Поделки из кукурузных початков



Простые по исполнению, но оригинальные по форме игрушки можно сделать из кукурузных початков без семян. Обработка початков не требует особых усилий и специальных инструментов.


Поделки из кукурузных початков (рис. 61)

Из одного початка можно сделать несколько интересных поделок (рис. 61). Для этого початок разрезают на части. Если початок сырой, он легко режется перочинным ножом. Сухой початок лучше обрабатывать маленькой пилочкой или лобзиком. Отдельные части соединяют клеем или тонкими палочками, вставленными в отверстия, сделанные шилом. Мелкие детали: нос, глаза и т. п. - рисуют или делают способом аппликации (рис. 62).


Поделки из кукурузных початков (рис. 62)

Аппликация из семян клена

Семена деревьев - клена, ясеня - имеют красивую внешнюю форму, что позволяет использовать их для оригинальных поделок.


Аппликация из семян клена (рис. 63)

Сбор семян производят, когда они еще не совсем высохли - засохшие семена скручиваются, обесцвечиваются, теряют форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Через 2-3 дня семена высохнут. Их аккуратно складывают в коробочку. Срок хранения сухих семян неограничен.

Аппликация из семян клена специфична. Дело в том, что в рисунке необходимо сохранить естественную форму семени, поэтому традиционная поэтапность - от эскиза до поделки - здесь менее приемлема. Работа с кленовыми семенами требует большей фантазии, творчества, выдумки. Отсюда и особенность подхода к работе. Вначале намечают, что будут делать, потом семена раскладывают на листе бумаги и, передвигая их, находят наиболее выразительный вариант аппликации. Необходимо помнить, что незначительное передвижение семян изменяет позу, выражение, динамику передаваемого образа. Поэтому, используя один и тот же образец, каждый может найти свое оригинальное решение.

Когда найден наиболее понравившийся композиционный вариант, начинают приклеивать семена. Так как семена клена крупные, то можно смазывать клеем не основу, а сами семена. Для мелких деталей используют дополнительный материал.

Мозаика из песка

Для работы используют обыкновенный песок. Оригинальные, простые по исполнению изделия применяют в качестве выставочных поделок, для оформления рабочей комнаты. Вначале подготавливают рисунок, переносят его на основу - плотную бумагу, картон или окрашенную фанеру. Затем фрагменты, если рисунок маленький, полностью смазывают клеем ПВА и насыпают сухой, без камешков и других сорных примесей песок.


Мозаика из песка (рис. 64)

Когда клей подсохнет, песок стряхивают. Так до окончания работы. Отделку производят цветными карандашами или фломастерами.

Мозаика из опилок

В любой школе при обработке древесины остается много опилок. Их обычно выбрасывают, хотя это хороший поделочный материал. Опилки просеивают через сито, чтобы не было крупной щепы, и окрашивают в нужные цвета. Делают это так: в баночках разводят гуашевые краски, засыпают в них опилки и размешивают палочкой, чтобы хорошо впиталась краска. Когда получен желаемый цвет, опилки высыпают на газету и просушивают.


Мозаика из опилок (цвет. табл. III)

Мозаику можно выполнять на цветном картоне, фанере, бархатной, рисовальной и другой плотной бумаге. На основу переносят рисунок и небольшие участки его смазывают клеем. На это место насыпают опилки того цвета, какой требуется в рисунке. Когда клей немного подсохнет, остатки опилок стряхивают. Процесс повторяют до завершения работы. Мелкие детали дорисовывают.


Мозаика из опилок (цвет. табл. III)

Красивые, оригинальные работы получаются из неокрашенных опилок с незначительной подкраской отдельных частей фломастером по готовой мозаике (цвет. табл. III).

Аппликация из птичьих перьев

Увлекательный и доступный вид работы для младших школьников - аппликация из различных материалов, в том числе и птичьих перьев. Заготовка материала производится заблаговременно, хранение не представляет трудности. Перед началом занятия очень важно обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций.


Аппликация из птичьих перьев (цвет. табл. IV)

Хотя процесс работы прост, он требует аккуратности. Прежде всего намечают об,ъект работы: лучше, если это будут птицы и животные, так как сам материал позволяет выразить их натуральность. Выбранный рисунок переводят на картон или плотную Цветную бумагу. Необходимо помнить, что полностью передать анатомические особенности нельзя, главным ориентиром должны служить условность, обобщенность, выражение наиболее характерного, поэтому отклонение от рисунка не только возможно, но иногда и необходимо.

