Бритты, англосаксы, викинги... 8 страница



^orkrel mantrere senter ^er pipar

«Торкель-монетчик шлет тебе перец»

gaa: srehir: at ^u : kak hreim

«Гита говорит, чтоб ты шел домой!»

Руны используются также и для ведения деловых записей («Хенрик заплатил два эртога, но, похоже, хреновое было серебро» — тоже Берген). Встречаются

— и нередко — и надписи, скажем так, фривольного содержания:

ost: min: kis: mik

«Дражайшая моя, целуй меня!»

В целом скандинавские рунические надписи этого времени по своему содержанию очень близки к новгородским берестяным грамотам (да и вообще, жизнь в раннесредневековом Новгороде и в том же, к примеру, Бергене наверняка была похожа). А к XIV веку рунами уже ведется вполне серьезная деловая переписка, — в сообщениях на рунических палочках передаются рекомендации деловым партнерам, указания «сотрудникам», сообщаются пожелания о поставках товара и т.д.

Любопытно, что Младшими рунами в Средневековье выполнялись не только бытовые надписи, подобные только что упомянутым; языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде (Швеция).

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита выполненная рунами надпись: «Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал [на] мне, и здесь [я] буду стоять некое время». Известен целый ряд рунических надписей на стенах скандинавских церквей, содержащих имена святой Марии, Христа, апостолов и т.д. Более того, сохранились даже норвежские средневековые рунические монограммы имен Мария и Иисус...

 

...Мы упомянули, что в раннем Средневековье судьба Младших рун «раздваивается». С одной стороны, они превращаются в бытовой, десакрализованный алфавит, используемый параллельно с латиницей. Примеры тому мы только что рассмотрели. Но, с другой стороны, — несмотря ни на что

— руны остаются алфавитом особым. Если в классические времена Футарка каждый столкнувшийся с рунами видел в них знаки Силы, имеющие божественное происхождение (помните: runo... ragina kudo), то в это новое время кто-то видит в рунах просто алфавит (более удобный, чем латиница, для письма на дереве), но кто-то продолжает видеть в рунах магию — пусть и иную уже, чем магия рун классической эпохи...

Говоря об этой, второй, стороне развития рун в Средневековье, прежде всего необходимо упомянуть о том, что и в XII—XIV веках сохраняется традиция вырезания на тех или иных предметах полного рунического ряда. Конечно, если в отношении классической эпохи мы знаем, что изображение полного Футарка считалось само по себе мощным заклятьем, то в отношении средневековых изображений младшерунического ряда такой уверенности у нас нет. И, тем не менее, традиция сохраняется. Известно несколько десятков средневековых предметов с вырезанным на них шестнадцатирунным рядом. Сложно сказать, рассматривались ли они как амулеты, но — это вполне возможно.

Однако тем же временем датируется и целый ряд предметов, имеющих магическое значение заведомо. Таков, например, четырехгранный «рунный жезл» из Бергена (XIV век), несущий следующее заклинание:

«Я вырезал руны помощи; я вырезал руны защиты; одни - против эльфов, другие — против троллей, третьи — против турсов, против губительной скаг- валькирии, так что она никогда не сможет — хотя всегда будет хотеть, злая женщина! — [забрать] твою жизнь. Я посылаю тебе, я смотрю на тебя: волчья злоба и ненависть. Невыносимое горе и ioluns (?) нужда на тебя. Никогда не сядешь, никогда не уснешь [...] любить меня как себя. Beirist (?) tubus rabus и arantdbus laus abus rosagaua [...]»

Значение термина «скаг-валькирия» неясно, как и значение слов ioluns и beirist. Непереводимые магические слова в конце текста изрядно напоминают латынь, хотя латинскими не являются (разве что rubus может быть истолковано как лат. «ежевика», но вряд ли мастер подразумевал именно это)...

Возможно, наиболее полно такая двойственность восприятия рун проявилась в поздней Исландии, где, как уже говорилось, руническая традиция, пусть и в искаженном виде, существовала вплоть до Оле Ворма и других исследователей, с которых начиналась когда-то рунология как наука. Ещё в XVII—XVIII веках в Исландии рунами записывались трактаты и древние тексты и комментарии к ним. Вместе с тем использование рун в Исландии преследовалось нещадно; известный пример тому — сожжение на кострах в 1626 году двадцати двух человек, в том числе за использование рун.

