Вопрос №29. Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребёнка дошкольного возраста.



Константин.Дмитриевич.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания, в методических работах Выдающийся педагог теоретик 19 века. Считал природу важным средством обучения воспитания детей. Свои взгляды он отразил в работах «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово». Использование природы У. связывал с идеей народности, воспитание, построенное на народности, позволит ребенку знать хорошо Родину, ее язык, историю, литературу, природу. Наглядное пособие должно преобладать в детском возрасте. Нужно ребенка научить сначала видеть, а потом думать. Наглядное обучение должно развивать у детей наблюдательность за определенными предметами и явлениями, а наибольшее количество объектов для наблюдения дает природа.

Его книга «Родное слово» состоит из:

1) художественного материала по воспитанию и образованию детей. Весь худ. материал (сказки, загадки, стихи) разделил на пять разделов: -знакомство с растениями (деревья, кустарники, цветы); -домашние и дикие животные; -человек и его части тела (рассказы, загадки, договаривание фраз); -знакомство с неживой природой (металл, почва, камни).

2) для учителей. Рекомендовал когда нужно обучать, какие предметы изучать, один учитель, предметы в классе и на улице. Также У. ввел методические карточки. На одной стороне фрагмент сказки, на другой вопросы и задания.

А.А.Быстрова, А.М.Степанов, Е.И.Волкова и др. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. Знакомство с животным миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами. Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру. Елизавета Ивановна Тихеева. Рассматривала природу, как важнейшее условие гармонического развития личности ребенка: -природа формирует эстетику, -формирует нравственные качества, -развивает их умственно, уметь видеть взаимосвязи в природе и взаимозависимости, -развивать физически, -развивает приобщение к труду. Создала программу, которая называется «План пед. работы по ознакомлению детей с природой» (1920). Внесла знакомство с растениями, животными, неживой природой. Трудом человека.

 

Вопрос №30. Белорусские просветлители и педагоги об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.

Система образования и прогрессивная педагогическая мысль Беларуси развивалась благодаря усилиям передовых ученых и педагогов. Истоки природоведческого и экологического воспитания уходят в далекое прошлое, его традициями богата наша республика. Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Творческое наследие его составляют поэмы «Песня пра зубра», “Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы”, “Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта” и одиннадцать стихов, размещенных в Краковском издании сборника «Песня пра зубра». Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Им было издано 19 отдельных книг под общим названием «Библия русская». Франциск Скорина стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и других астрономических явлений, что оказало значительное влияние на характер общественного сознания. Продолжателем идей Франциска Скорины и Николая Гусовского можно считать Симона Будного (ок. 1530-1593 гг.). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Симон Будный был проповедником передовых идей, отстаивал права на обучение для всех слоев общества. Основой воспитания он считал труд. Он придает огромное значение природе в развитии личности человека. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. Свои идеи он изложил в трактате «О несуществовании бога».

Открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею. Илья Федорович Копиевский (1651 – 1714 гг.) - издатель и просветитель. Педагогические воззрения И. Ф. Копиевского были прогрессивными для того времени. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю. Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы. Уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, тем самым защищал основы научной космогонии, и говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле.

Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как “Гастінец для дзяцей”, Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, Першае чытанне для дзетак беларусаў”. В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.

Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.

Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – талантливый педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. Для детей Якуб Колас написал огромное количество художественных произведений. Книга Я. Коласа “Другое чытанне для дзетак беларусаў” была настоящим событием времени. Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.

Янка Купала (1882 – 1942 гг.)- белорусский поэт, просветитель. В своих произведениях затрагивал такие важные темы, как судьба ребенка , патриотизм и национальная гордость, богатство и красота природы и радость жизни. Тема природы затронута во многих произведениях автора: ”Мароз”, “Дуб”, “Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі” и др. В стихотворении “Моя наука” он прямо говорит о роли природы в развитии личности человека. Любовь автора к природе родного края ощущается в стихах поэта. Она передается читателю и помогает понять красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси. Итак, изучение педагогического наследия белорусских педагогов и просветителей показало, что к началу ХХ века превалировали следующие идеи ознакомления детей с природой: ознакомление с природой важно начинать уже на ранних этапах развития ребенка; ознакомление с природой способствует умственному, нравственному, физическому и трудовому развитию детей; работу по ознакомлению с природой необходимо строить с учетом следующих принципов: принцип наглядности, краеведческий принцип, принцип научности, принцип доступности, принцип сезонности; наилучшими методами ознакомления с природой являются наблюдение, труд в природе, беседы о природе, чтение произведений природоведческого содержания, народные праздники, пример родителей.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1868; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!