Переносные значения, основанные на сходстве



Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению и т.п.).

Задание 20. Скажите, какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха), гребень (для волос), лисичка (зверек), лисичка (гриб), труба (водопроводная), труба (музыкальный инструмент), хвост (собаки), хвост (кометы), нос (человека), нос (корабля).

Задание 21. Прилагательное черный имеет следующие значения:

1. Цвет сажи, угля. Черные ленты, черные краски.
2. Испачканный чем-либо, грязный. Тебя в бане надо мыть, ты весь черный, чумазый.
3. Неквалифицированный, чаще физически тяжелый, грязный (о работе). Бабушка разжаловала ее... в дворовые девки, потом обрекла на черную работу – мыть посуду, белье, полы.
4. Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный. Сидит Тимка под корягой: черные думы давят на сердце.
5. Злостный, коварный, преступный. Черная измена, черная неблагодарность.Определите, в каком значении употребляется слово черный в сказке А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

Прямое значение слова черный или переносное? По какому признаку произошел перенос?

Задание 22. Составьте несколько предложений со словом черный, покажите в своих примерах разные его значения.

Задание 23 . Определите значение прилагательного черный. В каком значении это прилагательное свободно сочетается со словами, в каком – нет?

1. Черного кобеля не отмоешь добела. (Пословица) 2. Черные мысли отцом овладели. (Н.Некрасов) 3. Ждут ее черные дни. (Н.Некрасов) 4. Твоя измена черная понятна мне, змея. (М.Лермонтов) 5. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле. (И.Тургенев)

Задание 24. Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?

1. ...Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить 2. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – и толпой Понесли в пустую гору... (А.Пушкин)  

Задание 25 . Определите значение слова горький в следующих предложениях. Какое значение прямое, какое – переносное?

1. После сладкого не захочешь горького. (Пословица) 2. Не знаешь ты мужицкой горькой доли. (Н.Некрасов) 3. ...был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. (И.Тургенев)
В каком значении слово горький имеет устойчивую сочетаемость?

Задание 26 . Прямое значение слова оловянный – «сделанный из олова, мягкого, ковкого серебристо-белого металла», например, оловянная пуговица. Определите, в каком значении, прямом или переносном, это слово употребляется в следующем предложении:

Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их. (И.Тургенев)

 

             ЧТО ТАКОЕ ТРОП? МЕТАФОРА И МЕТОНИМИЯ.

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

 Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это?

Это метафора.

Что такое метафора?

(В переводе с греческого метафора обозначает перенос. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)

– Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?

(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)

– Даны примеры: говор волн, стальное перо, стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает, льется речь. Постарайтесь сгруппировать эти примеры. Сколько групп получилось? Обоснуйте ответ.

(Две группы: 1) стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги; 2) говор волн, нос корабля, ножка стола, заря жизни, град пуль, закат пылает, льется речь. В первой группе примеров метафора лексическая (мертвая, окаменевшая, стертая), во второй – простая. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Если первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, не осознается говорящим, то это метафора лексическая.)

– Прочитайте следующее предложение:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?(Это развернутая метафора.)

– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.

          1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) 2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин) 3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов) 4) Перо его местию дышит. (А.К. Толстой) 5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский) 6) Пуще всего береги <...> копейку. (Н.Гоголь) 7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) 8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов) 9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов) 10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)

  Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Синекдоха – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.

В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха.

В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте.

В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)

– Что объединяет следующие примеры?

1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко) 2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин) 3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов) 4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица) 5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В.Ажаев)

  (Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия. Бессоюзие имеет другое название – асиндетон. Бессоюзие – это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. У многосоюзия другое название – полисиндетон.

Явление многозначности используется в художественной литературе для усиления образности. Писатель, употребив многозначное слово, имеет в виду его прямое и переносное значение одновременно.
«Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами. Название троп – от греческого tropos (тропос), что значит “образное выражение”, “оборот”» («Русский язык» под редакцией М.В. Панова. 5 класс. МИКО «Коммерческий вестник», М.: 1995).

Задание 30 . Проанализируйте, какие значения глагола пилить обыграны в следующем рассказе Ф.Кривина.

