Высокомерие, горделивость, кичливость



И бахвальство

Высокомерие и кичливость – качества, которые Ислам расценивает как ненавистные и отвратительные. Всевышний Аллах сообщил нам о том, что Он не любит гордецов. И Он сказал об их судьбе в мире вечном: «Разве не в Геенне обитель возгордившихся?» (39:60). Высокомерного и горделивого человека не любят Всевышний и не любят люди…

Раскаяние после совершения запретного

Мусульманин должен остерегаться совершения упомянутых грехов и всеми силами отдаляться от них, ибо, поистине, человек ответит за все, что он делал в этой жизни, в Судный день, и за благие дела ему воздастся благом, а за дурные он будет наказан.

Если же мусульманин все-таки совершит нечто запретное, он должен как можно скорее раскаяться в содеянном и попросить у Всевышнего прощения. Если его раскаяние искреннее, тогда он должен решительно настроиться не совершать подобного впредь и искренне сожалеть о том, что сделал. Если он кого-то обидел или ущемил чьи-то права, он должен загладить обиду и возместить нанесенный ущерб, а если это невозможно, то хотя бы попросить прощения. При соблюдении этих условий его покаяние будет искренним, и Аллах простит его и не станет подвергать наказанию. Ведь раскаявшийся в совершении греха подобен тому, кто вообще не совершал его.

Он должен многократно просить у Аллаха прощения. Более того, каждый мусульманин должен часто просить у Аллаха прощения – за серьезные проступки и даже за те, которые ему самому кажутся незначительными. Всевышний Аллах сказал: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий» (71:10). Частое обращение к Аллаху с мольбой о прощении – свойство искренних верующих. Всевышний Аллах  сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный”. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (39:53-54).

Забота мусульман о том, чтобы передать эту религию потомкам в ее первоначальном виде, без изменений и искажений

Поскольку слова Посланника , действия и молчаливое одобрение слов и действий других были разъяснением к Словам Всевышнего, Его велениям и запретам, то мусульмане проявили огромную заботу о достоверности хадисов Посланника Аллаха  и их правильной, без изменений и искажений, передаче. Они приложили колоссальные усилия для того, чтобы освободить передаваемые хадисы от любых добавлений, которые не являются их частью и не относятся к словам Посланника Аллаха . Они также отобрали ложные, присочиненные хадисы и создали точнейшие правила, в строгом соответствии с которыми должна была осуществляться передача хадисов от поколения к поколению.

Давайте расскажем вкратце о хадисоведении, чтобы читатель понял принципиальное отличие мусульманской общины от представителей других вероисповеданий в том, что касается сохранения своей религии от любых изменений и искажений, а также от привнесения в нее лжи, суеверий и вымысла, на протяжении веков.

Слова Аллаха и слова Его Посланника  передавались на основе двух главных принципов: заучивание наизусть и записывание. У первых мусульман была прекрасно натренированная память, что позволяло им быстро и легко запоминать и сохранять в памяти достаточно большой объем информации. Эта их особенность хорошо известна тем, кто изучал их жизнь. Сподвижник слышал нечто от Посланника Аллаха , запоминал это и передавал следующему представителю следующего поколения (то есть поколения, заставшего сподвижников, но не заставшего Посланника ). Тот, в свою очередь, передавал его в неизменном виде представителю следующего поколения. Цепочка передатчиков восходит к одному из ученых, живших в более поздние времена и собиравших и записывавших хадисы. Такие ученые заучивали хадисы наизусть, записывали их и собирали в книги, которые потом читали своим ученикам, чтобы те заучивали их и записывали и читали своим ученикам. Таким способом – посредством заучивания и записывания – хадисы передавались от поколения к поколению.

И для того, чтобы хадис принимался, необходимо знание цепочки передатчиков (иснад) – без этого хадис, каким бы он ни был, не может быть принят.

Это привело к появлению другой науки, наличие которой отличает мусульман от последователей любых других религий. Это наука о передатчиках (‘ильм ар-риджаль) или наука отвода и подтверждения (‘ильм аль-джарх ва ат-та‘диль).

