XI . Письменная мини - контрольная «Блицопрос»



1. Что такое опера?

2. Что такое ария?

XII . Рефлексия

— Какое новое распевание вы разучили?

— Каким приемом вы пели распевание?

— Что такое канон?

— Какую героическую музыку вы сегодня слушали?

— Какой композитор сочинил оперу «Иван Сусанин»?

— Какую еще музыку композитора М.И. Глинки вы знаете?

— Как переводится слово «виват»?

— Есть такой фильм, который часто показывают по телеви­дению, он называется «Виват, гардемарины!». Как можно перевести это название? Я вам подскажу: слово «гардема­рины» можно перевести как «морские офицеры». (Да здрав­ствуют морские офицеры.)

Как использовались былины в старой русской армии? (Их пели во время военных походов.)

XIII . Контрольный момент «Угадай - ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• хора «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева;

• рефрены песни «Птичий рынок» Г.И. Гладкова;

• начала арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.)

XIV . Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя рефрен песни «Пти­чий рынок» Г. Гладкова.

Тема: «Иван Сусанин»

Цели: работать над исполнением песни приемом «канон»; за­вершить разучивание произведения в форме рондо; познакомить с термином «кант»; формировать представление о проектной дея­тельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся петь каноном; исполнять произведения героического характера; выстраивать ди­намический план песни; исполнять произведения в форме рондо.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание хора «Вставайте, люди русские!» С.С. Про­кофьева, выходят из него после урока под звучание рефрена песни «Птичий рынок» композитора Г. Гладкова.

Оформление доски: портреты русских полководцев; портреты С.С. Прокофьева, М.И. Глинки; рисунки с изображением му­зыкальных инструментов симфонического оркестра и шумовых инструментов.

Ход урока

I . Музыкальная разминка

(Повторение 1-го куплета русской народной песни «Со вью­ном я хожу». Первая строчка песни поется от разных звуков хроматической гаммы. Педагог делит школьников на две группы для исполнения песни каноном. Сначала первый голос поет одна группа, вторая группа вступает спустя такт. Потом группы меняются ролями.)

II . «Солдатушки , бравы ребятушки» - продолжение разучивания

(Педагог исполняет начальные такты песни «Солдатушки, бравы ребятушки», школьники отгадывают название произве­дения.

Учащиеся повторяют 1-й и 2-й куплеты. После чего разучи­вают остальные.)

3. Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши сестры?

Наши сестры — пики, сабли остры,

Вот кто наши сестры!

4. Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши братцы?

Наши братцы — полевые ранцы,

Вот кто наши братцы!

5. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава — русская держава,

Вот где наша слава! (Для более удобного запоминания последовательности куплетов желательно записать на доске или на плакате выборочный текст песни.)

Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

1 -й куплет деды славные побед  
2-й куплет отцы

русски полководцы

3-й куплет сестры

пики, сабли ос)гры

4-й куплет братцы полевые ранцы  
5-й куплет слава

русская держава

(После разучивания песня исполняется с дирижерами иприе­мом «перекличка».)

III . Ария Сусанина - повторение , исполнение

(Прослушивание арии Сусанина из оперы М.И. Глинка- «Иван Сусанин» и ее разбор по модели прошлого урока.)

Ария Сусанина — образец русской героической музыки. М.И. Глинка в этой арии рассказал о чувствах человека, который еще полон энергии и сил, но вынужден проститься с жизнью. Он знает, что пути назад нет. Сусанин ждет зарю, она возвестит ему о спасении Родины, и эта весть укрепит его в смертный час Ком­позитор показал нам величие души героя. Для этого М.И. Глинка выбрал напев, близкий русской народной песне. Об этой сцене оперы один современник М.И. Глинки сказал так: «В эту минуту напев Сусанина достигает высшего трагического стиля... сохраняя во всей своей чистоте русский характер» (В.Ф. Одоевский). (Школьники повторяют текст начала арии и ее мелодию. При повторном прослушивании вокализируют выученные части.)

