Формирование тактики как искусства боя 6 страница



Из подобного заключения закономерно вытекал вывод о том, что роль тактики в новых условиях становится по сути второстепенной. Однако подобные взгляды формировались под влиянием «ядерной эйфории», характерной для 60-х годов, когда однозначно считалось, что будущая мировая война непременно будет ядерной. В 70-х годах советская военная доктрина стала учитывать возможность возникновения как ядерной, так и обычной мировой войны. Соответственно в новом свете представлялась взаимосвязь составных частей военного искусства, роль тактики.

В наиболее полном виде новая концепция была отражена в книге А.А.Гречко «Вооруженные силы Советского государства», вышедшей в 1975 г. Говоря о значении тактики, автор писал, что «независимо от того, какими средствами ведется война, тактика остается базой достижения оперативных и стратегических успехов, именно с тактики начинается, тактическими приемами осуществляется и ими завершается претворение в жизнь оперативных и стратегических замыслов»[21].

С подобной однозначной оценкой роли тактики в системе вооруженной борьбы можно согласиться лишь частично. Дело в том, что современные военные действия могут быть весьма разнообразны и всякий раз роль тактики в них будет выступать по-иному. Так, если взять вооруженные конфликты, то, действительно, в них превалирующее место занимают тактические действия, например в войне в Афганистане, их удельный вес в общем комплексе боевых действий составил 80%, а в двух чеченских военных кампаниях – 75%[22].

Что же касается крупномасштабной войны, то, вероятнее всего, она начнется с применения стратегических и оперативных средств – нанесения массированных ракетно-авиационных ударов и проведения длительной электронно-воздушной кампании по типу операции «Буря в пустыне», с тем чтобы создать благоприятные условия для последующих наземных действий. Тактика на этом этапе тоже будет играть определенную роль, поскольку воздушно-космические, воздушные, морские и тем более наземные операции и сражения не могут обходиться без участия личного состава, расчетов, экипажей, которые будут готовить и осуществлять нанесение ударов. Но значение тактических действий в таких условиях не будет главным, а обеспечивающим. Но такое положение вероятнее всего, будет лишь на начальном этапе войны. В последующем в ходе длительного и напряженного противоборства сторон, несомненно, найдут место многократные оборонительные и наступательные операции, в которых тактическая займет подобающее ей место, как предпосылка и как основа достижения оперативных и стратегических успехов.

Общий вывод из этого можно сделать такой: пока существуют массовые армии, сохранится и тактика, однако ее роль в различных видах военных действий будет проявляться по-разному.

К тактическому искусству сейчас предъявляются более высокие требования, чем раньше. Теория тактики должна быть более гибкой и мобильной - вырабатывать способы боевых действий как для условий крупномасштабной войны, ведущейся с неограниченным применением всех видов оружия, в том числе ядерного, так и в региональной и локальной войнах, а также для вооруженных конфликтов, где может быть разный противник. В одном случае он будет обладать технологическим, в другом - количественным превосходством, в третьем – тем и другим, в четвертом – применять специфическую тактику партизанских «набеговых» действий. И чтобы войска не были застигнуты врасплох, как это не раз случалось у нас раньше, тактическая мысль, военная теория, боевая подготовка войск должны «работать» на перспективу.

Так, одной из насущных задач военной теории на современном этапе является разработка способов боевых действий войск в вооруженных конфликтах – внутренних и международных, исследование особенностей в них тактических действий. В таблице 1.2 предлагается один из вариантов схематичного анализа сущности, содержания и закономерностей развития вооруженного конфликта. Общий вывод, который вытекает из таблицы, сводится к тому, что в вооруженных конфликтах, в отличие от крупномасштабной, региональной и локальной войн, проявляется множество специфических факторов, которые влияют на содержание, формы и способовы тактических действий.


Глава вторая.

Принципы боятеоретический каркас искусства тактики.

2.1 Значение принципов боя.

Искусство боя находит олицетворение в его принципах. Не существует ни одной науки, которая не облекла бы результаты своих исследований, обобщений практики в определенные правила – принципы. Не составляет исключения из этого, естественно, военное искусство, теория тактики. Здесь есть свои основополагающие категории – законы, закономерности и принципы. Хотя руководство войсками в бою не приемлет жестких нормативов, ему наносят вред догматические шоры, непреложные постулаты, однако это вовсе не означает, что здесь нет правил. Они есть и отражены в выработанных многовековой практикой принципах военного искусства, пренебрежение которыми, как показал боевой опыт, неизбежно приводит к ошибкам, просчетам и даже к поражению и, напротив, знание и умелое воплощение их в практической управленческой деятельности обеспечивают успех.