В XVII веке Оле Ворм отмечал, что исландцы знают два вида рун: «книжные руны» и «волшебные руны». Эту двойственность подробно рассматривает Л. Л. Кораблёв в своей работе «Руны речи и Могучие руны», где отмечает существование в Исландии «разделения терминов malninir ("руны речи"), или же bokninir ("книжные руны") — т.е. обычные рунические знаки для записи текстов, и rammrunir (букв, "могучие руны"), или же galdraninir ("магические руны") — руны для чародейского использования».

* * *

Интереснейшее направление использования рунических знаков в позднее время — это создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему европейскому Северу, в том числе — и в негерманских областях: в Карелии, Финляндии, Эстонии, Литве и т.д. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании — rimstok (от rim, «календарь», и stok, «палка»); кроме того, в континентальной Европе использовалось и название «альманах» (нем. allmonacht, от «все месяцы»), а в Англии — clog-almanac (clog — от очень старой основы со значением «кусочек дерева»).

Известно несколько форм рунических календарей. Наиболее, вероятно, старинные были круглой формы; тогда они еще не носили названия «календарных посохов». Позднее развились две основные, наиболее известные формы: длинная палка квадратного сечения, как правило, с рукоятью (на каждой грани размещалось по сезону) и календари в виде деревянных мечей.

Фрагмент рунического календаря, выполненного в форме меча

Такие календари широко использовались до середины XIX в., а в некоторых районах — и значительно дольше. Один из них, изготовленный в Карелии в начале XIX века, хранится сейчас в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Это деревянный посох длиной 1,5 м и сечением 3x3 см. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.

Фрагмент петрозаводского рунического календаря (XIX век).

Руны начала января

Ещё одна известная, хотя и очень редкая форма — календари, выполненные в виде дощечек. Таков, например, литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее предыдущего (XVII век) и представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6x8 см.

 

Глава 4

Рунический строй

Руническое Искусство развивалось на протяжении как минимум полутора тысячелетий; это была во многом устойчивая традиция, внешние изменения которой лишь изредка затрагивали глубинные принципы. Как и в любой другой сакральной системе, эти принципы были сформулированы, в том числе, в виде определенных формальных правил. И так же, как в любой сакральной системе, эти правила работают и требуют соблюдения — уже хотя бы потому, что за этими правилами и подходами стоят тысячелетия Традиции.

Один из таких принципов связан с порядком следования знаков рунического строя; собственно говоря, использование термина «рунический строй» или «рунический ряд» и связано с необходимостью подчеркнуть, что речь идет не просто о наборе алфавитных символов, но именно с устойчивой и имеющей сакральный характер последовательностью.

Древнейшие памятники, сохранившие для нас традиционную последовательность рун футарка, датируются IV—V веками. Об одном из них — Килверском камне из погребения на острове Готланд — мы уже упоминали. Другие примеры — это, в основном, ювелирные изделия (фибулы и брактеаты); один из самых поздних предметов, содержащих классический Старший строй, — это скрамасакс (тяжелый боевой нож), найденный в Темзе (Англия, середина IX века).

Значимость сохранения рунического строя подчеркивает и тот факт, что традиция наносить полный его перечень на различные предметы, а также использовать в надписях на рунических камнях сохранилась и после завершения классического периода — т.е. в то время, когда для надписей использовались уже Младшие руны. Разумеется, вырезался при этом используемый мастером Младший ряд, но сам принцип сохранился (как сохранился, за очень небольшими исключениями, и сам порядок следования рун — если не считать того, что некоторые из них просто не вошли в Младшие ряды).

Несомненно, что запись полного Футарка считалась в классическую эпоху мощным заклятьем; в эпоху викингов такое же отношение сохранилось к записи Младших рунических рядов. Они встречаются и на рунических камнях IX—XII веков (один пример — камень из Гёрлев в Дании мы приводили выше), и на различных бытовых предметах. Известно и несколько костяных амулетов, на которые в качестве «рабочей» комбинации рун нанесены именно последовательности Младших рун. Эта ситуация не изменилась даже после наступления Средневековья: самые поздние предметы с вырезанными на них руническими рядами (или с их частью, — как правило, это первые восемь рун) датируются концом XIV — началом XV века.