Эта наука всесторонне изучает передатчиков хадисов: их биографию, даты рождения и смерти, имена их учителей (шейхов) и учеников, мнения и отзывы о них ученых, живших в их эпоху, а также их надежность, честность и правдивость и то, насколько точно они знали текст передаваемого хадиса и насколько хорошо заучили его, и разные другие факты, позволяющие хадисоведу установить степень достоверности передаваемого хадиса на основе анализа цепочки передатчиков.

Эта наука есть только у мусульман – так они заботились о достоверности слов, передаваемых от Посланника Аллаха . И на протяжении всей истории человечества никем не было приложено таких усилий для сохранения чьих-то слов, какие приложили мусульмане для сохранения слов своего Посланника .

Это – объемная наука, записанная в толстых книгах, которые целиком посвящены передаче хадисов. В них изложены подробные биографии тысяч передатчиков хадисов только потому, что каждый из этих людей участвовал в передаче хадисов и представлял собой звено цепочки передатчиков. И наука эта словно точные весы, которые не склоняются просто так ни на чью сторону. О лжеце она говорит: лжец, о правдивом говорит: правдивый. Если кто-то из передатчиков обладал слабой или, напротив, хорошей памятью, то об этом также сообщает эта наука. В основе ее лежат правила, известные ее знатокам.

Они считают хадис достоверным только в том случае, если в цепочке передатчиков не имеется разрывов, а сами передатчики были надежными и правдивыми и при этом безупречно знали наизусть текст хадиса. И если мы хотим посмотреть сквозь маленькое окошко на этот океан хадисоведения, давайте возьмем для рассмотрения один пример.

Откроем величайший сборник хадисов – «Сахих» аль-Бухари, том первый, страница 126. Читаем хадис: «Нам передал Абу Ну‘айм, нам передал Закарийа от ‘Амира, что он сказал: “Я слышал, как ан-Ну‘ман ибн Башир говорил: ‹Я слышал, как Посланник Аллаха  говорил: ‘Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это − сердце’›”»[28]. Кто же такие Абу Ну‘айм, Закарийа, ‘Амир и ан-Ну‘ман ибн Башир, упомянутые в цепочке передатчиков этого хадиса? Когда они родились? Когда ушли из жизни, насколько правдивыми и надежными людьми они были и насколько хорошо знали текст передаваемого хадиса? И кто были их учителя и ученики, передавшие от них этот хадис? Ответ на все эти вопросы можно получить в книгах науки о передатчиках, или науки отвода и подтверждения.

Откроем, например, книгу «Тахзиб ат-тахзиб», в которой в наиболее подробном и точном виде излагаются биографии передатчиков. Теперь давайте узнаем, кто же такой Абу Ну‘айм:

Абу Ну‘айм – аль-Фадль ибн Дакин (прозвище), а звали его ‘Амр ибн Хамад ибн Зухейр ибн Дирхем ат-Тейми. Он передавал хадисы от аль-А‘маша, Аймана ибн Джазиля, Салямы ибн Нубейта, ас-Саури, Малика ибн Анаса, Ибн Абу Заида и других. От него много передавал аль-Бухари, а также Абу Бакр ибн Абу Шейба и Исхак ибн Рахавайх и другие. Родился в конце 130 года по хиджре. Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем: «Абу Ну‘айм самый знающий в том, что касается шейхов и их происхождения, а также передатчиков». А Йа‘куб ибн Суфйан сказал: «Наши товарищи согласны в том, что Абу Ну‘айм безупречно знал тексты передаваемых хадисов». Скончался в 218 году.[29]

А вот что сказано о Закарийи.

Закарийа – Ибн Абу Заида Халид ибн Маймун ибн Фейруз Абу Йахйа аль-Куфи. Передавал от Абу Исхака ас-Саби‘и, ‘Амира аш-Ша‘би, Симака и других. От него передавал его сын Йахйа, ас-Саури, Абу Ну‘айм и другие. Аль-Каттан сказал: «К нему нет претензий». А ан-Насаи сказал: «Надежный передатчик». ‘Абдуллах передает от своего отца: «Надежный передатчик, правдивый, хорошо передающий хадисы». Ибн Са‘д сказал: «Надежный передатчик, передал много хадисов». Скончался в 149 году. Ибн Кани‘ сказал: «Он был судьей в Куфе».[30]

А вот что сказано об ‘Амире.