Если перья очень большие, то можно жесткие концы отрезать ножницами, а сами перья разорвать вдоль черенка. Использовать можно как чисто белые, так и цветные перья. Натуральная расцветка позволяет передать природную окраску выбранного объекта. Когда все готово к работе, приступают к выполнению аппликации. Небольшими мазками наносят на рисунок клей (лучше всего клей ПВА) и накладывают на него предварительно отобранные перья. Смазывать весь рисунок не следует, так как клей быстро высыхает. Делать аппликации надо внакладку - каждое следующее перо должно перекрывать пушистой частью предыдущее. От этого зависит качество работы. Приклеивают перо не полностью пушистая часть придает изделию объемность и скрывает места приклеивания.


Аппликация из птичьих перьев (цвет. табл. IV)

Заключительный этап - аппликация мелких частей: носа, глаз, клюва. Здесь можно использовать цветную бумагу, небольшие пуговицы, бусинки и т. п. (цвет. табл. IV).

 

Аппликация из листьев

Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. Начинать аппликационные работы из листьев можно с дошкольного возраста, так как аппликации из листьев просты в изготовлении и в то же время оригинальны, броски, привлекательны.


Аппликация из листьев (цвет. табл. V)

Собирать можно только опавшие листья. Лучшее время для сбора - конец лета, начало осени, когда листья приобретают сложную цветовую палитру. Не следует брать слишком большие листья, для работы лучше подойдут маленькие и средних размеров. Собирать листья надо под разными деревьями и кустарниками. Для аппликаций используют листья различных трав. Зимой каждая былинка пригодится.

Для сбора листьев не обязательно организовывать длительные походы и экскурсии. Необходимый материал можно найти возле школы, дома, в котором живут дети. Природа щедра, но необходимо предупредить детей и следить за тем, чтобы они не обламывали ветки, если на них встретят красивый лиственный букет. Если листья собирают в лесу, то к сбору, особенно листьев трав, следует относиться не менее осторожно. Категорически запрещено вырывать цветы и травы с корнем: этим можно нанести невосполнимый ущерб природе.


Аппликация из листьев (цвет. табл. V)

Собранные листья сортируют по видам и раскладывают между газетными листами для просушки. Чтобы листья не коробились сверху кладут груз. Через 5-10 ч газетные листы заменяют сухими. Высушенные, рассортированные листья хранят в папке. Аппликацию из листьев выполняют на белом или цветном фоне. Для основы берут тонкий картон или плотную бумагу. Природная форма, цвет, оттенки листа позволяют передать самые различные предметы, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Увлекаться этим способом не следует, так как при этом теряется привлекательность и оригинальность поделки, появляется отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм или отдельных предметов, постепенно с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.


Аппликация из листьев (цвет. табл. V)

Перед началом работы делают несколько набросков карандашом на отдельном листе бумаги с учетом имеющегося материала. В самой же аппликации непременно будут изменения, поэтому, используя предварительный рисунок, способом композиционного расположения находят наиболее оптимальный вариант передачи выразительности рисунка. Только после этого приклеивают листья, смазывая их очень тонким слоем или каплями в нескольких местах (цвет. табл. V) .

Аппликация из соломы

Как поделочный материал солому используют давно. Из нее делают различные полезные вещи: головные уборы, бытовые предметы, игрушки, украшения, инкрустацию, аппликации.

Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей.

Для аппликации используют солому хлебных злаков - ржи, пшеницы, овса, ячменя; дикорастущих растений - мятлика, тимофеевки и др.

Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает золотистый оттенок. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы непригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты. Лучше использовать свежую, ровную, не смятую комбайном, неподгнившую солому. Собирают такую солому вручную на пришкольном участке или на обочинах полей.

Для работы солому необходимо подготовить - из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 ч в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.

Глядя на готовые поделки, кажется, что аппликация из соломки - трудный вид работы. Это не совсем так. Действительно, качество некоторых работ иногда оставляет желать лучшего, но это зависит не от плохих способностей детей, а от неверной технологии исполнения аппликации. Наиболее распространенная ошибка заключается в том, что аппликацию выполняют непосредственно на основе, подгоняя каждую соломинку, что практически сделать очень трудно.