 

В свете всего сказанного, очевидно, что любые попытки изменения древнего порядка Футарка будут не только отказом от полуторатысячелетней традиции, но и могут приводить — в магическом плане — к непрогнозируемым и скорее всего негативным последствиям. Поэтому попытки некоторых современных авторов, очевидно, считающих себя мудрее древних мастеров, «пересмотреть» порядок рун в строе, несомненно, должны вызывать осуждение. (Наиболее известными из таких попыток являются «Утхарк»

Кеннета Медоуза, переместившего из «нумерологических соображений» первую руну Футарка в его конец, и рунический ряд Ральфа Блюма, вообще перемешавшего Футарк в соответствии с собственными представлениями.)

Другое дело, что в известных нам древних записях Футарка существуют определенные вариации порядка следования рун. Основной вопрос здесь — последние руны строя, которые иногда записывались как ...                         а иногда — как

... MLQOD. Понятно, что в настоящее время решить вопрос о том, «как правильно», уже не удастся.

Однако я полагаю — хотя, конечно, это и не может быть сейчас доказано, — что это изменение порядка рун от надписи к надписи не случайно и не является ошибкой мастера (действительно, последнее в данном случае сложно представить). Вполне возможно, что эти руны менялись местами сознательно, с целью изменить внутреннюю, магическую структуру строя, — в зависимости от того, какой именно цели хотел достичь мастер, используя Футарк в качестве заклятья.

Триадность Футарка

В «Рунологии» исландца Йоуна Оулафссона (XVIII век) приводится текст исландской же рукописи середины XV века, в которой говорится о делении рун на три рода, или семейства (др.-исл. sttir). Вероятно, это древнейшее письменное упоминание о том, что рунический строй делится на три части, каждая из которых имеет свое сакральное значение.

Однако само это деление существенно старше, и возникает еще в классическую эпоху. Перечень рун Футарка, разделенный на три равные части по 8 рун, мы встречаем, например, на знаменитом брактеате из Вадстены (конец V века). Во времена викингов (т.е. начиная с IX века) и в раннем Средневековье наличие трех групп рун в рамках рунического ряда широко использовалось в криптографических целях. Все это — и наличие древнейших памятников, и сохранение традиции деления в поздние времена — говорит нам о том, что это — такая же важная часть рунической традиции, как и сама последовательность рун в руническом строе.

Вполне вероятно, что термин *tt использовался для обозначения этих трех групп рун и в классическое время; об этом говорит второе значение данного слова —

23

«восемь». Только в Футарке каждый из аттов содержит именно восемь рун , так что термин восходит, скорее всего, именно к временам Футарка, а исландское восприятие его как «семейства» рун является всего лишь поздним

 

переосмыслением

Вполне возможно и то, что атты классического рунического строя имели свои имена, хотя прямых подтверждений этому мы не имеем. В любом случае те имена аттов, которые нередко используют современные рунологи, впервые появляются только в XVII веке в исландских трактатах о рунах. Эти имена связаны с первой руной в каждом атте:

1- й атт: Freys stt (т.е. «семейство Фрейра»)

2- й атт: Hagals stt (т.е. «семейство Хагал»)

3- й атт: Tyr stt (т.е. «семейство Тюра»)

Очевидно, что эти имена абсолютно надуманны и потому, что они не образуют системы (используются то имена богов, то имена рун), и потому, что бог Фрейр (Инг, Ингви) никак не может быть связан с руной Феху, — ему посвящена другая руна — Ингуз.

Более ранние исландские источники (упомянутый выше манускрипт XV века) приводят другие, более осмысленные названия аттов:

1- й атт: Fe жй (т.е. «семейство [руны] Фе»)

2- й атт: Hagall жй (т.е. «семейство [руны] Хагалл»)

3- й атт: Туг жй (т.е. «семейство [руны] Тюр»)

Но в данном случае для обозначения аттов просто используются имена первых рун в группе, так что полноценными именами это вряд ли можно считать.

