III . Знакомство с новым материалом



Главный музыкальный мотив «Вальса» исполняют струнные инструменты симфонического оркестра. Посмотрите на их изо­бражения.

(Педагог демонстрирует изображения струнных инструментов на плакатах.)

В симфоническом оркестре есть две группы скрипок — первые скрипки и вторые скрипки. Музыканты, играющие на скрипках, находятся слева от дирижера. А справа от него расположены ин­струменты, которые называются «виолончели».

Вот как выглядит виолончель — она напоминает большую скрипку, только стоящую вертикально, на металлическом стержне.

— Как играют на скрипке? (Ее приставляют к подбородку слева и водят смычком по струнам.)

Играя на виолончели, звук тоже извлекают с помощью смыч­ка, которым водят по струнам. Голос у виолончели немного ниже, чем у скрипки. Но ее тембр более теплый, волнующий, мягкий. Недаром во многих музыкальных произведениях главную партию исполняет виолончель.

IV . «Джульетта - девочка» - прослушивание , разбор

У композитора С.С. Прокофьева есть еще один замечатель­ный балет — «Ромео и Джульетта», написанный по мотивам тра­гедии драматурга Вильяма Шекспира. Главной героиней балета является девушка по имени Джульетта. Этот музыкальный спек­такль ставился в разных театрах и странах, но считается, что луч­шей исполнительницей роли Джульетты была и остается Галина Уланова.

По сюжету произведения Джульетта взрослеет, становится девушкой, но в самом начале она появляется в веселом танце, который сам композитор назвал так — «Джульетта-девочка». По­слушайте, как начинается этот танец. (Педагог исполняет начало музыкального лейтмотива.)

— Правда, простая мелодия?

— Вы узнали этот мотив? На основе чего он построен? (Ответы школьников.)

Эта мелодия представляет собой гамму до мажор, которую вы поете почти на каждом уроке, музыки во время музыкальной разминки. Только, рисуя героиню балета, гамма звучит в быстром темпе. Запишите название этого отрывка: «Джульетта-девочка» — отрывок из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

А теперь послушайте весь отрывок целиком. Обратите внима­ние: будет ли меняться характер Джульетты на его протяжении? (Прослушивание отрывка.)

— Каким по характеру было начало этого произведения? (Лег­ким, торопливым, подвижным, игривым, свободным, беглым, поспешным, задорным, веселым, детским.)

Менялся ли характер произведения?

— Какой была музыка в его середине? (Плавной, взрослой, мед­ленной, мечтательной.)

Возвращался ли в отрывке его первоначальный характер? (Да, музыка вновь становилась легкой, быстрой.)

Из какого балета С.С. Прокофьева этот отрывок?

— Как зовут главную героиню этого балета?

— Как называется этот отрывок?

— Какая балерина считается лучшей исполнительницей партии Джульетты в этом балете?

V . Романс «Болтунья» - прослушивание

На прошлом уроке вы сочиняли импровизации на текст поэ­тессы А.Л. Барто «Болтунья». А композитор С.С. Прокофьев тоже сочинил музыку к этому стихотворению. У него получился шуточ­ный романс. Послушайте его целиком.

(Прослушивание романса «Болтунья».)

— Была ли героиня этого романса болтуньей?

— Как композитор дал нам это почувствовать?

— Какой музыкальный отрывок все время повторялся в этом романсе?

— Как называется музыкальная форма, в которой один отры­вок все время повторяется, а между его повторами звучат новые музыкальные отрывки? (Рондо.)

— Как называется отрывок, который повторяется?

— Как называются отрывки с новыми музыкальными темами?

— Запишите на доске схему рондо.

— Какие еще сочинения в форме рондо вы пели и слушали?

— Послушайте тему рефрена из этого произведения. (Педагог показывает напев рефрена, школьники его повто­ряют и запоминают.)

VI . «Заход солнца» - повторение , дальнейшее разучивание

(Педагог просит угадать название знакомого произведения и исполняет несколько первых тактов романса Э. Грига «Заход солнца».

Проводится повторение 1-го и 2-го куплетов, после чего уча­щиеся исполняют романс.)

— Какой дирижерский жест подойдет для этого произведения? (Плавная вертикаль.)

В каком штрихе надо петь это произведение? (Легато.)

У этого произведения есть небольшое музыкальное вступле­ние. Оно дает настройку — с какого звука надо начинать пение. Послушайте вступление и спойте первый звук: «на-хо-о-...».

Между куплетами этого романса также есть музыкальный про­игрыш, который исполняется на фортепиано. Этот отрывок будет звучать после каждого куплета.

(Педагог исполняет проигрыш.)

Пьеса «Заход солнца» оставляет грустное впечатление. Но не зря есть такая народная пословица: «Утро вечера мудренее». Никогда не надо печалиться из-за того, что всего-навсего село солнышко. Наступит утро, и оно вновь возвратится, будет радо­вать нас. Чтобы завершить романс «Заход солнца» в более светлом настроении, надо разучить и исполнить последний, 3-й куплет.

Не бойся сердце, не грусти!

Туда, где мрак сомкнётся,

Вслед солнцу смело нисходи,

Из мрака день вернется.

Где свет горел, живя, любя,

Там снова свет воспрянет.

 Проснется день — и у тебя

Твоей тоски не станет!

— Какое настроение создают слова 3-го куплета? (Светлое, уверенное.)

Этот куплет завершает весь романс, и очень важно, что вы споете такие значительные слова: «Проснется день — и у тебя тво­ей тоски не станет». Они могут стать девизом, говорящим, что ни­когда в жизни не надо грустить, все печальные моменты пройдут.

— Будет ли отличаться по характеру исполнения этот куплет от предыдущих? (Да.)

— Как его можно спеть по динамике и по темпу? (Чуть громче и быстрее.)

(Разучивание текста и его исполнение с дирижированием.) Попробуем соединить все три куплета. Не забудьте, что ме­жду куплетами будет звучать музыкальный проигрыш. А теперь послушайте вступление и аккуратно начните пение.

(Исполняют произведение целиком. Затем учитель назначает дирижеров, и каждый ряд поет свой куплет.)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!