Аппликация из соломы (цвет. табл. VI)

Технология наклейки соломенных полос - важнейший этап работы. Вначале намечают объект поделки, т. е. создают эскиз аппликации. При этом учитывают различные свойства и специфику материала. Аппликацию можно сделать объемной, используя для этого соломку, окрашенную в различные цвета анилиновыми красителями. Цветовые оттенки можно показать, накладывая соломенные ленты в различных направлениях. Когда подготовлен эскиз, его фрагментами (большими частями) с учетом направления полос переносят на тонкую, но достаточно прочную, просвечивающуюся бумагу. Для аппликации используют клей, дающий эластичную пленку, наилучший из них - ПВА. Столярный и казеиновый клей после высыхания образует жесткую, ломкую пленку, что приводит к браку в работе. Совсем непригоден канцелярский клей, который со временем разлагается и портит изделия.

Клеем смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы полосок должны выходить за контурные линии. Так подготавливают все фрагменты рисунка. Потом поворачивают заготовку на изнаночную сторону и по контурной линии обрезают ножницами лишнюю бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.


Аппликация из соломы (цвет. табл. VI)

Для основы берут темный фон. Хорошо контрастирует соломка с черной бархатной бумагой, однако можно взять и другой цвет. В качестве основы используют также ткань, натянутую на подрамнике или листе фанеры.

Подготовленные фрагменты кладут на основу, находят наиболее удачное композиционное расположение и приклеивают. Потом производят отделку: выжигают некоторые части. К готовой поделке

Соломенный бычок


Соломенный бычок (рис. 65)

Это простая по исполнению, но красивая игрушка. Для работы используют стебли различных злаковых растений. Из заготовленной заранее соломки отрезают стебли для головы длиной примерно 40-45 мм (рис. 65, а), складывают их в пучок и, отступив от краев 8-10 мм, связывают ниткой или тонкой проволокой. Для туловища режут заготовки длиной 110-120 мм (рис. 65, б).

Потом из веточек нарезают четыре детали для ног и один для шеи (рис. 65, в, г). Концы веточек обрабатывают на конус, чтобы они легко прокалывали соломку, и соединяют детали. Готовую поделку раскрашивают фломастером. Ушки делают из бумаги (рис. 65, д).

 

Человеческая фигурка

Существуют различные объемные игрушки из соломки, в том числе и фигурки человека. Способ их изготовления различен. Рассмотрим один из наиболее простых.


Человеческая фигурка (рис. 66)

Соломку замачивают на 2-3 ч в воде, потом берут пучок, связывают его посередине и с одного края отгибают концы вниз (рис. 66, а). Делят пучок пополам и вставляют в щель заранее подготовленную деталь рук (рис. 66, б). Толстой ниткой перевязывают соломку, чтобы вверху получилась голова (рис. 65, в), ниже - туловище. Оставшуюся часть делят пополам так, чтобы получились ноги. Глаза, рот, нос рисуют фломастером (рис. 65, г).

 

Лодочка из листа камыша


Лодочка из листа камыша (рис. 67)

От стебля отрывают лист вместе с черешком - он будет служить мачтой. Со стороны черешка, отступив несколько сантиметров, лист сгибают так, чтобы черешок находился почти перпендикулярно к листу. Со стороны сгиба, разделив лист на три части, делают два разрыва, крайние части соединяют, вводя одну часть в щель другой, среднюю оставляя свободной (рис. 67, а, б, в). Потом, отступив от мачты также несколько сантиметров, производят аналогичную операцию с другим концом листа. В длинном, оставшемся конце осторожно делают разрывы и проводят в них мачту. Получается лодочка с парусом. Остаток листа отрывают. Лодочка хорошо плавает, когда нет волн (рис. 67, г).

 

Изделия из ракушек

Различные оригинальные поделки можно выполнить из морских и речных ракушек. Творческий простор здесь не ограничен. Сбор ракушек производят заблаговременно, хранение не представляет трудности.


Изделия из ракушек (рис. 68)

Для туловища, головы и других частей подбирают симметричные пары ракушек, складывают их вместе и склеивают. Если ракушки плохо подходят друг к другу, то их обрабатывают на наждачном камне, чтобы уменьшить зазор между ними. Соединяют детали быстросохнущими клеями: БФ, "Марс", "Феникс", суперцемент, "Момент-1", ПВА и др.

Такие поделки используют в Качестве сувенира, подарка на праздник, в день рождения.