Амир аш-Ша‘би – Амир ибн Шарахиль ибн ‘Абд, или: ‘Амир ибн ‘Абдуллах ибн Шарахиль аш-Ша‘би аль-Химьяри аль-Куфи, из Ша‘б Хамдан. Передавал от Са‘да ибн Абу Ваккаса, Зейда ибн Сабита, Абу Хурейры, ан-Ну‘мана ибн Башира и других. От него передавал Абу Исхак ас-Саби‘и, Закарийа, Ибн Абу Заида, аль-А‘маш и другие. Родился по прошествии шести лет с начала правления ‘Умара. Аль-Аджали сказал: «Он слышал хадисы от 48 сподвижников». Макхуль сказал: «Я не видел человека, знающего и понимающего мусульманское право лучше, чем он». Ибн Му‘ин, Абу Зур‘а и другие утверждают, что он скончался в 113 году хиджры. Говорили также, что в 104, 106 или 107.[31]

А вот что сказано об ан-Ну‘мане ибн Башире.

Ан-Ну‘ман ибн Башир ибн Са‘д ибн Са‘ляба ибн Халляс ибн Зейд аль-Ансари аль-Хазраджи, он и его родители были сподвижниками. Он был первым ребенком, рожденным в Исламе у ансаров после переселения (спустя четырнадцать месяцев после переселения). Он был судьей в Дамаске после Фадали ибн ‘Убейда. Скончался в 65 году.[32]

Чем больше хадисов передавал человек, тем подробнее его описание, а чем меньше хадисов он передал, тем меньше сказано о нем.

Еще одна особенность: у одного и того же хадиса может быть несколько иснадов – до десяти и более. Это означает, что его передали от Посланника Аллаха несколькими путями – сформировалось несколько цепочек передатчиков. Чем больше цепочек передатчиков, тем «сильнее» хадис и тем больше доказательств того, что это действительно слова Посланника . Хадис, передаваемый более, чем десятью надежными передатчиками в каждом поколении, называется мутаватир. Важные вопросы религии, например, столпы Ислама, обоснованы и разъяснены посредством хадисов, большинство из которых относится к категории мутаватир, а когда речь идет о второстепенных вопросах, обычно встречаются хадисы с меньшим числом цепочек передатчиков. Больше всего мусульмане заботились о точности передачи аятов Корана, которые особенно тщательно заучивались и записывались, и они отчитывались так, чтобы произношение всех букв было правильным и при этом соблюдались все правила его чтения. Коран передавался тысячами передатчиков тысячам других на протяжении нескольких поколений, и поэтому в него не проникли никакие изменения и искажения, и Коран, который читают сегодня на западе, это тот же Коран, который читают на востоке. Коран одинаков во всех уголках земли. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).

Заключение

Вот вы и познакомились с исламской религией, которая признает Одного Единственного Бога. Девиз этой религии: «Нет божества, кроме Аллаха». Таков Ислам, избранный Всевышним для Своих рабов в качестве религии.

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

И Всевышний не примет от человека иной религии, кроме Ислама: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85).

Это Ислам, уверовав в который и совершая благие дела, человек попадает в число преуспевших обитателей Садов наслаждения: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (18:107-108).

Таков Ислам. Это не религия, предназначенная для определенной группы людей или представителей одной национальности. Каждый, кто уверовал и призывал к ней людей, является полноценным мусульманином, и его ожидает почет у Всевышнего Аллаха: «…и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (49:13).

Здесь необходимо обратить внимание читателя на несколько причин, по которым люди с недоверием относятся к Исламу и не спешат принимать его:

1) Невежество: многие люди ничего не знают об Исламе – убеждениях, шариате и исламском этикете, а люди всегда относятся к тому, чего не знают, настороженно, а порой и враждебно. И кто желает узнать, что такое Ислам, должен читать, читать и еще раз читать, причем черпать сведения из его основных источников. При этом человек должен стремиться к познанию Истины, и быть беспристрастным и справедливым – ни в коем случае не должно иметь место предвзятое отношение к прочитанному.

