Практика, ценностные моменты, язык, меняется видение мира.



Социальное познание всегда сталкивается с необходимостью исследования сложной, трудно уловимой внутренней связи объективных условий общественного процесса каждой исторической эпохи, субъективных целей и интересов людей, действующих в условиях той или иной эпохи.

Субъективное и объективное в процессе познания действительности представляют собой единство противоположностей, взаимообуславливающих друг друга и взаимопроникающих друг в друга. Поэтому разделение объективного связано с определенными трудностями уже в силу их относительной противоположности.

Решение проблемы взаимосвязи субъективного и объективного в социальном познании требует выяснения соотношения понятий «активности» и «субъективности». Мы исходим из представления об активности как неотъемлемой стороне познавательной деятельности на любом уровне и этапе исследования. Под познавательной актив-ностью понимается динамичность познава-тельного образа, выражающаяся в преобра-зовании его содержания. В таком случае активность является характеристикой различ-ных форм познавательного отражения. В более узком смысле можно принять положение о гносеологической активности мыслящего и познающего субъекта, результатом которой является научное знание. В таком истолковании не исчезает чувственный, предметный характер человеческой деятельности, поскольку в познавательной активности практического субъекта, сообразующего свою деятельность с уже имеющимися знаниями

Основные подходы к постижению общества: натурализм, идеализм, материалистическое понимание истории, структурно-функциональный и синергетический подходы.

Различают 3 основных подхода к объяснению связей и закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое:

1) натуралистический;

2) идеалистический;

3) материалистический.

Натуралистический подход в том, что человеческое общество рассматривается как единственное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном итоге, космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется:

1) ритмами солнечной активности и космических излучений (Чижевский, Гумилев);

2) особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье);

3) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Уинсон);

Общество предстает как своеобразный феномен природы, ее высшее, но далеко не самое удачное и устойчивое образование.

Идеалистический подход. Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал какой-либо религиозный лидер, а те или иные исторические действия зависели от воли этого человека. Эта модель общества переносит решения всех проблем либо в потусторонний мир, либо в отдаленное будущее.

Материалистический подход. Объяснение общественного устройства связано с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях или при наличии тех или иных верований, но имеют определяющий характер. Карлом Марксом была разработана концепция материалистического понимания общества, суть которой составляет положение о способе производства, которое складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Связывает людей социальный организм, не общая идея или бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменение которых составляет основу общественно-экономических формаций. Системообразующие факторы зависят от природно-климатических условий, от языка, культуры, но главным является бытие людей

 

Системно структурный подход к рассмотрению взаимодействия части и целого означает рассмотрение целого как системы, которая детерминирована взаимодействием всех элементов (частей) между собой. Такое рассмотрение взаимосвязи в взаимообусловленности объекта с его частями способствовало успеху в развитии многих конкретных наук, в том числе и тех, которые исследовали социальные и культурные структуры. Например, французский этнолог, антрополог, социолог, культуролог Клод Леви Строс (р. 1908 г.) жил среди племен индейцев Южной Америки и изучал их взаимоотношения через влияние на людей символических форм, традиций, ритуалов, языка, но особенно мифологического сознания. Важным результатом его исследований явилось толкование мифа и языка как фундаментальных оснований коллективного сознания, которое, по его мнению, делает устойчивым все социальные структуры.
Структурализм как конкретный метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредуемым общением их участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также первобытными социальными и культурными структурами.
Применение метода системно структурного анализа конкретными науками дало положительные результаты. Например, в лингвистике с помощью этого метода были решены задачи, связанные с описанием бесписьменных языков, осуществлением через расшифровку неизвестных письменностей внутренней реконструкции языковых систем и т. д.
В 60 е гг. не только изучается и используется системно структурный метод, но происходит его возведение в ранг философской системы. Такой процесс определяется потребностями развития науки и практики.
Исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальных структур – характерная черта социальных концепций структурализма. Например, другой видный французский структуралист историк, теоретик культуры Мишель Поль Фуко (1926–1989) в работах «Археология знания», «Надзор и наказание». «Воля к знанию», «Безумие и неразумие. История безумия в классический век» рассматривал социальную обусловленность познания различными социальными явлениями и институтами, преимущественно духовного характера, а также речевой практикой, сексуальными отношениями и проч.
Структуралисты философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и ее самосознания и др.
Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его моднейшей модификацией. Она привлекла внимание не только естествоиспытателей, но и широких слоев научной интеллигенции, выдвинувших из своей среды ее теоретиков.

Синерге́тика (от др.-греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»[1].

Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д.
Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогично — и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике[2].

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.

В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!