* * *

Нужно сказать, что разбиение Футарка на атты было глубоко продумано древними мастерами и является, по сути дела, частью сакральной структуры классического рунического строя в целом. Сейчас мы понимаем далеко не все закономерности этой структуры, но некоторые законы строения Футарка — как в отношении смысловых значений рун, так и в отношении их фонетических значений, — нам известны. Так, например, И. Иенсен в свое время заметил, что каждый атт содержит 2 гласных (u+a; i+ej; е+о); что число согласных, заключенных между гласными атта, возрастает в геометрической прогрессии (1, 2, 4)[19]; что каждый атт содержит пару глухой-звонкий согласный (k-g; s-z; t-d) и

т.д.                                                                                                ^

Как пишет по этому поводу Е.А. Гуревич, «вскрытое Иенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда, по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита.

Неведомый изобретатель Футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду»[20].

Имена рун

Исторические имена рун имеют важнейшее значение и для понимания рун, и для их практического использования. Фактически, имена рун являются одним из основных источников изучения сакральной нагрузки каждого рунического знака

— наряду с данными археологии и нечастыми указаниями Эдды и других северных текстов. Эти имена определяют костяк системы рунического знания, наполняя рунический строй сакральным смыслом уже на уровне лексики и семантики. Как писал Эдмунд Вебер, «имена рун охватывают весь круг религиозных понятий германского мира».

Тема имён рун нередко вызывает много вопросов — особенно в отношении имён рун Футарка, прямых записей которых не сохранилось. Откуда нам известны эти древние имена; какие имена, встречаемые в литературе, «правильные», а какие — нет; и так далее — таких вопросов множество. Чтобы разобраться в них, необходимо хорошо понимать, какими источниками мы обладаем, и о чем они нам рассказывают.

Все такие источники — это рукописи IX—XV веков, содержащие записи перечней рунических рядов, фонетические значения рун, их имена и в ряде случаев некоторую другую связанную с рунами информацию. Однако типологически сходные, эти манускрипты очень сильно разнятся по своему значению.

Первая часть данных, которыми мы располагаем, связана с готами — германским народом, о котором мы уже упоминали, говоря о распространении Старших рун из Скандинавии по Европейскому континенту. Готы использовали руны до принятия христианства в IV веке; в том же веке знаменитый готский епископ Ульфила разработал основанное на рунах Футарка и знаках греческого алфавита «готское письмо», которое он предназначал для записи переводов Священного Писания. Несомненно, большое значение здесь имела невозможность использовать языческие письмена для передачи библейских текстов, но немаловажным было и то, что знаки нового алфавита, хотя и основанного отчасти на рунах, имели округлую форму, более удобную для письма кистью или пером. Готский алфавит использовался достаточно долго; в Испании и Южной Франции визиготы писали буквами Ульфилы вплоть до начала XI века, когда церковь объявила этот алфавит еретическим.

Наш интерес к готской письменности в данном контексте связан с именем знаменитого Альквина из Йорка, одного из ближайших советников и придворных ученых Карла Великого. Приглашенный монархом из Нортумбрии около 780 года Альквин стал одним из ведущих ученых, поэтов и богословов при дворе Карла. В область его интересов входили математика, архитектура, грамматика и многое другое. Кроме того, он отличался весьма необычными для того времени (и тем более для духовного лица) взглядами на язычество. Так, например, на правах одного из главных советников он требовал от своего короля отказа от принуждения язычников к крещению, настаивая, что «Вера является свободным актом воли», и действительно добился отмены в 797 году смертной казни для язычников, отказывавшихся креститься.

Одним из проявлений таких взглядов стало не высказанное напрямую, но явно видимое из деятельности Альквина мнение о том, что наследие языческих времен следует не уничтожать, а изучать, — как минимум для того, чтобы иметь возможность более эффективно осуществлять миссионерскую работу среди северян. В сочетании с интересом Альквина к грамматике и к языкам в целом это привело к созданию им трактата, известного как Codex Salisburgensis 140. Рукопись содержит собранную им информацию о рунах и, в частности, списки имен готских рун и букв алфавита Ульфилы.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!