Термин «принцип» в энциклопедических источниках определяется как основное правило, руководящее положение, установка для какой-либо деятельности[23]. В военную теорию принципы боя вошли как категории, определяющие связи и отношения различных сторон боевой деятельности соединений, частей, подразделений, как основополагающие идеи, важнейшие рекомендации по подготовке и ведению боя[24]. Принципы военного искусства по праву называют сгустком военной мудрости, путеводными маяками в управленческой деятельности военачальника. В них аккумулирован опыт многих войн, нашли воплощение творческие озарения полководцев, горькие уроки поражений и осмысленные итоги побед. От поколения к поколению принципы передавались как ценнейшая научная эстафета военного опыта.

Многие полководцы, военные теоретики, философы, мыслители высоко ценили значение принципов в военном искусстве. Приведем высказывания некоторых из них:

Наполеон: «… Принципы военного искусства блестят в истории как солнце на горизонте, тем хуже для слепцов, не способных их видеть»[25].

Клаузевиц: Принципы являются «подлинной точкой опоры и путеводной звездой для действующего лица»[26].

Н.Г.Чернышевский: «… У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха …»[27].

Г.К.Жуков: «… Я лично руководствовался ими (принципами военного искусства – авт.) при подготовке всех операций. Одновременно видел, что, когда к этим вопросам относятся формально, успеха в бою, в сражении и операции не было»[28].

Ф.Фош: «Военному искусству, как и всякому другому искусству, присущи своя теория, свои принципы, иначе оно не было бы искусством»[29].

Б.Х.Лиделл Гарт: «Отрицание принципов – это отрицание теории»[30].

И.П.Уборевич: «Горе тем, кто не знает принципов»[31].

Как следует из приведенных высказываний, принципы играют незаменимую роль в управленческой деятельности командиров, офицеров штабов, служб, всех органов управления. Их по праву называют «учебниками жизни». Они выступают как незримые «советчики», постоянные «спутники» в боевой обстановке. Это нестареющее, нержавеющее оружие, но оружие своеобразное, разящим острием которого является творчество. В принципах воплощены уроки тысяч и тысяч больших и малых, удачных и неудачных боев, плод долгих исканий, размышлений военачальников.

Принципы являются своеобразной эстафетой преемственности боевого опыта, передающегося как наказ одного поколения другому. Нынешнее время по глубине происходящих преобразований в военном деле не имеет аналогов в прошлом. И хотя уроки былых войн сегодня далеко не всегда могут служить отправной базой, критерием в оценке новых явлений в военном деле, тем не менее поступательность в развитии форм и способов боевых действий не нарушилась, а значит, сохранилась ценность принципов, выработанных многовековой военной практикой. Они служат связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Принципы столь же историчны, сколько и современны, поскольку старое и новое, воплощенные в них – это противоположности, связанные между собой тысячами живых нитей.

Историю развития военного искусства правомерно рассматривать как историю развития принципов. Она насчитывает тысячелетия. С течением времени менялось содержание принципов, отмирали одни из них и нарождались новые. Формирование принципов всякий раз представляло сложный и противоречивый диалектический процесс. Оно проходило в ожесточенном противоборстве старого с новым. Принципы формировались людьми в качестве итога все более глубокого познания природы боя, его закономерностей. Этот процесс не закончен, он продолжается и ныне. И важно, изучая историю зарождения и развития принципов, воспринять все полезное, поучительное, что было в прошлом, чтобы, встав «на плечи» предшествующих поколений, уверенно двигать развитие тактики дальше.

В современных условиях значимость принципов особенно важна потому, что существенно повысилась цена оперативных и тактических решений, непродуманных действий, промахов и просчетов, исправить которые в динамичной, быстро меняющейся обстановке в ряде случаев попросту становится невозможным. Принципы боя как раз и призваны предостеречь командира от волюнтаризма и опрометчивости в управленческой деятельности. Они обязывают считаться с накопленным боевым опытом, учитывать исторические закономерности и тенденции в развитии военного дела. Принципы для генералов и офицеров являются теми ориентирами, придерживаясь которых они находят рациональные способы использования имеющихся сил и средств для разгрома противника, либо отражения его удара. Знание и умелое использование принципов придают им целеустремленность, уверенность в действиях. Чем полнее учитываются их требования, тем, как правило, оптимальнее, целеустремленнее принимаемые командирами решения.