                                                       КОЛОДА

Нет, не может понять Скрипку Колода.
– Если бы у меня был такой мягкий, такой красивый Футляр, я бы его ни на какие смычки не променяла. И что в этом Смычке Скрипка находит? Только и знает, что пилит ее, а она еще радуется, веселится! Если б меня так пилили...
Пожалуй, в этом Колода права: если бы ее пилили, все выглядело бы совсем иначе.

Задание 31. Найдите тропы в следующих отрывках из художественных произведений и объясните, какой тип переноса использовал писатель.

...Внизу дверь на балкон широко зевала, раскрытая настежь. (И.Тургенев)
Было суровое январское утро; с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег, подгоняемый порывами ветра, он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович)

Задание 32 . В приведенных отрывках слова употребляются в переносных значениях. Определите, где метафора (перенос по сходству), где метонимия (перенос по смежности), где функциональный перенос.

Лучшие ноги страны съехались в Москву на совещание. Чтобы поговорить о низкой результативности игры в футбол. (Журнал «Крокодил») 2. Поздней осенью, свежий и колкий, бродит ветер, безлюдию рад. (А.Ахматова) 3. Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые... (А.Пушкин) 4. Б Стоял над речкою. Вдали
Мелькали села; здесь и там алкон взвизгнул от радости. – Параллелиз Меногосоюзи – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.)

– Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)

Стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению. – Парономазия (1).

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза (2).

Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (3).

Образное выражение, со– Гипербола держащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. (4).

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).

Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Литота (6).

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. – Оксюморон (7).

Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (8).

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (9м (10).Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось не высказанным. – Умолчание (11).

– Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.

Не глух, а глуп. – (1)Туманный Альбион (вместо Англия). – (9) Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы.(В.Брюсов) – (10)

УПРАЖНЕНИЕ 1

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) – (5)Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) – (6)В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) – (4)Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) – (2)Сладкая скорбь. – (7)Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)– В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:1) Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин)

2) ...Черноглазую девицу,
Черногривого коня!(М.Лермонтов) 3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.(А.Пушкин)

(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием . Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».)

Вопрос об использовании анафоры в прозаической речи вызвал у учащихся затруднение. Для анализа был дан следующий пример:

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)

– Сейчас мы обратимся к примерам, которые позволят понять суть стилистической фигуры, противоположной анафоре.

1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

(А.Блок)

Итак, о чем речь?

(Стилистическая фигура, противоположная анафоре, – это эпифора , т.е. повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)

– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

Градация – это ... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая ... (последующая) заключает в себе ... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается ... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает ... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке ... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке ... (уменьшающегося) значения.

– Определите тип градации в следующих примерах:1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.(О.Берггольц)

3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)

(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)– Поговорим об инверсии . Что такое инверсия?

(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)

– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.

1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)

(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)

– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:

1) Помогла детям чистейшая случайность.2) Не надеюсь я на его аккуратность.3) За Отчизну сражались герои-партизаны.4) Рассказ он написал замечательный.5) С радостью было воспринято это сообщение.

(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – дополнение за Отчизну, в четвертом – определение замечательный, в пятом – обстоятельство образа действия с радостью.)

– Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях? (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)

– Насколько верно утверждение, что парцелляция и присоединение – это одно и то же, синонимы?

(Верно частично. Присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами. В последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения. Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.)

– Дадим определение парцелляции.

(Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.)

– Прочитайте следующие примеры и скажите, есть ли в них присоединение.1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Гл. Успенский)2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)

(Нет, во всех примерах мы наблюдаем парцелляцию.)– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)– Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.

1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)

(Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна.)

– Какие еще способы выражения сравнения вы знаете?

(Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в им.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-...ому, по-...ему, по-...и.)

– Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.

1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В.Белинский)

(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)

– Еще один пример. В чем его особенность? То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»)

(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)

– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.

– В переводе с греческого это слово обозначает выпадение, опущение. Пропущенный элемент высказывания легко восстанавливается в данном контексте или ситуации. Писатели и поэты используют эту стилистическую фигуру для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Догадались? Правильно, это эллипсис. Подтвердим сказанное примерами.

1) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)2) Шампанского! (А.Чехов)3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)

– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь.1) Веселый ветер, 2) седая старина,3) деревянный дом,4) черная тоска.