Хорошие игрушки можно сделать на фанерной основе, окрашенной в разные цвета (рис. 69).


Изделия из ракушек (рис. 69)

V. Глина и пластилин

Глина - широко распространенный и доступный природный материал, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного из него изделия.

Заготовка глины не представляет сложности даже в больших городах. Ее можно взять в местах ремонтных или раскопочных работ, на строительных площадках, в местах посадки деревьев и кустарников, во дворах. В сельской местности глину можно взять по берегам рек, речек, ручьев, склонам оврагов и т. п.

Глина - ценный промышленный материал. Из нее делают кирпичи, черепицу, керамические изделия. Применяют в строительстве, металлургии, бумажной, химической и других отраслях народного хозяйства.

По составу глины бывают тощие, с большим содержанием песка, и жирные, где его очень мало; по техническим качествам - каолиновые, огнестойкие, строительные; по цвету - белые, красные, коричневые, желтые, зеленые и др.

Для работы с младшими школьниками наиболее пригодна глина с небольшим содержанием песка. В природе не всегда удается найти именно такой материал, поэтому его приходится приготавливать самим. Слишком тощую глину отмучивают, т. е. удаляют из нее песок и другие примеси. Делать это так. Сосуд заполняют наполовину или чуть больше глиной и заливают полностью водой. Потом деревянной палочкой смесь хорошо размешивают. Когда раствор отстоится и на поверхность воды всплывут легкие растительные примеси, мусор, то их снимают и выбрасывают. Когда глина осядет, на дне окажутся более тяжелые примеси - песок и камешки. Затем воду сливают полностью и отмученную глину перекладывают в отдельную, лучше эмалированную посуду. Нижний слой выбрасывают.

Слишком жирная глина также не годится для работы. Изделия из нее после высыхания трескаются, поэтому в нее надо добавить немного мелкого песка.

Для продолжительного хранения глину кладут в нержавеющую посуду и накрывают полиэтиленовой пленкой. Если глину подготавливают для дальнейшей работы, то ее сушат, а перед использованием вновь размачивают.

Пластилин - искусственный пластичный материал, очень удобный для работы с младшими школьниками. Пластилин делают из белой глины с добавлением воска, чтобы пластилин не затвердевал, глицерина для придания ему пластичности, жировых веществ для предохранения от высыхания, красителей, чтобы получить различные цвета. Пластилин поступает в продажу готовым к употреблению.

Так как пластилин не требует предварительной подготовки, то им часто заменяют глину. Этого делать не рекомендуется. Глина и пластилин - неравноценные материалы, отличающиеся по свойствам, технологии обработки, использованию и своему назначению. Поделки из них совершенно различны по качеству.

Пластилин обладает большими поделочными свойствами. Он пластичен, легко обрабатывается, изделия из него долго сохраняют форму. Работа с этим материалом позволяет познакомить детей с различными видами искусства, такими, как скульптура, графика. При лепке орнаментов и рельефов учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, народным творчеством. Лепной орнамент (лепнина), который широко выполняют из гипса и цемента, применяют в интерьере и экстерьере зданий. Поэтому, приступая к лепке, необходимо привести конкретные примеры применения лепного орнамента. Такую лепку можно встретить во Дворцах пионеров, театрах, кинотеатрах, библиотеках, музеях и других сооружениях общественного назначения.

Один из наиболее простых видов обработки пластилина - процарапывание. Как разновидность настенного декоративного изображения процарапывание по штукатурке, наложенной на стену в 2-3 цвета, известно давно и широко используется для оформления различных сооружений, в частности для отделки стен. Процарапыванием украшают также керамику.

В качестве примера можно привести большой рельеф, выполненный на стене перед входом в Зал Воинской Славы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор Е. Д. Вучетич), где композиция создана способом процарапывания по одноцветной штукатурке. При этом рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки, обнажая нижний слой, отличающийся по цвету. Такая техника носит название сграффито.

Выполняя способом рельефной лепки, процарапыванием различные работы, дети получают не только теоретические знания, у них развивается чувство прекрасного, художественное видение окружающей действительности, реализуются практические задачи по отработке навыков и умений, укрепляются мышцы пальцев.

Сами же поделки служат хорошим украшением рабочей комнаты, выставочного зала или любого другого помещения.