Для этой оперы М.И. Глинка придумал особое построение. Первое действие называют «русским». В нем рассказывается о том, что на Русь напали поляки, но русские герои собирают свое войско, чтобы дать отпор врагу. Второе действие называют «польским». В нем показывается бал в замке польского князя, где поляки рассуждают о том, как они захватят Русь. А в третьем дей­ствии происходит столкновение этих двух сил, русского патриота Сусанина и поляков, которые врываются к нему в дом.

— Как вы думаете, мог ли свою знаменитую арию «Ты взой­дешь, моя заря» Иван Сусанин исполнить в каком-то дру­гом эпизоде оперы? (Нет.)

Обоснуйте свою точку зрения.

IV . Хор «Славься ! » - знакомство , прослушивание

В опере «Иван Сусанин» немало известных сцен и музы­кальных эпизодов, но самым знаменитым является финал. Одна из превосходных находок композитора заключается в том, что опера не заканчивается смертью героя. Зрителям показывают победу русских войск и ликование народа.

Представьте себе Красную площадь в Москве. Люди в наряд­ной, праздничной одежде радуются победе, освобождению От­чизны. Звучит хор, который называется «Славься!».

— Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)

— Как называют исполнителя, если он поет один? (Солист.)

— А если поют все, кто присутствует на сцене, то это... (хор).

Хор бывает разным. Когда поете хором вы, то такой хор на­зывается детский. Когда поют одни мужчины, то это мужской хор, когда поют одни женщины, то это женский хор. Хор, кото­рый поет «Славься!», смешанный, то есть в нем поют и женщины, и мужчины.

(Педагог читает отрывок из песни «Славься!».)

1. Славься, славься ты, Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша родная страна.

2. Славься, славься из рода в род,

Славься, великий наш русский народ!

Врагов, посягнувших на край родной,

Рази беспощадно могучей рукой.

3. Славься, славься, родная Москва,

Славься, великой страны голова!

Живи, возвышайся на радость нам,

На счастье народам, на гибель врагам.

Из кремлевских ворот на конях выезжают Минин и Пожар­ский — полководцы, которые подняли русское войско против врагов. Сегодня на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому.

Сейчас вы послушаете хор «Славься!» из оперы «Иван Суса­нин». Обратите внимание на то, что в слове «славься» будет встре­чаться распев слогов:

Сла-а-вься, славься ты, Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да-а будет во веки веков и т. д.

Послушайте этот хор, а потом скажете мне, в какой динамике он прозвучал.

На Красную площадь приходят дети Ивана Сусанина и рас­сказывают о его подвиге.

И народ славит этого героя. У хора «Славься!» простая, повторяющаяся маршевая мелодия. Но в середине хора народ про­возглашает славу бесстрашному Сусанину, подвиг которого будет жить века, и тогда мелодия меняется на песенную. Послушайте какие слова звучат в хоре.

Запомнит весь русский народ

И навек сбережет

Память бойца Сусанина!

Я прошу вас в тот момент, когда славят героя страны, посмо­треть на меня.

(Прослушивание хора М.И. Глинки «Славься!».)

— В какой динамике звучал хор? (Очень громко, фортиссимо.)

— Звучание каких инструментов придает торжественность этой сцене? (Колоколов.)

— Напоминает ли музыка народную? (Да.)

— Напоминает ли она гимн? (Да.)

Сам М.И. Глинка назвал ее «гимн-марш».

— Какие черты делают музыку похожей на гимн? (Торжест­венность, героичность, парадность, праздничность, маршевость.)

— В чем сходство хора «Славься!» и хора «Вставайте, люди русские!»?

V . Понятие о канте

Музыка финального хора «Славься!» близка по звучанию старинным русским торжественным песням — кантам. Запиши­те в тетради определение этого слова: «Кант — старинная русская песня торжественного характера».

Чаще всего канты рассказывали о военных победах и сраже­ниях. Были канты, посвященные погибшим героям. Чаще всего эти песни пели на несколько голосов.

Послушайте, как звучит старинный военный кант «Вспомним, братцы, Русь и славу». (Прослушивание канта.)

— Какой характер у этого канта?

— Кто его исполнял?

— Какой музыкальный термин образован от слова «кант»? (Кантата.)

— Какая музыка, услышанная вами сегодня, близка по звуча­нию к канту? (Хор «Славься!».)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!