(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)

– Что называется эпитетом?

(Эпитет – это художественное, образное определение.)

– Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета*, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.

А теперь попробуйте самостоятельно продолжить ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное...

(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)

– Скажите, пожалуйста: что можно назвать риторическим, имея в виду тему нашего урока? (Риторическим бывает обращение, вопрос.)

– В чем особенности этих стилистических фигур? (Риторическое обращение состоит в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему. На риторический вопрос не ожидается ответа.)

– В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?

1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)3) Старик! О прежнем позабудь... (М.Лермонтов)4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И.Никитин)

(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)

– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)

1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)

Обратимся к тексту М.Пришвина «Неведомому другу». Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)

УПРАЖНЕНИЕ2

Неведомому другу

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.

Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей.

И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

 

                                             ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ.
                           УСТАРЕВШИЕ, РАЗГОВОРНЫЕ И ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА

Задание 33 . Выпишите из текста названия людей по профессии. Определите, чем занимается каждый из них

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, – был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. (И.Тургенев)

Задание 34. Найдите в этом ряду устаревшие слова, определите их значение, пользуясь справочным материалом. Подберите к ним современные синонимы.

Слуги, дворня, челядь, дворецкий, ключник, девичья, флигель, каморка, дюжий (парень), целковый.

Для справки: «дворцовые слуги (истор.)»; «жилая пристройка сбоку главного здания или отдельно стоящая дополнительная постройка»; «один рубль (просторечн.)»; «комната для горничных в богатых барских домах (истор.)»; «в богатых барских домах старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой (истор.)»; «сильный, крупного телосложения»; «при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме, в отличие от крестьян, живших в деревне и занятых земледелием»; «маленькая, тесная комната, чулан».

Какие слова – устаревшие или их современные синонимы – вы будете употреблять при написании изложения или сочинения?

Задание 35. Найдите в предложениях из рассказа И.Тургенева «Муму» просторечные и разговорные слова. Попробуйте заменить их нейтральными синонимами. Что изменится?

1. Капитон вытаращил глаза и отделился от стены. 2. – Ну, чего же ты всколыхнулся? ...Разве она тебе не по нраву? 3. А то в другой раз, заметив, что Капитон... как-то слишком любезно раскланялся с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай... 4. Улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей...

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Задание 36 . Определите значение выделенных фразеологизмов, замените их словами-синонимами. Как изменится смысл предложения

УПРАЖНЕНИЕ 4

1. Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму... 2. В день отъезда он [Капитон] сперва очень храбрился и уверял, что, куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет. 3. Герасим сам ее любил без памяти. 4. Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком и чуть свет был уже на дворе. 5. Тогда Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка... (И.Тургенев)

Для справки: быстро, стремительно, очень, сильно, неизвестно где, очень рано, выбрав время.

К каждому фразеологизму подберите фразеологические синонимы с близким значением. Составьте с ними предложения или связный текст.

Задание 37. Определите значение следующих слов (из рассказа Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Колядовать, парубок, смушки, шинок, фалды, люлька, кутья, варенуха, миряне, малевание, тавлинка, батог, плахта, запаска, капот, галун, таратайка, черевички, кожух, дьяк, кобеняк, кухмистер, городничий, заседатель, подкоморий, писарь, притвор, заутреня, сорочка, жупан, кунтуш, капелюхи, паляница, вареники, монисто, галушки.

Распределите эти слова по следующим тематическим группам: названия одежды; названия людей; названия предметов быта; названия блюд (еды); слова, связанные с праздником Рождества.
Определите, какие из указанных слов историзмы, какие – украинизмы, а какие могут употребляться и в современном русском языке.

 Задание38 Определите значение фразеологизмов (из рассказа Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»), подберите к ним фразеологические синонимы.

1. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с того ни с сего танцевал на небе... 2. ...и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. 3. А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке, наверное, придет кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. 4. И для этого решился украсть месяц в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем... 5. А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу

2.

