Комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах» называется - . Архивоведение.
Зианбердин И.Б.
Введение в башкирское архивоведение
Издание I
Уфа-2016
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
ББК 904:903.27(470.57)
УДК 63.48 (2Рос.Баш)-428
З-59
Зианбердин И.Б.
Введение в башкирское архивоведение. Издание I
- Санкт-Петербург: ООО «Свое издательство» 2016.-335 стр.
ISBN 978-5-4386-11161-5
Автор исследует самобытные письменные культуры, существующие на территории Исторического Башкортостана с древнейших времен до полного вхождения башкир в состав Российской империи. На основе палеографического анализа всего массива известных к настоящему времени письменных документов (граффити) дополнен архивный фонд Республики Башкортостан и Российской Федерации. Автор показывает, что каждый документ являлся культурно-политическим, государственным признаком. Введение в научный оборот вновь найденных документов изменяет представления об архивном фонде РБ и РФ.
ISBN 978-5-4386-11161-5 ©И.Б.Зианбердин, 2016
Предисловие к книге.
Слово «архив» происходит от латинского слова «archivum» - присутственное место, где заседали органы власти, создавались важные государственные акты. Аналог этого слова на башкирском языке «каш\\присутственное место». В словаре тюркских наречий Махмуда Кашгарского сохранились строки разъясняющие назначения таких присутственных мест.
Книга написана в 1074 году, арабописьменная, тексты читаются справа налево. Текст, при транскрибировании его русскими буквами звучит так: «Тарган аулуг аишлака,
|
|
Тирги ауруб ашлака,
Тумлуг кадир кишлака,
Кузти ариг амдуруу».
Перевод построчный таков:
«Если тархан раньше успеет,
Если тюрков собрав, сделает,
И не правду и правду соберет,
Колыхнется даже и немочь уже».
Здесь зафиксирован тюркский глагол «кишлака» со значением «если всех соберет в присутственном месте». Аналогичные слова, но имена существительные, «каштак; кашлак; кышлак» существуют в каждой башкирской деревне, в древности они были присутственными местами, а позже стали местом сбора детворы для своих игрищ. Махмуд Кашгарский был отпрыском правящего дома Караханидов государства.
Караханидов государство – государство мусульман тюрков, правопреемник Карлукского государства, существовало в 932- 1211 годах. В Карлукском государстве (существовало в 840-932 годах) исповедовали буддизм, манихейство и другие местные религии. Итак, мы выяснили что «каш; каштак» как присутственные места известны со времен Карлукского государства и государства Караханидов. Но они, известны были и для религий буддизма, манихейства и ислама, раз эти религии существовали в упомянутых выше государствах.
|
|
Еще один тюркский документ, найденный в Хотане, приводится в книге «Восточный Туркестан в древности и в раннем средневековье».
Документ написан письмом брахми, читается справа налево, выполнен в VII веке. Текст, при транскрибировании его русскими буквами звучит так: «Гатаээнаэ эсда гара, эсэдэ этhатhа тhатhа. Эсда этhатhа: сук гамадаэ. Гасамаж саэдамаэ эсэтhаж э эмасада гасагаддэ жhмата-жhмата. Эсда этhатhа тhатhа. Жhас джмаса гаэ этатджhа гамаджhа эсаэдаэ этhатhа тhатhа. Таhана сага гамада эдаэ эсадаэ этhатhа эмаматhа джасджаса эмаэ эмэ гаа». Перевод таков: «Благославленный город Хотан, поселение Асада. Асад говорит: Асад тутук слово молвит. Лоскутков (щелка) всего двадцать, рулонов (материи) - одна палка, а всех денег очень мало. Асад закончил. (Это) записанное и учтенное в присутственном месте («жhас\\каш») документ. По словам Асада (выполнен) в эпоху Тан, во время династии Атихатха-Маматхи, время «жауза», десятый день». Как мы знаем, эпоха Тан охватывает временной промежуток 618-907 годов. В империи исповедовали буддизм, даоцизм, а также несторианство, манихейство, ислам. Естественно документы в религиозных учреждениях заполнялись теми письменностями и на тех материалах письма, которые существовали во времена этих религий, а в государственных учреждениях заполнялись на государственных языках и письменностях. Изучая Хотанский текст мы удревнили существования присутственных мест, то есть «Жhас\\Каш», до начала VII века нашей эры, и выяснили, что они были известны богословам всех религий которых исповедовали тюрки и их предтечи.
|
|
Комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах» называется - . Архивоведение.
Ее составными компонентами являются следующие специальные дисциплины:
- теория и методика архивоведения,
- история и организация архивного дела,
- археография,
- архивное право,
- архивоведческое терминоведение,
- архивный менеджмент,
- архивная статистика,
- автоматизированные архивные технологии.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!