократы преувеличивали специфику России, полагая, что она не пойдет по капиталистическому пути развития.

· Учение Соловьева - объективный идеализм с элементами пантеизма. Фил концепция Соловьева - «философия всеединства», в основе лежит представление о единстве и цельности мира (бытия в целом). Важнейшей составляющей бытия является человечество. Смысл его существования состоит в выполнении своего вселенского предназначения - в служении Добру. Исходное первоначало бытия, по Соловьеву, это Бог. Сущее как бы находится вне бытия, но при этом бытие есть проявление Сущего. Сущее невозможно постичь рациональными методами с помощью разума. Бог постигается во внутреннем опыте человека. Сущность каждого существа есть идея, имеющая как внутреннее осуществление, так и внешнее. «Низшие» существа выступают в роли клеток в живом организме, а определенные их совокупности образуют как бы органы или «части тела», идеями-понятиями которых являются родовые понятия. Эти «органы» входят в состав более сложного существа (организма). Для самого «высокого» существа образованного из «органов» или «частей», его общим выражением (идеей-понятием) является благо или любовь. Этим существом является христианский Бог, а все бытие в целом оказывается его метафизическим организмом. У Соловьева Сущее трактуется как «Единое и все», как «вечное всеединое», «единство во множественности».

· Бердяев - один из первых историков русской философской мысли, центральным в творчестве являются этические проблемы, разум через религиозное сознание: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы. Человек у Бердяева - двойственное существо, душа находится «в плену» у тела. Главная цель человека - освободить душу из плена. Основное средство - творчество, а способностью к творчеству человеческая душа наделена изначально, поскольку человек создан по образу и подобию Бога.

· Русский космизм: Федоров, Циолковский, Вернадский. Русский космизм - особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX веках. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека - в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства («соборности») человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 662; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!