Исконно русские фразеологизмы   Старославянские фразеологизмы .   Заимствованные фразеологизмы
Овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; а ларчик просто открывался; попасть впросак; еле-еле ду-ша в теле; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове чеши; тридцать сребреников; а Васька слушает да ест; лет до старасти нам без старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил Попал как кур во щи; без году неде- ля; исчадие ада; по образу и подобию;блажен, кто смолоду был молод; во время оно Играть первую скрип- ку; в здравом уме и твердой памяти; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; вави- лонское столпотворе- ние; мавр сделал свое дело, мавр может уда- литься; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята.

.             ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ

Задание 39. Какие слова называются омонимами? Что такое омофоны и омографы? Приведите примеры.

Задание 40. Как отличить омонимы от многозначного слова? Найдите в словаре примеры омонимов и многозначных слов.

Три пути образования омонимов

Путь первый. В русском языке существовало, например, с незапамятных времен слово скат в значении «пологий спуск», а в скандинавских – слово skat(a) – «крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом». Слова из других языков могут заимствоваться русским, и, когда скандинавское слово пришло в наш язык, оно стало омонимом русскому слову.

Путь второй. Есть, например, в нашем языке суффикс -ник, который обозначает человека по профессии, и есть другой суффикс – -ник, обозначающий предмет. Если эти два совершенно разных по значению суффикса прибавить к основе провод-, получаются два омонима: проводник1 – «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон», и проводник2 – «вещество, хорошо пропускающее через себя или передающее электрический ток, звук, теплоту».

Путь третий. Омонимы рождаются из двух значений одного слова. Издать1 – «напечатать, выпустить в свет», издать2 – «произнести (о звуке)». Многозначное слово распадается на два омонима, если мы забываем о связи значений.

Задание 41. Определите значение омонимов: завод1 – завод2, парк1 – парк2, править1 – править2. Используйте толковый словарь.

Задание 42. Образуйте винительный падеж единственного и множественного числа от существительных.

Болтун (пустослов) и болтун (неплодное насиженное яйцо), иллюминатор (специалист по устройству иллюминаций) и иллюминатор (окно на судне), голландка (жен. р. к голландец) и голландка (печь).

Как называю.тся такие омонимы?

Задание 43 В стихотворениях Я.Козловского найдите омографы. Какова их роль?

             ТРЕСКА ЗАЗНАЛАСЬ

В камзоле Баклажан
Был полон блеска,
На кухне утром
Он сказал Селедке:
– Треска зазналась!
Ишь, как много треска
Изволила поднять на сковородке!

Задание 44. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. Скажите, в каких падежах это слово имеет омонимы или омографы.

Задание 45. Определите, к каким частям речи можно отнести следующие слова: звонок, печь, мелок.

Задание 46 . Найдите в отрывке из стихотворения В.Брюсова омофоны.

Вечно властен, вечно молод
В странах сумрака и льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

! Явление омофонии, омонимии используется в художественной литературе как средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры. (А ты знаешь, что такое каламбур?)

Задание 47. Найдите в романе А.Пушкина «Евгений Онегин» примеры использования омофонов, омонимов.

Задание 48. Проанализируйте отрывок из романа А.Пушкина «Евгений Онегин». Определите значение следующих слов: свет, залог, живой, высокий, идеальный. В каких случаях поэт использует переносное значение слов и с какой целью? Найдите случаи употребления слова свет в других контекстах.

Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя, Достойнее души прекрасной, Святой исполненной мечты, Поэзии живой и ясной, Высоких дум и простоты; Но так и быть – рукой пристрастно Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет

Русский язык богат синонимами. Основные признаки синонимов: 1) различное звучание; 2) соотнесенность слов с одним и тем же явлением объективной действительности, а следовательно, наличие общего для каждого из них значения; 3) различие в оттенках значения, или в стилистической окраске, или в том и в другом одновременно.

Задание 49. Определите, каким общим значением объединены синонимы мерзнуть, зябнуть, дрогнуть и чем различаются значения этих глаголов.

Задание 50 . К выделенным словам (из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо») в предложениях 1–3 найдите одинаковые или близкие по смыслу слова в предложениях 1а–3а. Как они называются?

1. Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снес у чуда-юда шесть голов. 1а. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду голову.

2. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. 2а. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи...

3. Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. 3а. Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку.

Задание 51 . Какие синонимы из приведенных ниже можно использовать, чтобы объяснить смысл выделенных слов?

