Честность, возвращение доверенного, верность обещаниям и справедливость



Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58). Всевышний также сказал: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу. Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению)» (17:34-35).

И Всевышний похвалил верующих, сказав о них: «…которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств» (13:20).

Скромность и отказ от горделивости и

Высокомерия

Посланник  был самым скромным из людей. Он сидел среди своих сподвижников как один из них, и не любил, чтобы люди вставали, когда он заходит. И каждый, кто имел к нему дело или нуждался в его помощи мог прийти к нему, взять его за руку, и он шел с ним туда, куда тот желал, и делал для него то, о чем он просил. И он велел мусульманам быть скромными: «Поистине, Аллах внушил мне, что вам следует проявлять скромность, чтобы ни один из вас не кичился перед другим, и чтобы ни один из вас не превозносился над другим»[10].

Великодушие, щедрость и расходование средств на благие дела

Всевышний Аллах сказал: «Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (2:272). Всевышний похвалил верующих, сказав: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней» (76:8). Великодушие и щедрость были свойственны Посланнику Аллаха  и верующим, бравшим с него пример. Он не копил деньги – когда они попадали к нему в руки, он тут же расходовал их на благие дела. Джабир, один из его сподвижников, сказал: «Когда Посланника Аллаха  просили о чем-то, он никогда не говорил: “Нет”, и он побуждал оказывать гостеприимство людям, говоря: “Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть оказывает почет своему гостю”».

Терпение и терпеливое перенесение обид

Всевышний сказал: «…и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Поистине, это – от решимости в делах» (31:17). Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (2:153). Он также сказал: «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (16:96). Посланник  был самым терпеливым и выдержанным из людей. Он терпеливо сносил обиды и не воздавал злом за зло. Его народ обижал его, когда он призывал их к Исламу. Они даже били его до крови, а он вытирал кровь с лица и говорил: «О Аллах, прости моему народу, ибо, поистине, они не знают, что творят!»[11].

Стыдливость

Мусульманин целомудрен и стыдлив, и стыдливость – одно из ответвлений веры, и она побуждает мусульманина быть благонравным и добродетельным. Она удерживает человека от сквернословия и непристойности в словах и поступках. Посланник  сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага»[12].

Уважение к родителям

Уважение к родителям и добродеяние по отношению к ним, а также хорошее обращение с ними, включающее проявление терпения, выдержки и смирения, является одной из основных обязанностей мусульманина. И чем старше родители и чем больше нуждаются они в заботе, тем важнее и значительнее становится этот долг. Всевышний Аллах велел нам уважать родителей в Своей Книге и подтвердил их право на это. Всевышний сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком”» (17:23-24).

Всевышний также сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14).

А когда один человек спросил Посланника : «Кто более всего достоин хорошего отношения с моей стороны?» – он ответил: «Твоя мать». Тот человек спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твоя мать». Он снова спросил: «А затем кто?» Он сказал: «Твоя мать». Он снова спросил: «А затем кто?» Тогда он сказал: «Твой отец»[13].

Поэтому Ислам велит человеку подчиняться своим родителям и делать все, что они велят ему – если только речь не идет об ослушании Аллаха. В этом случае нельзя подчиняться творению за счет ослушания Творца. Всевышний Аллах сказал: «А если они будут вынуждать тебя приобщать ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (31:15). Мусульманин обязан уважать и почитать своих родителей, вести себя с ними воспитанно и учтиво, разговаривать с ними должным образом и делать им добро: обеспечивать их всем необходимым, кормить их, одевать их, лечить, если они заболеют, защищать их, обращаться к Аллаху с мольбами за них и просить у Него прощения для них, а также исполнять данные ими при жизни обещания и уважать их друзей.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!