Проблема познаваемости мира и человека и варианты ее разрешения. Научные и вненаучные формы постижения человеком мира.
Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах.
В попытке ответить на него четко обозначились три основных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
В современной немарксистской философии выдвигаются раз личные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и геоцентричность условий познания. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира, а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализма, прагматизма и др. Догматизм - антиисторический, недиалектический схематически - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учета конкретной реальности условий места и времени. Гносеологическая основа догматизма - одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Психологический догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способам познания и деятельности.В лекции с Брысиной рассматривали концепции отражения (Демокрит, Эпикур), сенсуализм (новое время: Локк, Гельвеций), рационализм (новое время: Декарт), познание как припоминание (Платон)
|
|
Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные (не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду) и научные знания (возникают в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием).
|
|
Обыденное познание – основано на использовании и обобщении социального опыта (трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод классификации знания – здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает предписания, результат его предписаний – этикет. Обыденное знание очень субъективно.
Научное познание - отличается по уровню, глубине проникновения в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и его компоненты. Основное отличие обыденного опыта от научного познания – научное познание предполагает своим результатом систему знания, которая носит концептуальный характер: процедура доказательства, обоснования знания. В научном познании образуются понятия (категории) через которые постигается, анализируется действительность. Научное познание постоянно стремится проникнуть в сущность изучаемого явления.
|
|
Научное познание - это процесс, который включает в себя два важных момента:
1) сбор информации об объекте путем наблюдения и размышления над ним;
2) организация информации, создание ментальных структур ("фреймов", как часто сейчас говорят). Это значит, что научное познание всегда связано с анализом и синтезом полученной информации.
ЕЁ СЛОВАМИ:
Опыт:Обращён к пережитому, не системен, происходит анализ данные.
Субъект – любой человек
Опыт организуется - знаково-символически, -с помощью логики, -по предмету (содержательно)
Познание. Основано на предположениях, методичен, в познании вскрываем сущность.
Субъект – учёный, Действуют наблюдения, измерения, эксперимент., Возможна запись в формулах.
Источник знания
-ощущения (чувства) =сенсуализм
-мысли +разум = рационализм
-интуиция (составляющая познавательного процесса, моментальное скатывание знания. )
-личностные качества (ценностные установки, вера)
Научная истина
-во что все верят, - о чём говорит большинство.
-показывает насколько знание соответствует миру(пример про зелёную доску за её спиной!!!!действительно ли доска зелёная ). Сопоставление знания и мира. Если адекватно, то знания истинны. Наука – получение знаний о действительности, изучение мира
-возможно предсказание.
Практика – окончательный критерий истинности.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!