1) Знатный, почетный, важный; 2) быть в почете, в милости; 3) душа, характер; 4) великодушный, добрый, отзывчивый; 5) предстоящий, наступающий; 6) пропитание, пища; 7) в старости, под старость.

1. – Это сны! – сказала ручная ворона. – Они являются сюда, чтобы перенести мысли высоких особ на охоту. Тем лучше для нас – удобнее будет рассмотреть спящих. Надеюсь, однако, что, когда вы будете в чести, вы докажете, что сердце у вас благородное!

2. Ворон и его невеста поклонились и попросили их остаться при дворе, – они подумали о грядущей старости и сказали:

– Хорошо ведь иметь верный кусок хлеба на склоне лет. (Х.К. Андерсен. Снежная королева)

! Синонимы, различающиеся оттенками значений, называются идеографическими.

Задание 52. Найдите в тексте синонимы, имеющие значение «небольшой по размерам». Выпишите их, учитывая степень возрастания признака.

1) Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. 2) Мы очень любим ландыши. Их белые, чистые цветы, похожие на крошечные фарфоровые колокольчики, так тонко пахнут! 3) Они вынимали горшок и братски делили микроскопическое количество пищи.

Задание 53 . Определите, какой из синонимов следует выбрать в каждом отдельном случае. В каких примерах взаимная замена синонимов возможна, а в каких невозможна и почему?

1) Молодая березка была покрыта (липкий, клейкий, вязкий) листьями. 2) Благоухали (липкий, клейкий, вязкий) коричневые почки тополя. 3) Купили (липкий, клейкий, вязкий) бумагу для мух. 4) Противно чавкала под ногами (липкий, клейкий, вязкий) глина. 5) Старик с трудом вытаскивал из (липкий, клейкий, вязкий) тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав.

Задание 54. В отрывках из произведений Пушкина определите значение слова взять.

1. И каждый взял свой пистолет. 2. В награду любого возьмешь ты коня. 3. С собой возьмите дочь мою. 4. На цветных окнах начертаны были надписи, взятые из Корана. 5. «Все возьму», – сказало злато. 6. – Швабрин! Очень рад! Гусары! Возьмите его. 7. На днях хандра меня взяла. 8. Я велела взять шампанского. 9. Хоть умного себе возьми секретаря.

Задание 55 . Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

1. «Искра» играет с искрой. 2. Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 3. Чем заняты таланты? Возвести! – Да продолжают славный воз везти! – А бездари? – Те мнят, что делают погоду. – А критики? Темнят или молчат по году. 4. Сердилась королевская масленка: – Болтают в кухне со среды, что я родня какого-то масленка! Помилуй Бог! Я из другой среды.

Задание 56. Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам, составьте с ними предложения.

Говорить – _________, смеяться – __________, жить – _______, умереть – ________.

    ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

! Происхождение лексического состава языка – это взгляд на его историческое развитие.

Задание 58. Прочитайте отрывок из романа А.Пушкина «Евгений Онегин» и ответьте на вопрос: какие слова в этом отрывке кажутся вам исконно русскими, а какие – заимствованными, пришедшими из других языков?

Стоял над речкою. Вдали Мелькали села; здесь и там Луга и нивы золоты Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад

Задание. Определите тип лексического значения выделенных слов.

1 переносное значение с потухшей образностью
2 переносное значение с живой образностью
3 прямое значение

 

1) Узкая дорога.2) Он – величина в искусстве.3) Алмазное небо.4) Верх совершенства.5) Хвойный лес.6) Малая величина.7) Гасить ссору.8) Верх дома.9) Седой пепел.10) Ситец неба.11) Встретить знакомого.12) Встретить Новый год.13) Гасить свечу.14) Сказать правду.15) Мягкие манеры.6) Бархат ночи.17) Лезвие огня.18) Зеленое поле.19) Связать инициативу.20) Перебросить войска.21) Море смеялось.22) Руки человека.23) Пепел воспоминания.24) Седая борода

Задание. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

2 Омонимы

Задание. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1 Омограф
2 Омоформа
3 Омофон
4 полный омоним
5 неполный омоним

УПРАЖНЕНИЕ №6

Задание. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1

первое слово

 
2

второе слово

 
 

 

 

2) Производство (эффектное; эффективное)
3) Внешность (эффектная; эффективная).
4) Замечание (дельное; деловое).
5) Чернила (водные; водянистые).
6) Оттенок (земляной; землистый).
7) Грубый (невежда; невежа).
8) Несведущий (невежда; невежа).
9) Племя (военное; воинственное).
10) Шелк (искусственный; искусный).


