Бритты, англосаксы, викинги... 4 страница



В 2000 году, когда материал о рунах блиндажа Ляша был опубликован нами в альманахе «Мифы и магия индоевропейцев»12, руническая решетка находилась на своем месте. Позднее ее створки сняли с петель; возможно, мне довелось быть последним из рунологов, кто эти решетки видел. В 2002 году нам удалось добраться до запасников «Блиндажа», где мы нашли створки сваленными у мокрой бетонной стены и покрытыми столь жирным слоем масляной краски, что руны почти невозможно было разглядеть. А уже в 2004 году, когда я хотел сделать новые, более качественные фотографии рун на створках, сотрудники блиндажа-музея сообщили нам, что руническая решетка вывезена «в неизвестном направлении».

Современность

Начиная с середины XX века рунология становится объектом внимания очень широкого круга людей — и ученых самых разных специальностей, и эзотериков; говорить об истории рунологии с этого времени и до текущего момента можно очень долго. Однако я вовсе не планировал этот очерк как научный обзор. Пытаться представить здесь все существующие сейчас в рунологии тенденции и всех действующих лиц, было бы слишком самоуверенно с моей стороны и вряд ли интересно для читателя. Единственное, что стоило бы отдельно упомянуть, это формирование во второй половине XX века в России собственной школы научной рунологии — в СССР активно работали такие выдающиеся ученые, как Э.А. Макаев, Е.А. Мельникова, Н.В. Энговатов и другие.

Собственно говоря, описание истории рунологии как науки и как эзотерической дисциплины — в том контексте, который связан с этой книгой, — завершено. И тем не менее, необходимость в разделе «Современность» есть. В конце концов, мы ведь живем в этой «современности».

Здесь и сейчас — т.е. в России на рубеже тысячелетий — мы тоже прошли свою «историю эзотерической рунологии», выразившуюся в издаваемых у нас

книгах. И я полагаю, что было бы небезынтересным рассмотреть и ее. Итак... Период первый: НАЧАЛО (до 1999 года)

Вероятно, «первой ласточкой» можно считать статью «Рунический оракул Ральфа Блюма», опубликованную в 1990 году в журнале «Наука и религия» Виктором Пелевиным. Это был очень краткий пересказ известной книги Блюма, содержащий в основном сокращенные блюмовские толкования значений рун. Нет смысла обсуждать достоинства и недостатки этой публикации (обусловленные качеством работ самого Блюма), но роль она сыграла, на мой взгляд, огромную: именно с нее начался интерес к рунам у очень многих людей моего и более старших поколений. Но собственно книгой это, разумеется, еще не было.

Первой книгой по эзотерике рун стала тоненькая брошюра Елены и Анатолия Адити «Руны: толкование Старшего Футарка, основанное на руническом оракуле и практической магии», изданная в 1993 году неким «Обществом духовной и психической культуры» в Санкт-Петербурге. В книге было несколько страничек по истории рун, несколько — по рунической магии и по гадательным раскладам. Остальная часть — описания рун, довольно своеобразные, местами заимствованные из Блюма, местами непонятные, местами достаточно интересные... Не знаю, каков был тираж брошюры, но вне собственной библиотеки я видел ее лишь раз или два

В 1994 году вышла в свет моя «Руническая магия». Ну... что можно говорить о собственной книге, впервые увидевшей свет вот уже полтора десятилетия тому назад? Сейчас я нахожу в ней множество недостатков, неточностей, вижу много такого, чем можно было бы ее дополнить. Но в том-то и дело, что это — сейчас... А тогда, я надеюсь, книга помогла кому-нибудь познакомиться с рунами и Северной Традицией. Книга пережила два законных переиздания (в 1995 и 1996) и как минимум два контрафактных (примерно тогда же), а суммарный ее тираж — около 30 000 экз. — удивляет меня самого.

В 1996 году в киевском издательстве «София», широко известном тогда благодаря первым изданиям Карлоса Кастанеды, увидела свет книга Найджела Пенника «Магические алфавиты».

Несомненно, это было подарком для всех, интересующихся Традицией. Книга хороша и для знакомства с европейскими системами письма и их сакральной «подоплекой», и в качестве своего рода «справочника» по этой теме. Помимо рун, книга затрагивает огам, греческую и древнееврейскую письменность, алхимические алфавиты и т.д. Говоря вообще, Найджел Пенник — автор около двадцати замечательных книг по европейской сакральной Традиции, в том числе — и отдельной книги о рунах (Rune Magic, 1992). Жаль, что «София» не сумела в то время издать и эту его книгу.