Соблюдение принципа поэтапности - от простого к сложному - важное условие при обучении объемной лепке. Часто бывает, что дети сразу приступают к лепке таких сложных по форме изделий, к которым они еще не готовы. Как правило, в таких случаях их преследует неудача. Прежде всего необходимо сделать анализ объекта работы, а также правильно выбрать способ лепки.

В работе необходимо учитывать сложность изделия, что определяет способ выполнения практического задания: конструктивный, пластический или комбинированный. Наиболее простым является конструктивный способ, заключающийся в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей: головы, рук, ног и т. д. Его чаще используют на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыков лепки. В данном пособии предложена объемная лепка из пластилина именно таким способом. Конструктивный способ лепки народные умельцы и профессиональные мастера используют и при сложных работах.

Более сложен пластический способ лепки, когда изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный способ включает в себя как конструктивный, так и пластический способы. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

 

Инструменты и приспособления


Стеки (рис. 70)

Для обработки глины и пластилина используют специальные инструменты - стеки (рис. 70). К набору пластилина часто прилагается одна стека, но для качественной работы этого недостаточно. Стеки можно сделать самим. Они бывают деревянные, пластмассовые, металлические самой разнообразной формы. Наиболее просты в изготовлении деревянные (рис. 70, а) и проволочные (рис. 70, б) стеки. Деревянные делают из твердых пород древесины: березы, дуба, бука, ясеня и др. Так как младшим школьникам трудно обрабатывать такие породы, лучше, чтобы эти инструменты сделали родители или старшеклассники в школьных мастерских.

Проволочные стеки могут сделать самостоятельно третьеклассники, тем более что обработка проволоки предусмотрена программой трудового обучения. Для изготовления инструментов используют медную или алюминиевую проволоку, толщиной от 1 до 3 мм. Рабочую часть стеки прикрепляют тонкой проволокой или изоляционной лентой к деревянной ручке.

Чтобы во время работы с глиной и пластилином не испачкать рабочее место, необходима подкладная доска размером примерно 25X25 см. Ее делают из пластика, который хорошо моется теплой водой.

 

 

Самоделки из глины

Метки

Перед работой глину надо хорошо вымесить. Берут кусок глины, предварительно размоченной в воде, кладут на подкладную доску и разминают, как тесто, постоянно поворачивая в разные стороны. Чтобы глина не прилипала к рукам, их также смачивают водой. Когда глина превратится в однородную пластичную массу, от нее отделяют нужное количество и приступают к выполнению меток.


Метки (рис. 71)

Из куска скатывают в ладонях шарик, потом сдавливают его, чтобы получилась плоская круглая лепешка. Ее кладут на доску, смачивают руку водой и разглаживают поверхность. Таких заготовок делают несколько. Потом берут стеку и на подготовленной поверхности выполняют рисунок, аккуратно снимая кусочки глины, поднимающиеся по ходу движения стеки.

Готовые поделки, подрезав их тонкой проволокой или плоской деревянной стекой, снимают с доски и кладут на плотный лист бумаги до полного высыхания. В сырой поделке прокалывают отверстие проволокой для подвешивания метки на нитке.

Высохшие работы покрывают белой гуашью или раствором мела с добавлением небольшого количества клея ПВА, чтобы не пачкались руки. В продавленный рисунок наносят цветную краску.

Поделки используют в качестве различных эмблем.

Фигурный пряник

На Руси лакомство в виде фигурного пряника известно давно. Пряники имели не только хорошие вкусовые качества, но и привлекающее внешнее оформление, поэтому их использовали как угощение, подарок, особенно детям.


Фигурный пряник (рис. 72)

Для изготовления фигурного пряника делали специальные металлические или деревянные формы, с помощью которых либо вырезали, либо печатали пряники.

Для учебных целей при работе с глиной (хотя аналогичным способом можно сделать настоящие пряники из теста) нет необходимости делать форму: пряник можно вырезать стеками.

Вначале подготавливают небольшой ком глины, раскатывают его в ладонях, из полученного шарика делают лепешку. Кладут ее на подкладную доску и по заранее подготовленному рисунку процарапывают внешние контуры пряника, обрезают лишнюю глину. Потом наносят на пряник узор. Готовую работу кладут до полного высыхания, после чего производят окраску.

