III . Повторение термина «виолончель»



— В симфоническом оркестре есть музыкальный инструмент, который называют «старшей сестрой» скрипки. Подумайте и скажите: как называется этот инструмент? (Виолончель.)

— Покажите виолончель на рисунке.

— Почему виолончель называют «старшей сестрой» скрипки?

Голос у виолончели густой, низкий, певучий. Поэтому ей лучше всего удаются напевные мелодии. Но для виолонче­ли создаются и виртуозные пьесы, которые надо играть быст­ро, стремительно, например отрывок «Полет шмеля» из оперы НА. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Специально для виолончели написаны многие произведения — концерты с ор­кестром, отдельные части симфоний.

IV . Знакомство с новым материалом

— Знаете ли вы писателя, по сказке которого композитор С.С. Прокофьев создал свой балет «Золушка»? (Да, Шарль Перро.)

Какой персонаж был придуман композитором специально для балета? Его нет в сказке. (Часы.)

В начале балета «Золушка» появляется еще один персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сестры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот. Запи­шите в тетради название нового отрывка: «Урок танца. Гавот» — отрывок из балета «Золушка».

Танец под названием «гавот» возник во Франции, это доста­точно грациозный и изящный танец с поклонами и неторопли­выми движениями.

Вот как в балетном либретто описан этот момент. (Педагог зачитывает отрывок из либретто.)

«Вся семья приглашена во дворец на бал. Пора одеваться! Танц­мейстер со скрипкой требует повторения разученного танца и по­клонов».

Теперь послушайте, как звучит гавот для этого балета, создан­ный композитором С.С. Прокофьевым. (Прослушивание отрывка «Урок танца. Гавот».)

— Каким был характер этого отрывка? (Ответы школьников.) Вначале этот танец действительно звучал несколько манерно,

будто танцоры чопорно кланялись друг другу и приседали в реве­рансах.

— Какие музыкальные инструменты исполняли главный мо­тив «Урока танцев»? (Струнные.)

В описании этого отрывка даже сказано, что в дом приходит учитель танцев, который сам играет на скрипке. Вот почему здесь достаточно отчетливо звучит скрипка.

— Можно ли по этому отрывку определить, что музыка со­здана в XX в.? (Да, музыкальный язык яркий, острый. Композитор словно слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

С какими музыкальными образами балета «Золушка» вы познакомились?

— Какие приемы и средства художественной выразитель­ности использовал композитор для создания портретов персонажей?

V . Русская балетная музыка - завершение темы

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убеди­лись в том, что композитор С.С. Прокофьев умеет разглядеть и сказке глубину и мудрость. Любовь к сказке объясняется еще одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

— Балеты какого великого русского композитора считаются лучшими в мире? (П.И. Чайковского.)

— Какие три балета создал П.И. Чайковский? («Лебединое озе­ро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».)

Можно ли музыку к балетам П.И. Чайковского исполнять на симфоническом концерте? (Да.)

Это великое достижение П.И. Чайковского — его музыка к балетам стала самостоятельными произведениями искусства, се принято назвать словом «классика», то есть самый лучший об­разец, пример того, как надо сочинять музыку.

— Каким еще словом можно назвать музыку П.И. Чайковско­го к балетам? (Шедевры.)

Балеты П.И. Чайковского были написаны в XIX в., а балеты С.С. Прокофьева — уже в следующем, XX в., но они продолжают традиции русского классического балета. В первую очередь бла­годаря своей прекрасной музыке для симфонического оркестра.

Подобно балетам П.И. Чайковского, симфонические балеты-сказки С.С. Прокофьева пронизаны глубокими и светлыми меч­тами. Но в балетах С.С. Прокофьева сплелись традиции русского классического балета с новым музыкальным языком XX в.

Вот и в «Золушке» мы слышим отголоски музыкального языка XX в. На основе музыки к балету «Золушка» композитор С.С. Про­кофьев создал сюиту для оркестра, которая исполняется на сим­фонических концертах.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!