2) Фанатичная, слепая приверженность определенной религии, обычаям и культуре: человек не задумывается об истинности религии, которую привили ему еще в детстве. Им движет национализм и почитание предков, заставляющие его отвергать любую религию, кроме религии его отцов и дедов. Фанатизм закрывает глаза и уши, и лишает человека способности думать и беспристрастно оценивать, в результате чего он не способен отличить свет от мрака.

3) Личные прихоти, страсти и желания: если человек заботится и думает только о них, они разрушают его изнутри, хотя сам он этого не ощущает, и они мешают ему принять Истину и покориться ей.

4) Поведение некоторых мусульман и их неблаговидные поступки, которые люди, недолго думая, относят на счет их религии, хотя на самом деле Ислам не имеет к ним никакого отношения. Пусть же все люди помнят о том, что религия не несет ответственности за ошибки людей.

Самый простой путь к познанию Истины – когда человек всем сердцем устремляется к Всевышнему, обращается к Нему с искренней мольбой и просит вывести его на прямой путь и привести его к религии Истины, которую Он любит и которой Он доволен. Тогда человек будет жить счастливо и благополучно как в этом мире, так и в мире вечном. Он познает вечное счастье, после которого он уже никогда не будет несчастен. И пусть человек знает, что Аллах отвечает на мольбу взывающего к Нему. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (2:186).


 

 


Содержание

Введение...................................................................................................................................................................... 7

Принцип, по которому составлена книга.................................................................................................... 7

Содержание книги................................................................................................................................................ 9

Формула Единобожия « Нет божества , кроме Аллаха »............................................................. 11

Аллах – Творец..................................................................................................................................................... 11

Зачем Аллах сотворил нас?............................................................................................................................. 19

Мухаммад – Посланник Аллаха , да благословит его Аллах
 и приветствует....................................................................................................................................................... 23

Какое значение мы вкладываем в слово «Посланник»?
Кто такой Мухаммад? Были ли другие посланники, кроме него?...................................................... 23

Первым посланником после отца всех людей Адама был Нух (мир ему).......................................... 24

Посланник Худ (мир ему)................................................................................................................................. 26

Посланник Салих (мир ему)............................................................................................................................ 27

Посланник Ибрахим (мир ему)...................................................................................................................... 28

Посланник Лют (мир ему)............................................................................................................................... 30

Посланник Шу‘айб (мир ему).......................................................................................................................... 30

Посланник Муса (мир ему)............................................................................................................................... 32

Посланник ‘Иса (мир ему)................................................................................................................................ 39

Мухаммад – Посланник Аллаха (последний из пророков и посланников)................................... 45

Происхождение Мухаммада, да благословит Аллах его и приветствует....................................... 45

Его черты............................................................................................................................................................ 46

Курейшиты и арабы......................................................................................................................................... 46

Начало пророческой миссии.......................................................................................................................... 47

Чудеса Посланника, да благословит Аллах его и приветствует........................................................ 58

Благородные сподвижники.............................................................................................................................. 60

Столпы Ислама................................................................................................................................................... 63

Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха,
и что Мухаммад – Посланник Аллаха......................................................................................................... 63

Ежедневная пятикратная молитва............................................................................................................. 63

Закят..................................................................................................................................................................... 64

Пост в месяц рамадан....................................................................................................................................... 65

Паломничество (хадж)..................................................................................................................................... 65

Столпы веры......................................................................................................................................................... 67

Учение Ислама и исламский этикет................................................................................................. 69

Веления.................................................................................................................................................................. 69

Правдивость................................................................................................................................................. 69

Честность, возвращение доверенного, верность обещаниям и справедливость.................. 70

Скромность и отказ от горделивости и высокомерия.................................................................. 70

Великодушие, щедрость и расходование средств на благие дела................................................. 71

Терпение и терпеливое перенесение обид.......................................................................................... 71

Стыдливость............................................................................................................................................... 72

Уважение к родителям.............................................................................................................................. 72

Благонравие в отношениях с другими людьми................................................................................. 74

Борьба на пути Аллаха с целью помочь притесняемому
и распространить справедливость или ради
торжества Истины.................................................................................................................................. 75