Игрушки-свистульки

Глиняная игрушка - уникальная по своей выразительности и пластичности - оригинальный вид народного творчества. Широкой известностью пользуются дымковская, филимоновская, опошненская, абашевская игрушки, получившие свои названия по тем местам, где их делают. Для народной глиняной игрушки присущи обобщенность, изящность форм, декоративность, яркость росписи.


Игрушки-свистульки (рис. 73)

Перед изготовлением игрушки учащихся необходимо познакомить с принципом лепки и росписи. Эту работу можно выполнить на уроках изобразительного искусства.

Лепку игрушки-свистульки выполняют из цельного комка глины. В основе игрушки могут быть фигурки петушка, лошадки, оленя, собачки, барана и т. п.

Глину хорошо разминают, делают из нее жгут, на котором оставляют выпуклые места для ног и подставки. Жгут перегибают и формуют основу свистульки: вытягивают шею, ноги, мордочку. Мелкие детали смачивают водой и притирают пальцами и стеками места стыковки. Потом прорабатывают отдельные части и ставят игрушку сушить. Когда свистулька высохнет, производят ее роспись.

 

Народная игрушка

Народная глиняная игрушка - прекрасное средство эстетического воспитания учащихся. В ней важно все: и целостное воздействие образа на воображение, и отдельные элементы ритма, симметрии в отделке игрушки, и яркость, и внешняя броскость, и лаконичность средств выражения.


Народная игрушка (рис. 74)

Перед работой руководитель демонстрирует образцы игрушек, анализирует форму, вместе с детьми находит принципы построения, приемы лепки и росписи поделки.

Игрушку выполняют из целого комка глины, используя мотивы народного творчества. Сначала выделяют основные части: юбку-конус, туловище и голову, потом выполняют более мелкие детали, используя стеки. Для того чтобы игрушка получилась гладкой, ее протирают влажными руками или мягкой тряпкой, смоченной в воде.

Самоделки из пластилина

Лепка орнамента

Этот способ работы очень прост по исполнению, но позволяет сделать интересные и оригинальные игрушки. Орнамент можно выполнить из геометрических, растительных или произвольных форм.


Лепка орнамента (рис. 75)

Подготавливают небольшой лист картона или плотной бумаги. Берут кусочек пластилина, разогревают его в руках и наносят тонким слоем на основу, постепенно размазывая пальцами, начиная с середины. Первый слой служит фоном, поэтому пластилин подбирают нужного цвета.

Потом из пластилина другого цвета делают геометрические или растительные элементы узора. По предварительному эскизу эти заготовки прикрепляют к основе. Таким способом можно сделать много различных поделок.

Рельефная лепка

Работу выполняют на плотной бумаге, картоне или фанере.


Рельефная лепка (рис. 76)

Вначале подготавливают эскиз, в основе которого могут быть растения, персонажи сказок, птицы, звери. Потом рисунок по контурным линиям переносят на небольшой лист картона или плотной бумаги. Рельефную лепку обычно выполняют из одноцветного материала, но в детских работах для большой художественной выразительности можно использовать различные цвета.

Работу начинают с подготовки пластилина, постепенно разогревая его в руках. Так как детям сразу трудно нанести толстый слой, то эту операцию выполняют в несколько приемов: сначала наносят тонкий слой, потом еще несколько слоев, пока не получат нужную толщину для выполнения задуманного рисунка. В центре слой должен быть несколько толще, по краям - тоньше.

Когда выполнен подготовительный этап работы, приступают к созданию рельефа. Сначала снимают слой пластилина, где он должен быть тоньше по рисунку, и накладывают там, где по замыслу он должен быть толще. Хорошо проглаживают лепку, придавая ей наиболее естественную форму, выделяя анатомические, растительные и другие особенности в зависимости от рисунка. Потом стеками окончательно обрабатывают лепку.

Плоская лепка

Работу выполняют на плотной бумаге или картоне. Этот вид лепки напоминает рисование, необычны лишь материалы и техника исполнения.


Плоская лепка (цвет. табл. VII)

Вначале подготавливают рисунок, переносят его на основу. Потом берут немного пластилина нужного цвета, разогревают его в руках и пальцами наносят тонкий слой по контуру рисунка. Для каждого цветового пятна берут соответствующий цвет пластилина. Чтобы получить более сложную цветовую гамму, различные цвета смешивают, разминая пластилин в руках. Для передачи оттенков по слою, нанесенному на основу, втирают пластилин одного цвета в другой. Лишний пластилин, выходящий за контурную линию, убирают стекой. Для достижения качества работы готовую поделку вырезают и приклеивают на чистую цветную или белую бумагу. Таким способом можно выполнить цветы, растения, птиц, зверей и т. п. Этими работами можно украсить стенд, уголок, использовать как иллюстративный, наглядный, оформительский материал. Выполнение поделок способом плоской лепки укрепляет у детей мышцы рук, развивает координацию движений, глазомер.