11) Кисель (водянистый; водный).
12) Подход (дельный; деловой).
13) Родство (кровяное; кровное).
14) Вал (земельный; земляной).
15) Поверхность (землистая; земная).
16) Платок (цветистый; цветочный).
17) Смысл (двоякий; двойной).
18) Покров (кожный; кожаный).
19) Признательность (государства; людей).
20) Мастер (искусственный; искусный).
21) Отношения (производительные; производственные).

       

УПРАЖНЕНИЕ№7                     

Задание. К какому типу относятся синонимы в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1

Общеязыковые

 
2

Контекстуальные

 

1) Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом, правда была бы открыта очень скоро.
2) Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем.
3) – Клянусь вам, вы не пожалеете и не раскаетесь, – сказал Саша с увлечением. – Поедете, будете учиться, и там пусть вас носит судьба.
4) О, если б поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным.
5) Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад, и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
6) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя, если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. Умоляю.
7) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
8) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.
9) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь.
10) Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет

11) Он видел, как в ворота вошел нищий и на него напали собаки, потом, час спустя, слышал игру на рояле, и звуки доносились слабые, неясные.
12) На лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство.
13) – Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С одной стороны, публика невежественная, дикая. Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость. С другой стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер дождь.
14) Я каждый раз видел, как эта дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду.
15) – Вы не можете даже представить себе, как много вы сделали для меня, мой хороший Саша! В сущности, для меня вы теперь самый близкий, самый родной человек.
16) Она много читала, не писала в письмах ъ, называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома.
17) Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего.
18) ...он (Саша) и постарел, и похудел, и все покашливал. И почему-то показался он Наде серым, провинциальным.
19) – А вот и отец идет! – обрадовался Андрей Андреич и замахал шляпой. – Люблю я своего батьку, право, – сказал он, расплачиваясь с извозчиком, – славный старик, добрый старик.
20) – Голубчик мой! – зарыдала Оленька, – Ванечка мой миленький, голубчик мой! На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?..

 

       

 

                        

                        

Фонетика – один из основных разделов языкознания. Это наука, изучающая звуковую сторону человеческой речи. Поэтому и название ее произошло от греческого слова

phone – звук. Русский язык так же, как все другие языки, имеет свои фонетические особенности. Их изучает фонетика русского языка.

Человек воспринимает речь, особенно она звучит на родном языке, как единое целое, не задумываясь над тем, как он ее понимает. Его сознание, независимо от воли и желания, вычленяет из речи элементы, обладающие определенным значением: высказывания, слова, слоги и, наконец, звуки. Конечно, звук и слог, в отличие от слов и

высказываний, самостоятельным значением не обладают. Но если бы звуки речи не различались, невозможно бы стало разговаривать, обмениваться мыслями, информацией. Порой звуки играют определяющую смыслоразличительную роль в понимании смысла сообщения. Сравните предложения: Саша был моим другом – Саша был с моим другом; Не дам это – Не дом это; Еще сахара – Еще Сахара.

В потоке речи звуки меняются, иногда до неузнаваемости. Эти изменения связаны с целым рядом причин. Иностранец, который только что начал изучать русский язык, никогда не услышит во фразе «Нет ножа» знакомое ему слово «нож». И в этом виноваты не только синтаксис, но и законы русской фонетики, в результате действия которых звук [ш] в слове «нож» превратился в звук

Помимо звукового состава языка, закономерностей образования звуков, их изменений в процессе речи, смыслоразличительной роли звуков, фонетика изучает:

-слоги и правила слогоделения; словесное ударение; -фонетические характеристики целого высказывания; -роль интонации в понимании речи и ее (интонации) основные разновидности. 

С фонетикой тесно взаимодействуют графика и орфография, занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, орфоэпия, изучающая нормативное литературное произношение и диалектология, изучающая особенности звуковой стороны диалектов языка.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!