Обращение к Аллаху с мольбой, поминание Его
и чтение Корана......................................................................................................................................... 76

Приобретение религиозного знания, обучение ему других и призыв к нему......................... 77

Довольство решением Аллаха и Его Посланника............................................................................. 78

Запретное............................................................................................................................................................ 79

Ширк (придавание Аллаху сотоварищей, или
обращение любого вида поклонения к кому-то или чему-то помимо Аллаха)......................... 79

Колдовство, гадания, предсказание и утверждение о знании сокровенного............................ 80

Несправедливость и притеснение людей........................................................................................... 81

Убийство человека, которого Аллах запретил убивать, иначе как по праву........................... 81

Посягательство на имущество людей................................................................................................. 82

Обман, предательство и вероломство................................................................................................. 82

Покушение на честь людей и действия, наносящие им моральный ущерб.............................. 83

Азартные игры и употребление алкоголя
и наркотиков................................................................................................................................................ 84

Употребление в пищу мертвечины, крови и свинины................................................................... 85

Прелюбодеяние и содомский грех........................................................................................................... 85

Ростовщичество........................................................................................................................................ 86

Скупость и жадность................................................................................................................................ 88

Ложь и лжесвидетельство....................................................................................................................... 88

Высокомерие, горделивость, кичливость
и бахвальство............................................................................................................................................... 89

Раскаяние после совершения запретного.................................................................................................. 89

Забота мусульман о том, чтобы передать эту религию потомкам в ее первоначальном виде, без изменений и искажений           90

Заключение.......................................................................................................................................................... 97

 


[1] Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов - выявление степени их достоверности через критику надёжности цепочек передатчиков (иснад). Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для хадисоведов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название «аль-джарх ва-т-та‘диль» (отвод и подтверждение).

[2] Сунна – слова и действия Посланника , а также молчаливое одобрение им действий других. До нас Сунна дошла в виде хадисов – рассказов сподвижников о Посланнике , его словах, действиях, внешности, характере и так далее.

[3] Эти верблюды во времена Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, считались самым ценным имуществом.

[4] Тагут – все, чему поклоняются помимо Аллаха.

[5] Город в 70 км от Мекки.

[6] Ахмад. Т. 2. С. 463. Хадис с безупречным иснадом.

[7] Аль-Бухари. Т. 4. С. 230.

[8] Аль-Бухари. Т. 2. С. 164.

[9] Аль-Бухари. Т. 1. С. 15.

[10] Муслим. Т. 17. С. 200.

[11] Аль-Бухари. Т. 9. С. 20.

[12] Аль-Бухари. Т. 8. С. 35.

[13] Аль-Бухари. Т. 8. С. 2.

[14] Абу Дауд. Т. 5. С. 6. Ат-Тирмизи. Т. 3. С. 457. Хадис хасан-сахих.

[15] Аль-Бухари. Т. 4. С. 230

[16] Ахмад. Т. 17. С. 80. Хадис с безупречным иснадом.

[17] Аль-Бухари. Т. 8. С. 13.

[18] Муслим. Т. 17. С. 4.

[19] Ат-Тирмизи. Т. 4. С. 153. Абу Дауд. Т. 4. С. 5857. Аль-Альбани назвал его достоверным.

[20] Аль-Бухари. Т. 6. С. 236.

[21] Ат-Тирмизи. Т. 5. С. 50.

[22] Муслим. Т. 16. С. 227.

[23] Муслим. Т. 16. С. 132.

[24] То есть, если его притесняют, помоги ему, а если он сам является притеснителем, то помешай ему притеснять других, и это будет твоя помощь ему.

[25] Муслим. Т. 2. С. 109.

[26] Ибн Маджа. Т. 2. С. 1333. Аль-Альбани назвал его хорошим.

[27] Аль-Бухари. Т. 3. С. 225.

[28] Аль-Бухари. Т. 1. С. 20.

[29] Тахзиб ат-тахзиб. Т. 8. С. 270-276.

[30] Тахзиб ат-тахзиб. Т. 3. С. 329.

[31] Тахзиб ат-тахзиб. Т. 5. С. 65.

[32] Аль-исабат фи тамйиз ас-сахаба. Т. 3. С. 559.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!