Процарапывание по пластилину

Таким способом можно сделать иллюстрации к сказкам, басням, рассказам, жанровые сценки, передать различные явления природы.


Процарапывание по пластилину (цвет. табл. VIII)

Для основы используют плотную белую бумагу.

Пластилин разогревают в руках и наносят тонким слоем на основу, размазывая пальцем, начиная с середины листа. Слой должен быть равномерным по толщине. Потом берут деревянную стеку с остро отточенным концом и процарапывают пластилин до бумаги. Работают без предварительного рисунка. Если допущена ошибка, ее легко исправить: пальцем вновь растирают пластилин, закрывая процарапанные места. Так работают до завершения изделия. Эффект рисунка получается за счет контрастности белой бумаги и цветного пластилина.

Лепка овощей, фруктов

. Лепку некоторых овощей и фруктов дети выполняют на уроках трудового обучения, однако время на их изготовление ограничено, поэтому на внеклассных занятиях учащиеся расширяют знания, совершенствуют навыки и умения, выполняют поделки большей сложности.

Об этом виде работы следует сказать несколько слов особо, так как иногда для изготовления игрушек в качестве поделочного материала используют непосредственно овощи, фрукты, корнеплоды. Это делать не следует ни в коем случае. Пластилин в этом виде работ незаменим, так как из него можно сделать различные овощи и фрукты, придав им форму персонажей сказок, мультфильмов, басен.

Перед лепкой необходимо рассмотреть образец или рисунок будущей поделки, определить ее форму, цвет материала, наметить последовательность работы. Некоторые овощи и фрукты имеют неправильную форму шара (помидор, яблоко, вишня и др.), иные - конуса со скругленными краями (морковь, перец), другие объединяют несколько форм (груша, гриб). После анализа приступают к лепке. Работу можно выполнить за несколько занятий.

Для поделок, имеющих круглую форму, берут пластилин нужного цвета (примерно третью часть бруска), разогревают его в руках, раскатывают шарик на подкладной доске, слегка сдавливают сверху и снизу пальцами. Затем стекой делают углубление для черешка и цветоножки. На готовую поделку, чтобы передать различные оттенки, наносят тонкий слой пластилина в зависимости от цветовых особенностей плодов. В заключение делают черешок, по необходимости листья (рис. 77).


Лепка овощей, фруктов (рис. 77)

Плоды, имеющие более сложную форму, начинают делать так же, как и шаровидные. Подготавливают пластилин, раскатывают его на подкладной доске, потом в руках придают нужную форму и производят отделку (рис. 78).


Лепка овощей, фруктов (рис. 78)

Конусообразные плоды начинают делать в форме толстого жгута, потом делают ладонью нажим на одну сторону, постоянно раскатывая пластилин на подкладной доске. Заключительный этап работы выполняют в руках: скругливают ребра конуса, делают углубления и т. п. (рис. 79).


Лепка овощей, фруктов (рис. 79)

Если лепные овощи и фрукты используют в качестве персонажей, то на них стекой делают глаза, рот, нос и т. д. Отдельные дополнительные детали вылепливают из пластилина нужного цвета и прикрепляют к основе. Для удобства демонстрации готовые поделки крепят на палочке.

Лепка животных

. Объемная лепка для детей всегда представляет определенную трудность. Одна из причин - недостаточная их подготовленность к такому виду работы. Учителя, воспитатели, руководители кружков иногда игнорируют объемную лепку или, наоборот, требуют от детей абсолютной точности, детализации, что не всегда удается детям сделать. После нескольких неудач дети приходят к выводу, что этот вид работы им не под силу, вследствие чего пропадает интерес, появляется нежелание заниматься объемной лепкой.

Прежде чем приступить к объемной лепке, дети должны четко представить предмет работы. Для этого необходимо найти общие и отличительные черты, принцип построения, особенности расположения частей, произвести анализ, выделить основные детали. Перед работой можно поставить задачу творческого характера: сделать словесное описание, выполнить эскиз.