В 1997 году в той же «Софии» вышла книга Эдреда Торссона «Северная магия: мистерии германских народов». Книга была встречена российскими читателями весьма неоднозначно. Кто-то нашел в ней едва ли не откровение (действительно, многие вопросы, затронутые Торссоном в «Северной магии», вообще поднимались в русскоязычной литературе впервые). Кто-то довольно жестко ругал автора за сугубо американский прагматизм в описании магических обрядов, за излишне свободное обращение с фактами и за многое другое. Все это в определенной мере действительно имеет место. Ещё один важный недостаток книги — её бросающийся в глаза компилятивный характер (она составлена автором из фрагментов других своих книг). Ну и, разумеется, нужно упомянуть о концепции, с которой я лично никогда не смогу согласиться, — о том, что Младшие руны являются более сакральным и магическим строем, чем Футарк. (Правда, в некоторых других своих книгах Торссон не настаивает на этой «идее» настолько прямолинейно.) В целом, отлично видя все недостатки книги, я все-таки совершенно не согласен с теми, кто считает ее абсолютно бесполезной, а самого Торссона — «плохим» автором (здесь нужно также

учитывать, что «Северная магия», мягко говоря, далеко не лучшая его книга).

Эдред Торссон — хорошо известный на Западе (в основном в США) исследователь и деятель языческого возрождения; он является основателем и главой американской «Рунической Гильдии». Перу Торссона принадлежит целый ряд книг по Северной Традиции; некоторые из них позднее также были переведены на русский язык.

В том же 1997 году в издательстве «Фаир» вышла первая после «Рунической магии» книга, посвященная исключительно рунам, — «Магия рун» Кеннета Медоуза, Большинство знакомых мне специалистов по рунам единодушно утверждает, что главное достоинство этой книги — ее «простой, понятный язык» и доступность. Возможно. Главное же ее отличие от других книг по данной теме — это «шаманистский» взгляд (весьма популярный в движении New Age) не только на руническое искусство, но и на Северную Традицию в целом. На самом деле соотношение шаманских и не-шаманских элементов в европейской сакральной Традиции — сложнейший вопрос, которому посвящены десятки, если не сотни исследований, и вот так запросто объявлять ВСЮ Традицию шаманизмом, легкомысленно, на мой взгляд. Книга имеет и ряд более конкретных недостатков, которые я просто перечислю:

• Искажение священного порядка рун Футарка. По каким-то собственным соображениям Медоуз меняет порядок рун в строе, заявляя, что тот должен начинаться с руны Уруз (он не первый в этом, но дела это не меняет). Одного этого факта, ломающего традицию длиной в два тысячелетия, достаточно, чтобы перечеркнуть любые достоинства книги (включая ее «доступность»),

• Использование «пустой руны», придуманной Ральфом Блюмом.

• Искажение имен рун — причем я даже представить себе не могу, где автор обнаружил такие имена рун, как Петра, Йо и т. д.

• Есть и другие недостатки, возможно, менее существенные. Так, например, подгоняя начертание рун к собственной графической «системе», Медоуз нередко деформирует их, отклоняясь от традиционных начертаний. Устанавливая связи между рунами и деревьями, автор нарушает очевидные зависимости, сопоставляя, например, руну Беркана («Береза») — которая у него называется «Бьярка» — с грабом, и т. д.

• Ну и, конечно, особенно следует отметить перевод (никогда не понимал, почему издателям переводных книг не приходит в голову с кем-нибудь проконсультироваться). Именно с качеством перевода связано, например, появление «связующих рун» вместо «вязаных».

Тем не менее, книга действительно написана понятно и просто. Вероятно, именно с этим связано то, что, в отличие от Пенника или Торссона, она как минимум дважды переиздавалась, и суммарный тираж ее достигает нескольких десятков тысяч экземпляров.

Надо сказать, что 1997 год вообще оказался «плодовитым» на книги о рунах. В том же году была переведена и опубликована книга Лизы Пешель «Практическое руководство по рунам» (издательство ЦАИ). Любопытно, что аннотация книги почти дословно повторяет описание достоинств книги Медоуза в рецензиях — «изложена простым и ясным языком». И еще одно совпадение — оба автора уж очень подробно рассматривают процесс изготовления мешочка для рун, описывая даже то, как именно надо делать стежки и как именно вставлять завязки (отдельно — в случае замшевого мешочка, и отдельно — в случае полотняного). Из каких, интересно, исторических источников они почерпнули эту информацию?

Главный недостаток книги Лизы Пешель — очень странные трактовки рун. Конечно, никакого стандарта в этом вопросе нет и быть не может, но всё же предлагать использовать руну Хагалл (разрушение) для защиты и привлечения удачи, руну Перт (потаённое) — для хорошего душевного здоровья, а Науд (нужда) — для счастья в любви... Еще книга просто пестрит афоризмами. Вот, например: «Магия — это хорошо продуманное научное упражнение, результаты, которого известны заранее». Ну-ну...