Хотя тактика отнюдь не свободна от нормативности, но она допускает широкий диапазон в выборе альтернативных вариантов. В этом плане принципы выступают в качестве «тактических правил», без которых невозможна системность, логическая осмысленность в управленческой деятельности в боевой обстановке. Однако принципы не могут и не должны выступать в роли регламентирующего ограничителя в творческих поисках. Их посылка, рекомендации всего лишь исходная основа, отправной пункт для раздумий, выбора различных вариантов и путей достижения поставленной цели в бою. Гегель метко заметил – «горе тем мастерам, которые цепляются за узкие правила искусства».

Военное искусство относится к одному из сложных и тонких видов искусств. Не случайно еще философы древности называли его «царской наукой». Это искусство требует духовного озарения, не приемлет схематизма, казенщины, рутины, догматизма. Командирский опыт неповторим в своей внешне кажущейся повторимости. Конечно, куда проще было бы офицеру достичь тактического совершенства, взяв на вооружение опыт выдающихся полководцев в использовании принципов военного искусства и, организуя бой, шаг за шагом воспроизводить апробированные ими тактические приемы. Решение на бой всякий раз принимается в творческих муках, а его реализация происходит через преодоление многих препятствий, разрешение противоречий. Найти правильный путь претворения в жизнь требований принципов боя в конкретной обстановке – задача сложная. Тут нет рецептов и проторенных путей. Знание и личный опыт, интуиция и расчетливость, организаторские качества и железная воля – вот тот фундамент, на котором зиждется тактическое искусство.

В методологическом плане роль принципов военного искусства состоит в том, что они являются стержневой основой, теоретическим «каркасом», объединяющим в единое целое все его составные части – стратегию, оперативное искусство и тактику. Посредством их устанавливается общность взглядов генералов и офицеров на подготовку и ведение боевых действий, поскольку принципы стратегии, оперативного искусства и тактики практически едины в большинстве своем по своей формулировке и содержанию, их отличие состоит лишь в масштабности применения.

В философском плане принципы воплощают в себе проблемы сочетания необходимости и свободы. Командир не может достичь успеха в бою, выходя за рамки, которые обусловлены объективными факторами боевой обстановки, но он может и должен добиваться успеха в рамках этих условий. Диалектическое противоречие здесь состоит в том, что он в одно и то же время зависит и свободен от обстоятельств. Обстоятельства диктуют свою логику поведения, но не предопределяют однозначного подхода к выбору того или иного решения. В боевой обстановке всегда есть альтернативные пути реализации того или иного принципа, важно только чтобы избранный вариант не вступал в противоречие с объективными условиями. Уяснить эту логическую тонкость и научиться сообразовывать свои практические действия по применению принципов с требованиями познанных закономерностей боя и есть «изюминка» тактического мастерства.

Содержание принципов боя отражает достигнутый уровень развития тактики. Их сила и жизненность состоят в том, что они опираются не на второстепенные, малозначащие, преходящие обстоятельства, а выражают глубинные процессы боевых действий, устойчивые взаимосвязи, объективные закономерности, познание которых служит своеобразным ориентиром, придерживаясь которого командир находит верный путь к достижению поставленной цели в бою.

Принципы военного искусства отражаются в той или иной форме в Полевых (боевых) уставах, наставлениях и руководствах всех армий мира. Большое значение им придается в армии США. В американских Полевых уставах указывается, что принципы – это «фундамент истины о войне, при разумном использовании которых обеспечивается победа над противником»[32]. В Полевом уставе армии США (FM-100 1982 г.) систематизация принципов военного искусства осуществляется в следующем порядке: формулируются общие принципы войны, а в их рамках принципы воздушно-наземной операции (сражения), а также принципы, относящиеся к видам боевых действий. К принципам войны для сухопутных войск отнесены такие: целеустремленность; наступление; массирование сил и средств; экономия сил и средств; внезапность; стремительность; гибкость и решительность. Неотъемлемой частью наступления считается принцип сосредоточения сил.

В основу принципов оборонительных действий в американских уставах закладывается идея лишить наступающего противника преимуществ и быстро перехватить инициативу. Принцип №1 формируется так: захватывай тактическую инициативу на отдельных участках, а затем и общую инициативу по мере перехода от обороны к наступлению. Принцип №2 гласит: наноси удары на всю глубину боевых порядков противника – это позволит задержать и дезорганизовать его, а также создать условия для перехода в наступление. Глубокая оборона позволит выиграть время и пространство для осуществления быстрого и гибкого маневра. Принцип №3 требует – диктуй противнику условия боя, поддерживай быстроту и гибкость огня, маневра и применения средств РЭБ. Принцип №4 требует – согласовывай действия всех имеющихся в распоряжении сил и средств в ходе боя, используй малейшие слабые стороны противника, чтобы остановить его наступление.