В основе частей тела различных животных можно увидеть определенные геометрические фигуры. Эту закономерность необходимо использовать в работе. Дети тогда лучше представляют объект труда, в упрощенной форме им легче вылепить различные изделия.

На первых порах школьникам трудно выполнять объемную лепку из целого куска пластилина - это более высокий и сложный этап работы. Поэтому лепку лучше производить по отдельным деталям, последовательно соединяя их между собой.

Поросенок

Для работы используют пластилин розового цвета. Основные детали поделки: голова, туловище, ноги, уши.


Поросенок (рис. 80)

От бруска пластилина стекой отрезают четвертую часть, разогревают в руках и раскатывают на подкладной доске в форме шарика. Пальцами, потом стекой делают мордочку поросенка. Для туловища берут несколько больше пластилина, делают из него цилиндр, потом руками скругливают ребра. Ножки делают в форме маленьких цилиндров, уши - в виде треугольников. Когда подготовлены все части, их соединяют и производят окончательную отделку.

 

Лисичка

Для работы используют пластилин оранжевого цвета. Основные детали поделки: голова, туловище, хвост.


Лисичка (рис. 81)

От бруска пластилина стекой отрезают четвертую часть, разогревают в руках и раскатывают на подкладной доске в форме конуса, руками скругливают ребра, делают сгиб острой части мордочки. Из черного пластилина скатывают маленький шарик и крепят его на кончике - это будет носик лисички, стекой делают разрез - рот. Потом процарапывают глаза и прикрепляют уши.

Для туловища берут несколько больше пластилина. Делают из него конус, срезают острую часть и крепят к нему голову. Хвост сначала выполняют в виде колбаски, потом суживают оба конца, сгибают, придают заготовке нужную форму и соединяют все части, производя окончательную отделку.

Медвежонок

Аналогичным способом лепят медвежонка (рис. 82). Для работы берут пластилин коричневого цвета. Голову делают в виде шарика, потом руками формируют мордочку, носик выполняют из кусочка черного пластилина. Туловище напоминает форму неправильного конуса, передние лапки - короткие, толстые жгуты, задние лапки сплющивают, чтобы поделка была устойчива.


Медвежонок (рис. 82)

Лепка сказочных персонажей

Неограниченный простор для творчества, фантазии представляет лепка известных детям сказочных персонажей. В каждую работу ребята вносят что-то свое, индивидуальное, иногда неожиданное и оригинальное.

Прежде чем приступить к лепке, необходимо вспомнить с детьми выбранную ими сказку. Целесообразно сделать словесное описание главных героев, рассмотреть иллюстрации или самим выполнить эскизы персонажей, которых будут лепить.

Чебурашка

Для работы используют пластилин коричневого цвета. Основные части поделки: голова, туловище, уши, лапки.


Чебурашка (рис. 83)

Сначала подготавливают основные детали поделки. Для головы берут четвертую часть бруска пластилина, разогревают его в руках и делают шарик на подкладной доске. Для туловища используют несколько больше пластилина. Уши делают в виде толстой лепешки, передние лапки - в форме жгута, задние - плоские, чтобы поделка была устойчива. Когда подготовлены все части, их соединяют и производят окончательную отделку.

Чиполлино

Для работы используют пластилин разного цвета. Основные детали поделки: голова, верхняя часть головы, туловище, руки, ноги, ступни ног.


Чиполлино (рис. 84)

Сначала делают голову в виде шарика, для верхней части берут зеленый пластилин и делают из него конус, острая часть которого срезана и выполнена в виде луковичных перьев. Детали соединяют вместе, притирая пальцами.

Потом делают туловище, по форме напоминающее неправильный цилиндр. Ноги сначала делают также в форме цилиндра, потом несколько сплющивают его, разрезают стекой на две части и окончательно формируют заготовку. Руки делают в виде жгута, ступни ног плоские для устойчивости поделки.

 

Незнайка

Сначала лепят голову, используя для этого четвертую часть бруска пластилина. Для шляпы делают большую лепешку, середину выдавливают пальцами и поднимают поля. Детали соединяют. Туловище поделки - конус со срезанной вершиной, руки - маленькие конусы. Поделку крепят на подставке в форме кирпичика.


Незнайка (рис. 85)

Используя общие принципы лепки, можно сделать самые различные изделия.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!