«Практическое руководство...», несомненно, принадлежит к категории «магия для домохозяек». И, тем не менее, я не могу не отметить, что это какая-то очень

добродушная книга, сделанная, несомненно, с любовью и к рунам, и к читателям. Книга пережила как минимум одно переиздание; еще одно, насколько я понимаю, было сделано под несколько измененным названием.

Вышедшая в следующем 1998 году в издательстве «Астролокид» книга «Руны» представляет собой своего рода сборник, организованный по принципу «с мира по нитке» (составитель — Анна Кайа). В книгу вошли и фрагменты того, что выходило на русском языке раньше (попали туда и куски моих статей и «Рунической магии»), материалы других изданий; вероятно, и собственные наработки составителей (над книгой работало несколько человек). Определенный интерес сборник представлял наличием фактического материала (в том числе изображений), ранее в России не публиковавшегося, однако структура книги получилась несколько излишне хаотической.

Наконец, в 1999 году в издательстве «София» выходит в свет наш с Алексом ван Дарт «Практический курс рунического искусства». В предисловии к первому изданию мы писали: «Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты, рунического Искусства, а с другой стороны — постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам — судить критикам и читателям...»

Насколько это нам удалось, я действительно не возьмусь судить сам, но воспользуюсь любезным разрешением Сигвальда Г оди, руководителя Общества возрождения северной языческой Традиции «Рагнар», использовать здесь материалы его обзора литературы по рунам[11]. Итак, из рецензии Сигвальда Годи:

«В этой книге Антон Платов в соавторстве с Алексом вон Аартом, в целом повторяя материалы своею более раннего труда "Руническая магия", частично вошедшего в "Магические искусства Древней Европы", представляет читателю практическое руководство по самостоятельному освоению основ искусства рунической магии. В книге вместе с теоретическими сведениями, изложенными в простой и доступной форме и порядке, оптимальном для поэтапного изучения рун, приводятся практические советы по освоению, закреплению и применению знаний, полученных в результате изучения теоретического материала. После экскурса в историю возникновения и применения рун, даются сведения о руническом письме, различных рунических рядах, включая славянские руны, и о практике рунической мантики (гадания). Вторая часть книги посвящена собственно основам практической магии рун: рассказывается о различных видах и способах применения рун, о предметах и материалах, используемых для нанесения рун (здесь приводится мнение автора о магических свойствах деревьев и металлов — редкость среди литературы о рунах), о рунических текстах и, достаточно кратко, о "рунической йоге". Заслуживает внимания руководство по составлению рунических формул различного типа, встречающихся на древних памятниках.

Эта книга не просто рассказывает о существующем Пути под названием "руническая магия", как большинство других книг "о магии". Она позволяет читателю сделать несколько шагов в этом направлении, почувствовав его вкус, ощутить малую толику радостей и трудностей, ждущих его на этом Пути, и решить для себя, идти ли дальше. Разумеется, прочитавший эту книгу тут же не станет мастером рун и всемогущим магом — сведений, изложенных в ней и времени, затраченного на описанную практику, явно будет недостаточно для этого. Но прошедший этот курс уже будет знать и на собственном опыте понимать, что руническая магия есть не где-то у кого-то, а в его собственной

жизни, и её дальнейшая роль в его жизни зависит от него самого. И от воли богов, разумеется».

Он же, в другом месте своего обзора, критикует нашу концепцию «групп рунической магии»:

«Спорным является вопрос соотнесения Старшего Футарка с "группами рунической магии" в тексте эддической песни "Речь Сигрдривы". Разумеется, в Старшем Футарке всё имеет значение, в том числе возможность разделить его на восемь групп по три руны в каждой, но соотнесение этих групп с теми, что описаны в "Речах Сигрдривы", многим исследователям рун кажется ошибочным — зачастую далеко не очевидны соответствия значений рун в группах и смысловых значений названий групп, как и их описания в эддическом тексте».

Книга пережила два переиздания (оба в 2000 году); общий тираж ее составил около 15 000 экземпляров.

Период второй:

«СОФИЙСКАЯ» СЕРИЯ (2000—2002 годы)

К 2000 году общее число русскоговорящих людей, более или менее серьезно интересующихся рунами, стало достаточно велик для того, чтобы издатели в свою очередь проявили интерес к подготовке и изданию целого ряда книг о рунах, которые могли бы познакомить читателя с разными концепциями и разными авторами. Мне довелось быть составителем и редактором такой серии книг, вышедших все в той же «Софии» в 2000—2002 годах. Я выделяю это время в отдельный период постольку, поскольку именно тогда русскому читателю была представлена возможность работать не с пересказами известных авторов, а непосредственно с их книгами, и это, полагаю, во многом изменило общую ситуацию. В этой серии нам удалось издать Блюма, фон Листа, Торссона, мою работу по славянским рунам. К огромному сожалению, не оказалось возможным перевести и издать посвященные рунам работы Найджела Пенника, и наше с ним общение ограничилось интересной перепиской и обменом книгами.