В боевых уставах бундесвера обычно перечисляются следующие принципы боевых действий: захват инициативы и активность; наступательность; сосредоточение сил и средств в решающем месте и в выгодное время; массирование огня на решающем участке и осуществление смелого маневра; взаимодействие; внезапность; решительность действий, настойчивость и проявление инициативы; волевое, постоянное и четкое управление; бесперебойное боевое и материально-техническое обеспечение.

В боевых уставах английской армии важнейшими принципами боя считаются: выбор и утверждение цели; наступательные боевые действия; взаимодействие; свобода действий; концентрация сил; экономия сил; внезапность; непрямые действия (обманные приемы); боевое обеспечение войск; поддержание здорового морального духа; управление войсками и тылом.

Структура принципов, отраженная в Боевых уставах ВС РФ, показана на рис. 2.1. К основным принципам боя отнесены: постоянная боевая готовность подразделений; решительность, активность и непрерывность ведения боя; согласованное применение подразделений родов войск и специальных войск и поддержание непрерывного взаимодействия между ними; внезапность действий и применение военной хитрости (обман противника); решительное сосредоточение усилий на главном направлении и в решающий момент; маневр подразделениями, ударами и огнем; своевременное восстановление боеспособности подразделений, всестороннее обеспечение боя; полное напряжение моральных и физических сил, использование морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи; твердое и непрерывное управление подразделениями[33].

Заметим, что в последнее время к числу принципов боя стали отно сить такой: «соответствие боевых задач частей и подразделений их боевым возможностям». Отмечается, что этот принцип оценки требует тщательной



оценки обстановки, выбора наиболее рационального построения боевого порядка, определения оптимальных способов выполнения боевых задач с учетом характера действий противника; учета качественного состояния сил и средств, а также степени боевой выучки войск, подготовленности командиров и штабов; наличия боевого опыта личного состава.

Говоря о содержании принципов боя, военные теоретики и практики всегда подчеркивали простоту и доступность их понимания. Как писал Клаузевиц: «Принципы военного искусства сами по себе в высшей степени просты, вполне согласуются со здравым смыслом»[34].

Отметим, что сложившаяся в настоящее время классификация принципов боя не есть застывшая конструкция ума, «вершина» военной мысли – это всего лишь очередная ступенька в развитии тактики. Принципы надлежит обогащать новым опытом, постоянно изыскивать более эффективные пути реализации их требований на практике с учетом изменяющихся условий современного, объемного, многомерного, наземно-воздушного боя, применения новых средств вооруженной борьбы, когда электроника, робототехника, компьютеры все более властно вторгаются во все сферы управленческой деятельности командира и штаба.

Только офицер – творец, новатор окажется на высоте положения. Впитывая весь богатейший опыт войн, осмысливая его, он должен быть свободен от пут прошлого, предвзятых походов, «философии подражания». Святое чувство неудовлетворенности сделанным сегодня должно постоянно побуждать офицера не успокаиваться на достигнутом, добиваться новых, более высоких рубежей в своей деятельности завтра. Творческое горение, дерзание поисков, мобильность тактического мышления, прозорливость и способность к смелому расчетливому риску, целеустремленность и настойчивость – эти качества должен вырабатывать у себя офицер каждодневно и неуклонно. Только тогда он может стать подлинным мастером вождения войск.

2.2 Путеводные маяки в управленческой деятельности командира в бою.

Принципы боя имеют двоякую значимость для военной теории и практики, с одной стороны, являются основой систематизации научных знаний и логического построения теории тактики, отражающими соответствующий уровень ее развития, но с другой – это путеводные маяки, руководящие рекомендации, придерживаясь которых командир находит верный путь к достижению поставленной цели в сложной боевой обстановке. Образно говоря, это ориентиры победы.

Для начала поставим перед собой такой вопрос – можно ли управлять подразделениями и добиваться успеха в бою без знания принципов военного искусства? Ответим так – вообще-то в каких-то частных, упрощенных условиях подобный случай не исключается. Если обратиться к опыту Великой Отечественной войны, то, конечно, не все командиры тактического звена имели высокую эрудицию, были достаточно подготовлены теоретически, чтобы осознанно применять в практической деятельности соответствующие принципы. Можно сказать, что многие из них интуитивно, на основе полученной практики и знания уставных положений осваивали трудную науку побеждать.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!