...Непросто рецензировать книги, редактором которых ты выступал, но я попытаюсь сделать это, хотя бы коротко — и, опять же, используя подробный обзор, выполненный Сигвальдом Г оди.

Ральф Блюм

В 2000 году вышла в свет его знаменитая «Книга рун», в 2001-м — «Целительные руны». Обе книги неоднократно переиздавались, и судить об их суммарном тираже затруднительно. Далее — предоставляю слово Сигвальду Годи:

«Именно с него (т.е. с Блюма. — А. П.) началось новое массовое увлечение рунами, позже перекинувшееся и на территорию бывшего СССР. Ральф Блум, автор книг "Книга рун" и "Целительные Руны", не был ни серьезным рунологом, ни историком, ни приверженцем Северной Традиции. Он был энтузиастом, открывшим для себя мир древних магических знаков и показавшим дорогу в этот мир широким массам. Этот вклад в развитие рунологии невозможно переоценить, но также необходимо отметить отдельные, весьма грубые ошибки автора, многие из которых сегодня являются предметом разногласий авторитетных рунологов и дилетантов-популяризаторов. Среди них и пресловутая "пустая руна", и порядок рун в ряду, не обоснованный ничем, кроме собственного, весьма сомнительного мистического опыта автора, и не менее сомнительный способ установления им описанных в его трудах значений рун путем параллелей с совершенно чуждой рунике китайской системой И Цзин. Многие умозаключения автора носят чисто христианский характер, чуждый рунической среде, а потому противоречат ей, а иногда и здравому смыслу. Однако по праву первого и по масштабности роли книги Блума, несмотря на все его заблуждения, достойны почетного места на книжной полке современного рунолога».

Гвидо фон Лист

«Тайна рун» фон Листа, несомненно, является классикой эзотерической рунологии - как бы мы ни относились к его идеям и выводам. К моменту выхода в свет русского издания книги (2001) она давным-давно была переведена почти на все европейские языки. Собственно говоря, о фон Листе и его «Тайне рун» так много сказано и написано (в том числе и на русском языке), что вряд ли имеет смысл как-то комментировать его работу. Другое дело, сама книга, и прежде всего качество перевода и комментариев (а надо сказать, что переводить фон Листа — занятие сложнейшее). Надеюсь, что в этом отношении мы не ударили в грязь лицом.

Антон Платов

В том же 2001 году вышли в свет мои «Славянские руны».

Я видел немало критики этой книги, но, к сожалению, ни одной полноценной рецензии (творения Гриневича и Чудинова не в счет, это вообще не имеет отношения к рунам), поэтому не могу привести здесь таковую.

Большинство нападок сводится к обвинениям в «неисторичности» материала и «недоказанности» выводов. Между тем книга намеренно разбита на две части. Первая, «Историческая», посвящена обзору доступной информации по докириллической письменности славян и анализу северовендских рун, — и опирается на данные археологии и академические источники. До сих пор мне не доводилось видеть корректных указаний на конкретные ошибки, допущенные в этой части.

Название второй части книги — «Волшебная» — по-моему, говорит само за себя. Эта часть содержит описания значений рун вендского ряда и представляет собой (что, к слову, оговорено во введении к части) результат моей собственной практики и мое видение вопроса. В «волшебной» части и не может быть прямых доказательств, просто для кого-то мое видение близко, а для кого-то — неприемлемо.

Книга переиздавалась в 2002 году.

Эдред Торссон

В 2002 году в этой серии вышли две книги Торссона, в отличие от изданной в 1997 году «Северной магии», посвященные непосредственно рунам. Это серьезный объемистый труд «Руническое учение: введение в эзотерическую рунологию» и небольшая книжка «Источник судьбы», представляющая собой руководство по рунической мантике.

О      признаваемых большинством понимающих людей недостатках книг Торссона мы уже говорили выше, и повторяться не стоит. В любом случае, «Руническое учение» — фундаментальная работа, выгодно отличающаяся доскональностью и объемом рассматриваемого исторического материала (что, увы, редкость среди выходящих в России книг о рунах), а также — рассмотрением рун непосредственно в контексте Северной Традиции. Несомненно, книга заслуживает всяческого внимания.

Период третий:

НОВАЯ ВОЛНА (2002—2005 годы)

В первые годы нового столетия начинается «массовое» издание книг по рунам. Продолжают переводиться и издаваться западные авторы (и интересные, и не очень), но главное отличие «новой волны» в литературе по рунам — это появление большого числа русскоязычных авторов.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!